• Преподавателю
  • Обществознание
  • «Развитие коммуникативных способностей студентов на уроках обществознания с помощью информационно-коммуникационных технологий»

«Развитие коммуникативных способностей студентов на уроках обществознания с помощью информационно-коммуникационных технологий»

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Роль информационной компетентности педагога в организации научно-исследовательской работы студентов»

Успешность реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) определяется рядом факторов. Один из них- повышение методической грамотности педагога путем включения его в систему коллективного взаимодействия в рамках образовательной организации. В совместном поиске. В процессе изучения и обмена опытом формируется современный подход к организации научно-исследовательской работы студентов.

В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России.

В Концепции модернизации российского образования определена основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования.

Новый образовательный стандарт предполагает совместную научно-исследовательскую деятельность преподавателя и студента как обязательную часть учебного процесса. Цель научно-исследовательской деятельности - формирование ключевых компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в случае необходимости. Кроме того, научно-исследовательская работа способствует развитию критического мышления.

Выделяют следующие ключевые компетенции преподавателя учебного заведения: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования.

Одна из ведущих является информационная компетенция.

В современных условиях профессиональный рост педагога невозможен без развития информационной компетентности. Информационная среда стимулирует участников образовательного процесса к участию в принципиально новом виде коммуникации, ориентированной на деятельностный характер поведения. Данные тенденции повысили требования к информационной компетентности личности.

Информационная компетентность современного преподавателя определяет такие слагаемые его профессиональной деятельности, как:

  • владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде;

  • знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах;

  • умение представить информацию в интернете;

  • владение навыками организации и проведения лекций и семинаров с использованием телекоммуникационных технологий;

  • умение организовать самостоятельную работу студентов посредством интернет-технологий;

  • владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету с учетом его специфики;

Использование профессионально-педагогических возможностей внедрения информационных технологий в процессе подготовки студентов медицинских техникумов позволит обеспечить эффективное формирование основ профессионального мастерства будущего медицинского работника, ускорит и качественно улучшить процесс получения знаний, умений и профессиональных навыков.

Профессиональное становление будущего специалиста формируется через основные виды деятельности (учебной, творческой, научно-исследовательской). Образовательная цель научно-исследовательской деятельности студентов- приобретение опыта решения научно значимых для общества задач.

Одной из наиболее приемлемых форм развития необходимых современному обществу профессиональных качеств у студентов- будущих специалистов являются их участие в научно- практических конференциях.

Данный вид внеаудиторной работы широко применяется педагогами Лесосибирского медицинского техникума для усиления мотивации студентов - будущих специалистов в сфере здравоохранения к освоению выбранной профессии, для профессионального самоопределения личности, становления профессионализма как качественной характеристики выпускника.

Роль преподавателя заключается в том, чтобы научить методам и приемам научного исследования, работе с научной литературой.

Важным моментом является как выбор темы исследования, так и ее удачная формулировка, в которой должна быть показана проблема актуальность. Тема, определенная преподавателем совместно со студентом, является мощным мотивационным фактором для успешной работы.

Научный руководитель на систематических консультациях направляет деятельность студента, контролирует этапы выполнения работы, оценивает результат.

На организационно- исследовательском этапе определяется последовательность выполнения, отбирается вторичная информация, собирается и обрабатывается первичная информация. Как правило, требуется помощь в четкой формулировке вопросов для анкетирования, опроса или интервью, выборе вариантов диаграмм, графиков и схем.

Заключительный этап работы над темой включает в себя формулировку выводов, сопоставление полученных результатов с поставленными задачами, определение практической значимости исследования. Важно умение преподавателя научить студента самостоятельно приобретать новые знания, используя все многообразие информационных ресурсов, и помочь обучающемуся использовать ресурсы интернета как интерактивную систему.

В процессе работы над избранной темой исследования требуется не только умение осуществлять поиск и отбор информации, но и способность дать критическую оценку полученной из различных источников информации.

Огромное значение имеет и оформление проекта. За научным руководителем остается определенное содержание материалов, иллюстраций, диаграмм, размещенных на слайдах, монтаж презентации. Уровень владения преподавателем компьютерными технологиями играют свою роль во время оформления исследовательской работы и ее презентации.

Чтобы правильно подобрать средства информационно- коммуникационных технологий для научно- исследовательской работы, преподаватель должен:

  • проанализировать цели и задачи изучения определенного материала;

  • подобрать средства ИКТ, электронные ресурсы.

Приобщение студентов к научным знаниям, готовность и способность обучающихся к проведению самостоятельных изысканий- это объективные предпосылки успешного решения учебных и воспитательных задач. Выполнение студентами научно- исследовательских работ является важных направлением совершенствования качества подготовки специалистов, так как это способствует:

  • углублению и закреплению имеющихся у студентов теоретических знаний;

  • развитию практических умений и навыков исследовательской деятельности, обобщения и анализа полученных результатов и выработки рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;

  • открытию широких возможностей для освоения дополнительного теоритического материала и накопленного практического опыта по интересующей проблеме;

  • развитию творческих мыслей, коммуникативных навыков и культуры речи;

  • воспитанию ответственности, трудолюбия, добросовестности, позитивных нравственных ценностей;

  • выработке умения публично защищать свою работу.

При организации научно- исследовательской работы в техникуме учитывается развития как общих, так и профессиональных компетенций будущих специалистов, поэтому устанавливается взаимосвязь исследовательской работы студента с профессиональной деятельностью под руководством компетентного с профессиональной деятельностью под руководством компетентного преподавателя.

Информационная компетентность педагога способствует приобретению студентами разнообразных сопутствующих умений и навыков, а том числе умения самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, а также создавать презентации с помощью программы РowerPoint.

Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует улучшению качества подготовки специалистов, повышению профессионального мастерства преподавателей.

В ходе научно-исследовательской работы у студентов формируются такие профессиональные качества, как:

  • ответственная организация собственной работы;

  • рациональное использование времени;

  • умение представлять информацию в понятном для пациента и коллег виде;

  • умение решать поставленные задачи;

  • умение принимать решение в нестандартных ситуациях.

Формируются личные качества, необходимые для последующего профессионального становления:

  • ответственность за результат выполнения работы;

  • умение работать в коллективе.

На этапе рефлексии такая работа помогает студенту еще раз пережить самостоятельный опят учения, дает возможность увидеть те изменения, которые произошли в ем самом, свои сильные и слабые стороны, почувствовать свое развитие.

Анализ опыта совместной деятельности студента и преподавателя дает возможность применения теоретического и практического материала в научно-исследовательской работе. Это способствует улучшению процесса познавательной и практической деятельности обучающегося; повышению мотивации студентов к обучению и владению ИКТ, развитию творческой и поисковой самостоятельности студентов, освоению форм научной работы, совершенствованию информационной и коммуникативной компетенций.

Список используемой литературы.

  1. Забурьянова В.Н. Новые стандарты: самостоятельная работа студентов// Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2013.№ 1. - С. 46-56.

  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

  3. Макарова Л.Н. Моделирование системы повышения квалификации преподавателей педвузов и колледжей// Педагогика. 2004.№3.



© 2010-2022