Рабочая программа по обществознанию, 11 класс

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (базовый уровень) 2004 года по предмету «Обществознание», примерной программы среднего общего образования на базовом уровне; авторской программы "Обществознание.10-11 классы, базовый уровень" (140 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова - академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой - кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой - доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год).

Основные цели курса:

- ознакомить учащихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об общественной жизни;

- дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;

- привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике, сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах - науке, религии, искусстве и т. д.

Особенностями настоящего курса в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития является его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых знаний предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни - религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать знакомству учащихся с обществом во всем его многообразии.

Задачи в 11 классе:

 развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

 овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Общая характеристика:

Содержание среднего обществоведческого образования на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: экономики, социологии, политологии, права.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю и предназначена для учащихся 11-х классов на 2015-2016 учебный год.

Данная программа ориентирована на учебник:

Обществознание. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2012.

Формы уроков и технологии:

Уроки обществознания в 11 классе включают в себя уроки-практикумы, семинары, лекции, лабораторные уроки и т.д. Используется проблемный принцип построения уроков, технологии критического мышления и т.д.

Важную роль обществоведческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках обществознания учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Виды контроля:

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

 определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);

 установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

 осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.

Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

3. Итоговая аттестация обучающихся

Итоговая аттестация обучающихся 11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ЕГЭ (тестирования). Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Формы контроля:

Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений, конспектирование основных положений лекции, работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации, выполнение индивидуальных заданий, понятийный диктант, тестирование, , анализ источников, эссе, решение познавательных задач, работа с документами и др.

Требования к уровню подготовки:

В результате изучения обществознания ученик должен знать / понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через средства массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения своей личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия с людьми разных убеждений, с различными культурными ценностями, социальным положением2.

Основное содержание курса

Обществознание 11 класс (68 ч)

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (28 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимоно¬польное законодательство. Бюджетная система Российской Федерации. Формирование бюджета в Российской Федерации. Муниципальные органы власти: формирование местного бюджета и расходные статьи. Возможности участия граждан в этом процессе.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Кредитование: его роль в современной экономике государств, фирм и домохозяйств. Плюсы и минусы (риски) кредитования граждан.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Электронные деньги. Сбережения, страхование. Доходы и расходы; навыки планирования. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (15ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН (21 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Календарно-тематическое планирование

(68 часов)

Тема урока

Основные элементы содержания

Основные виды учебной деятельности

Виды, формы контроля

Планируемые результаты

Планируемы сроки (план, факт)

1

Вводный урок. Общество как сложная динамическая система

Общество как сложная динамическая система. Многовариантность общественного развития. Особенности современного мира

Повторение и обобщение знаний, сравнительный анализ

Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений

Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения


Раздел 1. Человек и экономика (24 ч)

2

Экономика как наука


Что изучает экономическая наука. Экономика

и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности




Работа с учебником, составление схемы

Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, таблица «Разделы экономической науки»


Знать тенденции развития важнейших социальных институтов.

Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения


3

Экономика как хозяйство


4

Экономический рост








Понятие экономического роста. ВВП, факторы экономического роста - интенсивные и экстенсивные, экономическое развитие, его измерители, экономический цикл



Работа с источниками социальной информации

(словари, текстом учебников)



Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы, выполнение

дифференцированных заданий

Знать, что такое «порочный круг бедности»; чем экономический рост отличается от экономического развития;

как государство может воздействовать на экономический цикл.

Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах


5

Экономическое развитие


6


Рыночные отношения в экономике

Конкуренция и монополия

Спрос и предложение. Рыночные структура

и инфрастуктура. Виды рынков. Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия.

Антимонопольное законодательство. Современный рынок

Решение практических задач.

Работа с источниками социальной информации

Анализ документа

Решение заданий ЕГЭ Ч1 11-15 Задания на выбор из предложенного списка

Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации

Знать основные признаки свободного рынка; структуру и инфраструктуру рынка; чем рыночная экономика отличается от централизованной.

Уметь объяснить, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; использовать приобретённые знания для решения практических жизненных проблем


7

Фирмы

в экономике



Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса

Работа с источниками социальной информации.

Анализ современных процессов в экономике.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий

Знать, что такое «эффективное предприятие»; как фирмы платят налоги; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.

Уметь объяснить, от чего зависит успех деятельности предприятия; применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам


8

Факторы производства


9

Правовые основы предпринимательской деятельности



Предпринимательство.

Предпринимательские правоотношения. Организационно-правовые формы предпринимательства.

Субъекты предпринимательского права.

Экономическая политика Российской Федерации. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности




Работа с документами, составление таблицы




Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Составление сравнительной таблицы

Знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования.

Уметь объяснить, какие принципы лежат в основе предпринимательского права; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между понятиями и обществоведческими терминами.


10

Организационно-правовые основы предпринимательства


11

Слагаемые успеха в бизнесе

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Источники финансирования в бизнесе. Банковская система. Банковский кредит

Творческая работа

Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации

Знать, что такое финансирование и каковы его источники.

Уметь использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через средства массовой коммуникации


12

Основы менеджмента

и маркетинга

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Источники финансирования в бизнесе. Банковская система. Банковский кредит



Творческая работа

Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации

Знать, что такое финансирование и каковы его источники.

Уметь использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через средства массовой коммуникации


13

Экономика и государство





Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства.




Тестирование




Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий

Знать способы регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.

Уметь объяснить, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; назвать основные методы воздействия государства на экономику


14

Экономические функции государства


15-16

Финансы

в экономике. Инфляция: виды, причины, следствия

Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы.

Банковская система.

Роль ЦБ в банковской системе РФ. Финансовые институты. Виды, причины, последствия инфляции

Анализ подборки документов из периодической печати, Интернета


Решение заданий ЕГЭ Ч1.Задания на выбор из предложенного списка, С9

Дифференцированные задания по группам.

Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах

Знать, какую роль выполняют финансы в экономике, кого обслуживают различные финансовые институты, каковы социально-экономические последствия инфляции.

Уметь объяснить, почему возникает инфляция; раскрывать на примерах изученные теоретические положения; устанавливать соответствия между понятиями и обществоведческими терминами

Развивать умение находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах.


17

Занятость и безработица









Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика

в области занятости.

Причины и виды безработицы




Анализ подборки документов из периодической печати, Интернета.




Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий.

Анализ таблицы «Рейтинг популярности профессий

Знать, что такое спрос и предложение и как они действуют на рынке труда; виды безработицы; как государство регулирует занятость населения.

Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни; формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам


18

Государственная политика

в области занятости


19

Мировая экономика





Мировая экономика, международное разделение труда, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса. Протекционизм, свободная торговля, методы протекционистской политики (тарифные и нетарифные), глобализация, электронная и информационная революция.

Сообщения учащихся,

Анализ документа стр 126

Выполнение заданий

Стр.127

тестирование

Запись основных положений лекции.

Выполнение индивидуальных заданий

Знать и понимать сущность процессов в мировой экономике.

Уметь находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах.



20

Глобальные проблемы экономики


21

Человек

в системе экономических от-

ношений




Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Факторы, определяющие производительность труда



Решение проблемных задач

Решение заданий ЕГЭ Ч1 11- 15 Задания на выбор из предложенного списка, С 5-8

Работа с источниками социальной информации с

использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации

Знать, какие факторы влияют на производительность труда; каковы причины международного разделения труда.

Уметь объяснить, как рационально расходовать деньги;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития


22

Производительность

труда









23

Человек

и экономика







Рациональное поведение производителя. Рациональное поведение потребителя

Решение заданий ЕГЭ Ч1 11- 15 Задания на выбор из предложенного списка, С 5-8

Анализ документа стр 135

Выполнение заданий стр 137

Ознакомление с ФЗ



Контрольный тест.

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.



Знать основные положения раздела «Человек и экономика».

Уметь применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным

социальным проблемам


24

Экономическая деятельность

в жизни общества


Раздел 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни (15 ч)

25

Свобода

в деятельности человека







Свобода и ответственность. Признание и уважение прав других.

Свободное общество. Проблема выбора



Анализ документа

Стр.147

Написание эссе.



Практическая работа

Знать, как понятие «свобода» было связанно с политической борьбой в Новое и Новейшее время; к чему может приводить неограниченная свобода выбора.

Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам

Понимать и уметь определять сущностные характеристики изучаемого объекта.

Уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.


26

Свобода

и ответственность
















27

Общественное сознание



Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Философия. Политическое сознание. Обыденное и массовое сознание. Характер общественного сознания, общественное назначение и функции сознания


Анализ документа стр 157

Выполнение заданий стр 158

Решение заданий ЕГЭ части 1 Задания на установление соответствия, задания на различение положений фактического и оценочного характера и С5-8


Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий

Знать особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм,

уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства


28

Общественная психология и идеология


29

Политическое сознание














Обыденное и теоретическое сознание. Уровни политического сознания. Идеология. Основные идейно-политические течения современности. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. СМИ и политическое сознание.



Анализ документов,

выполнение практических заданий,

решение заданий ЕГЭ части 1 Задания на установление соответствия, задания на различение положений фактического и оценочного характера и С5-8



Работа с ис-

точниками социальной информации

с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации

Знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни.

Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события современности; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.

Прививать навыки публичных выступлений, следования этическим нормам и правилам ведения диалога.

Уметь применять полученные знания для определения социально-одобряемого поведения и порядка действий в ситуациях.




30

Средства массовой информации и политическое сознание


31-32

Политическое поведение. Политический терроризм

Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения.

Политическое участие

Знать, что называется политическим поведением, каковы его формы; возможности регулирования политического поведения.

Уметь объяснить, чем опасно экстремистское поведение

Работа в группах «Портрет политического лидера».

Анализ документа

Стр. 180

Анализ статистических данных.

Анализ предвыборной борьбы (на основе материалов СМИ)

Знать, что называется политическим поведением, каковы его формы; возможности регулирования политического поведения.

Уметь объяснить, чем опасно экстремистское поведение; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук; оценивать действия субъектов социальной жизни.

Уметь характеризовать электоральное поведение, протестное и экстремальное. Уметь регулировать политическое поведение.


33

Политическая элита









Политическая элита и ее особенности. Формирование политической элиты в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Роль политического лидера




Работа с периодическими средствами массовой информации, схемами




Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий

Знать, что такое политическая элита; кто такой политический лидер; каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидерства.

Уметь объяснить, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентирования в актуальных общественных событиях


34

Политическое лидерство


35-36

Демографическая ситуация

в современной России.

Проблемы неполной семьи

Тенденции развития семьи в современной России. Демографическая ситуация в РФ. Естественная убыль населения. Негативные факторы демографии. Семья как социальный институт

Анализ Концепции

Демографического развития на период до 2015г.

Анализ статистических данных.

Анализ данных по выполнению национального проекта в области демографии

Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через учас тие в дискуссии о социальных проблемах. Составление таблицы

Знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные; что такое неполная семья; как современные семейные отношения сказываются на демографической ситуации в обществе.

Уметь использовать полученные знания для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Уметь находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах.

Решение заданий ЕГЭ Ч1 21-25 Задания на выбор из предложенного списка., С1-4 Задания на реконструкцию смысла высказывания. Задания на работу с жизненным опытом. Задания на отбор аргументов. Задания на формулирование авторской позиции.


37

Религиозные объединения

и организации








Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность сектантства. Права религиозных организаций. Проблема поддержания межрелигиозного мира


Выполнение заданий стр. 212

Ознакомление с ФЗ « О свободе совести и о религиозных объединениях»,

С ФЗ «О противодействиях экстремистской деятельности»




Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий.

Анализ документа

Знать, какие религиозные объединения могут действовать на территории Российской Федерации; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объединения.

Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам


38

Проблема поддержания межрелигиозного мира


39

Обобщение по теме

« Социально-политическое развитие общества».

Классификация проблем, пути решения

Обобщить и систематизировать знания и умения по теме.

Решение заданий ЕГЭ Ч1 21-25 задания на выбор из предложенного списка,

Часть Ч1 1-4 и С1-4 Задания на реконструкцию смысла высказывания. Задания на работу с жизненным опытом. Задания на проблематизацию. Задания на отбор аргументов. Задания на формулирование авторской позиции.

Решение познавательных и практических задач. Тест

Знать основные положения курса.

Уметь применять социально-политические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам


40

Контрольная работа

«Проблемы социально-политическое развитие общества».


Пробный ЕГЭ

Тестирование



Раздел 3. Человек и закон (23 ч)

41

Современные подходы к пониманию права







Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс

в Российской Федерации, его стадии




Составление тезисного плана, составление словаря по теме




Выполнение индивидуальных заданий

Знать суть нормативного подхода к праву.

Уметь характеризовать основные особенности естественного права; понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования


42

Законотворческий процесс в РФ


43-44

Гражданин Российской Федерации. Права и обязанности граждан РФ

Гражданство в Российской Федерации. Основания для приобретения гражданства. Права

и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Работа со статьями правовых документов:

Конституция РФ,

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,

Налоговый кодекс РФ

Ответы на вопросы

Решение заданий ЕГЭ Ч1 25-30. Задания на выбор из предложенного списка

Знать, что такое гражданство, каковы принципы гражданства; права граждан РФ.

Уметь отличать права гражданина от прав человека; приводить практические примеры по социальной проблематике.

Развивать у учащихся умение применять полученные знания для определения правомерного и социально-одобряемого поведения и порядка действий.


45-46

Экологическое право. Способы защиты экологических прав

Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природноресурсные нормы

Знать

Анализ документа из экологической доктрины РФ стр 248.

Выполнение заданий стр.250

Работа со статьями документов:

Конституции РФ,

ФЗ «Об охране окружающей среды»

Решение заданий ЕГЭ часть 1. Задания на установление соответствия.

С. Задания на реконструкцию смысла высказывания. Задания на работу с жизненным опытом. Задания на проблематизацию. Задания на отбор аргументов. Задания на формулирование авторской позиции.

Знать особенности экологического правонарушения и виды ответственности за него, предусмотренные законодательством.

Уметь использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации

и защиты прав граждан


47-48

Гражданское право.

Защита гражданских прав

Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица. Имущественные

и личные неимущественные права. Способы их защиты

Работа с ис-

точниками социальной информации

с использованием современных средств коммуникации.

Работа с нормативными документами (Гражданский кодекс РФ)

Создание алгоритма познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

Ответы учащихся.

Знать, что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием.

Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; формулировать аргументы по определённым проблемам, приводить примеры гарантий реализации основных конституционных прав


49-50

Семейное право.

Права

и обязанности детей и родителей

Семейное право.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовая связь членов семьи. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Воспитание детей

Работа с правовыми документами; анализ правовых ситуаций.

Решение заданий ЕГЭ часть Ч1 5-6 и С 1-4

Задания на реконструкцию смысла высказывания. Задания на работу с жизненным опытом. Задания на проблематизацию. Задания на отбор аргументов. Задания на формулирование авторской позиции.

Знать, какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка в семье. Уметь определять субъекты

и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей


51-52

Правовое регулирование занятости

и трудоустройства.

Социальная защита населения

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство.

Трудовой договор.

Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора

Работа с источниками социальной информации

с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Трудовой кодекс РФ)

Выполнение заданий

Работа со статьями документа Тестирование, индивидуальные задания

Знать, какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора. Уметь понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; объяснять особенности правоотношений


53-54

Процессуальное право: гражданский процесс, арбитражный процесс

Споры, порядок их рассмотрения. Процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражный процесс

Работа с ис-

точниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами

Решение заданий ЕГЭ Ч1

С 1-4 Задания на работу с жизненным опытом. Задания на проблематизацию. Задания на отбор аргументов. Задания на формулирование авторской позиции.

Выборочное оценивание учащихся

Знать, какие лица участвуют

в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд.

Уметь использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации

и защиты прав граждан


55-56

Процессуальное право: уголовный процесс.

Судебное производство

Основные принципы и участники процесса. Досудебное производство. Судебное производство.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей

Работа с ис-

точниками социальной информации

с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами

Выполнение заданий

Работа со статьями документа Тестирование, индивидуальные задания

Знать: меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными.

Уметь использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации

и защиты прав граждан.


57-58

Процессуальное право: административная юрисдикция.

Конституционное судопроизводство

Особенности административной юрисдикции. Субъекты административной ответственности. Конституционное судопроизводство. Основные стадии конституционного судопроизводства. Административное правонарушение

Работа с ис-

точниками социальной

информации

с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами

Создание алгоритма познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Тестирование, индивидуальные задания

Знать, что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституционный акт.

Уметь использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации

и защиты прав граждан


59-60

Международная защита прав человека.

Проблема отмены смертной казни

Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека

Работа со статьями документа, индивидуальные задания

Знать, какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда.

Уметь использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентирования в актуальных общественных событиях


61-62

Взгляд

в будущее.

Постиндустриальное (информационное) общество

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Глобальные проблемы человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Информационное общество

Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах

Решение заданий ЕГЭ Ч1 20-24. Задания на выбор из предложенного списка,

Часть 1. Задания на установление соответствия.

Часть 2. Задания на реконструкцию смысла высказывания. Задания на работу с жизненным опытом. Задания на проблематизацию. Задания на отбор аргументов. Задания на формулирование авторской позиции.

Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Формулировать аргументы

по определённым проблемам.

Уметь применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.


63

Человек

и закон

Современный подход

к пониманию права.

Современный механизм защиты прав человека

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации

Индивидуальная работа

(тест в формате ЕГЭ)

Знать основные положения курса.

Уметь применять социально-экономические знания


Итоговое повторение (5 ч)

64

Общество и человек

Общество как сложная динамическая система. Противоречивость воздействия человека на природную среду. Особенности современного мира


Решение заданий ЕГЭ

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий

Знать основные положения курса.

Уметь использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентирования в актуальных общественных событиях


65

Экономика и социальные отношения

Экономика и экономическая наука. Роль государства в экономике. Человек в системе экономических связей. Мировая экономика

Решение заданий на основе материалов ЕГЭ.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий

Знать основные положения курса.

Уметь понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы; формулировать аргументы по определённым проблемам


66

Правовое регулирование общественных отношений

Право в системе социальных норм. Система права. Права и обязанности граждан, их защита

Решение заданий на основе материалов ЕГЭ.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий

Знать основные положения курса.

Уметь использовать приобретённые знания для пред видения возможных последствий определённых социальных действий, реализации

и защиты прав граждан.


67

Человек

и общество

Влияние общества

на личность человека

Решение заданий на основе материалов ЕГЭ.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий

Знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения


68

Итоговый урок

«Обществознание. 10-11 классы», основные понятия, термины

Контрольное тестирование





4



© 2010-2022