- Преподавателю
- Обществознание
- Поурочное планирование урока обществознания в 9 классе Социальные права человека
Поурочное планирование урока обществознания в 9 классе Социальные права человека
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Самусенко О.В. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБУ Тоора-Хемская СОШ
Самусенко Оксана Вячеславовна,
учитель истории и обществознания
9 класс Обществознание
Тема урока «Социальные права человека»
Урок изучения нового материала
Цель: дать учащимся четкое представление о социальных правах человека и
реализации их в Российской Федерации.
Основные понятия: социальные права, социальное государство, социальное обеспечение, приватизация жилья, медицинское страхование, социальные пособия.
Используемые средства: карточки с заданиями (в трех вариантах).
Прогнозируемые результаты.
В результате занятия учащиеся смогут:
-
узнать, что относится к социальным правам человека;
-
уяснить, в чем состоит роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей;
-
анализировать самостоятельно полученную информацию;
-
аргументировано раскрывать свою точку зрения на проблемные вопросы.
Ход занятия:
-
Вводная (мотивационная) часть.
В качестве мотивации учащимся предлагается обсудить в парах задания. Пусть они подумают, о чем будет идти речь на уроке и что для них наиболее интересно.
1 вариант.
В периодической печати описано немало случаев, когда продажа собственникам своей квартиры приводила к тому, что он оказывался на улице (в силу недобросовестности посреднической фирмы, собственной беспечности и других причин).
Выскажите свое мнение, должно ли государство в этом случае оказать помощь пострадавшему в получении нового жилья. Объясните, почему вы так считаете.
2 вариант.
«Медицина: кошелек и жизнь». К. Краус (австрийский писатель).
Что может подразумеваться под этим высказыванием? Согласны ли вы с автором? Аргументируйте свой ответ.
3 вариант.
Одним из видов социальных пособий являются студенческие стипендии. Многие студенты считают их нынешние размеры явно недостаточными и активно выступают за то, чтобы выплачиваемой суммы хватало на обеспечение прожиточного минимума. Только в этом случае молодые люди будут относительно независимы от своих родителей и смогут сосредоточиться на учебе, не думая о дополнительных заработках. В то же время в обществе немало и тех, кто считает, что студентам государственных вузов вообще не следует платить стипендию. Достаточно того, что государство оплачивает их обучение, которое, как известно, весьма дорогостояще.
Выскажите и обоснуйте свою позицию по этой проблеме.
При обсуждении может быть сформулирована тема занятия.
-
Основная часть.
1. Комментарий учителя.
В статье 7 нашей Конституции указывается, что Российская Федерация - социальное государство. Социальные права человека неразрывно связаны с экономическими, поэтому их часто объединяют в одну группу социально-экономических прав. К ним относят в первую очередь право на жилище, на медицинское обслуживание. В особой защите нуждаются права тех, кто не может в силу определенных причин (возраст, состояние здоровья, уход за малолетними детьми) полноценно и эффективно трудиться.
Рассмотрим подробнее основные социальные права и роль государства в их обеспечении.
2. Работа в группах, представление результата работы.
Учащимся предлагается образовать 3 группы, каждая из которых познакомится с одним из разделов параграфа. (К сегодняшнему уроку ученики получили опережающее задание: найти в Интернете или других источниках определения понятий, а также информацию по данной теме).
Первая группа ознакомится с разделом «Право на жилище» (стр. 292-293). Вопросы для обсуждения:
-
В чем заключается право на жилище?
-
Объясните, что означает процесс приватизации жилья.
-
Считаете ли вы, что право на приватизацию жилья должно быть закреплено в Конституции?
-
Должно ли государство обеспечивать жильем каждого?
Вторая группа изучает раздел «Здоровье под охраной закона» (стр. 293 - 294).
Вопросы для обсуждения:
-
Что предусматривает право на охрану здоровья?
-
Как вы считаете, какие медицинские учреждения качественно предоставляют свои услуги: государственные или частные? Почему?
Третья группа - «Право на социальное обеспечение» (стр. 294-295).
Вопросы для обсуждения:
-
Кто имеет право на социальное обеспечение?
-
Как вы думаете, каков источник выплат пособий, пенсий, стипендий?
В ходе обсуждения возвращаемся к заданиям, которые выполняли в парах в начале урока. Определяем, изменились ли позиции учащихся.
3. Работа с основными понятиями. Учитель предлагает назвать понятия, связанные с темой и дать определения к каждому из них.
-
Задание на дом: найдите во Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации статьи, в которых говорится о социально-экономических правах. Какие из них могут быть реализованы уже сейчас, а какие являются скорее декларацией благих намерений? Свое мнение обоснуйте.
-
Рефлексия.
В качестве итогового обсуждения учащимся предлагается ответить на вопросы:
-
Какие права человека можно отнести к социальным правам?
-
В чем состоит роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей?
-
Каковы основные направления социальной политики нашего государства?
-
Что означает понятие «социальное государство»?
-
Как вы думаете, можно ли считать наше государство «социальным»?
-
Почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе?
-
Назовите те проблемы, которые, на ваш взгляд, являются сегодня наиболее актуальными? Предложите пути решения этих проблем.
Дополнительно можно предложить следующие вопросы: что было интересным на занятии? Какая информация оказалась для вас новой? Какие трудности и почему возникали в процессе урока?
Литература:
-
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М., 2005.
-
Введение в обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учр. / под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.
-
Конституция Российской Федерации.
-
Извлечения из Всеобщей декларации прав человека.
-
Правоведение 9 класс. Права человека: элективный курс/ авт.-сост. С.Н.Степанько. - Волгоград: Учитель, 2007. - 239 с.
-
Гайсенок Л.К. Самостоятельная работа на уроках истории// Преподавание истории в школе. - 2000. - №9. - С. 13 - 15.
-
Солдатова О.Н. Развитие мышления учащихся на уроках истории// Преподавание истории в школе. - 2000. - №9. - С. 20 - 23.