Урок по основам избирательного права «Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Материалы к конкурсу среди учителей общеобразовательных заведений Ставропольского края на лучшую методическую разработку урока для школьников - будущих участников избирательного процесса


Методическая разработка урока по основам избирательного

права по теме:


«Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан»






Авторы работы: Третьяков Сергей Николаевич,

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ №4 с.Красное

Третьякова Елена Николаевна,

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ №4 с.Красное








Пояснительная записка


Человек не должен жаловаться на времена,

из этого ничего не выходит.

Время дурное: ну что ж, на это

и человек, чтобы улучшить его.

Т. Карлейль


Новая избирательная система и внесённые изменения в закон Ставропольского края о выборах сохраняет единство власти и укрепляет ее вертикаль. Для того, чтобы выборы были честными и справедливыми, надо активно вести разъяснительную работу, повышать политическую культуру избирателей. И особенно стоит обратить внимание на молодой электорат, от которого зависит процветание села, его будущее.

Актуальность темы

В октябре 2010 года в истории нашего села проходили очередные выборы в органы местного самоуправления (МСУ). Выборы проходили в острой политико-идейной борьбе за право стать депутатом и особенно главой сельской администрации. Эти выборы показали низкую политическую культуру, проблемы с подготовкой, предвыборной агитацией, голосованием, подсчётом и итогами голосования, невнимание к проблемам молодёжи. Поэтому молодёжь игнорирует выборы. И это неудивительно. Опыт показывает, что большинство нынешних старшеклассников не интересуются политической жизнью страны, да и за международными отношениями следят от случая к случаю. Например, в с. Красном последний интеропрос (см. Приложение №1), проведенный среди старшеклассников выявил, что только 11% учащихся регулярно следят за развитием политических событий в стране, 17% учеников делают это - от случая к случаю (см. диаграмму №1).

Поэтому, вопрос вовлечения молодёжи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня.

Данный урок рассчитан на тех, кому сегодня 14 - 18 лет, будущих избирателей. В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социо-пространстве. Подобные компетенции можно развить на уроках правоведения, обществознания и истории, на занятиях по элективным курсам «Подросток и закон», «Права человека», а также различных внеклассных мероприятиях, классных часах.

Одним из таких необходимых знаний для развития вышеуказанных компетенций является «Избирательное право».

Цель - формирование знаний учащихся о сущности избирательной системы, этапах избирательной кампании, механизмах её проведения, воспитание позитивного отношения к процессу избирательной кампании, овладение основными компонентами электоральных действий.

Формирование ключевых компетенций:

  1. Социальных компетенций:

- умение получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;

- соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;

- приобретение опыта совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;

- умение делать ответственный выбор на основе анализа ситуации;

- приобретение навыков осуществления рефлексивной деятельности, адекватной самооценки.

  1. Компетенций, необходимых для жизни в поликультурном обществе (толерантность, правовая культура, гражданственность, социальная активность, гражданское самосознание).

  2. Коммуникативных компетенций (владеть монологической и диалогической речью, навыками беглого чтения текстов).

  3. Компетенций, связанных с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением).

  4. Когнитивных компетенций (готовность учиться всю жизнь).

Задачи заключаются в стремлении:

1. Способствовать дальнейшей успешной социализации выпускников.

2. Вовлечь максимальное число обучающихся в активные формы обучения - социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив.

Формы и методы работы, используемые на уроке:

Для решения поставленных задач используются различные формы проведения: с использованием информационных технологий.

В ходе урока применяются активные методы обучения, т.е. система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников с использованием накопленных знаний. Методы строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере, интерактивности, разнообразных коммуникациях, монологе, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе, рефлексии.

Применяемые методические приемы:

Обозначение проблемы и нахождение путей ее решения. Организованный диалог, интеллектуальный штурм, моделирование ситуаций. Анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, самостоятельная работа с неадаптированными источниками, обобщение.

Используемые методы, приемы организации учебной деятельности позволяют создать атмосферу «включенности» каждого ученика в работу, проявить активность, самостоятельность, побуждают учащихся к выполнению проблемных заданий, обобщению и самореализации их субъективного опыта, способствуют развитию организационно-познавательных учебных умений: ведение познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество при решении учебных задач, организация себя на выполнение поставленных целей.

Предполагаемые результаты

В результате проведения занятия участники смогут:

  • познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками;

  • понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами;

  • расширить и углубить знания о том, как происходит избирательная кампания;

  • проводить первичный анализ и применение информации по темам «Избирательное право и избирательный процесс РФ».

Основные термины и понятия темы:


  • демократия

  • гражданское общество

  • гражданская ответственность

  • гражданская позиция

  • избирательная система

  • принципы избирательного права

  • избирательный процесс

  • активное избирательное право

  • пассивное избирательное право

  • избирательная кампания

  • мажоритарная избирательная система

  • пропорциональная избирательная система

  • политическая власть

  • выборы

  • референдум

  • абсентеизм

  • политическая активность.

Оборудование и материалы, применяемые на уроке:

  1. LCD панель, компьютер.

  2. Выставка юридической литературы по избирательному праву.

  3. Плакаты «Порядок голосования», «Ответственность за нарушение норм избирательного права».

  4. Сигнальные карточки.

  5. Мультимедийная презентация.

  6. Конверты с заданиями на столах:

  • Задачи для работы в группах.

  • Тест «Восстанови последовательность стадий избирательной кампании».

  • Политические карикатуры о выборах.

  • Памятка для составления агитационного выступления.

  1. Дидактический материал. Карточки с цитатами для оформления игровых столов:

1. «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над собственным государством». (Аристотель)

2. «Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия». (Гельвеций)

3. «Управление государством зависит от подбора мудрых людей». (Конфуций)

4. «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство» (Дж.Адамс)

5. «Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех». (Дж.Кеннеди)

6. «Голосуй за человека, который меньше всех обещает, меньше всех будешь разочарован» (Барух)

Подготовленные материалы отражают основные вопросы избирательного права, способствуют повышению уровня правовой культуры будущих избирателей, интереса к изучению избирательного права и избирательного процесса, выработке активной жизненной позиции.



Технологическая карта урока

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан

План
1. Понятие правового статуса человека и гражданина.

2. Характеристика права на участие в управлении делами государства.

3. Избирательная система и избирательный процесс.

4. Понятие референдума и порядок его проведения.

Возможная личностно значимая проблема: является ли подача одного голоса реальным актом участия человека, его имеющего, в управлении своей страной?


Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с сущностью понятия «правовой статус личности», выяснить содержание права граждан участвовать в управлении делами государства

Развивающая: овладение приёмами учебной деятельности, умение осуществлять основные мыслительные операции (анализ, выделение главного, обобщение и систематизация), развитие образного и логического мышления и речи, усиление коммуникативной направленности урока, самостоятельная работа с источниками (Конституцией РФ и другими правовыми нормативными документами, материалами СМИ); находить решение задачи, формирование умения работать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать; предъявление результатов учебного задания, самоанализ.

Воспитательная: формирование чувства патриотизма, уважение к законам государства, уважение к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ; формирование активной гражданской позиции в процессе обучения, формирование школьника как личности.


Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся должны знать, что:

1)каждый человек обладает определенным правовым статусом;

2)объем прав, свобод и обязанностей у гражданина больше, чем у человека, не имеющего гражданства;

3) право участвовать в управлении делами государства является разновидностью политических прав, предоставляется только гражданам и ограничено возрастными рамками;

4) органы государственной власти в России формируются путем выборов и назначения;

5) избирательная система включает в себя порядок избрания выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

6) источниками избирательного права являются федеральные законы и подзаконные акты, правовые акты органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления;

7) основными принципами избирательной системы являются: всеобщность, равенство, обязательность и периодичность проведения выборов, тайное голосование, прямые выборы;

8) избирательный процесс является поэтапным, а его содержание зависит от того, какой орган власти формируется.

Учащиеся должны понимать, что такое:

  1. правовой статус человека и гражданина;

  2. право участвовать в управлении делами государства;

  3. избирательная система;

  4. активное и пассивное избирательное право;

  5. избирательный ценз;

  6. избирательный процесс;

  1. референдум.
    Учащиеся должны уметь:

1) перечислять возможности, предоставляемые гражданину право участвовать в управлении делами государства;

2) характеризовать виды избирательного права, принципы избирательной системы, этапы избирательного процесса;

3) приводить примеры использования права участвовать в управлении делами государства.



Форма урока

комбинированный урок с элементами лабораторной и групповой работы

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Приемы деятельности учителя: объяснение, сюжетный повествовательный рассказ, персонификация (рассказ от имени вымышленного избирателя), организация лабораторной и групповой работы учащихся, обсуждение проблем и значимости содержания урока для личности подростков


Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий:

1. Один избиратель рассказал: «Я не знал, за какую партию голосовать. Проголосовал за ту, которая прямо противоположна партии, которой я не симпатизирую. Пусть последней будет хуже».

Второй в ответ поведал: «А я тоже не знал, за кого голосовать. И ни за кого не стал опускать бюллетень».

2. Надо ли осуждать тех, кто не ходит на выборы?

3. О чем говорят победы на демократических выборах Гитлера и Муссолини?

4. Какой путь влияния граждан на правительство - голосование на выборах или создание организованных общественных групп - является в современной России более эффективным?


Основные понятия и термины

Правовой статус, голосование, выборы, референдум, активное и пассивное избирательное право, избирательное право, политическая партия, политическая программа, абсентизм.

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник А. И. КРАВЧЕНКО, § 20. Задания из рабочей тетради, рабочие листы, тесты, Интернет.

Образовательное пространство расширяется за счет чтения Конституции РФ, федеральных конституционных, федеральных законов и законов субъекта РФ Ставропольского края:

1. Конституция РФ от 1993 года.

2. Указ Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления РФ» 29 декабря 1995 года.

3. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28 августа 1995 года.

4. ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1997 года.

5. Закон Ставропольского края "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском от 26 июня 2008 г. № 37-кз.



Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания:


Беседа по вопросам рубрики «Вспомни из ранее изученного» к п.20.

Учитель: Каковы неотъемлемые условия политической жизни?

(Это может быть устный ответ одного ученика, а также проверка нескольких планов ответа на этот вопрос, сделанных дома или на прошлом уроке в классе.)

Учитель: От личного участия каждого гражданина зависит какой политический режим сложится в государстве, какова будет внутренняя и внешняя политика, стратегия развития в целом страны и следовательно, степень комфортности и безопасности каждого.

Мотивация

Учитель: Американский психолог Абрахам Маслоу говорил: «Жизнь - это процесс постоянного выбора». Действительно, каждый из нас ежедневно осуществляет выбор: в магазине вы выбираете товары для покупки, при прохождении практики - продукты и рецептуры для приготовления блюд. В жизни же зачастую приходится осуществлять нравственный выбор: между правдой и ложью, добром и злом, честностью и предательством. Как вы думаете, о каком выборе мы будем сегодня вести речь? (Политическом).

О какой проблеме пойдет сегодня речь?

Эвристическая беседа

- Кто может объяснить смысл темы урока?

- В чем вы видите важность и значимость сегодняшней проблемы?

- А теперь самое время ответить на вопрос «что?».

- Что такое избирательное право?

- Не менее важным, на мой взгляд, является вопрос «зачем?»

- Что дает изучение основ избирательного права?

Что вы ожидаете от урока по данной теме? Попытайтесь самостоятельно определить нашу цель сегодня. (Ответы учащихся).


Учитель: Итак, сегодня мы будем вести речь о проблеме политического, гражданского выбора, который находит выражение в избирательном процессе (тема на доске).

Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя:

Одним из важнейших элементов современных политических систем является институт всеобщих выборов. Благодаря ему реализуются политические права граждан на формирование представительной власти - от местных органов до президента.

Выборы - это:

- способ смены правящих элит через волеизъявление населения, инструмент легитимации и стабилизации власти;

- выявление расстановки политических сил, определение степени доверия общества к партиям и их программам;

- осуществление политической социализации, усваивание политических ценностей, приобретение политических навыков и опыта;

- форма контроля населения за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, выборы дают возможность сменить ее, передать бразды правления оппозиции, которая, как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. В преддверии выборов под давлением избирателей и само правительство может скорректировать курс, стремясь заручиться поддержкой избирателей.

Готовность общества к проведению выборов - важнейший признак его демократичности, способности мирными политическими средствами решать назревшие проблемы.

Таким образом, выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия. Как и на любом рынке, здесь имеют место обман и спекуляции на доверии избирателей. Поэтому выборы эффективны при наличии законодательства об избирательных системах и существовании гражданского общества как совокупности негосударственных образований, реализующих интересы граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей, различные ассоциации, союзы, центры, фонды и пр.).

Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользоваться услугами СМИ и источниками финансирования.

  • Учитель: Сегодня я предлагаю вам взять на себя роль экспертов и попытаться разобраться в сложной избирательной системе.


  1. Понятие правового статуса человека и гражданина.

  • Рассказ учителя. (О правовом статусе человека и гражданина пункт «Понятие правового статуса»), коллективная работа над схемой «Основные права человека и гражданина», размещенной в тексте параграфа.

  • Вопросы и задания:

Проблемный вопрос: По каким причинам человек может не использовать предоставленные ему права и свободы?

Учитель предлагает продолжить самостоятельную работу с понятийным аппаратом.

Задание: выписать с текста учебника и словаря понятия: голосование, референдум, политическая партия, политическая программа.

-Абсентеизм (от лат. absens - «отсутствующий») - проявление равнодушного отношения населения к политической жизни, Уклонение от участия в ней. Одной из ярких и распространенных форм такого отношения является уклонение избирателей от участия в голосовании нa выборах разного уровня.

-Активное избирательное право предполагает личное участие граждан в выборах на всех уровнях представительной власти.

- Пассивное избирательное право - это право быть избранным. Оно также предусматривает определенные ограничения и требования к претендентам на избрание.

Задание: Работа с документами (Конституция РФ у каждого ученика). Ученикам предлагается найти в каких статьях Конституции РФ говорится об активном и пассивном избирательном праве (право избирать с 18 лет ст.32; право быть избранным с 18,25,35 лет ст.32, право на участие референдуме ст.32)


2.Характеристика права на участие в управлении делами государства.

Рассказ учителя. Право граждан участвовать в управлении делами государства относится к политическим правам и включает в себя:

- право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей;

- право избирать и быть избранным на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании;

- допуск к государственной и муниципальной службе на условиях равенства. Обязательными условиями поступления на службу в России являются: наличие российского гражданства, достижение 18-летнего возраста, свободное владение русским языком. Установлены и специальные требования, например наличие определенной профессии или специальности, запрет на осуществление предпринимательской деятельности;

- право участвовать в отправлении правосудия реализуется в двух формах:

1) замещение должности судьи;

2) участие в качестве присяжного или арбитражного заседателя.

  • Задание: Приведите примеры из СМИ о нарушениях данных требований. Пример: депутат Государственной думы Гудков занимался в период своей депутатской работы одновременно предпринимательской деятельностью. И был вынужден после определенных процедур сложить с себя депутатские полномочия.


3. Избирательная система и избирательный процесс .

  • Рассказ учителя по логической цепочке :

«Что такое избирательная система?»,

«Принципы избирательной системы»,

«Избирательный процесс».

  • Учащиеся в карточках заполняют пропуски в логической цепочке во время объяснения учителя .


Основные стадии избирательного процесса

Назначение даты выборов→ Создание избирательных участков, округов и избирательных комиссий →Составление списков избирателей→ Выдвижение и регистрация кандидатов →Предвыборная агитация → Голосование в день выборов→Подсчет голосов→Объявление результатов выборов.

Текущее закрепление:

Какие существуют типы избирательных систем? (пропорциональная и мажоритарная)

Назовите особенности избирательной системы в России? (смешанная)

Какие изменения произошли в нашем законодательстве связанные с назначением выборов? (учащиеся по Интернету находят информацию о Едином дне голосования (вторая неделя октября с 2012 г.)

4. Понятие референдума и порядок его проведения.

Самостоятельная работа с учебником : §20 пункт «Референдум».

Учащиеся отражают в тетрадях основные этапы проведения референдума в виде логической цепочки.

Основные стадии проведения референдума

Инициатива проведения референдума → Сбор подписей в поддержку инициативы про ведения референдума →Назначение Президентом РФ даты проведения референдума → Создание территориальных избирательных комиссий по проведению референдума→ Образование участков референдума и составление списков участников референдума →Агитация по вопросам референдума → Голосование в день референдума → Подсчет голосов→ Определение и обнародование результатов референдума.

Особое внимание уделяется местному референдуму. Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе (закон не исключает в принципе возможность того, чтобы представительный орган поставил вопрос о доверии к себе по собственной инициативе) или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. Процедурные вопросы назначения и проведения местного референдума определяются муниципальным образованием с учетом закона субъекта РФ о местном референдуме.

Работа по ознакомлению с Законом Ставропольского края "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском от 26 июня 2008 г. № 37-кз.

  • Учитель сообщает. Однако не все граждане участвуют в выборах и референдумах. Посмотрите на таблицу (приложение 2).Так на выборах в Ставропольском крае в 2009г.: явка составила от 21,91%, до 89,06%. То есть многие граждане уклонились от участия в выборах. Разберёмся в причинах абсентизма.

Нельзя сказать, что оно носит редкий характер. Да, для стран с тоталитарным или авторитарным режимом неучастие в выборах - это явление не частое. Там явка избирателей, как правило, превышает 80 % и достигает 98- 99 %. Но в промышленно развитых странах явка избирателей на выборы колеблется от 55 до 60 %. Самый низкий процент участия в голосовании в США, Швейцарии, Ирландии.

Уровень участия в выборах в значительной мере связан с социально-экономическим статусом и образованием. Наиболее активны более образованные граждане. Они обычно охотно занимаются политикой, Особенно если их голосование по тому или иному вопросу будет способствовать необходимым им социальным изменениям.

Определенное значение имеет пол. В реализации своих избирательныx прав более активны женщины. По мнению некоторых это связано с большей эмоциональностью и внушаемостью женщин. Другие же считают, что избирательная активность женщин связана с их большей ответственностью, в частности за судьбу своих детей.

Возраст также оказывает влияние на участие в голосовании. Здесь, как правило, более активны пожилые люди, хотя доля участия в выборах очень старых людей снижается, что, скорее всего, связано с их немощностью. Молодежь часто не голосует, не осознавая политической важности выборов, да и привычки голосовать у нее еще не выработалось.
Кто же еще не голосует и делает это стойко] Прежде всего это граждане иностранного происхождения, имеющие право голосовать. Возможно причина в том, что они все еще живут интересами своей прежней родины и не чувствуют себя частью новой.

Сторонники религиозных меньшинств интересуются политической жизнью страны в меньшей мере, нежели сторонники господствующей религии.
Безработные, уже никому и ни во что не верящие, не видят в выборах возможности перемен к лучшему.

Гораздо меньшее участие в формировании органов власти по сравнению с жителями центра принимают жители отдаленных районов. Отчасти это связано с трудностями технического порядка.

Однако есть еще ряд категорий людей, которые не голосуют, но уже по другим причинам. Обычно это люди, недостаточно вовлеченные в общественную жизнь и чувствующие себя в ней некомфортно. Существует и слой людей, которые осознанно не голосуют из-за неприятия существующих порядков. Это своего рода максималисты, или приверженцы революционного переустройства жизни. Вместо того чтобы использовать имеющиеся возможности изменить власть через выборы, они рассуждают и действуют по принципу: или все или ничего.

.

  • Работа в группах и дальнейшее предъявление результатов деятельности представителями групп. Решение задач.

Групповая работа

Задачи и задания для выполнения в группах:

Группа 1. В день выборов Президента России около подъезда дома стихийно собралась маленькая компания пенсионеров. Все они направлялись на избирательный участок и, поприветствовав друг друга, заговорили о кандидатах. Их мнения разошлись.

Иван Петрович сказал, что будет голосовать за кандидата, который выражает его интересы, человека, много пережившего, воевавшего за родину, проработавшего более 40 лет.

Василий Гаврилович предлагал не вспоминать прошлого и не гадать о будущем. "Любой президент сгодится, был бы только человек хороший!" - подытожил он.

Игорь Николаевич поставил всех в затруднение: "Вот свинофермой управлять не любой сможет, а то свиньи подохнут. Почему же вы считаете, что страной может управлять любой хороший человек? Профессионала надо выбирать!»

Как вы думаете, кто из них прав!

Требования пенсионеров, высказанные к кандидату в президёнты РФ, можно выразить тремя фразами: президент должен выражать интересы избирателя; быть порядочным человеком и профессионалом.
За кого следует голосовать избирателю?

Конечно, каждый основывает свой выбор на своих критериях. Никто не может диктовать избирателю, по каким свойствам ему следует выбирать президента. В этом, в частности, и заключается идея свободы выборов, идея демократии.

Представляется, что кандидат в президенты в определенной мере должен сочетать указанные качества. Зачем стране президент, который не компетентен в наиболее актуальных для страны вопросах?
Может ли работать на благо граждан президент с невысокими моральными качествами? Наконец, зачем избирателю голосовать за того кандидата, программа которого не соответствует его интересам? По видимому, каждый избиратель должен искать такого кандидата, который не только обещает защищать его интересы, но по своим профессиональным и моральным качествам сможет это сделать.

Группа 2. На избирательный участок Елена Ивановна Петрова пришла с дочкой, ученицей 6 класса школы, в здании которой и проходило голосование. Получив свои бюллетени для голосования, она представила члену избирательной комиссии свою дочь, сказав, что она может проголосовать за свою 9З-летнюю бабушку, которая не ходит и не видит. Член избирательной Комиссии строго разъяснила, что, согласно закону, голосовать граждане могут только лично и непосредственно, а те, кто не в состоянии самостоятельно явиться на избирательный участок, могут подать заявление с приглашением членов избирательной комиссии на дом. Она хотела записать в книгу вызовов заявку, но Елена Ивановна заметила, что поскольку ее мать уже не видит и плохо слышит, то дома опять-таки ей или внучке и придется за старушку голосовать. Член избирательной комиссии сдалась и выдала бюллетени по предъявлении паспорта старушки.

Скажите, нарушен ли был в этом случае принцип прямого участия в выборах?


В данном случае член избирательной комиссии нарушила принцип прямого участия в выборах. Неспособность гражданина по тем либо иным причинам (в том числе и связанным с болезнью) голосовать не означает, что за него могут проголосовать его родственники. На выборах имеет значение именно воля избирателя, а не его родственников.

Группа 3. На избирательный участок в одной из машин кортежа, Состоящего из 5 машин, приехал на выборы директор металлургического комбината. Директора благодаря телевидению знали в лицо все, поскольку именно
налоги, уплачиваемые этим ведущим в области предприятием, наполняли бюджет области и позволяли вовремя платить заработную плату учителям, врачам и другим бюджетникам. Люди, стоявшие около столов, где выдавали бюллетени для голосования, расступились. Директор громко и весело со всеми поздоровался, без предъявления паспорта получил свои бюллетени, зашел ненадолго в кабину для голосования и затем опустил их в ящик для бюллетеней.


Какие нарушения избирательных норм вы заметили!
Скажите, оказался ли здесь нарушен принцип равенства!


Вряд ли в данном случае был нарушен принцип равного голосования, поскольку голос директора предприятия имеет такой же вес, как и голоса иных граждан. Однако член избирательный комиссии, не проверив личность избирателя, место его регистрации, не проверив, включен ли он в список избирателей, не сделав в нем отметку, удостоверяющую, что данный избиратель реализовал свое право голоса, нарушил процедуру голосования. Данное нарушение, в частности, оставляет для директора возможность проголосовать еще раз.

Группа 4. На избирательный участок вошла с трудом передвигающаяся старушка. Было видно, что участие в выборах достается ей нелегко. Получив бюллетени, она пошарила по своим карманам и обнаружила, что забыла дома
очки. Тогда она попросила одного из избирателей помочь ей заполнить бюллетени. Присев вместе к свободному столу, они несколько минут заполняли бюллетени. Потом она сама бросила их в урну для голосования.

Как вы думаете, нарушен ли был в данном случае принцип соблюдения тайны голосования!

В соответствии с Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членами комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться
помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума. Таким образом, бабушка могла воспользоваться помощью одного из избирателей, однако это должно было быть зафиксировано в списке избирателей.

Группа 5. Командир роты одной из воинских частей в день голосования после подъема сообщил солдатам распорядок дня: завтрак, голосование в красном уголке, где развернут избирательный участок, учения, обед и т.д.
Один из солдат возразил, что он принципиально не будет голосовать, поскольку не видит в этом никакого толка. «Молчать, вольница будет на гражданке!» - закричал командир роты.


Как вы думаете, не нарушен ли в данном случае принцип добровольности выборов!

Свобода выборов заключается не только в возможности избирателей выбирать между кандидатами, но и в прав е определять для себя целесообразность посещения избирательных участков. По тем либо иным причинам (аполитичность, намерение выразить протест, занятость и т.п.) избиратель может отказаться от голосования.

Учитель подытоживает работу учащихся. Таким образом, причины неявки на выборы могут быть разные: аполитичность, безразличие к результатам, протест части избирателей против существующих порядков или политических игр, неверие в любые обещания.

В некоторых странах борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. Эти страны - Австрия, Бельгия, Голландия, государства Латинской Америки. За уклонение от голосования налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на госслужбу и т. д. В Австрии за уклонение от голосования граждане даже подвергаются четырехнедельному тюремному заключению. Участие в голосовании рассматривается в перечисленных странах как важный гражданский долг. Учитель подытоживает работу учащихся.

  • Заключительная часть урока - обсуждение проблемы, поставленной в начале учебной деятельности.

III. Закрепление.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1) Дайте определение понятия «правовой статус».

2) Что подразумевается под правом участвовать в управлении делами государства?

3) Какие органы власти в России формируются путем выборов?

4) Дайте характеристику избирателя, обладающего активным избирательным правом.

5) Какие особенности в порядке проведения отличают референдум
от выборов?

В жизни каждому из нас рано или поздно надо делать выбор: между добром излом, плохим и хорошим, общественным и личным. Хорошо когда этот выбор осознанный. Хорошо когда решение ты принимаешь, самостоятельно и мне очень хочется, чтобы вы уже сейчас четко понимали и представляли, какую роль играет ваш выбор!

Игра «Свободный микрофон»:

А теперь пусть каждый из вас попробует сформулировать ответ на вопрос: «Какой я хочу видеть Россию в будущем?»

Ответы учащихся.

Учитель: Все вы хотите только лучшего для нашей страны, для того чтобы оно было таким как вы хотите надо занимать активную гражданскую позицию. Сознательное участие в выборах - первейший долг гражданина, от которого зависит ваше будущее, будущее ваших детей, вашей Родины.

Содержательная рефлексия.

А сейчас мы проведем наше собственное голосование и узнаем, изменилось ли что-то в вашей позиции по отношению к вопросу о необходимости участия в выборах, который был поставлен в начале нашего урока перед вами.

Учитель: Прошу вас открыть конверт, в которых находятся бюллетени для голосования (Приложение 3). Сделайте свой выбор и опустите бюллетень в переносной ящик для голосования (этот ящик используется нашей избирательной комиссией для голосования на дому, т.е вне помещения для голосования).

Пока «Счетная комиссия» будет заниматься подсчетом ваших голосов, я хочу, чтобы вы прослушали небольшую притчу.

«В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.

И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.

Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.

Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…»

И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью.

Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее.

Подведение итогов голосования. Выводы.

Домашнее задание:. §20 прочитать, выучить понятия, ответить на вопросы параграфа и выполнить задание в рабочих листах, оформить Презентацию о проблемах в избирательном процессе в нашем крае.


Список литературы:

1. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Никитин А.Ф. Правоведение. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2007.

4. Никитин А.Ф. Право и политика: Тесты. - М.: Дрофа, 2002.

5. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. - М.: Дрофа, 1997.

6.Сапогов В.М. Поурочные методические разработки к учебникам Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры»10-11 классы. - М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2009.-176 с.

7. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к сдаче ЕГЭ. Обществознание. Интеллект - Центр, 2010.

8. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

9. Федеральный закон «О выборах Президента РФ»

10. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы»

11. Яковлев А.И. Основы правоведения. Профиздат, 2001.

12. Яковлев А.И. Юридический практикум по основам правоведения. Профиздат, 2001.


Приложение №1

Анкета социологического опроса



Знаете ли вы своего депутата?

Обращались ли вы к нему по какому либо вопросу?

Решались ли на вашем участке какие-либо вопросы с помощью депутата?

Вы принимаете участие в выборах?

1

2

3

4

+

_

+

+

+

_

+

+

_

+

+

_

+

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

+

_

_

_

_

_

_

_

+

_

_

+

+

_

_

_

+

_

_

_

+

_

_

_

_

+

+

_

+

_

+

_

+

_

_

_

+

Всего «-«: 60 %

Всего «+»: 40%

26,7 %

73, 3 %

33,7 %

66,7 %

86,7%

13,3 %

Урок по основам избирательного права«Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан»

Приложение №2

Дата

Приняли участие в выборах в с. Красном. Округ №329

Приняли участие в выборах в х.Нагорном. Округ №330

Абсенты /не принявшие участие в выборах/

Всего избирателей

2001г.

911

143

948

2002

2005г.

896

121

956

1973

2010г.

866

114

1020

2022



Приложение 3.

Бюллетень для голосования

Выразите свое отношение к участию в выборах



На выборы надо ходить

Участвовать в выборах Урок по основам избирательного права«Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан»

нет необходимости

Урок по основам избирательного права«Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан»

Не могу определиться



© 2010-2022