Статья Из опыта преподавания предметов «Экономика» и «Право»

С целью подготовки высококомпетентного, готового к успешной адаптации и социализации в обществе ученика, успешно освоившего образовательные программы среднего общего образования в учебный план МБОУ СОШ № 5 г. Тайшета введены учебные предметы «Право» и «Экономика». Миссия учителя – дать каждому ученику возможность реализовать свои способности, создать для него комфортные условия, сформировать ситуацию успеха, использовать в обучении принципы личностно-ориентированной педагогической технологии.Мно...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Тайшета








Из опыта преподавания предметов

«Экономика» и «Право»








Автор: Распутина Ольга Геннадьевна,

учитель обществознания

МОУ СОШ № 5 г. Тайшета









г. Тайшет, 2013 г.

Содержание



Стр.

Введение…………………………………………………………………

3

Основная часть………………………………………………………..

5

1. Опыт преподавания предмета «Право»…………………………

5

  1. Методические приемы обучения, применяемые на

занятиях…………………………………………………….

11

2. Опыт преподавания предмета «Экономика»………………….

18

  1. Методические приемы обучения, применяемые на

занятиях…………………………………………………….

20

Заключение…………………………………………………………….

26

Список использованных источников………………………………

28

Приложение…………………………………………………………….

29















Введение

Стремительные перемены нашего времени не обошли стороной и школьное образование. Одним из главных направлений стратегии модернизации образова­ния является обновление его содержания. Содержание образования дополнилось набором ключевых компетенций в интеллекту­альной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационных и прочих сферах. Образо­вание должно формировать способность жить и работать в обществе.

Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека. Для жизни в правовом государстве, в гражданском экономически развитом обще­стве нужно поднять уровень обучения праву и экономике на более высокий уровень. Через обучение праву помочь людям увидеть ценности прав человека, их социаль­ную роль, научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми способами. Предметы образовательной области «Обществознание» способствуют воспитанию гражданствен­ности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным тради­циям других народов; содействуют формированию нравственной, эсте­тической и правовой культуры обучающихся. Например, через обучение экономике можно научить обучающихся разбираться во многих посильных проблемах, активно участвовать в преобразовании собственной жизни, понимать свои потребности, уметь согласовывать их с потребностями других людей.

Считаю, что экономика и право - это очень интересные и важные предметы, так как они неотделимы от нашей жизни и поэтому их очень хорошо воспринимают дети всех возрастов. Они связаны со всеми предметами, может, поэтому их ведут в школах учителя разных специальностей. Учитель географии, учитель химии, учитель математики, учитель истории и... каждый находит свое видение преподавания этих предметов.

Убеждена, что мои знания могут быть полезны для формирования экономических и правовых знаний у обучающихся.

С целью поддержания новых образовательных программ в соответствии с обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и требованиями к уровню подготовки выпускников по предметам «Право» и «Экономика» Федерального образовательного стандарта (утвержден приказом МОРФ 05.03.2004), в учебный план МБОУ СОШ № 5 г. Тайшета введены учебные предметы «Право» и «Экономика». Главная задача педагога - дать каждому ученику возможность реализовать свои способности, создать для него комфортные условия, сформировать ситуацию успеха, использовать в обучении принципы личностно-ориентированной педагогической технологии.

Для меня ситуация преподавания предметов «Право» и «Экономика» в школе расценивается как поисковая на пути к выработке единой концепции базового и непрерывного экономического и правового образования. Научно-технический и социальный прогресс требует формирования работника нового типа, сочетающего в себе профессионализм и компетентность в избранной сфере деятельности и профессиональную мобильность. Приоритетом при подготовке к занятиям я считаю отбор приемов и методов обучения, которые способствуют усвоению знаний, формированию ключевых компетенций и успешной социализации в обществе. Преподаю право и экономику с 2008 года, результаты исследований подтверждают положительную динамику моего опыта, что дает мне право трансляции его педагогическому сообществу образовательных учреждений Тайшетского района.

Основная часть

1. Опыт преподавания предмета «Право»

Основными объектами учебного предмета определяю знания правовых норм, уровень сформированности правового понятийного аппарата, умение соотносить знание законов с юридическими фактами. Большинство занятий направляю на обучение способностям обучающихся мыслить логически, анализировать правовые ситуации, аргументировать свою позицию на основе владения фактическим материалом. Я считаю, что с правами человека сегодня связаны многие общественные про­цессы и явления, их изучают с самых широких и разнообразных пози­ций - в аспекте сущности и явления власти, принципов перестройки правовой системы, проведения экономической и культурной полити­ки, борьбы с экологическими угрозами, преступностью и многое дру­гое. На права человека возлагают решение ряда внутренних, между­народных и глобальных задач. Права человека обнаруживают свое присутствие практически в каждой сфере жизнедеятельности чело­века и носят политико-юридический, этико-нравственный, духовно-психологический, социально-экологический, воспитательно-педаго­гический характер.

Права человека в своих проявлениях многогранны. Право - совершенно особый предмет и выходит за рамки традиционно изучаемого в учебных заведениях курса права. Права человека вопло­щают идеалы реального уважения личности и ее достоинства и ассо­циируются с практическим гуманизмом.

Основная цель преподавания права заключается в воспита­нии свободной, осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности, которую отличают устойчивые нравственные качества и умения жить плодотворной жизнью в мире и согласии в поликультурной и многонациональной среде. Эта цель реализуется в процессе непрерывного обучения детей в соответствии с их возрастными особенно­стями. Учебный материал отличается на разных ступенях школьного образовании своим содержанием (глубиной, степенью конкретности, уровнем обобщения и т.д.), вместе с тем подчинен общим задачам:

- развивать способность к сотрудничеству и согласованности между индивидуальными и коллективными ценностями, умения не­насильственного урегулирования конфликтов;

- формировать понимание ценности свободы как условия самореализации человека и ее органической связи с ответственностью и саморегуляцией поведения;

- воспитывать чувство личного достоинства, основанного на вы­сокой нравственности и уважения прав и достоинства людей других национальностей, рас, вероисповеданий;

- развивать планетарное сознание, понимание разнообразия и уникальности культур народов мира, умений видеть в различии куль­тур богатство мировой цивилизации;

- прививать понимание личной и гражданской ответственности за сохранение окружающей среды и мира в своей стране и в глобаль­ном масштабе.

Обучение праву выполняет важные образовательные и воспитательные функции:

- философско-культурологическая, которая направлена па фор­мирование планетарного сознания, расширение кругозора, преодоление узконационального мышления, обыденности предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам;

- образовательно-правовая, смысл которой в повышении право вой культуры учащихся путем расширения знаний не только национальных, но международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, умение творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем. Познание основных прав человека и элементарных правовых норм является основой формирования правосознания школьников;

- воспитательно-формирующая, ориентированная на глубокое восприятие и осмысление прав человека, представлений, оценок, тре­бований, личностного отношения и преобразования их в устойчивые убеждения и прочные навыки, сознательного гуманного поведения;

- психолого-развивающая, которая в процессе усвоения прав че­ловека пробуждает и совершенствует интерес к себе, к своему внутрен­нему миру, к познанию своего «я», системе потребностей интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования;

- коррекционная, которая направлена на диагностику отклоняю­щегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жесто­кость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами.

Содержание обучения праву отличается высокой степе­нью междисциплинарности. Цели, задачи, функции свидетельствуют, что эта новая для общего образования учебная область находится на стыке многих школьных дисциплин: истории, обществознания, граждановедения, социальной психологии, литературы, изобразитель­ного искусства, естественно-научных предметов. Эта междисциплинарность позволяет включить разделы, касающиеся прав человека, в традиционные дисциплины наряду с введением системного курса.

Программы истории и обществознания, например, позволяют ор­ганизовать систематическое и целенаправленное освоение школьни­ками основных идей философии прав человека. В ходе систематиче­ского изучения отечественной и Всеобщей истории, обществознания обучающиеся получают представления о развитии человека и общества, о статусе индивида в рамках различных цивилизаций, о проблемах сво­боды и ответственности, гражданственности, причинах войн, кон­фликтов, способов их предупреждения.

Курс литературы дает дополнительные возможности для уточнения и конкретизации важнейших понятий: «мораль», «право», «закон­ность», «ответственность», «достоинство», «честь». Внимание обучающихся привлекается к вопросам этико-философского характера: о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и приро­де, человеке и нации, чести и долге, совести, нравственном выборе.

При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о национальной куль­туре и ее вкладе в мировую культуру, что позволяет глубже понять дру­гие народы, способствовать взаимопониманию между сообществами, воспитывать толерантность, преодолевать ксенофобию. Тем самым реализуется один из принципов интеркультурного образования.

Предметы естественно-научного цикла (биология, география, валеология, экология) акцентируют внимание на природные и экономи­ческие аспекты прав человека; на изучение закономерностей приро­ды, пренебрежение которыми ведет к гибельным последствиям; формируют у подростков чувство ответственности за мир, сохранение окружающей среды как в местном, так и глобальном масштабе. Пред­меты естественно-научного цикла в условиях обновления содержания, насыщения их этнографическими, экологическими, социальными во­просами становятся тем звеном, которые помогают учащимся осоз­нать тесную взаимосвязь человека, природы и общества в целом.

Таким образом, специфика содержания предмета позволяет реализовывать в следующих формах обучение праву:

• предметная, где основу составляют предмет «Право» по 2 часа в 10 ,11 классах, в рамках регионального компонента и курсов «Предпрофильная правовая подготовка школьников», «Практическое право» по 1 часу в 9 классах, «Эффективное поведение в конфликте» по 1 часу в 10, 11 классах школьного компонентов учебного плана.

• межпредметная, где основное содержание права можно включить в ряд школьных дисциплин гуманитарного (история, обществознание, литература, иностранные языки) и естественно-научного циклов (физическая и экономическая география, биология, информа­тика и др.).

Наиболее оптимальное обучение праву в школе, я считаю, необходимо осуществлять в условиях профильного обучения в рам­ках гуманитарного или социально-экономического профиля. При этом возможны следующие варианты преподавания: в рамках регио­нального компонента Государственно­го образовательного стандарта общего образования; в рамках компо­нента образовательного учреждения; в качестве курса по выбору в рамках профильного обучения. Кроме того, изучение права может быть отражено в различных формах внеучебной познаватель­ной и воспитательной деятельности, в рамках индивидуальных учеб­ных планов обучающихся.

Обучение праву в общеобразовательной школе включа­ет три ступени.

На первой ступени (начальное общее образование) закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и ценности других людей. В этот период воспитываются уважение к другим людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудниче­ству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Преимущество на данной ступени обучения отдается внеучебной воспитательной деятельности: воспитательный час «Право на жизнь», устный журнал «Я - человек!», час общения «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» .

Вторая ступень (основное общее образование) формирует систему ценностей и установок человеческого поведения; подростки приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем обучения правам человека через занятия по выбору является фор­мирование уважения к закону, правам других людей. Идет обогащение сознания обучающихся сведениями об истории Отечества, познание ими элементарных правовых норм. В рамках занятий практикую такие формы работы с обучающимися, как: практикум «Защити свои права», ролевое упражнение «Дознание», деловая игра «Стенгазета» (Приложение1,2,3). Наиболее приемлемыми для актуализации познавательной деятельности считаю такие формы проведения уроков, как лекция-дискуссия, лекция-беседа, интегрированный урок, урок-дискуссия в сочетании с игрой, учебный спор-диалог, урок-конференция, урок-дидактическая игра. В своей педагогической практике часто использую прием выделения персональной исключительности, операция эта тонкая и изящная. Для ее проведения я разрабатываю разноуровневые задания, кроссворды, разные системы вопросов. Отбор содержания материала рассчитан на обучающихся разный категорий. Обучающиеся выполняют задания открытого и закрытого типа с кратким или развернутым ответом и решают у учебные правовые задачи, где оцениваются умения применять правовые знания при анализе юридических ситуаций, находить способы решения учебных правовых задач, знания норм основных отраслей Российского права и понимание смысла юридических понятий и терминов.

На третьей ступени (среднее общее образование) углубляются, расши­ряются знания о процессах, происходящих в различных сферах обще­ства, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяется гражданская позиция человека, его социально-политические ориен­тации. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе обществен­ной деятельности обучающиеся совершенствовали готовность и уме­ние защищать свои права и права других людей, могли создавать для себя нормы деятельности и поведения, умели строить индивиду­альную и коллективную деятельность.

Моя практика преподавания и изучения содержания права по­казывает, что его усвоение школьниками достигает наибольшей эф­фективности там, где широко используются новейшие педагогические технологии, обеспечивающие деятельностный аспект учебного про­цесса. Активные и интерактивные методики способствуют формиро­ванию умений и навыков, как учебных, так и гражданских. В своей работе применяю технологии уровневой дифференциации, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии, технологию КСО, технологию педагогики сотрудничества.

1.1. Методические приемы обучения, применяемые на занятиях.

Работа с газетами

Демократическое общество нельзя представить без широкой сети средств массовой информации. Однако нередко мы читаем необъектив­ные материалы, построенные на социальных стереотипах и предубежде­ниях. Выявление и анализ таких статей и репортажей в газетах подготав­ливают учеников к тому, чтобы выявлять подобные настроения в каждодневной жизни и противостоять им. Работа с газетами, как и дру­гие приемы, помогает также развивать у учеников навыки общения.

Подготовка

Выбираем актуальный правозащитный вопрос, обсуждаемый все­ми средствами массовой информации, например, обращение с пред­ставителями национальных меньшинств, или такой, который являет­ся общим для нескольких различных статей, например, вопрос о нетерпимости.

Делим класс на группы по 4--5 человек.

Каждой группе предлагаем статью из местной или центральной газеты на выбранную тему. При необходимости все группы могут использо­вать одну и ту же статью, однако особенно интересно и полезно срав­нивать сообщения разных газет об одном и том же событии.

Проведение

Даем возможность каждой группе обсудить предложенную статью, опираясь на ряд вопросов: «Выражен ли в заголовке статьи взгляд на обсуждаемый в ней вопрос?», «Каково ваше первое впечатление об описанной ситуа­ции? Кажется ли кто-нибудь виноватым? Если да, то кто?», «Выдвинуты ли прямые обвинения против кого-либо? Если да, то какие?», «Предло­жены ли какие-либо доказательства выдвинутых обвинений?», «Какая часть статьи посвящена критике кого-либо, а какая - поддержке или за­щите людей?», «Приведены ли какие-либо прямые высказывания лю­дей, подвергнутых критике?», «Как вы думаете, какие слова в статье в большей степени повлияли на ваше впечатление о ней?», «Отражены ли какие-либо взгляды обычных людей на эту тему?», «Каково отношение к вопросу людей, облеченных властью, например, работников социальной сферы, милиции, должностных лиц?» и т. д.

Непосредственный анализ газетных материалов может проводить­ся разными способами:

-путем общего обсуждения, более широкой дискуссии;

-в виде газетных материалов любого жанра, где ученики попыта­ются изложить свои собственные соображения или сопоставить осве­щение вопроса в газетах и на радио и телевидении.

Анализ

Если попросить учеников приносить интересные газетные статьи или сообщения, нетрудно собрать в классе коллекцию, которая послу­жит основой для проведения общих дискуссий на темы прав человека. В этом могут принять участие и родители, помогая своим детям в по­иске интересных материалов.

Интервьюирование

Чтобы при обучении правам человека свериться с буквой закона, на­до заглянуть в книги, но чтобы найти конкретные примеры нарушения или защиты прав в действии, достаточно оглядеться вокруг там, где мы живем. Например, если класс изучает права ребенка, то важным источ­ником информации о том, как изменилась жизнь детей за прошедшие годы, будут рассказы их собственных родителей, дедушек и бабушек.

Интервьюирование - хороший способ связать изучение прав че­ловека с реальной жизнью, расширить социальные представления школьников, а также развить у них навыки общения с самыми различ­ными людьми.

Воспроизведение информации

Хороший способ усвоения и понимания информации - воспроиз­ведение ее в иной форме, например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках. Для этого ученик должен определить, что является главным в информации, решить, как воспроизвести это, осознать, за­чем и почему он идет таким путем.

Прием помогает развивать не только воображение, но и наблюда­тельность, способность делать выбор, логическое мышление.

Подготовка

Вместе с учениками выбираем в качестве источника рассказ, ре­продукцию, стихотворение, карикатуру или фильм. Например, если класс изучает тему «Право расти и воспитываться в семье», может быть использована фотография ребенка-беженца.

Проведение

Ученики внимательно читают, рассматривают или слушают - изу­чают выбранный источник. Они решают, какие части рассказа, если это текст, передать новы­ми средствами, и объясняют свой выбор. Если мы используем какое-то изображение, ребята должны будут представить себе историю, скрывающуюся за ним. Если они хотят добавить что-то, чего не было в оригинале, то дол­жны объяснить почему. Ученики представляют новый вариант воспроизведения информации. Это может быть:

  • «радиопьеса», записанная на пленке;

  • короткое литературное произведение, например рассказ;

  • юмористический рассказ в картинках;

  • повествовательная (эпическая) поэма;

  • картина;

  • коллаж из вырезок и фотографий;

  • выставка или стенд в классе.

Анализ

Мы можем выбрать наиболее удачную версию и познакомить с ней класс или других учеников школы.

Молчаливая дискуссия

Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает большой лист бумаги, фломастеры. Посередине листа записывается понятие (например, права человека, человеческое достоинство, право на жизнь и т. д.), проблема («Дети и взрослые имеют равные права?»). Предлагаем написать на листе свои ассоциации, мысли, выразить свое отношение, соблюдая правило: «Пишет каждый, но молча. Гово­рить нельзя!». Обучающиеся могут знакомиться с записями других, прово­дить взаимосвязи между разными записями, письменно задавать во­просы и так же получать на них ответы. Когда все перестанут писать или пройдет установленное время (10-15 минут), озвучиваются и об­суждаются записи на листах в классе.

Большое внимание при обучении праву уделяю внеклас­сной и внешкольной работе. Содержание внеурочной деятельности обеспечивает нравственно-мотивационный фон для овладения «духом» прав человека. В содержание входит такое направление деятельности, как развитие школьного самоуправления: участие в работе советов школы, созда­ние ученических советов. Я координирую деятельность школьного ученического парламента. Ученики-члены школьного парламента активно совершенствуют сформированные на уроках компетенции в практической деятельности.

Большое значение для воспитания граждан­ской позиции имеют такие формы внеклассной работы, как работа в микрорайоне школы, организация клубов по интересам, организация экскур­сий и другие.

Являясь заместитель директора МБОУ СОШ №5 г.Тайшета и преподавателем права считаю, что одним из непременных условий обучения праву явля­ется перестройка всей системы школьного образования на демократи­ческой основе, внесение демократических отношений в саму ткань школьной жизни. Иными словами - создание в школе демократиче­ского уклада жизни.

Основными элементами демократического уклада являются:

- идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу - как содержание учебно-воспитательного про­цесса, так и всю школьную организацию;

- демократизация школьного управления, усиление его педагогиче­ского потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для граждан­ской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;

- превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, гак и для участников образовательного процесса.

- широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;

- создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответствен­ности сторон образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;

- создание в школе правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного отправле­ния, моделирование в школе институтов демократии;

- создание в школе среды самоусовершенствования и обновления;

- учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.

Основополагающие принципы организации школьного уклада должны стать важной составляющей содержания образования и вос­питания.

В основу обучения праву положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование. Основная цель социального проектирования - создать условия, спо­собствующие формированию у обучающихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей.

В отличие от уроков, здесь нет жесткого ограничения во времени, места приложения сил. Здесь возможна живая практика, с настоящи­ми социально значимыми результатами, реально влияющими на со­циальную действительность. Социальные проекты дают обучающимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя; с общественной жизнью, с социальными и по­литическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов обучающиеся активно используют свои знания, общаются и сотруднича­ют друг с другом. Наиболее удачными учебными мероприятиями в этом смысле являются социальные проекты «Я - гражданин России», «Гражданский форум».

Особую важность в обучении праву приобретает изме­нение системы оценивания учебных достижений обучающихся.

Грамотная организация оценивания - одна из самых сложных за­дач в образовательном процессе. Эта задача тем более осложняется, т.к. объектом оценивания становится гражданская компетентность, рассматриваемая как универсальная способность человека участво­вать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и чело­вечества в целом.

Оценивание в области прав человека представляет совокупность: знаний, умений и навыков мышления и действия и ценностных ори­ентиров. Ключевым компонентом в этой триаде являются умения (на­выки), поскольку гражданин выступает, прежде всего, как социальный деятель, способный решать общие задачи. Знания и ценностные ори­ентиры проявляются лишь в действии. Чтобы проверить, обладает ли школьник определенной компетентностью, учитель должен увидеть, как он действует, решая общественно значимые задачи. Таким обра­зом, в обучении правам человека встает задача оценивания в первую очередь умений и навыков.

Наиболее адекватными методами оценивания в обучении правам человека, наряду с традиционным устным и письменным опросом, те­стированием, проверкой качества выполнения практических заданий, являются методы социологического исследования: интервьюирова­ние, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной си­туации и реальной жизни.

В своей педагогической деятельности я реализую предварительный мониторинг уровня обученности, что позволяет строить учебный процесс таким образом, что обучающиеся со слабой подготовкой получают знания репродуктивного уровня с обязательным комментарием и программированием на положительную отметку. Подходы к оцениванию могут быть представлены следующим об­разом: оценивание по системе «зачет-незачет»; вербальное поощре­ние. В оценивании предмета «Право» я исполь­зую технологию портфолио.

Для оценивания достижений обучающихся в обучении праву предлагаю следующие критерии: объективность, адекватность, значимость, интегрированность, открытость, доступность.

«Объективность» достигается путем тщательной разработки кон­кретных критериев оценивания знаний, умений и социально активной деятельности учащихся.

«Адекватность» подразумевает точность инструмента для оценива­ния. Для того чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на вопрос: «Какое упражнение или задание может адекватно показать, что ученики достигли ожидаемых целей, овладели нужными знания­ми, умениями, ценностями?».

«Значимость» предполагает выбор для оценивания самых важных из ожидаемых результатов (целей) курса. Для того чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на вопросы: «Какие ожидаемые результаты являются настолько важными, что их стоит оценивать? Яв­ляются ли эти знания, умения, ценности полезными, применимыми в реальной жизни, социальной практике гражданина?».

«Интегрированность» означает, что оценивание включено в сам процесс обучения.

«Открытость» требует, чтобы критерии и формы оценивания были известны обучающимся заранее. обучающиеся должны знать, что и как будет оценено, при этом они могут принять участие в разработке критериев оценивания.

«Доступность» предполагает, что формы оценки просты и удобны в применении и пользовании.

Использование данных критериев позволяет мне комплексно оценить достижения обучающихся.

2. Опыт преподавания предмета «Экономика».

Все мы живем в век экономики. Она присутствует в жизни каждого из нас: от младенца до пенсионера. Именно экономические законы управляют жизнью общества в настоящий период времени. И очень важно научиться жить согласно этим законам.

К сожалению, экономическая грамотность общества, молодого поколения оставляет желать лучшего; а ведь именно перед молодежью встает задача дальнейшего преобразования российского общества, в стремительно меняющемся информационном пространстве. А главное - делать это грамотно!

О преподавании экономики в школе я могу сказать на основании своего педагогического опыта следующее: ребятам безумно интересно! Хотя подчас им трудно понять, что экономика - это очень комплексная наука, ее не нужно воспринимать отвлеченно от других дисциплин, таких как обществознание, история, математика, статистика, экономическая география и др.

Процесс ранней экономической социализации школьников требует грамотного педагогического, психологического, организационно-управленческого сопровождения и поддержки. Именно это и должно обеспечить внедрение бизнес - дисциплин в систему среднего (полного) общего образования. Однако опыт первого десятилетия организации экономического образования в нашей стране показывает, что до сих пор не сформулировалось окончательное решение вопроса о том, на каких правах, в каком качестве и в каком объеме должны изучаться «Экономика», «Основы предпринимательства», «Менеджмент».

Особенности содержания предмета позволяет реализовывать обучение в следующих формах:

• предметная, где основу составляют предмет «Экономика» в социально-экономическом профильном классе по 1 часу в 10 ,11 классах и курсов «Экономика и предпринимательство» «Ценности и смысл профессиональной карьеры» по 1 часу в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки, «Основы маркетинга», «Основы менеджмента», «Основы банковского дела», «Основы предпринимательской деятельности» по 1 часу в 10, 11 классах школьного компонентов учебного плана.

• межпредметная, где основное содержание экономики можно включить в ряд школьных дисциплин гуманитарного (история, обществознание, литература, иностранные языки) и естественно-научного циклов (физическая и экономическая география, биология, информа­тика и др.).

При разработке содержания курса я поставил задачу выдержать при изучении предмета четкие мивоззренческие позиции и не размывать образовательные и воспитательные цели.

В рамках представленной структуры предмета разделяется множество профессиональных понятий, принадлежащих к разнообразным сферам знания, однако главенствует над всем этим понимание их совокупного взаимодействия, направленного на достижение конкретной единой цели - повышение уровня жизни людей. Через рассмотрение предпринимательства под таким углом зрения на уроках «Экономики» делаю попытку решения задач профессиональной ориентации школьников. Ведь при прохождении курса им приходится «работать» различными специалистами, определять их предмет деятельности и автоматически представлять себя в этой роли в будущем.

Важнейшей своей задачей как учителя, ведущего данный курс, я считаю не столько преподнесение ученикам определенного объема знаний в этой области, сколько выработку у школьников навыка решения проблем коммуникаций, анализа ситуаций. При этом у меня всегда актуальна проблема выбора методов преподавания, позволяющих добиваться поставленных целей.

В своей работе я использую активные формы обучения, позволяющие каждому ребенку проявить свою индивидуальность, самостоятельно выбирать вид работы, подходить к работе творчески. На практике я применяю моделирование или рассмотрение конкретных ситуаций (кейсов), методику ТРИЗ, деловые игры, метод проектов и др. При этом занятия провожу в форме контролируемого обсуждения, свободного обмена мнениями, работе в группах, самостоятельной работе и др. В зависимости от специфики класса и сложности конкретной темы я выбираю и форму подачи материала: индуктивную или дедуктивную. Индуктивная форма основывается на переходе от частного к общему, на первичном рассмотрении примера. Дедуктивная форма предполагает первоначальное объяснение теоретических положений с последующей их иллюстрацией. С помощью индуктивного метода обычно подвожу школьников к формулированию положений, а с помощью дедуктивного демонстрирую ученикам (или они классу) способы применения.

2.1. Методические приемы, применяемые на занятиях.

Особую роль в изучении курса отвожу методике ТРИЗ, позволяющей развивать возможности и способности детей, часто не востребованных при традиционном обучении. В своей работе я стараюсь решить вопросы формирования творческого мышления и способности принимать нестандартные решения. Ведь при изучении кейсов, участие в деловых играх, выполнение проектов необходимо уметь рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы, находить новые подходы и решения. Все это возможно, если создать детям необходимые условия, учить изобретательству. В качестве примера использования ТРИЗ на уроке можно привести использование метода мозгового штурма для нахождения наиболее рационального решения, способа действия и др.

Например, рассматривая маркетинговую политику малого предприятия в условиях совершенной конкуренции, предлагаю обучающимся придумать наиболее рациональный способ действия, которые бы позволили предприятию быть наиболее конкурентоспособным.

Одним из активных методов изучения экономики является рассмотрение конкретных ситуаций (кейсов). Подготовка системы ситуаций - это достаточно трудное и кропотливое занятие. Обычно подготовка основывается на переработке литературных источников.

Проще подготовить «тематическую» конкретную ситуацию, которая будет использоваться при изучении определенной темы. Здесь возможна серьезная проработка кейсов, определение практически всех возможных направлений развития ситуации. Однако при этом имеется и серьезный недостаток: разобранная и проанализированная ситуация не может использоваться далее, так как полностью исчерпывает себя.

Сложнее разработать «сквозную» конкретную ситуацию, которая содержит разностороннюю информацию о деятельности реальной или придуманной организации. Здесь невозможно полностью предусмотреть все возможные варианты развития событий, поэтому часто при рассмотрении могут возникать различные сложности, требующие серьезного анализа. Однако при этом данный кейс ученики рассматривают во всех темах курса, а ранние наработки используют в дальнейшем.

Составление конкретной ситуации упрощается, если с самого начала определить цель рассмотрения кейса. Тематические кейсы я стараюсь разрабатывать такими, чтобы события, описываемые в них, относились к прошлому, а изложенный материал имел описательный характер. Такой кейс служит прекрасной иллюстрацией рассмотренных на уроке теоретических положений. «Сквозной» кейс, как показал опыт, должен быть проблемным и описывать ситуацию настоящего времени. При этом материал должен иметь элементы описания и ставить проблемы на будущее.

Кейсы проблемного характера развивают у учеников способности анализа и оценки, а кейс, ставящий проблемы будущего, стимулирует развитие навыка принятия решения. Например, при изучении темы "Акционерные общества" рассматривается история появления акционерных обществ в России. Одним из этапов разгосударствления предприятий была приватизация 1992 года.

Для закрепления изученного материала полезно рассмотреть следующую конкретную ситуацию:

В приватизационной программе 1992 года официально были провозглашены следующие цели приватизации:

  • Формирование слоя частных собственников, содействующих утверждению социально-ориентированной экономике.

  • Повышение эффективности работы предприятий.

  • Социальная защита населения и увеличение государственного финансирования социальных программ за счет средств, поступающих от приватизации.

  • Содействие финансовой стабилизации в стране.

  • Обеспечение конкурентной среды и демонополизации народного хозяйства.

  • Привлечение иностранных инвестиций.

  • Создание условий для расширения масштабов разгосударствления.

Какие задачи можно считать выполненными на сегодняшний момент?

При изучении темы "Основные фонды предприятия" рассматривается вопрос о необходимости инвестирования в производство.

В настоящий момент иностранные граждане неохотно вкладывают деньги в Российскую экономику. Одновременно поток инвестиций в страны Азии растет. Каковы причины этого явления?

Одной из форм совершенствования теоретических знаний и практических навыков я считаю деловые игры. Цель деловой игры - смоделировать определенные управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и сформировать умения анализировать их и принимать оптимальные решения.

Деловые игры по экономике провожу во время урока, однако они требуют много времени для подготовки, особенно со стороны участников. Ведь они должны быстро стать единой командой, четко представлять свои цели и задачи, разработать план работы, а на все это отводится 40 минут. Поэтому задания и цели игры объясняю классу заранее, а на подготовку к игре отвожу не менее двух дней.

Деловая игра - это действие. Действие, активизирующее мыслительную деятельность и формирующее практические и деловые качества. Все это способствует более качественной подготовке обучающихся. Сценарии деловых игр уже достаточно разработаны в методической литературе, однако их необходимо оптимизировать под конкретную учебную ситуацию, уровень подготовки класса и др. Такими играми являются как простые «Аукцион», «Викторина», так и более сложные «Фондовая биржа», «Прибыльное производство», «Конкуренция фирм», «Рыночная цена», «Рынок труда" и др. Такие игры способствуют формированию общей экономической культуры учащихся, стимулируют творческий подход к делу, воспитывают у игроков качества делового человека. Кроме того, в игре можно наиболее полно показать и освоить современные формы организации трудовой деятельности и экономических отношений.

Давно замечено, что успешность подростка - это отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, самого себя.

Под обучением, удовлетворяющим такому критерию, я подразумеваю нестандартный способ организации образовательных процессов, ориентированный на оказание индивидуальной помощи ребенку в его личностном и профессиональном самоопределении, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения, выработку у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Обеспечить реализацию данного критерия можно, используя метод проектов.

В современной педагогике метод проектов используется наряду с предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования. Мною подготовлена авторская адаптационная педагогическая разработка - учебная программа элективного курса для 10, 11 класса «Основы маркетинга» . Данная программа является адаптационной программой элективного курса «Основы маркетинга» автора С.Н.Гудырина, Москва, издательство «НФПК», рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. Программа утверждена Методическим советом школы (Протокол № 4 от 04.06.2010г. МЭС). Программа рассчитана на 34 часа в учебный год. Актуальность создания данной разработки объясняется объективной потребностью обновления образовательного процесса. Элективный курс выполняет функции: развитие содержания базового учебного предмета «Обществознание» в 10 классе, 11 классе; способствует удовлетворению познавательных интересов обучающихся. Курс ориентирован на решение таких проблем, как - изучение маркетинга, основы рыночной концепции управления, что достаточно актуально в условиях рыночной экономики. Курс носит определенную новизну, он рассчитан на поддержку и развитие навыков анализа экономических процессов, помогает понять, почему маркетинг называют философией бизнеса, почему маркетинг необходим для более эффективного достижения целей государственным учреждениям и общественным организациям. Курс опирается на предметные знания в области истории, основ правовых знаний, отечественной и зарубежной литературы.

В программе «Основы маркетинга» предусмотрено около 10% учебного времени на выполнение проектной работы.

Работу обучающихся по методу проектов строю как индивидуальную самостоятельную работу, так и групповую. Это позволяет обучающимся приобретать коммуникативные навыки и умения. При этом обучающиеся сами выбирают себе группу единомышленников, распределяют обязанности.

Учебные бизнес проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют задачи. Эти задачи подбираю таким образом, чтобы они были привлекательными и стимулировали повышение мотивации к проектной деятельности, т.е. выбор задания осуществляется непосредственно обучающимися, исходя из потребностей, интересов, знаний и других факторов. Используя метод проектов, дети постигают всю технологию решения задачи - от постановки проблемы до представления результата.

Проекты по курсу «Основы маркетинга» - это комплексный процесс. Проекты создаются по самым разным отраслям человеческой деятельности. Благодаря этому обучающиеся знакомятся с «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с технологией, психологией, безопасностью человека и природы, экономикой. В процессе выполнения проекта школьники впервые встречают задачи, где нет единственно правильного решения. Поэтому со временем снижается боязнь ошибочных действий, которые могут снизить оценку. Появляется желание конструктивно разобраться в проблеме, чтобы избавиться от существующих недостатков и добиться желаемого результата.

Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявлять интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности по отношению к процессу деятельности и ее результатам. Было замечено, что практическая деятельность и опыт работы оказывают сильное влияние на индивидуальное саморазвитие обучающихся. Традиционные школьные курсы перегружены учебной информацией, что приводит к заметному разрыву между теорией и практикой. По моему мнению, знания наиболее качественны, если они приобретаются в процессе решения практических задач. Это значит, что знание образов действий необходимы не до решения практических задач, а во время решения. Одновременно поиск решения практических задач актуализирует необходимость приобретения знаний, активизирует познавательную деятельность.

Широкие возможности для проектной деятельности открывают информационные технологии. Ведь благодаря компьютерной технике обучающиеся способны создавать красиво и правильно оформленные проекты, выполняют презентации, почти профессиональную рекламу продукции.

Анализ педагогической работы в преподавании курса "Основы маркетинга" показывает, что использование проектной деятельности полностью оправдывает себя в рамках существующей системы школьного обучения. Я считаю, что метод проектов является эффективным способом мотивации учебной и практической деятельности подростков, а опыт, приобретенный в ходе работы над проектом, в дальнейшем поможет подросткам реализовать свои возможности.

Заключение

Апробированные мною методы и приемы преподавания предметов «Право» и «Экономика» имеют положительные результаты:

- успеваемость 100 %;

- усвоение учебного материала;

- положительная динамика сформированности образовательных компетенций;

- продуктивное участие в олимпиадах разных уровней .

Предметы «Право» и «Экономика» вызывают у обучающихся интерес, об этом свидетельствует то, что многие выпускники выбирают экзамен по обществознанию, при сдаче которого необходимы специфические знания по экономике и праву и, что особенно отрадно, успешно сдают его.

Я считаю, что применяемые мною в практике методические приемы обучения совместно с представленными курсами способствуют воспитанию в школьниках настоящих хозяев, способных эффективно трудиться, умеющих рассчитывать и предвидеть результаты своего труда, осознающих свои экономические знания.

Школа должна формировать мировоззрение ученика, адекватное времени, помогать развивать его интересы. Постоянно изменяется объем и качество знаний. Хорошо, если человек сам всему этому научится, захочет в обычном найти новое, а если нет, значит, ему необходимо показать, что новое существует, что обыденное можно и нужно изменить, убежден - нельзя сидеть на месте, а нужно постоянно двигаться, работать, совершенствоваться.



Список использованных источников


  1. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. - М., 2011,2022.

  2. Мушинский В.О. Основы правоведения. - М., ЦГО. 2009.

  3. Никитин А.Ф. Право и политика. - М., Просвещение. 2010.

  4. Никитин А.Ф. Право и политика. - М., 2001. Основы потребительских знаний. ИИФ «Спрос». 1997

  5. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву.М., «Владос».2010

  6. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М.: Владос, 2012

  7. Программа Центра гражданского и правового образования АПК и ПРО РФ. /Авторы: Болотина Т.В., Иоффе А.Н., Юшенкова О.В.



© 2010-2022