Культура и цивилизация: понятие, многообразие, формы

Методическая разработка урока: Культура и цивилизация: понятие, многообразие, формы.      Цель урока: 1. Рассмотреть изменение понятий «цивилизация» и «культура» в истории философской мысли. 2. Рассмотреть формы и разновидности культуры, особенности молодежной субкультуры. 3. Расширить представление студентов о молодежной субкультуре, воспитывать толерантное отношение к представителям разных молодежных субкультур. 4. Способствовать умению сопоставления и анализирования материала, а также воспроизведение выводов по изученному материалу. 5. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока:

Культура и цивилизация: понятие, многообразие, формы.


Учебное занятие согласно рабочей программе и календарно-тематическому плану.

Цель урока:

1. Рассмотреть изменение понятий «цивилизация» и «культура» в истории философской мысли.

2. Рассмотреть формы и разновидности культуры, особенности молодежной субкультуры.

3. Расширить представление студентов о молодежной субкультуре, воспитывать толерантное отношение к представителям разных молодежных субкультур.

4. Способствовать умению сопоставления и анализирования материала, а также воспроизведение выводов по изученному материалу.

5. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах

Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний.

Приемы и методы: дискуссия, показ презентаций, подготовленная студентами.

Опережающее задание: работа студентов в группах - подготовка презентаций по молодежной субкультуре. Цель: раскрыть «+» и «-» различных молодежных субкультур, выразить свое отношение к представителям различных молодежных движений. Контроль знаний: ответы студентов на поставленные вопросы, составление сравнительной характеристики молодежных движений.

Межпредметные связи: история, обществознание, экономика, социальная психология, литература.

Распределение времени на основные этапы урока:

Организационный момент

Актуализация знаний

Работа студентов

Закрепление материала

Домашнее задание

2

15

55

15

3

Ход урока:

Слайд 1.

План урока, постановка целей урока.

Слайды 2-6

Понятие «культура» в социальной философии. (от античности до философии ХХ века, русская философия).

Слайд 7.

Формы культуры

Слайд 8, 9.

Элитарная и массовая культура.

Работа студентов: вспоминают из курса обществознания характеристики культур.

Слайд 10.

Записывают в конспект свои ответы:

- основные характеристики массовой культуры;

- цели и задачи массовой культуры;

- средства выражения.

Слайд 11, 12.

Разновидности культуры:

Культура в социологии - система норм, ценностей, символов, присущих данному обществу и передаваемых из поколения в поколение. Также термин «культура» используют для характеристики образа жизни данного сообщества. Но культура общества - не монолитное целое, а составляющее многообразие субкультур. Современная молодежь по-разному воспринимает окружающий мир. Их интересы, взгляды, стили и образ жизни отличаются от общепринятых норм. Объединяясь по интересам, они образуют культуру в культуре, свою субкультуру. Одни считают, что они несут вред, разрушения и бездуховность, другие оценивают субкультуры как эксперимент, где испытываются стили жизни и моды, новые жизненные ценности. Сейчас нам предстоит познакомиться с подготовленными вами презентациями, где вы не только раскроете особенности той или иной субкультуры, но и дадите им свою оценку.

Работа студентов: 4 группы выступающих - 4 презентации (4*10 мин). По 5 минут вопросы к группе выступающих, обсуждение = 55 минут.

1. Ролевики, толкиенисты, геймеры. (презентация студентов прилагается)

РОЛЕВИКИ - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Ролевое движение выделяют и как хобби, и как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка (этнические и психоделические мотивы), своя литература (в основном фэнтези) Будучи сосредоточенными в конкретном времени, они не проявляют особой активности в политических и социальных вопросах.

Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты - кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы, мастер-классы.

В России впервые такие конвенты стали проводиться в Казани с 1991 года. Впоследствии подобные конвенты стали проводиться во многих городах России и ближнего зарубежья.

ВИДЫ: Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкинистов, хардболистов, страйкболистов и пейнтболистов.

Исторические реконструкторы

Каждый уходит от реальности своими способами. Кто в компьютерные игры, кто в лес, кто на воссоздание поле битвы. Историческая реконструкция - воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В нашей стране существует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры. Также существуют мероприятия государственного значения (например реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России или реконструкция Грюнвальдской битвы заграницей).

В современной России историческая реконструкция стала невероятно массовым и популярным увлечением. Здесь можно встретить кого угодно - от студента до владельца международной корпорации. Объединяет их подлинный интерес к истории, который заставляет реконструкторов скрупулезно восстанавливать внешний облик и образ жизни представителей выбранной ими эпохи. Они сами шьют все костюмы, изготовляют снаряжение, палатки и мебель, сами готовят себе еду по историческим рецептам. Эта огромная работа, одновременно научная, исследовательская и практическая.

Для гостей фестиваль - уникальная возможность в доступной форме получить массу новых сведений о жизни давно ушедшей эпохе, что гораздо интереснее посещения музея или чтения ученых трактатов. А между тем многие участники в эрудиции не уступят профессиональным историкам.

2. Байкеры, спортивные фанаты, роллеры.

3. мажоры, рейверы.

4. Хакеры, юзеры.

Постановка проблемы: почему молодежь формирует свою культуру? Назовите основные причины возникновения молодежных субкультур.

Возможные ответы:

  1. Кризис общества, семьи;

  2. Перекос в нравственных идеалах и ценностях общества;

  3. Плохая организация досуга, спорта. (Здоровый образ жизни - что это?)

  4. Социальная несправедливость;

  5. Потребности молодежи заявить о себе и др.

Дополнительно:

Анкетирование по теме урока:

  1. Были ли вы знакомы с молодежными субкультурами раньше?

  2. Какие самые известные направления в молодежной субкультуре?

  3. Стали бы вы членом группировки при их наличии в вашем районе?

  4. Что вас больше всего привлекает в молодежной субкультуре?

  5. Хотели бы вы расширить свои знания об этих или других направлениях субкультур?

Список литературы:

1. Маршак А.л. Общая социология. - Ростов н)Дону, Феникс, 2004 г.

2. Минюшев Ф.И. Социология культуры - Академический проспект, 2004.

3. Молодежная культура и ценности будущего /Отв. ред. А.Г. Козлова, М.С. Гаврилова. СПб, 2001.

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1995.

5. Социология молодежи: Учебник / отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб, 2006

6. Социальная философия/ Пол ред. Н.В. Лавриненко, М., 1995.










Приложение 1

Культура и цивилизация: понятие, многообразие, формы.

Культура и цивилизация: понятие, многообразие, формы.

Культура и цивилизация: понятие, многообразие, формы.

Культура и цивилизация: понятие, многообразие, формы.

Культура и цивилизация: понятие, многообразие, формы.


© 2010-2022