Доклад на тему: Интеллект и его виды

Интеллект следует понимать как способность к осуществлению познавательного процесса и возможность эффективно решать возникающие проблемы.На сегодня есть несколько принципиально различных трактовок понятия интеллекта. В структурно–генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект рассматривается как высший способ уравновешивания субъекта со средой, определяющийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект характеризуется как набор когнитивных операций. В факторно–аналитическом подходе на основ...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

Понятие и сущность интеллекта

Тема интеллекта и умственных способностей индивида представляла интерес в психологии долгое время и в настоящее время нет единой концепции определения понятия интеллекта.

Главным фактором выделения интеллекта как самостоятельного психического явления считается его функция в регуляции поведения личности. Если рассматривать интеллект как некую способность, то в первую очередь надо обратить внимание на его адаптационную роль для человека и высших животных. Интеллект - это определенная общая способность приспособления к новым жизненным условиям.

Интеллект можно отнести к одному их способов приобретения знаний. Но, в общем, развитый интеллект, по мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, проявляется как универсальная адаптивность и достижение «равновесия» индивида со средой. Иначе говоря, интеллект как способность к мыслительной деятельности и социальной адаптации. [6, с. 18]

Интеллектуальное поведение человека сводится к принятию правил поведения в окружающей среде. Критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней. По крайней мере, изменение среды посредством творчества сопутствует целесообразной деятельности человека, а его результат (творческий продукт) есть «побочный продукт деятельности», по терминологии Пономарева, который осознается или не осознается субъектом.

Таким образом, можно дать первичное определение интеллекта как определенной способности, характеризующей общую успешность адаптации человека к новым условиям среды. Механизм интеллекта можно увидеть в решении задачи во внутреннем плане действия («в уме») при доминировании роли сознания над бессознательным. Это одно из многочисленных определений интеллекта. [5, с. 34]

В истории психологических исследований проблема интеллекта, является, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространенной, но в тоже время остается одной из дискуссионных.

Следует еще раз подчеркнуть, что до настоящего времени не сложилось единого определения интеллекта, тем не менее, это понятие широко используют в различных областях психологической науки.

Под интеллектом можно понимать способность к обучению, также способность к адаптации в окружающей среде, способность структурировать абстрактные символы, аналитические и мыслительные способности. Поэтому исследуя сущность интеллекта, будем исходить из многогранности данного понятия. [6, с. 33]

Интеллект (лат. intellectus) - в широком смысле понимается как глобальная, интегральная, биопсихическая особенность индивида, которая характеризует его способность к адаптации (Штерн, Пиаже). Это способность решать новые мыслительные задачи без проб и переносить найденные способы на аналогичные ситуации. В узком смысле интеллект можно рассматривать как общее название познавательных способностей. Интеллект проявляется в мышлении, скорости восприятия, объеме памяти, времени удержания информации и др. [6, с. 23]

Тем не менее, интеллект не стоит характеризовать лишь комплексом этих познавательных процессов, ими он не исчерпывается, так же как интеллектуальная деятельность не может быть заменена мыслительным процессом. Интеллект позволяет обеспечить адаптацию человека в постоянно изменяющихся условиях жизни, решать сложные проблемы, изменять окружающий мир и сохранять видовые системные качества способностей человека. Интеллект определяется как сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга. При решении задач и проблем совершается процесс информационного синтеза.

Проблему понимания "интеллекта" в социальном, обыденном сознании, рассматривал Р. Стернберг. Он провел опрос экспертов и исследовал полученные результаты методом факторного анализа. В итоге он выделил следующие формы интеллектуального поведения индивида:

* вербальный интеллект (словарный запас, уровень эрудиции, уровень овладения прочитанным материалом и его понимание);

* способность решать проблемы;

* практический интеллект (умение добиваться поставленных целей).

Попытка упорядочить информацию, накопленную в области экспериментально-психологических теорий и исследований интеллекта, была предпринята М. А. Холодной. В результате она выделила восемь основных подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта. Рассмотрим их. [9, с. 45]

1. Социокультурный интеллект характеризуется как результат процесса социализации личности, то есть его адаптации в окружающей среде и влияния культуры в целом (Дж. Бруннер; Л. Леви-Брюль; А. Р. Лурия; Л. С. Выготский и др.).

2. Генетический интеллект определяется как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (У. Р. Чарльзворт; Ж. Пиаже).

3. Процессуально - деятельностный интеллект определяется как особая форма человеческой деятельности (С. Л. Рубинштейн; А. В. Брушлинский; Л. А. Венгер; К. А. Абульханова-Славская и др.).

4. Образовательный интеллект это результат целенаправленного обучения индивида (А. Стаатс; К.Фишер; Р. Фейерштейн и др.).

5. Информационный интеллект определяется как совокупность элементарных процессов переработки и преобразования информации (Х. Айзенк; Э. Хант; Р. Штернберг и др.).

6. Феноменологический интеллект как особая форма содержания сознания (В. Келер; К. Дункер; М. Вертгеймер; Дж. Кемпион и др.).

7. Структурно-уровневый интеллект определяется как система многоуровневых познавательных процессов (Б. Г. Ананьев; Е. И. Степанова; Б. М. Величковский и др.).

8. Регуляционный интеллект это некая форма саморегуляции психической активности (Л. Л. Терстоун и др.). [7, с. 85]

М. А. Холодная определяет понятие интеллекта как целостную совокупность ментального опыта, за которым не стоит никакого общего организующего фактора. С данным определением не согласен В. Н. Дружинин, который обращает внимание, прежде всего, именно на наличие данного общего фактора, служащим организующим механизмом для ментального опыта. По его словам, "организация ментального опыта определяется общей способностью к умственной деятельности, а именно: общим интеллектом, свойством некоторой психической системы, которая не тождественна ментальному опыту". Именно определение этой психической системы и изучение особенностей ее функционирования у разных индивидов - вот главная задача при изучении интеллекта. [9, с. 48]

Таким образом, определение сущности интеллекта на сегодня является дискуссионным вопросом в современной психологической науке и представляет большой интерес.



Факторы, влияющие на развитие интеллекта

На сегодня выделяют три типа факторов, влияющих на развитие интеллекта. К первой группе относится показатель общения родителей с детьми, что оказывает решающее влияние на развитие детского интеллекта. Считается, что продолжительность общения между родителем и ребенком является основным фактором, влияющим на развитие интеллекта. Но, результаты психологических исследований не подтверждают эту теорию: согласно ей, корреляции уровней интеллекта детей и интеллекта матерей должны быть выше, чем отцов и детей, но это не наблюдается. Главный недостаток данного фактора - не учитывается эмоционального отношения ребенка к родителям, поскольку влияние оказывает субъективно значимый другой, то есть не обязательно тот родитель, с которым ребенок фактически проводит больше времени, а тот, с которым он себя отождествляет.

Схожая с этой теорией идентификационная модель. Она предполагает, что в ходе социализации ребенок осваивает новые социальные роли, и при идентификации ребенка с родителем того же пола ребенок овладевает способами поведения, характерными для родителя. Единственно не выяснено, почему «значимым другим» должен быть родитель, с половой ролью которого идентифицирует себя ребенок. [9, с. 48]

И третья модель, автором которой является Р. Зайонц, определяет зависимость интеллекта ребенка от количества детей в семье. Данная модель единственная, находящая эмпирическое, практическое подтверждение, и поэтому рассмотрим ее более подробно.

Чистые «средовые» модели в настоящее время не находят подтверждения. Наибольшей популярностью пользуется модель генетико-средовых взаимодействий, предложенная Р. Пломином с коллегами. Пломин постулирует наличие двух аспектов рассмотрения психических особенностей человека: «универсального» и «индивидуального». К числу первых относятся исследования влияния депривации социальных контактов на интеллектуальное развитие детей. Однако депривация, по мнению Пломина, является отклонением от «эволюционно ожидаемой» среды. Если же индивиды обеспечены условиями для нормального развития, то их индивидуальные различия не могут быть объяснены с помощью «общих» закономерностей социального взаимодействия. То есть детерминанты общевидовых закономерностей развития могут не совпадать с детерминантами индивидуальных различий. [3, с. 56]

Пломин различает три типа корреляции генотипа и среды:

1) пассивное влияние - когда члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду; наблюдается неслучайное сочетание генотипа и среды;

2) реактивное влияние - реакция среды на проявления врожденных особенностей индивида, которая может привести к формированию определенных личностных черт;

3) активное влияние - индивид либо активно ищет, либо создает среду, которая в наибольшей степени соответствует его наследственности.

Примером первого варианта взаимодействия «генотип-среда» является семья музыкантов: ребенок, обладающий задатками музыкальных способностей, развивается в музыкальной среде. Второй тип проявляется в различных отношениях родителей-усыновителей к приемным детям в зависимости от уровня их индивидуального развития. При выборе профессиональной карьеры юноша активно выбирает среду, соответствующую его задаткам и склонностям (третий тип корреляции генотипа и среды). [1, с. 12]

Существует предположение, что в ходе развития ребенка тип генотип-средовых корреляций изменяется последовательно от пассивного к реактивному и активному.

«Средовая» исследовательская программа в настоящее время практически зашла в тупик. По крайней мере, результаты, полученные ее сторонниками, гораздо менее впечатляющи, чем результаты исследований, проведенных в рамках «генетической» программы.

Решающим средовым фактором развития интеллекта детей признается «психическая стимуляция», происходящая при общении и совместной деятельности ребенка и взрослых. Замечено, что если детей воспитывать в детском саду, где общение ребенка с взрослыми сводится к минимуму, так как на одного воспитателя приходится свыше 10 детей, то они отстают от своих сверстников, воспитанных в семье, в интеллектуальном и сенсомоторном развитии.

К числу моделей, рассматривающих влияние «интеллектуальной стимуляции» на развитие детей, является модель Р. Зайонца. Он предположил, что от числа детей в семье зависит ее «интеллектуальный климат». Каждый член семьи (и родители, и дети) имеет определенный интеллектуальный уровень. Этот интеллектуальный уровень может быть выражен определенным числовым индексом. Каждый член семьи влияет на всю семью, и семья влияет на него. Преимущество в интеллектуальном развитии принадлежит первенцам, поскольку они получают больше родительского внимания и дольше, чем позднерожденные дети, взаимодействуют с родителями. Братья и сестры, родившиеся через небольшой промежуток времени, сходны с близнецами, они конкурируют за родительское внимание, кроме того, если они взаимодействуют не с родителями, а друг с другом, то уменьшается «интеллектуальная стимуляция» (эффект выявлен на близнецах). Проще говоря, суммарный интеллектуальный потенциал семьи делится на всех членов, и результат от этого деления равен величине показателя «интеллектуального климата». [9, с. 48]

Модель определяет замедление интеллектуального развития старших детей при рождении младенца, но, по данным Зайонца, этот эффект наблюдается только тогда, когда старшие дети не достигли 14-летнего возраста.

Общение со сверстниками не рассматривается в теории Зайонца как положительный фактор. Существуют, по крайней мере, еще две теории, которые рассматривают взаимодействие ребенка со взрослым или со сверстниками как факторы интеллектуального развития. Пиаже считал, что обсуждение интеллектуальной проблемы ровесниками, взгляды которых различны, приводит к децентрации (преодолению эгоцентризма в мышлении) и к интенсивному развитию когнитивных операций.

Противоположной взглядам Ж. Пиаже считается позиция Л. С. Выготского, который подчеркивал ведущую роль взрослого в детерминации интеллектуального развития ребенка. [6, с. 67]

Но наибольший интерес представляет следующий факт: если оповещать детей о результате решения задачи, дети, работающие индивидуально, прогрессируют более значительно, чем работающие в паре. И только при отсутствии обратной связи у детей, работающих в паре, наблюдается улучшение качества решения задач.

Итак, роль генотипа в детерминации вариации способностей больше, чем роль среды, если:

1) способность является общей, а не специальной;

2) способность тесно связана с общим интеллектом;

3) способность не влияет непосредственно на моторно-перцептивное взаимодействие индивида со средой;

4) способность является специфически человеческой, видовым признаком Homo sapiens (например, вербальная). [7, с. 24]

Отсюда следует, что специфически человеческие способности являются латентными и проявляются через специальные способности, подверженные воздействиям среды.





Виды интеллекта

В современной психологии не существует единой классификации интеллекта. На протяжении истории исследования интеллекта разными учеными были выделены следующие виды.

Исходя из интеллектуального развития человека как необходимого условия социализации и решения социо-культурных задач, выделяют академический, социальный, эмоциональный и другие виды интеллекта.

Интеллект академический - определяется как способность к обучению в строго регламентированных, специальных условиях, например, в школе, институте, академии. Уровень такого интеллекта определяется уровнем успеваемости по изучаемым предметам в образовательных и воспитательных учреждениях. Коррелирует с уровнем развития общего интеллекта человека.

Академический интеллект включает в себя способности к познанию, анализу, систематизации информации, логическому мышлению, умение обобщать и делать выводы.

Интеллект общий (генеральный фактор) - это умственная способность, оказывающая воздействие на выполнение любой деятельности. Данный вид интеллекта проявляется в форме, скорости и точности решения аналитических задач, в быстроте и успешности обучения, эффективности профессиональной деятельности и уровне социальной адаптации. Теорию общего интеллекта разработал Ч. Спирмен.

Интеллект вербальный - означает способность к словесному анализу и синтезу, и решению вербальных задач. Его следует определять в качестве самостоятельной составляющая структуры интеллекта. Вербальный интеллект оценивается уровнем словарного запаса, эрудицией, умением анализировать и обобщать прочитанный материал.

Интеллект пространственный - это возможность использовать мысленные пространственные образы, схемы, модели действительности. Его можно охарактеризовать: скоростью и точностью распознания двумерных объектов и способностью к мысленному вращению и преобразование образов в трехмерном пространстве. [5, с. 112]

Интеллект практический - рассматривается как возможность манипулировать реальными объектами, оценивается высоким уровнем социальной адаптации личности (адекватное восприятие и понимание того, что происходит в окружающей действительности, реальная самооценка, способность рационально себя вести в новой обстановке).

Интеллект биологический - это врожденный уровень общего интеллекта. В своей основе состоит из особенностей биохимических, нейропсихологических процессов обработки информации центральной нервной системой.

Интеллект социальный - это способность давать рациональную оценку окружающей действительности, прогнозировать и оценивать поведение людей. Данный вид интеллекта был предложен Дж. Гилфордом.

Социальный интеллект определяется способностью осознанно и интуитивно понимать людей, их настроение, состояние, что помогает выстраивать правильное поведение в обществе и социальнйо среде.

Интеллект сенсомоторный - тип мышления, характерный для доречевого периода жизни ребенка (Ж. Пиаже). [6, с. 89]

Интеллект эмоциональный - это способность воспринимать, выражать и понимать эмоции других людей, способность сопереживать, ставить себя на место другого.

Эмоциональный интеллект был введен в наку лишь в 1990 г. американскими учеными Дж. Мейером и П. Сэловей. Уровень эмоционального интеллекта зависит от свойств темперамента, характера, преобладающего типа мышления. Также на него оказывают влияние развитие самосознания, эмоциональная компетентность, уровнь общего образования и др. социальные факторы.

Интеллект флюидный (свободный, текучий) - это врожденная интеллектуальная способность приспособления к новым жизненным ситуациям, перерабатывать новые знания. Оценивается быстротой и гибкостью мыслительного процесса, является одной из составляющих общего интеллекта. Уровень флюидного интеллекта снижается в процессе старения. Данный вид интеллекта был разработан Р.Б. Кэттеллом. [7, с. 58]

Интеллект кристаллический (связный) - система интеллектуальных

навыков, в зависимости от приобретенного опыта (Р. Кэттелл). Сложно определить, к какому виду интеллекта его следует отнести, к врожденному или приобретенному. Одни (Айзенк, Пиаже) считают интеллект врожденным, другие (М. Коул) - приобретенным, третьи (Кеттелл) считают, что внутри генерального фактора существует две части (флюидный - врожденный и кристаллический - приобретенный).

По уровню развития интеллекта выделяют: рассудочный, ум (разум) и мудрость.

Интеллект тесно связан со способностью предвосхищать события, планировать свою деятельность и со способностью к антиципации. Одной из главных характеристик интеллекта является рефлексия.

Интеллект рассудочный - способность ориентироваться в знакомой

ситуации. Это процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации.

Ум, разум - способность обобщать данные чувственного опыта и вырабатывать новые понятия. Ум ориентирован на социальные ценности высшего уровня и связан с социально значимыми качествами личности. В этом случае мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческого преобразования действительности.

Мудрость - высшая степень развития интеллекта. Это обобщение многообразия знания и опыта человечества, обобщение, формулируемое в качестве принципов познания, оценки, поведения, действия. Мудрость - разум, осознающий свою ответственность за судьбу общества.

Антиципация (лат. anticipatio- предугадывание событий). Способность

предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе прежнего, жизненного опыта.

Рефлексия (лат. reflexio - отражение) - обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния. Общий интеллект в течение жизни претерпевает определенные изменения, развиваясь особенно интенсивно от 0 до 12 лет, достигая оптимума развития к 20-30 годам, его уровень несколько снижается и затем падает после 60 лет. «Кристаллизованный интеллект» либо снижается незначительно, либо остается неизменным и может даже развиваться. [7, с. 68]

Сегодня еще выделяют новый вид интеллекта - инструментальный. Он характеризует специальные задатки человека, умения, способности, которые определяют успешность решения задач в различных сферах жизни.

Инструментальный интеллект проявляеться в умении работать с материалами, механизмами, способность к конструированию, практической работе, проектированию. Это и высокая двигательная активность и способности к высокому спорту, игре на музыкальных инструментах, хореография, живопись и другое. Иначе говоря, данный вид интеллекта включает в себя активную мыслительную активность и практическую деятельность, двигательную и поведенческую активность.






Библиографический список


1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 2011.- 275 с.

2. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии - М.: Академия, 2012.-480 с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н Возрастная психология. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 464 с.

4. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-Бук, 2010. - 528 с.

5. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2011.- 688 с.

6. Пиаже Ж Психология интеллекта.- СПб.: Питер, 2013. - 192 с.

7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.-Самара.: БАХРАХ-М, 2013 - 672 с.

8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 2003. -407 с.

9. Холодная М.А. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2012. - 272 с.



© 2010-2022