Итоговое тестирование по теме Человек и общество

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вариант 1


Часть 1 (А)


1. Социальными нормами являются:

а) традиции,

б) документы,

в) нравы,

г) контракты,

д) законы природы.

2. Определите признак, свойственный постиндустриальному обществу.

1) появление массовой культуры;

2) в экономике преобладают отрасли тяжёлой промышленности;

3) основными критериями стратификации общества является профессионализм и уровень образования;

4) структура общества является жёсткой и закрытой.

3. В отличие от природы, общество:

1) является системой;

2) находится в развитии;

3) выступает в качестве творца культуры;

4) развивается по собственным законам.

4. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения?

1) познавательную;

2) прогностическую;

3) объяснительную;

4) социальную.

5. Какой из перечисленных элементов не относится к структуре познания?

1) субъект; 3) средства;

2) объект; 4) потребности.

6. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:

1) уровень воспитанности;

2) вся преобразовательная деятельность человека;

3) производство материальных ценностей;

4) художественное ремесло.

8. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование:

а) понятий;

б) суждений;

в) представлений;

г) умозаключений.

9. Четыре фактора производства - это:

а) производство, распределение, обмен, потребление;

б) земля, капитал, производительность труда, прибыль;

в) труд, земля, капитал, предпринимательство;

г) труд, товары, деньги, земля.

10. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психической и социальной. К психической составляющей относятся:

1) интересы и убеждения;

2) физиологические признаки;

3) половые особенности;

4) типы нервной системы.

11. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой часть материального мира.

Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать новые и отмирать старые элементы.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

12. Общим для науки и художественного творчества является:

1) обоснованность предположений;

2) стремление к познанию мира;

3) выражение эмоций;

4) формирование чувства прекрасного.

13. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?

1) экономическую;

2) социальную;

3) политическую;

4) духовную.

14. Популярный композитор работает над новой песней. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) духовная;

2) экономическая;

3) политическая;

4) социальная.


15. Верны ли суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.

Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются воздействием на неё СМИ.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

16. Какое суждение является верным?

А. Брокеры - это лица или фирмы, специализирующиеся на посреднических биржевых операциях.

Б. Дилеры - это государственные чиновники, контролирующие куплю-продажу иностранной валюты.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

17. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» - это

1) интуитивная догадка;

2) экспериментально подтверждённый факт;

3) художественный образ;

4) научная гипотеза.

18. Что свойственно командной экономике?

1) свободное ценообразование;

2) централизованное распределение факторов производства;

3) преобладание частной собственности над другими видами;

4) свободная конкуренция.

19. Нравственный императив Канта звучит так:

1) «Цель оправдывает средства»;

2) «Платон мне друг, но истина дороже»;

3) «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты»;

4) «Поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой всех».

20. Социальной потребностью является потребность в:

1) пище;

2) воздухе;

3) воде;

4) семье.

21. О каком уровне научного познания идёт речь в высказывании Ф. Бэкона: «Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… Учёность даёт сама по себе указания чересчур общие, если их не уточнять опытом»?

1) теоретическом;

2) эмпирическом;

3) абсолютном;

4) относительном.

22. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) развитое фабричное производство;

2) создание основного продукта в сельском хозяйстве;

3) завершение промышленного переворота;

4) высокоразвитая инфраструктура.

23. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.

Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

24. Подберите обобщающее словосочетание: движение «ЭМО», «Готы», «реперы», хард-рок, сленг:

1) массовая культура;

2) молодёжная субкультура;

3) элитарная культура;

4) народная культура.

25. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности:

1) экономической;

2) духовной;

3) социальной;

4) политической.

Часть 2 (В)


1. Какое слово пропущено в схеме?

Формы чувственного познанияИтоговое тестирование по теме Человек и обществоИтоговое тестирование по теме Человек и обществоИтоговое тестирование по теме Человек и обществоИтоговое тестирование по теме Человек и обществоИтоговое тестирование по теме Человек и общество

ощущение

восприятие















Ответ:_____________________________

2. Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключением одной, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены естественные потребности человека.

Первичные, биологические, социальные, органические, природные.

Найдите и укажите название потребностей другого вида, выпадающие из их ряда.

Ответ:_________________________

3. Установите соответствие между различными значениями понятия «экономика» и их существенными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ


ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ

А)

исследование мотивов поведения субъектов экономики

1)

экономика как наука

Б)

изучение национальной экономики
во взаимосвязи с внешним миром

2)

экономика как хозяйство

В)

создание и распределение материальных благ

Г)

разработка путей повышения эффективности экономических процессов

Д)

распределение доходов



Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д


4. Найдите в приведённом ниже списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) ощущение;

2) понятие;

3) фантазия;

4) умозаключение;

5) восприятие.

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:_________________________

5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

А)

фактический характер

Б)

характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4






Часть 3 (С)

Социальная мобильность

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность - это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном - движение вверх и вниз, горизонтальном - передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность - понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал - это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.

(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)


1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?

2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.

3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.

4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.

5. Укажите четыре отличия человека от животного.

6. Вам необходимо составить рассказ на тему «Познание». Составьте план ответа, состоящий не менее чем из четырёх пунктов, два из которых детализированы в подпунктах.

7. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

7.1. «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Г. Белинский).

7.2. «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Монтень).

7. 3. «Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев)

7. 4. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность - отстаивают» (А. Г. Асмолов).


© 2010-2022