- Преподавателю
- Обществознание
- План-конспект открытого урока обществознания по теме «Гражданином быть обязан» (к дню Конституции)
План-конспект открытого урока обществознания по теме «Гражданином быть обязан» (к дню Конституции)
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Артамонова А.Ф. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МАОУ СОШ №130 г. Челябинска
План-конспект открытого урока по теме
«Гражданином быть обязан» (к дню Конституции)
Разработчик:
Артамонова Алена Фаридовна
Челябинск, 2015
Дисциплина «Обществознание»
Тема (раздел) программы «Общество как сложная динамичная система»
Тема урока «Гражданином быть обязан»
Тип урока: обобщения и систематизации
Цели урока:
Обучающие:
-
Закрепление знаний о Конституции РФ, о формах государственно-территориального устройства, о видах политических режимов
Развивающие:
-
Развитие умений вести дискуссию, анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения
Воспитательные:
-
Формирование ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности;
-
Повышение правовой и политической культуры граждан
Методы обучения (классификация по типу (характеру) познавательной деятельности И. Лернера, М. Скаткина): объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный; продуктивный (частично-поисковый).
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:
- Боголюбов Л.Н. Обществознание: учеб. пособ. для учащихся 10 кл.: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2009 г. - 351 с.;
- ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ЦОР «Гражданином быть обязан»;
- учебная аудитория.
Ход урока
Права, свободы человека -
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы - народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!
Конституция Российской Федерации - это основной закон РФ, в котором прописаны самые главные правила, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное.
Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.
В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что - нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно - гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей.
Участники игры: 2 команды.
Игровой сюжет (интрига):
Задача каждой команды - обрести свой общий дом. Им предстоит пройти несколько этапов, в ходе выполнения которых студенты демонстрируют знание текста Конституции РФ, умение ориентироваться в нестандартной ситуации, творческие способности.
По итогам игры команда выстраивает свой символический дом из кирпичиков, которые получает на определенном этапе за правильно и оперативно выполненные задания, найденные решения.
ЭТАПЫ ИГРЫ
-
Установка на игру (знакомство с правилами игры, представление команд).
-
Построение дома из заработанных кирпичиков.
-
Подведение итогов игры. Организаторы выявляют команду-победителя.
-
Награждение участников и победителей.
-
Исполнение гимна РФ.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Этап
Задание
Правильный ответ
-
Станция:
«Патриот»
Вам предлагается семь атрибутов американского образа жизни:
Соса-Соla, статуя свободы, джинсы, рэп-музыка, МсDonalds, небоскрёбы,
Том и Джерри.
Предложите семь атрибутов современной России
(Ведущий фиксирует названные командой атрибуты)
Бело-сине-красный флаг, двуглавый орел, Путин, Медведев, «Единая Россия», медведь, «Колобок», матрешка, самые красивые девушки и т.д.
-
Станция: «Моя твоя понимай!»
(переводчики)
Многие термины, используемые в тексте Конституции, заимствованы из других языков.
Вам предлагается ПЕРЕВОД этих слов, догадайтесь, какие это слова и запишите их.
Дайте определение понятию:
Президент - выборная должность главы государства или территориально-административного образования.
Демократия - власть народа.
Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся по наиболее значимым вопросам.
Гражданин - индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством.
Право - система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство.
Закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством.
Импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;
Суверенитет - независимость.
-
Станция:
«Споёмте, друзья»
Вам предлагается исполнить хором гимн РФ
-
Станция:
«Вопрос-ответ»
Продолжите фразу…
Продолжить предложение …
-
Высшей ценностью в РФ является… (человек, его права и свобода)
-
Линкольн сказал: «Демократия - это власть народа, избранная народом, для… (народа)»
-
Наиболее демократичным органом власти Древнерусского государства является… (вече)
-
Устойчивая связь гражданина с государством называется… (гражданство)
-
Эту форму государственного правления В.В. Маяковский сравнивал с русским хлебобулочным изделием. Какую с каким? («Одному бублик, другому - дырка от бублика. Это и есть демократическая республика».)
-
Парламент этой страны до сих пор голосует, «выходя в двери»: если «за» - выходят в одну дверь, «против» - в другую. Назовите страну. (Англия.)
-
В Голландии и Бельгии это является обязанностью. В Австралии за уклонение от этого с вас могут взыскать штраф. В Греции за неучастие в этом вы можете лишиться паспорта. О чем речь? (Неявка на выборы.)
-
Этот распространенный в наши дни документ дословно переводится с французского как «выход в порт». Что это? (Паспорт, passer -выходить и port - порт. Первоначально это было «удостоверение на право судна пройти в гавань и отплыть из нее». Паспорта в Западной Европе выдавали капитанам дальнего плавания как свидетельство того, что корабль не пиратский, а принадлежит и служит определенному государству.)
-
Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо валета появилась карта «равенство», вместо дамы - «Свобода», вместо короля «Гений», а вместо туза - то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз? («Закон»)
-
Станция: «Широка страна моя родная» - аукцион
Пока течёт время в песочных часах, назовите как можно больше субъектов Российской Федерации (называть субъекты, можно так, как они названы в тексте 1993 года, а также новые их названия)
-
Станция: «Каждый или гражданин»
В главе 2 Конституции РФ закреплены права и обязанности человека и гражданина. Впишите одно из слов КАЖДЫЙ или ГРАЖДАНИН РФ вместо пропусков в тексте статей
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
(фрагмент Конституции РФ)
Каждый имеет право на жизнь.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
-
Станция: «Один за всех»
Один из членов команды покидает команду и идёт отвечать на вопросы викторины.
-
Кто является главой РФ (президент).
-
Какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти? Совет Федерации, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы (органы местного самоуправления).
-
Чем по национально-государственному устройству является Россия? (федерацией)
-
Носитель суверенитета и единственный источник власти в России. (народ)
-
Парламент РФ, представительный и законодательный орган РФ (Федеральное Собрание РФ).
-
Всенародное голосование с целью принятия наиболее важных решений (референдум).
-
Наличие в обществе двух или более партий (многопартийность).
-
Когда отмечается день Конституции? (12 декабря)
-
Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
-
С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
-
Что здесь лишнее:
Конституция
Президент
Брак
Право
Власть
Суверенитет
Избиратели
-
Станция:
«Разборка фундамента»
Замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, и
у вас получится высказывание, принадлежащее И. А. Ильину - русскому философу, критику коммунизма.
17 16 13 10 20 10 25 6 19 12 1 33
15 6 25 6 19 20 15 16 19 20 30
17 16 13 30 9 21 6 20 19 33
20 6 14 15 16 20 16 11
15 1 18 16 5 1
«Политическая нечестность пользуется темнотой народа»
-
Станция: «Неповторимый образ»
Необходимо построить дом. Этот дом необычный. Он состоит из ценностей демократии. Необходимо из предложенного набора понятий выбрать те, которые относятся к ценностям демократии, и вписать их на плакат с изображением дома.
Предлагаемые понятия:
Толерантность
личностная ориентация
Консенсус
индивидуальность
Анархия
ясность правил
Компромисс
условия для реализации
Свобода
монархия
Политика.
-
«Знатоки истории»
Решите
Узнай, о каком событии идет речь в этом отрывке:
«Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия в 1893 г. Ее примеру последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., а Россия только после революции в 1927 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Подписи занимали 546 листов, склеенных в свиток длиной 274 метра, но соответствующий закон прошел большинством лишь в 2 голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., Швейцария 1971 г. Так что же произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?» (Женщины получили равные права с мужчинами).
Для зрителей: Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.
Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых
Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд
Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.
Отгадай сказку.
-
В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
-
В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси-Лебеди»)
-
В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
-
В какой сказке С. Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
-
В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
-
В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
-
В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
-
Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
-
Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
-
Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
Дорогие друзья! Всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории, растите настоящими патриотами своей Родины!