Подготовка обучающихся к ЕГЭ по обществознанию с использованием схематического материала

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка обучающихся к ЕГЭ по обществознанию с использованием схематического материала.

Самый популярный предмет, который выбирают старшеклассники для сдачи единого государственного экзамена - обществознание. Среди экзаменов по выбору он наиболее массовый. Объясняется это просто - результаты ЕГЭ по обществознанию требуются по многим специальностям в вузах. Такая востребованность имеет свои причины, так как общественные науки - это большая семья дисциплин. Каждая из них является базой для подготовки широкого круга специалистов - социальных работников, юристов, экономистов, управленцев, финансовых работников, социологов и многих других. Школьное обществознание интегрирует знания из различных общественных наук. Базовыми являются: экономика, социология, политология, культурология, юридические науки, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной практической деятельности и другие элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры социального поведения граждан. Этот курс призван способствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося общества.

Знания, приобретаемые в школе, должны обладать определенными качествами. Будучи адекватным отражением действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий, они должны быть не формально заученными, а осмысленными, насыщенными конкретным содержанием, систематичными, взаимосвязанными. Педагогическая наука давно пришла к выводу, что отличия содержательных знаний от формализованных проявляются в умении не только назвать и описать, но и объяснить изученные процессы и явления, указать их взаимосвязи и отношения, обосновать усваиваемые положения, сделать выводы из них.

О сложности ЕГЭ по обществознанию высказываются противоположные точки зрения. Одни считают этот экзамен легким, другие уверенны, что его следует отнести к наиболее сложным.

Залогом успешной сдачи единого государственного экзамена по предмету обществознание является полноценное усвоение обществоведческого курса. Недопустима подмена изучения курса в его полноте непосредственной подготовкой к экзамену, которая нередко сводится к непрерывному тренингу на основе заданий с выбором ответа, в изобилии представленных в многочисленных специальных изданиях.

Результаты экзамена выявляют отсутствие у большинства выпускников умения связывать полученные при изучении курса теоретические знания с явлениями социальной действительности. Формирование умения, скорее компетенции, органически связывать теорию и факты, высказывания и примеры - задача долговременная, решаемая с использованием различных методических средств.

Одним из методических средств, используемых в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию является составление таблиц и схем, которые делают трудный материал более доступным для восприятия обучающимися, способствуют повышению их интереса к освоению данного курса, создают необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности. Так, в своей работе по подготовке к ЕГЭ по обществознанию я использую на уроках пособие Петра Анатольевича Баранова «Обществознание в таблицах и схемах для быстрой подготовки к устному экзамену и ЕГЭ 10-11 классы». Данное пособие представляет собой обобщенный в табличной и схематичной форме курс обществознания, в котором освещаются следующие разделы: «Деятельность как способ человеческого бытия», «Общество как сложная динамичная система», «Духовная сфера общества», «Политическая сфера общества», «Правовая система общества», «Экономическая система общества», «Социальная сфера общества». Наглядная, простая и удобная форма изложения материала способствуют его лучшему пониманию, усвоению и запоминанию.

Также в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию я использую справочник под редакцией П.А.Баранова, А.В.Воронцова, С.Е.Шевченко. Данное пособие включает материал школьного курса «Обществознание». Структура книги соответствует Стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания - контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ.
Компактная и наглядная форма изложения, большое количество схем и таблиц способствует лучшему пониманию и запоминанию теоретического материала.
В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждой темы представлены варианты заданий с ответами и комментариями. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

Таким образом, применение таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик. К тому же у обучающихся юношеского возраста уже отчетливо проявляется способность к абстрактному, понятийному мышлению, что повышает востребованность таблиц и схем, связанных с раскрытием и углублением обществоведческих понятий разной степени сложности и обобщенности.

Для получения успешного результата ЕГЭ по обществознанию необходимо:

  1. глубоко и всесторонне изучать документы, разработанные ФИПИ для проведения экзаменационных испытаний: кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, демонстрационная версия по предмету;

  2. развивать познавательную деятельность обучающихся за счет расширения практики решения познавательных задач, реализации проблемного подхода в изучении общественных явлений, включения их в работу со всеми видами информации;

  3. выстраивать систему работы по развитию умений систематизировать, классифицировать материалы, определять и сравнивать характерные черты отдельных социальных, экономических и политических явлений, подтверждать обобщенные суждения и аргументировать выбранную точку зрения, соотносить факты и формы, признаки и типы, функции и институты;

  4. широко использовать различные виды самостоятельных работ (на уроке, вне урока), повторение изучаемого материала с выполнением заданий в различных формах: составление таблиц, схем, развернутых планов, написания эссе, кратких сообщений, научить обучающихся внимательно читать задание, понимать его смысл и точно, лаконично отвечать по существу, руководствуясь определенными учебными алгоритмами.;

  5. проводить репетиционные экзамены или пробные тестирования в полном соответствии с правилами проведения ЕГЭ с целью психологической и технологической подготовки выпускников к итоговой аттестации;

  6. использовать для подготовки к ЕГЭ по обществознанию обучающую систему Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ», которая позволяет учителю и обучающимся сгенерировать тест по разным разделам определенное количество заданий с целью проверки знаний;

  7. составление памяток по выполнению сложных заданий: «Как составить план», «Алгоритм написания эссе»;

  8. Осуществление коллективного разбора сложных заданий, анализа ошибок;

  9. Обучение обучающихся правилам оформления заданий, технологиям выбора правильного ответа;

Очень важно, чтобы выпускники усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это труд, результат которого будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия № 2» Хисаметдинова З.Г.



4


© 2010-2022