- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект урока по обществознанию на тему Правовое государство (9 класс)
Конспект урока по обществознанию на тему Правовое государство (9 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Долгова С.А. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеообразовательно учреждение
«Гимназия №7 имени святителя Питирима
епископа Тамбовского»
Методическая разработка
урока по обществознанию
9 класс
Разработан: учителем
истории и права
Долговой С.А.
Тамбов
2015-2016
«Закон должен властвовать над всеми»
Аристотель
Цель урока: раскрыть идею господства права, ограничения власти правом - сущностной характеристики правового устройства демократического государства.
Оборудование: 1. Обществознание: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/А.Ф.Никитин, И.А.Галицкая, Е.С.Королькова и др.; под ред. А.Ф.Никитина.- М.: Просвещение, 2014
2. Карточки-задания;
3. Схема признаков правового государства.
Тип урока: комбинированный, с использованием интерактивных методов обучения.
Основные понятия: правовое государство, разделение властей, демократия, господство права и верховенство закона.
Используемая литература: 1. Обществознание: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/А.Ф.Никитин, И.А.Галицкая, Е.С.Королькова и др.; под ред. А.Ф.Никитина.- М.: Просвещение, 2014
2. Королькова Е.С. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание»: 8-9: Кн. для учителя/ Е.С.Королькова, А.Ф.Никитин, Н.Г.Суворова. _ М.: Просвещение, 2003.
3. Певцова Е.А. Обществознание: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И.Кравченко «Обществозание» 8-9 кл.» М.: ТИД «Русское слово-РС», 2010
4. Королькова Е.С. и др. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание» 9 класс. - М.: Просвещение, 2013
План урока
-
Вступительное слово учителя.
-
Опрос
-
Понятие правового государства.
-
Право силы или сила права.
-
Разделение властей.
-
Незыблемость прав и свобод человека и гражданина.
-
Развитая судебная система.
-
Выводы.
-
Закрепление.
10. Заключительное слово учителя.
Х О Д У Р О К А
1. Вступительное слово учителя.
В начале урока учитель знакомит учащихся с планом и целями урока.
2. Опрос.
Карточки-задания отдельным учащимся. (7-10 мин.)
Вопросы для всего класса:
1. Дайте определение: Конституция (структура Конституции рФ), легитимный, плюрализм, демократия.
2. Что такое основы конституционного строя?
3.Назовите основные конституционные характеристики России.
4. Какую главную ценность провозгласила Конституция РФ? Как это реализуется в жизни России ?
5. Что означает социальное государство? Какие острые проблемы социальной политики сохраняются? Как они решаются на практике?
6. Что говорит в пользу того, что Россия действительно светское государство?
7. Приведите аргументы за и против тезиса о том, что Россия является социальным государством. (использовать метод «живая линия»)
3. Понятие правового государства.
Сегодня нам на уроке предстоит разобраться с весьма популярным и спорным понятием правовое государство. Для этого мы совершим экскурс в историю.
Этот термин принадлежит великому немецкому философу 18-19 вв. И.Канту. Государство, по мнению Канта, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам. В целом теория правового государства сформировалась на рубеже 19-20 вв. в результате размышлений многих философов, юристов, социологов и политологов.
Выяснение вопроса о том, что такое правовое государство, очень важно для нас еще и потому, что в Конституции Россия названа правовым государством. Что это - реальность сегодняшнего дня или задача на будущее?
4. Право силы или сила права.
Авторы теории правового государства прежде всего обратили внимание на особую взаимосвязь государства и права. И мы тоже с этого начнем.
На доске - изображена схема правового государства.
Правовое государство
1.Верховенство 2.Разделение 3. Судебная 4. Взаимная ответ.
закона властей защита граждан личности и г-ва
5. Высокий уровень развития судебной системы;
правовая культура, грамотность граждан.
Что выше - право или государство? (вопрос учащимся)
После ответов учащихся учитель приводит пример - выссказывание Платона «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где законы - владыки, а они - рабы, я усматриваю спасение государства». Т.о. спор древних философов решался в пользу права.
Но это идеальная модель государства.
Если под правовым государством понимать справедливое государство, то естественно встает вопрос: Может ли государство быть справедливым, ведь интересы власти и человека объективно противоречивы? (вопрос учащимся) После ответов учащихся учитель делает вывод: Государство должно быть устроено таким образом, чтобы праву подчинялись и граждане, и само государство. Это первый признак правового государства. (схема)
В нашей Конституции идея верховенства закона получила закрепление в ст.4: «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ»; в ст.19: «Все равны перед законом и судом». Это 4 признак правового государства. (схема)
5.Разделение властей.
Другим не менее важным признаком правового государства является - разделение властей (схема, второй признак). Аристотель пришел к выводу, что в государстве должно быть три власти - законодательная, исполнительная и судебная. В 18 в. появилась теория об автономности, независимости этих властей, о четком разделении полномочий между властями.
Впервые идея разделения властей нашла закрепление в Конституции США 1787г. С этого времени в США строго соблюдается принцип трех властей.
В современной России в ст.10 Конституции сказано: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Вопрос к классу: «Вспомните какие органы власти в России представляют эти ветви?» (Федеральное собрание - законодательная власть, Правительство РФ, министерства - исполнительная, Суды - судебную)
Вывод. В настоящее время российские политики много спорят по поводу, реального разделения властей. Большинство считают, что парламенту нужно больше власти, а объем полномочий президента следует сократить и укрепить судебную власть.
6. Незыблемость прав и свобод человека и гражданина.
Другим весьма важным признаком правового государства является следующее - законы гарантируют и защищают права и свободы человека.
Основными правами и свободами являются - право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право на частную собственность, свободу слова, печати, совести и вероисповедания. Все они неотъемлемы и государство обязано их уважать и соблюдать.
7. Развитая судебная система.
Кроме названных признаков правового государства некоторые ученые выделяют еще 2 признака: 1) высокий уровень развития судебной системы;
2) правовая культура, грамотность граждан, знание ими своих прав и способов защиты. (пятый признак)
8. Вывод. Итак, мы выделили основные характеристики справедливого устройства государства. Насколько реально и уверенно Россия идет по пути к правовому государству судить вам.
9. Закрепление. (2-3 мин.)
Вопрос к классу: «Считаете ли вы реализованным на практике в современной России положение «все равны перед законом и судом»? Приведите свои аргументы.
По времени выполнить задание № 4,5 после параграфа 42.
10. Заключительное слово учителя.
Выставление оценок. Домашнее задание - § 42, вопросы после него.