- Преподавателю
- Обществознание
- Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 10 классе. (70 часов)
Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 10 классе. (70 часов)
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Васильева Е.Н. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 10-к классе.
№ темы, раздела
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Виды и формы
контроля.
Домашнее
задание
Дата
проведения
план
факт
1
Общество
4
1-2
Что такое общество.
Роль земледелия и животноводства в процессе становления общества.
2
Изучение нового материала.
Комбинированный
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества
Устный
опрос.
Проблемные задания
§ 1 учебника, вопросы после параграфа
3
Общество как сложная динамическая система.
1
Комбинированный
Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры, новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.
Устный
опрос
в форме диспута; проверка домашнего задания
§ 2
4
Общество.
1
Повторение и обобщение.
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Понятие общественного прогресса. Угрозы и вызовы XIX века
Самостоятельная
работа
Вопросы и задания.
2
Человек
11
5
Природа человека.
1
Комбинированный
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.
Устный опрос, практические задания.
§ 3, задания.
6-7
Человек как духовное существо.
2
Комбинированный
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы.
Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека
Устный
опрос
§ 4, эссе.
8-9
Деятельность - способ существования
людей.
Агробизнес.
2
Комбинированный
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.
Устный
опрос
§ 5, вопросы после параграфа
10-11
Познание и знание
2
Комбинированный
Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.
Тест
§ 6, подготовить материал о рациональном и чувственном познании
12-13
Человек в системе социальных связей
2
Комбинированный
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.
Письменные задания
§ 7, вопросы к параграфу
14
Урок- практикум по теме «Человек и общество»
1
Урок- практикум
Что такое общество. Природа человека. Человек как духовное существо. Человек в системе социальных связей. Познание и знание.
Работа с документами
Эссе
15
Общество
и человек.
1
Повторение и обобщение
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Девиантное поведение. Знания и навыки. Общественная значимость и личностный смысл образования в условиях информационного общества. Рациональное экономическое поведение потребителя, семьянина, работника и гражданина. Человек в политической жизни.
Контрольная работа
Составить план по теме.
Термины.
3
Духовная культура
8
16
Культура и духовная жизнь общества
1
Комбинированный
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии
Опрос, тест
§ 8, вопросы и задания.
17-18
Наука
и образование
2
Изучение нового материала.
Повторение и обобщение.
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Опрос
§ 9, вопросы после параграфа
19-20
Мораль. Религия
2
Комбинированные
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.
Устный
опрос
§ 10,
вопросы после параграфа
21
Искусство и духовная жизнь
1
Комбинированный
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»
Тест
§ 11, вопросы пара-
графа
22
Урок- практикум по теме «Духовная культура».
1
Урок- практикум
Культура и духовная жизнь общества. Наука и образование. Мораль. Религия. Искусство и духовная жизнь.
Самостоятельная работа.
§ 8-11, вопросы и задания.
23
Духовная культура.
1
Повторение и обобщение.
Духовная жизнь человека. Религия. Искусство. Мораль и право.
Устный
Опрос.
Эссе, план по теме.
4
Экономика
5
24-25
Роль экономики
в жизни общества.
Особенности воспроизводства и экономических отношений в сельском хозяйстве.
2
Изучение нового материала.
Комбинированный
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров
Опрос
§ 12, вопросы
пара-
графа.
26
Экономическая культура.
Особенности экономики аграрного бизнеса.
1
Комбинированный.
Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности.
Устный
Опрос.
§ 13, вопросы и задания.
27
Урок- практикум по теме «Экономика».
1
Урок- практикум
Роль экономики
в жизни общества.
Индивидуальная самостоятельная работа.
Повторить термины и понятия.
28
Экономика.
1
Повторение и обобщение
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Постоянные и переменные затраты, необратимые затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица
и государственная политика
в области занятости.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Тест.
Составить план по теме.
5
Социальная сфера
11
29-30
Социальная структура общества
2
Изучение нового материала
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного.
Опрос.
§ 14, документ, вопросы.
31-32
Социальное взаимодействие.
2
Изучение нового материала.
Повторение и обобщение.
Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Опрос.
§ 15, вопросы и задания
33-34
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
2
Изучение нового материала.
Повторение и обобщение.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль
Опрос.
§ 16, документ
35
. Нации и межнациональные отношения
1
Комбинированный
Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Беседа по вопросам.
§ 17, ответить на вопросы
36
Семья и быт.
1
Комбинированный
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Беседа по вопросам.
§ 18, ответить на вопросы
37
Социальное развитие и молодежь
1
Комбинированный
Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Опрос
§ 19, вопросы
к параграфу
38
Урок- практикум по теме «Социальная сфера»
1
Урок- практикум
Социальная структура общества. Семья и быт. Нации и межнациональные отношения.
Индивидуальная самостоятельная рабата.
Повторить понятия и термины.
39
Социальная сфера.
1
Повторение и обобщение.
Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этно-социальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения в Российской Федерации. Роль церкви в жизни современного общества.
Тестирование.
Эссе. План по теме.
6
Политическая сфера
11
40
Политика и власть
1
Изучение нового
материала
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Устный
опрос
§ 20, документ
41-42
Политическая система
2
Изучение нового
материала
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность
и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Устный
опрос
§ 21,
задания
43-44
Гражданское
общество
и правовое государство
2
Комбинированный
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Устный
опрос
§ 22, эссе
45-46
Демократические
выборы
и политические партии
2
Комбинированный
Избирательная система. Типы избирательных систем.
Многопартийность и партийные системы
Устный
опрос
§ 23, вопросы
47-48
Участие гражданина в политической жизни.
Политика государства в области сельского хозяйства.
2
Изучение нового материала.
обобщение и систематизация знаний
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Конспект.
§ 24, записи в тетради.
49
Политическая сфера
1
Повторение и обобщение
Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политическая идеология. Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации
Индивидуальная работа.
Эссе, план по теме.
50
Урок-практикум по теме «Политическая сфера»
1
Урок-практикум
Учебный материал по теме.
Работа с тестовыми заданиями.
Работа с документом.
7
Право как особая система норм
13
51
Право
в системе
социальных норм
1
Изучение нового материала
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания.
Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Беседа по вопросам.
§ 25, вопросы и задания
52
Источники права
1
Изучение нового материала
Что такое источники права.
Основные источники права.
Виды нормативных актов.
Устный
опрос
§ 26, документ
53-54
Правоотношения
и правонарушения
2
Комбинированный
Что такое правоотношение.
Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Устный
опрос
§ 27, таблица
55-57
Современное российское законодательство.
3
Комбинированный
Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право
Беседа по вопросам
§ 28, документ
58
Предпосылки правомерного поведения
1
Комбинированный
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.
Вопросы и задания
§ 29, эссе
59-60
Общество в развитии
2
Комбинированный
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества.
Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс.
Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса
Вопросы и задания
§ 30, вопросы и задания
61
Урок-практикум по теме «Право как особая система норм»
1
Урок-практикум
Учебный материал по теме.
Самостоятельная работа учащихся
Составить план по теме
62
Промежуточная аттестация
1
Урок проверки знаний
Учебный материал по теме.
Учебный материал за 10 класс.
тестирование
Работа со справочным материалом.
63
Право как особая система норм.
1
обобщении и систематизация знаний
Учебный материал по теме.
тестирование
Зачёт
Работа со справочным материалом.
8
Подготовка к ЕГЭ
7
64-66
Выполнение заданий части 1.
3
Урок-практикум
Работа с заданиями части 1.
тестирование
Работа со справочным материалом.
67-69
Выполнение заданий части 2.
3
Урок-практикум
Работа с заданиями части 2.
тестирование
Работа со справочным материалом.
70
Итоговое занятие
1
обобщении и систематизация знаний
Учебный материал за 10 класс.
Работа с терминами.
65 | Человек и общество | 1 | обобщении и систематизация знаний |
|
|
|
|
|
66 | Общество-знание | 1 | Повторение и обобщение по курсу |
| Тест |
|
|
|
|
|
| «Обществознание» |
|
|
|
| |
67- 68 | Резервные уроки | 2 |
|
|
|
|
|
|