- Преподавателю
- Обществознание
- Методическая разработка занятия по экономике
Методическая разработка занятия по экономике
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дроботова В.В. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и молодежной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Ижемский политехнический техникум»
«Согласовано»:
предметно-цикловой комиссией
Протокол № ________
«____»__________________20____ г.
«Утверждаю»:
Зам. Директора по УПР
__________________
Иванова О.З.
«____» __________________20___ г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по дисциплине «Экономика»
Разработчик :
Дроботова Валерия Владимировна
преподаватель экономики, права и обществознания
Щельяюр
2015
Технологическая карта урока по дисциплине «Экономика» по теме «Деньги и их роль в экономике»
Дисциплина
«Экономика»
Тема урока
«Деньги и их роль в экономике»
Тип урока
Урок усвоения новых знаний
Цель урока
-
сформировать представления о сущности денег, их роли в экономике и жизни человека
Задачи урока
Образовательные:
-
познакомить обучающихся с видами и свойствами денег;
-
дать представление о функциях денег в экономике;
-
сформировать знания о сущности денег и их роли в экономике
-
выработать умение применять знания основ экономики, объяснять и анализировать экономические явления и события.
Развивающие:
-
продолжить формирование навыков самостоятельной работы с информацией;
-
учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;
-
развивать умение работать в группах.
Воспитательные:
-
воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;
-
способствовать формированию и развитию экономической культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету;
-
продолжить работу по формированию положительной мотивации к учебной деятельности;
-
формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.
Планируемые результаты
-
Научиться использовать знания о значении денежной системы в регулировании хозяйственной деятельности и их рациональном использовании в экономике.
-
Овладеть профессиональными компетенциями:
-
Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями, критичное отношение к полученной информации
-
Коммуникативной (умение принимать решения о распределении денежных средств, исходя из экономической ситуации на рынке денег)
-
Социально - трудовой ( способность вырабатывать решения и участвовать в их реализации, проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества и производства).
-
Уметь самостоятельно приобретать новые знания.
Технологии обучения
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Методы обучения
Интерактивные, проблемно-поисковые, словесные, наглядные, практические
Формы организации учебной деятельности
Проблемный диалог, фронтальная работа, групповая работа.
Оборудование урока
Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
План урока
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний, целеполагание и мотивация (стадия вызова).
-
Изучение нового материала (стадия осмысления):
-
Понятие денег.
-
История происхождение денег.
-
Свойства денег.
-
Виды денег.
-
Функции денег.
-
Закрепление
-
Рефлексия
-
Подведение итогов.
Основные понятия и термины урока
Деньги, всеобщий эквивалент, функции денег, свойства денег, виды денег
Источники информации
-
Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник /А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, Г.А. Жанин - 4-е издание - М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.
-
Соколова С. В. Основы экономики: учебное пособие /С. В. Соколова - М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент (2 мин)
Здравствуйте уважаемые студенты, садитесь. Я очень рада вас видеть, и думаю, что наш урок сегодня пройдет в атмосфере понимания и сотрудничества.
Вы, наверное, уже поняли, что мы сегодня будем работать командами. Название команд будет соответствовать цвету оформления ваших рабочих мест. Ну а в каждой команде есть командир, т.е. самый активный и надежный, поэтому выбираем командира. У вас на столах у каждого есть рабочая тетрадь, в которой вы будете работать на протяжении всего урока.
-
Актуализация знаний, целеполагание и мотивация (стадия вызова).
- Предлагаю вместе определить тему и цель сегодняшнего урока. Обратите внимание на рисунки, расположенные на слайде. (Слайд №1)
Что объединяет предложенные рисунки?
- Вы правы, здесь представлены примитивные формы денег.
У каждой науки есть свой язык свои категории. А деньги как категория это язык, какой науки?
- Правильно экономика.
Предложите тему урока? О чем нам надо сегодня поговорить? (студенты предлагают)
- Верно «Деньги и их роль в экономике» (Слайд №2)
Открываем рабочие тетради и записываем тему урока.
Таким образом, мы определили тему урока. А что бы вы хотели узнать в рамках этой темы? Предложите, какие вопросы нам надо рассмотреть в рамках данной темы?
Можно ли утверждать, что целью нашего урока будет определение сущности денег и их роли в экономике? (Вывожу цель на экран) (Слайд №3)
- Один мудрец сказал, что деньги - это дорога, по которой катится колесо торговли, другой сравнил деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире экономики. (Слайд №4) Что хотел сказать мудрец данным высказыванием?
Деньги это дорога, деньги это язык, достаточно ли сказанного мудрецом чтобы понять, что такое деньги? (высказываются) (учитель поощряет)
Человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги. Почти все люди убеждены, что они хорошо знают, что такое деньги. Однако очевидность и простота денег являются обманчивыми.
Обратите внимание на пункт №1 в рабочих тетрадях (Слайд№5). Я предлагаю вам объединить все то, что вы знаете о деньгах, запишите слова, ассоциации, идеи, которые у вас возникают в связи с данным понятием. В вашем распоряжении 2-3 минуты. (спросить кого-нибудь зачитать )
-
Изучение нового материала (стадия осмысления):
Экономическое значение денег трудно переоценить. Без уяснения сущности денег и их функций невозможно понимание действия механизмов рыночной экономики, а главное - воздействия на них. Если мы хотим понять, что есть «Экономика» и как процессы, протекающие в ней, влияют на жизнь общества, нужно заниматься изучением денег, их видов, свойств и функций. Экономическая наука помогает разобраться в сущности денег и их роли. Прошу обратить внимание на второй пункт рабочей тетради сегодняшнего урока.
Я предлагаю на этом этапе каждой команде поработать со своим текстом, который находиться в рабочей тетради. Внимательно прочитав текст, вы выделяете главное и систематизируйте полученную информацию в виде кластера. Кластер это - (Слайд №6). Для этого мы используем ватман, где уже указан заголовок смыслового блока, с которым вы будете работать, правила составления кластера в рабочих тетрадях и маркеры цвета своей команды. По окончании задания командир каждой команды выходит и представляет (комментирует, громко рассказывает) готовый кластер команды. Остальные команды внимательно слушают, чтобы создать общую картину полученной информации. Кластер вывешивает на доске. (я раздаю материал для схемы) Время на выполнение задания 8 минут.
И так, каждая группа создала свою часть кластера. Что же у нас получилось ? (создалась целостная картина) О чем? (о сущности денег) Как бы вы назвали этот кластер?
Сейчас мы можем ответить на вопрос, что такое деньги? (Слайд №7)
Может кто-то сформулирует?
Перед вами несколько определений денег, каждое из них характеризует их как экономическую категорию. Прочитайте и выберите более точное. Отметьте в рабочих тетрадях пункт №3.
Деньги - это историческая категория товарного производства, выражают экономические отношения между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.
Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
Деньги - это средство образования и накопления сбережений.
Деньги - это средство платежа и измерения стоимости товаров и услуг.
Деньги - это особый товар, который обладает определенными свойствами и выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, благодаря чему в нем выражается стоимость всех других товаров и служит в качестве средства образования и накопления сбережений.
(попросить прочитать нескольких представителей команд)
Вывод. Почему это определение? Вы правы?
В начале урока нами была поставлена цель. Достигли ли мы её?
Что нам известно? (что такое деньги)
Прежде чем ответить на вопрос какова роль денег в экономике, нам необходимы знания о видах, свойствах, функциях денег и их истории.
Составив кластер, мы с вами выяснили, что с развитием рыночной экономики деньги обнаруживают свои новые свойства и виды, проявляют новые функции.
Предлагаю вам выполнить небольшое задание. На слайде указаны те смысловые блоки, которые вы рассматривали в кластере. Выстроите из предложенных знаниевых блоков логическую цепочку (т.е. что из чего вытекает). Она позволит нам ответить на вопрос какова роль денег в экономике. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто-то может, хочет прокоменнтировать. Правильный вариант заполняем в рабочей тетради. (пункт №4, Слайд №8 - 9)
С развитием денег как исторической категории деньги проявили свою сущность (они возникли стали всеобщим эквивалентом), в процессе развития они стали обладать определенными свойствами, стали делиться на различные виды, а их значимость и необходимость стала выражаться в их функциях и именно через функции выражается роль денег в экономике.
Какова же роль денег в экономике? Как она выражается?
Достигли ли мы цели урока?
Сейчас мы смело можем сказать, что деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Роль денег заключается в том, что они служат необходимым экономическим механизмом рыночной экономики.
По сути дела, в современном мире в денежной форме выражается любое экономическое явление, так что можно с полным основанием утверждать, что вся экономика является денежной.
-
Закрепление
Скажите, пожалуйста, кто смотрел фильм «Двенадцать стульев»? Кто главный герой?
Остап Бендер - «великий комбинатор», «генератор идей». Давайте послушаем, как он определяет роль денег, через их функции.
1 ответ -
2 ответ-
3 ответ-
Какие функции он не назвал? Может поэтому, у него прогорали все его дела.
-
Рефлексия
Сегодня мы с вами проделали большую работу, познакомились со многими новыми понятиями и явлениями. И в заключении мне бы хотелось обобщить полученную информацию. Для этого предлагаю составить синквейн. Не пугайтесь этого слова. Синквейн - это стихотворение, представляющее собой анализ информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия на основе полученных знаний. Ну а ключевое понятие сегодняшней темы? Инструкция по заполнению на слайде и в ваших рабочих тетрадях пункт №5 (слайд № 10). (даю вам 1-2 минуты) (Попросить кого-нибудь зачитать) поощрять
- Подводя итоги урока, хотелось бы отметить:
- Мир денег - удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание.
Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. (Слайд №11) Английский экономист высказал замечательную мысль: "Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга". Именно так и надо относиться к данной экономической категории. Все же за деньгами мы не должны забывать человеческие отношения, вряд ли мы сможем купить дружбу, уважение, любовь и здоровье.
-
Подведение итогов.
Рефлексия деятельности на уроке:
Я думаю, что наш сегодняшний урок не прошел даром. Мне хотелось бы услышать ваше мнение о своей работе на уроке. Я предлагаю вам закрыть глаза и осмыслить, что произошло на уроке и пусть каждый будет говорить поднятой рукой о себе.
Я зачитываю утверждения вы в случае согласия с утверждением достаточно поднять руку (Слайд №12)
-
Я удовлетворен (а) своей работой на занятии…
-
Я испытал(а) некоторые трудности при работе с кластером…
-
Я вижу практическое применение данной темы…
-
Мне было сложно работать в команде …
Итоги урока: Все сегодня хорошо поработали. В каждой команде есть командиры, которые наблюдали за работой группы, поэтому мы сегодня доверим ему или ей эту важную миссию оценить каждого в своей команде и выставить оценки.
Домашнее задание: В ваших рабочих тетрадях пункт №6 представлены задания, которые вы выполните дома в этих тетрадях. На следующем уроке мы их оценим и обсудим.
Всем спасибо за урок за сотрудничество и понимание. До новых встреч!
Рабочий лист студента
Тема урока ___________________________________________________
Пункт №1 Запишите свои ассоциации с данным понятием.
Деньги
Пункт №2 Внимательно прочитав текст, составить на листе ватмана свой блок кластера.
Кластер - это систематизация, обобщение полученной информации.
Правила составления кластера «Деньги»»:
-
Рисуется модель солнечной системы: звезда, планета и их спутники.
-
В центре звезда ( в вашем случае в углу) - это тема урока.
-
Вокруг звезды рисуются планеты - крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники.
-
Постараться построить как можно больше связей.
-
Продолжить работу пока не кончится время или не иссякнут идеи.
-
Не боятся записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Текст для команды «желтые»:
Один мудрец сравнивал деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире торговли. И он был прав.… Многие экономисты определяют сущность и роль денег с помощью пяти функции.
Функционирование денег, как средства обращения осуществляется следующим образом. Деньги служат посредником в обмене товаров, инструментом простого и быстрого обмена товаров, потому что с их появлением продажа свелась к обмену товара на деньги, а купля - к обмену денег на товар (Т-Д-Т). Функция меры стоимости характеризуется тем, что деньги выражают стоимость товаров и определяют их цены, являются общепризнанным измерителем и показателем рыночной стоимости любого товара.
Деньги выполняют функцию средства накопления, что позволяет «развести» во времени акты купли продажи товаров, воплотить возможность накопления и превращения в общественное богатство. Деньги не предполагают, непосредственного обмена на товар и используются для разных выплат, например, для выплаты кредита, оплаты труда, выплаты налогов государству и т.д., тем самым они выполняют функция средства платежа.
Деньги выступают на мировом рынке как международное покупательное средство. Мировые деньги - эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами. В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.
Пункт №3 Прочитайте определения, выделите для себя более точное.
-
Деньги - это историческая категория товарного производства, выражают экономические отношения между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.
-
Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
-
Деньги - это средство образования и накопления сбережений.
-
Деньги - это средство платежа и измерения стоимости товаров и услуг.
-
Деньги - это особый товар, который обладает определенными свойствами, выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, благодаря чему в нем выражается стоимость всех других товаров и служит в качестве средства образования и накопления сбережений.
Пункт №4 Заполнить схему «Роль денег в экономике».
Пункт №5 Заполнение синквейна:
Синквейн - это анализ информации в лаконичной форме.
1. Существительное: Деньги
2. Описание темы: 2 прилагательных _______________________________________
3.Описание действия: 3 глагола _____________________________________________
4. Отношение к теме: фраза из 4 слов (предложение, цитата)___________________
__________________________________________________________________________
5. Суть темы: 1 слово (синоним)_____________________________________________
Пункт №6 Домашнее задание:
В первой графе таблицы перечислены профессиональные ситуации. Заполните вторую графу, вписав в неё те функции, которые выполняют деньги в каждой ситуации.
Ситуация
Функции денег
Повару за некачественно выполненный заказ оформили акт на сумму 1000 рублей, и он внес ее в кассу
Официант оформил заказ на комплексный обед и выставил счет на сумму 500 рублей
Предприниматель приобрел сертификаты Сбербанка на сумму 50 % чистой прибыли предприятия
Клиент рассчитался по счету за банкет, используя пластиковую карту Сбербанка
Рабочий лист студента
Тема урока ___________________________________________________
Пункт №1 Запишите свои ассоциации с данным понятием.
Деньги
Пункт №2 Внимательно прочитав текст, составить на листе ватмана свой блок кластера.
Кластер - это систематизация, обобщение полученной информации.
Правила составления кластера «Деньги»»:
-
Рисуется модель солнечной системы: звезда, планета и их спутники.
-
В центре звезда ( в вашем случае в углу) - это тема урока.
-
Вокруг звезды рисуются планеты - крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники.
-
Постараться построить как можно больше связей.
-
Продолжить работу пока не кончится время или не иссякнут идеи.
-
Не боятся записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Текст для команды «Зеленые»:
Деньги вместе с рыночной экономикой прошли долгий путь своего развития. Прежде всего, это выразилось в том, что существенно изменились виды денег. Экономисты выделяют следующие виды денег. Наличные деньги - это денежные средства, используемые в наличном обращении.
-
Монеты - это металл определённой формы и веса. Они служат в качестве разменных денег.
-
Банкноты - это бумажные деньги. Выпускаемые в обращение ЦБ РФ.
-
Казначейские билеты - это те же бумажные деньги, но выпускаемые государственным казначейством - Министерством финансов.
Безналичные деньги. К ним относятся:
-
Ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты)
-
Вклады в банках
-
Дорожные чеки (American Express)
Электронные деньги - это деньги, находящиеся на счетах компьютерной памяти банка, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства (банкомат).
Пластиковая карта - пластинка из пластического материала с нанесённым на неё магнитным кодом или с встроенным кодируемым элементом памяти (дебетовые и кредитовые; «золотые», «серебряные», «корпоративные», «Private-карточки», «карточки для VIP клиентов»).
Пункт №3 Прочитайте определения, выделите для себя более точное.
-
Деньги - это историческая категория товарного производства, выражают экономические отношения между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.
-
Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
-
Деньги - это средство образования и накопления сбережений.
-
Деньги - это средство платежа и измерения стоимости товаров и услуг.
-
Деньги - это особый товар, который обладает определенными свойствами, выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, благодаря чему в нем выражается стоимость всех других товаров и служит в качестве средства образования и накопления сбережений.
Пункт №4 Заполнить схему «Роль денег в экономике» .
Пункт №5 Заполнение синквейна:
Синквейн - анализ информации в лаконичной форме.
1. Существительное: Деньги
2. Описание темы: 2 прилагательных _______________________________________
3.Описание действия: 3 глагола _____________________________________________
4. Отношение к теме: фраза из 4 слов (предложение, цитата)___________________
__________________________________________________________________________
5. Суть темы: 1 слово (синоним)_____________________________________________
Пункт №6 Домашнее задание:
В первой графе таблицы перечислены профессиональные ситуации. Заполните вторую графу, вписав в неё те функции, которые выполняют деньги в каждой ситуации.
Ситуация
Функции денег
Повару за некачественно выполненный заказ оформили акт на сумму 1000 рублей, и он внес ее в кассу
Официант оформил заказ на комплексный обед и выставил счет на сумму 500 рублей
Предприниматель приобрел сертификаты Сбербанка на сумму 50 % чистой прибыли предприятия
Клиент рассчитался по счету за банкет, используя пластиковую карту Сбербанка
Рабочий лист студента
Тема урока ___________________________________________________
Пункт №1 Запишите свои ассоциации с данным понятием.
Деньги
Пункт №2 Внимательно прочитав текст составить на листе ватмана свой блок кластера.
Кластер - это систематизация, обобщение полученной информации.
Правила составления кластера «Деньги»»:
-
Рисуется модель солнечной системы: звезда, планета и их спутники.
-
В центре звезда ( в вашем случае в углу) - это тема урока.
-
Вокруг звезды рисуются планеты - крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники.
-
Постараться построить как можно больше связей.
-
Продолжить работу пока не кончится время или не иссякнут идеи.
-
Не боятся записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Текст для команды «красные»:
С появлением денег исчезают трудности обмена товарами. С помощью денег можно осуществлять распределение и перераспределение труда и капитала между отраслями, регионами, странами, присваивать результаты труда общества, сохранять в вечной нетленной форме труд человека. Любой предмет может выступать в роли денег, если он обладает следующими свойствами:
-
деньги должны быть удобными, чтобы их можно было всегда иметь при себе;
-
стоимость денег должна быть стабильной, иначе невозможно делать экономические расчеты и принимать управленческие решения;
-
деньги должны быть прочными;
-
денежные знаки равного достоинства должны быть однородными;
-
деньги должны легко размениваться на необходимые доли;
-
деньги должны легко узнаваться (по цвету, формату, особым полиграфическим признакам, номиналу);
-
деньги должны быть уникальными и иметь «защиту», чтобы их невозможно было воспроизвести.
Пункт №3 Прочитайте определения, выделите для себя более точное.
-
Деньги - это историческая категория товарного производства, выражают экономические отношения между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.
-
Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
-
Деньги - это средство образования и накопления сбережений.
-
Деньги - это средство платежа и измерения стоимости товаров и услуг.
-
Деньги - это особый товар, который обладает определенными свойствами, выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, благодаря чему в нем выражается стоимость всех других товаров и служит в качестве средства образования и накопления сбережений.
Пункт №4 Заполнить схему «Роль денег в экономике».
Пункт №5 Заполнение синквейна:
Синквейн - это анализ информации в лаконичной форме.
1. Существительное: Деньги
2. Описание темы: 2 прилагательных _______________________________________
3.Описание действия: 3 глагола _____________________________________________
4. Отношение к теме: фраза из 4 слов (предложение, цитата)___________________
__________________________________________________________________________
5. Суть темы: 1 слово (синоним)_____________________________________________
Пункт №6 Домашнее задание:
В первой графе таблицы перечислены профессиональные ситуации. Заполните вторую графу, вписав в неё те функции, которые выполняют деньги в каждой ситуации.
Ситуация
Функции денег
Повару за некачественно выполненный заказ оформили акт на сумму 1000 рублей, и он внес ее в кассу
Официант оформил заказ на комплексный обед и выставил счет на сумму 500 рублей
Предприниматель приобрел сертификаты Сбербанка на сумму 50 % чистой прибыли предприятия
Клиент рассчитался по счету за банкет, используя пластиковую карту Сбербанка
Рабочий лист студента
Тема урока ___________________________________________________
Пункт №1 Запишите свои ассоциации с данным понятием.
Деньги
Пункт №2 Внимательно прочитав текст, составить на листе ватмана свой блок кластера.
Кластер - это систематизация, обобщение полученной информации.
Правила составления кластера «Деньги»»:
-
Рисуется модель солнечной системы: звезда, планета и их спутники.
-
В центре звезда (в вашем случае в углу) - это тема урока.
-
Вокруг звезды рисуются планеты - крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
-
Постараться построить как можно больше связей.
-
Продолжить работу пока не кончится время или не иссякнут идеи.
-
Не боятся записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Текст для команды «Синие»:
Развитие свободного рынка породило деньги, денежные отношения. Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства. При натуральном обмене денег нет. Работнику трудно было найти людей, которым нужен его товар и которые имели бы товар, нужный работнику. В экономической истории эта задача была решена с помощью меновых, ходовых товаров в качестве посредников. Эти товары обладали специфичной общественной полезностью - были всеобщим эквивалентом (ВЭ) Сначала роль всеобщего эквивалента выполняли скот, меха, соль, зерно, ракушки и т.п. В последующем роль всеобщего эквивалента выполняли те товары, естественные свойства которых были более благоприятными для этого. Это можно проиллюстрировать с помощью следующего примера:
Меновые→ Любые→ Чёрные→Цветные→ Благородные металлы
товары металлы металлы (серебро и золото)
(медь)
Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги. Итак, золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем - «лепёшечки». В 7 веке до н.э. возникли монеты - золотые лепёшечки, на которых указывали вес и герб того, кто их чеканил. Во времена монголо - татарского ига (1243 - 1480) отдельные русские княжества чеканили свои монеты, а также имела хождение татарская серебряная теньга. Основными «денежными материалами» были золото и серебро. Слитки серебра в 13 веке рубили на куски, получившие название рублей. В начале 17 века на Руси установились стабильная единая монета - копейка, названная так, потому что на ней был отчеканен всадник с копьём. Кроме неё в ходу была полукопеечная деньга и четвертькопеечная полушка. Затем появились серебряные алтын, полтина и золотой червонец. Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине 2, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом. После первой мировой войны (1914 - 1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержания. И только в 30 - х г.г.20 века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось.
Пункт №3 Прочитайте определения, выделите для себя более точное.
-
Деньги - это историческая категория товарного производства, выражают экономические отношения между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.
-
Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
-
Деньги - это средство образования и накопления сбережений.
-
Деньги - это средство платежа и измерения стоимости товаров и услуг.
-
Деньги - это особый товар, который обладает определенными свойствами, выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, благодаря чему в нем выражается стоимость всех других товаров и служит в качестве средства образования и накопления сбережений.
Пункт №4 Заполнить схему «Роль денег в экономике».
Пункт №5 Заполнение синквейна:
Синквейн - это анализ информации в лаконичной форме.
1. Существительное: Деньги
2. Описание темы: 2 прилагательных _______________________________________
3.Описание действия: 3 глагола _____________________________________________
4. Отношение к теме: фраза из 4 слов (предложение, цитата)___________________
__________________________________________________________________________
5. Суть темы: 1 слово (синоним)_____________________________________________
Пункт №6 Домашнее задание:
В первой графе таблицы перечислены профессиональные ситуации. Заполните вторую графу, вписав в неё те функции, которые выполняют деньги в каждой ситуации.
Ситуация
Функции денег
Повару за некачественно выполненный заказ оформили акт на сумму 1000 рублей, и он внес ее в кассу
Официант оформил заказ на комплексный обед и выставил счет на сумму 500 рублей
Предприниматель приобрел сертификаты Сбербанка на сумму 50 % чистой прибыли предприятия
Клиент рассчитался по счету за банкет, используя пластиковую карту Сбербанка