Рабочая программа по Обществознанию (5 класс)

Данная Рабочая программа составлена с опорой на материалы, содержащиеся в CD-ROM "Обществознание 6-9 классы. Технологические карты уроков по учебникам Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой и др. Планирование учебной деятельности: новые стандарты". Издательство «Учитель» 2012 г. Автор И.Ю. Буйволова. А также в соответствии с требованиями локальных актов того учебного заведения, в котором я работаю.
Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Закон «Об образовании»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения);

  3. Базисный учебный план

  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  5. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 - 9 классы. М., Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

  6. Программы Обществознание. 5- 9 кл. Рабочие программы / Боголюбов (ФГОС) Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. «Просвещение» 2011 г.

  7. Информационное письмо о включённых в Федеральный перечень 2014 - 2015 учебниках обществознания для 5-9 классов издательства «Просвещение».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

1.«Обществознание» 5 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф. Издательство «Просвещение» 2012 г.

2.Обществознание 5 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2012 г.

Также данная программа написана с использованием научных, научно-методических и методических рекомендаций:

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М., Просвещение, 2011. - 79 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

3. Григорьев Д.В. программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М., Просвещение, 2011 г. - 96 с. (Работаем по новым стандартам).

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

Рабочая программа составлена на основе проектов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаментального ядра содержания общего образования. Она опирается на опыт создания курса обществознания для основной школы.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Обществознание - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Раскрытие, интерпретация, оценка основных понятий базируется

на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурологи, правоведение, этика, социальная психология, философия). Такая комплексная научная база учебного предмета,

многоаспектность изучения этого предмета обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. Обществознание как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных

явлениях. Обществознание в основной школе опирается на обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета Окружающий мир. Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения

ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового школьного возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в V- 35часов из расчета 1 учебный час в неделю.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1). Использование элементов причинно-следственного анализа;

2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа 5 класса является вводно-пропедевтической по отношению к основной школе. С одной стороны, она во многом строится на тех же дидактических единицах, что и в. начальной школе, с другой стороны, вводит новые единицы содержания. Логика программы в 5 классе предполагает восхождение от частного к общему.

Первая тема курса «Человек» раскрывает отношение человека к себе и к своему ближайшему окружению. Она ориентирует на осмысление необходимости быть толерантным в своем микромире. Тема позволяет ввести школьников в мир отношений между людьми, включая такие качества человека, как альтруизм, готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своим личным интересом; великодушие и снисходительность к другим; деликатность, вежливость и мягкость в обращении; доброжелательность к другим людям; отзывчивость на чужое горе и радость.

Последующие темы курса «Семья», «Школа», «Труд», «Родина» вводят ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (семьи) через наиболее актуальный учебный институт (школа) до самого общественно значимого (родина и государство). Учащиеся расширяют круг сведений не только о самих этих институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. К ним относятся: верность, стойкость в исполнении долга; патриотизм, любовь к родине; свободолюбие; стремление к независимости.

Тема «Труд» включает азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и отношения к труду и его результатам. В этой главе уделяется большое внимание таким качествам человека, как: бережливость, экономность, умеренность, умение ценить результаты труда, трудолюбие, добросовестность, усердие.

Каждая тема программы 5 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют задания, развивают свои практические умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

Тема 1. Человек (5 часов)

Жизнь - великое чудо. Зачем человек рождается. Возраст человека. Что человек наследует от своих родителей.

Человек и другие люди. Как мы относимся к другим людям. Как люди общаются. Бывают ли люди бесчеловечными.

Учимся общаться. Учимся быть терпимыми. Учимся творчеству.

Тема 2. Семья (5 часов)

Сколько «Я» в слове «семья». Какие бывают семьи.

Семейные заботы. Семейное хозяйство. Как распределить обязанности в семье. Как правильно вести хозяйство.

Дому нужен хозяин. Домохозяйство и домоводство. Каким должен быть хозяин дома.

Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Движение полезное и бесполезное. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и телевизор.

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.

Тема 3. Школа (6 часов)

Профессия - ученик. Школьное образование. Чему учит школа. Учись учиться. Как учили в прежние времена.

Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления.

Учимся дружно жить в классе.

Тема 4. Труд (6 часов)

Труд - основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Творчество в искусстве.

Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.

Тема 5. Родина (10 часов)

Наша родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою родину.

Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн.

Гражданин - Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан РФ.

Мы - многонациональный народ. Народы России одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности.




















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(1 час в неделю; всего - 35 часов)

п/п

Темы уроков

Планируемые результаты обучения

Характеристика деятельности учащихся

предметные

метапредметные

личностные

1

Введение. Как

работать с

учебником

Овладение целостными представлениями как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат общественных наук и приемы научного анализа для раскрытия сущности и значения развития общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее познавательную ценность

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; готовность
к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Осмысление социально-нравственного опыта накопленного человечеством; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Обсуждают основные темы и задачи нового учебного предмета,
записывают темы и план урока в тетрадь.

Знакомятся со вступительной статьей учебника. Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают
увиденное.

С помощью записанных на доске определений раскрывают смысл, значение важнейшего понятия курса «общество».

Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать процессы, происходящие в обществе.

Осознают важность работы с текстом, иллюстрациями, таблицами; расширяют, закрепляют и контролируют свои знания с помощью рабочей тетради и электронного приложения.

Применяют полученные знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий. Строят ответ, рассказ на основе знакомства с учебником.

Раздел 1. Человек (5 часов)

2-3

Загадка человека

Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.

Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: допускают возможность существования
у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих
с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Отвечают на вопросы, рассуждают,
высказывают собственную точку зрения.

Определяют черты, отличающие человека от животного, самостоятельно заполняют таблицу, отвечают на вопросы, приводят примеры и доказательства.

Анализируют высказывания, отвечают

4-5

Отрочество -

особая пора жизни

Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых,
понимать себя.

Получат возможность научиться: анализировать свои поступки,
чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе
схемы для решения задач.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют
речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения
в процесс с учетом возникших трудностей

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения
к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать, записывают тему
и план урока в тетрадь.

Выступают
с индивидуальными сообщениями, обсуждают полученную информацию.

Знакомятся со стихотворением, отвечают на вопросы, выражают свое эмоциональное состояние от прочитанного.

Читают и обсуждают пункты параграфа, высказывают собственную точку зрения.

Заканчивают фразу, высказанную учителем.

Слушают, обсуждают
новую информацию.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Записывают домашнее задание .

6

Практикум по теме

«Человек»

Научатся: определять, что такое
деятельность человека, его духовный мир.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: овладевают целостными представлениями
о качествах личности человека; привлекают информацию,
полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем,
при освоении нового учебного материала.

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию
к учебной деятельности.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока и пытаются
самостоятельно их формулировать.

Аргументированно отвечают на вопросы, высказывают собственные
выводы.

Знакомятся с высказываниями, комментируют их, отвечают на поставленный вопрос.

Знакомятся с сочинением, обсуждают поставленные учителем вопросы, выказывают собственное мнение.

Отвечают на вопросы теста, определяют его результаты.

Самостоятельно выполняют задания

Раздел 2. Семья (5 часов)

7

Семья и семейные цености

Научатся: изучать историю своей семьи;
определять ее функции; характеризовать
семейно-правовые отношения.

Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы;
решать логические задачи; высказывать
собственное мнение, суждения.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения;

оценивают собственную учебную деятельность;
выражают положительное отношение к процессу
познания.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

Знакомятся с притчей, рассуждают, отвечают.

8

Семейное хозяйство

Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения.

Получат возможность научиться:

анализировать такие важные признаки семьи, как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать
с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых
положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения
изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

Сохраняют мотивацию
к учебной деятельности;
проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания;
адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

Самостоятельно изучают материал рубрики, рассматривают репродукцию картины, анализируют полученную информацию, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы.

Читают «Поучение», отвечают
на вопросы.

Самостоятельно изучают текст и на его основе заполняют схему.

Самостоятельно читают текст сказки
в своей группе, анализируют ее и определяют, как вели домашнее хозяйство герои сказок.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

9

Свободное время

Научатся: организовывать свое свободное время.

Получат возможность
научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,
суждения.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи
и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Проявляют заинтересованность
не только в личном успехе,
но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы,
обсуждают полученную информацию.

Знакомятся с новыми терминами, рассуждают, отвечают на вопросы, работают со словарем
(Время - определенный момент, в который происходит что-
нибудь. (Толковый словарь С. И. Ожегова)).

Читают текст, рассматривают иллюстрацию в учебнике, отвечают на поставленные вопросы.

Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради.

Решают проблемные ситуации.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке .

10-11

Практикум по теме

«Семья»

Научатся: организовывать свое сво-
бодное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый
социальный институт, в котором про-
ходит основная часть жизни человека.

Получат возможность научиться:
работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь
и сотрудничество).

Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве
и разнообразии народов, культуры и религий.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Отвечают на вопросы домашнего
задания.

Выполняют задания по условию игры, обсуждают итоги.

Самостоятельно выполняют творческие работы.

Раздел 3. Школа (6 часов)

12-13

Образование в

жизни человека

Научатся: определять мотивы обучения детей в школе.

Получат возможность научиться: работать
с текстом учебника;
высказывать собственное мнение, суждения.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав-
ленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока;
осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства
для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

Участвуют в экспресс опросе, обсуждают его результаты.

Анализируют схемы, отвечают на вопросы.

Знакомятся с информацией учебника,
участвуют в его обсуждении
по вопросам.

Читают стихотворения, рассуждают, отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Записывают домашнее задание.

14-15

Образование и

самообразование

Научатся: определять мотивы обучения детей в школе.

Получат возможность научиться: работать
с текстом учебника;
высказывать собственное мнение, суждения.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав-
ленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока;
осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства
для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

Участвуют в экспресс опросе, обсуждают его результаты.

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с информацией учебника,
участвуют в его обсуждении
по вопросам.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Записывают домашнее задание.

16

Одноклассники,

сверстники, друзья

Научатся: определять свои
отношения с одноклассниками.

Получат возможность
научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства,
в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Читают и обсуждают рассказы.

Аргументированно отвечают на поставленные вопросы.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают полученную информацию.

Участвуют в игре, выполняют ее условия, объясняют свой выбор.

Выполняют задания, обсуждают получившиеся результаты.

Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы теста, подводят итоги.

17

Практикум по теме

«Школа»

Научатся: организовывать свое свободное время;
определять свои отношения
с одноклассниками.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем;
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Аргументированно отвечают на поставленные вопросы.

Знакомятся с текстом, вступают в дискуссионную беседу.

Читают стихотворения,
анализируют их, обсуждают основную мысль.

Читают сказку, отвечают
на вопросы, высказывают собственное мнение.

Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Записывают домашнее задание

Раздел 4. Труд (6 часов)

18-19

Труд - основа

жизни

Научатся: определять
значение труда в жизни
человека.

Получат возможность
научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,
суждения.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность
промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план
и последовательность действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают полученную информацию.

Знакомятся с новым материалом, рассматривают рисунок, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

Читают текст, рассматривают иллюстрацию в учебнике, отвечают на поставленные вопросы.

Работают со словарем.

Читают и анализируют текст, отвечают на вопросы.

Разбирают пословицы, определяют
их смысл.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Записывают домашнее задание.

20-21

Труд и творчество

Научатся: определять значение
труда в жизни человека.

Получат возможность
научиться: работать с текстом учебника; высказывать собст-
венное мнение, суждения.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании
и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности
при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию.

Выражают адекватное
понимание причин
успешности/неуспешности учебной деятельности.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают полученную информацию.

Знакомятся с новыми терминами, работают со словарем.

Самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради.

Читают и анализируют текст, отвечают на вопросы.

Читают стихотворения, рассматривают иллюстрации
и репродукции картин, знакомятся с биографией и творчеством А. Рублева.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Записывают домашнее задание.

22-23

Практикум по теме

«Труд»

Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения
с одноклассниками.

Получат возможность
научиться: работать с текстом учебника; высказывать собст-
венное мнение, суждения.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность
выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава-
тельную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем;
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию
как понимание чувств
других людей и сопереживание им.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Разгадывают кроссворд,
повторяют ранее изученные термины.

Активно участвуют в игре, в ходе игрового действия делают выводы по теме урока.

Активно участвуют в игре, в ходе игрового действия делают выводы по теме урока.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Записывают домашнее задание.

Раздел 5. Родина (10 часов)

24-25

Наша Родина -

Россия

Научатся: определять значение труда в жизни человека.

Получат возможность научиться: работать
с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной; ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Читают стихо-творения о Родине, отвечают на вопросы.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают полученную информацию.

Отвечают на вопросы, работают
со словарем.

Слушают рассказ учителя и делают краткие записи в тетради, рассматривают политическую карту страны, показывают
территорию России, находят столицу - Москву, а также Воронеж, город , где они живут и где расположена их школа.

Самостоятельно знакомятся
с материалами рубрики, отвечают на вопросы.

Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради.

Изучают дополнительный материал, отвечают на вопросы, приводят примеры.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Записывают домашнее задание.

26-27

Государственные

символы России

Научатся: определять государст-
венные символы.

Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо;
работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав-
ленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных
задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают полученную информацию.

Знакомятся с информацией учебника, рассуждают, аргументировано.

Слушают рассказ учителя, делают выводы, отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Записывают домашнее задание.

28-29

Гражданин России

Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.

Получат возможность научиться:
работать с текстом учебника; анали-
зировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное
мнение, суждения.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку
учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы
решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат
деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций
и ролей в совместной деятельности.

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают полученную информацию.

Знакомятся с новыми терминами, работают со словарем, обсуждают полученные результаты ответов.

Составляют предложения или рассказ.

Самостоятельно знакомятся
с новым материалом, отвечают на вопросы, делают собственные выводы.

Знакомятся со статьями Конституции РФ, анализируют их, заполняют
таблицу.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Записывают домашнее задание.

30-31

Мы -

многонациональный

народ

Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов.

Получат возможность научиться:

работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь
и сотрудничество).

Осознают свою этническую принадлежность; обретают гуманистическое сознание; социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают полученную информацию.

Знакомятся с новыми терминами, работают со словарем, обсуждают
полученные результаты ответов.

Принимают игровую ситуацию, активно в ней участвуют, делают выводы, отвечают на вопросы.

Выполняют задания, записывают качества толерантности, обсуждают, приходят к единому мнению.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Записывают домашнее задание.

32-33

Практикум по теме

«Родина»

Научатся: определять права
и обязанности гражданина
Российской Федерации.

Получат возможность
научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока;
осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Осознают свою этническую принадлежность; обретают гуманистическое сознание; социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Разгадывают кроссворд,
повторяют ранее изученные термины.

Выполняют задания, письменно продолжают предложения.

Отчитываются о выполнении работы, вырабатывают общие мнения по изученному материалу, делают выводы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Записывают домашнее задание

34-35

Итоговое повторение

Научатся: определять все
термины за курс 6 класса.

Получат возможность
научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый
и итоговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Выражают адекватное пони-
мание причин успешности/
неуспешности учебной
деятельности, устойчивую учебно-познавательную
мотивацию учения.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются самостоятельно их формулировать.

Отвечают на зачетные вопросы.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Читают текст, отвечают на вопросы учебника.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Знакомятся со сказкой, выделяют
жизненные принципы, выдвинутые в произведении.

Защищают индивидуальные проекты, знакомят с индивидуальными презентациями, обсуждают выступления своих товарищей, выражают эмоциональное состояние.






























Учебно-методическое И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ обеспечение УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Литература

1. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М. : ВЛАДОС, 2001.

2. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.

3. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.

4. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию /
Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

5. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.

6. Правовое воспитание школьников. 5-9 кл. : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград : Учитель, 2006.

7. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 кл. - М. : Просвещение, 2010.

8. Прутченков, А. С. Наедине с собой : психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников /
А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996.

9. Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.

10. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.

11. Суворова, Н. Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» для учителей 7 класса школ гуманитарного профиля / Н. Г. Суворова. - М. : Вита, 2003.

12. Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Астрель, 2010.

Интернет-ресурсы:

1. Архив презентации PowerPoint. - Режим доступа : power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11

2. Архив учебных программ и презентаций. - Режим доступа : rusedu.ru

3. Виртуальный кабинет истории и обществознания. - Режим доступа : ant-m.ucoz.ru

4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru

5. Интернет-портал «Рrо школу.ru». - Режим доступа : proshkolu.ru/user/Safonova50/folder/13727

6. Презентации PowerPoint (обществознание). - Режим доступа : mirppt.ucoz.ru/index/prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13

7. Презентации по обществознанию. - Режим доступа : pravo48.narod.ru/PREZENTAZII.htm

8. Справочно-информационный интернет-портал. - Режим доступа : gramota.ru

Технические средства обучения:

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3. Аудиоцентр.

4. Компьютер.

5. Мультимедийный проектор.

6. Экран проекционный.

Учебно-практическое оборудование:

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

4. Шкаф для хранения карт.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная.

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;

  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её.с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

  • способность оценивать и корректировать своё поведение н социальной среде.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.



© 2010-2022