- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа элективного курса «Информационная подготовка» 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Информационная подготовка» 9 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филиппова Н.А. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фощеватовская средняя общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»
«Рассмотрено»
Руководитель МС
_________ Носуленко И.В.
Протокол № ___ от
«____»__________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
МБОУ «Фощеватовская СОШ»
_____________ Носуленко И.В.
«____»____________2014 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Фощеватовская СОШ»
__________ Цырульников В.Н.
«____»____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Информационная подготовка»
9 класс
Срок реализации: 2014-2015гг.
Учитель обществознания
Филиппова Надежда Антоновна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.
Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор подростком направления продолжения образования;
способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных версий совершаемого выбора;
научить учащихся сравнивать эти версии по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа», «профессиональная образовательная программа»;
типы образовательных учреждений;
классификацию профессиональных образовательных программ;
понятие «элективный курс»;
виды и задачи элективных курсов;
понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
возможности приобретения профессии;
возможные пути получения профессионального образования;
возможности рынка образовательных услуг региона;
особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
определять предмет и задачи курса;
различать формы обучения;
определять типы образовательных учреждений;
находить алгоритм оптимального пути получения профессии;
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Проведение занятий с учащимися по программе курса предполагает использование Интернета. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Заключительные занятия целесообразно провести в виде работы учащихся над творческим проектом «Выбор учреждения профессионального образования» (на примере конкретного учреждения).
Тематическое планирование курса 9 класса
№
п/п
Наименование тем
Плановые сроки прохождения
Фактические сроки прохождения
Кол-во
ч.
Экскурсии
1
Вводное занятие.
4.09.
1
2
Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика и профессиональное консультирование (первичная диагностика).
11.09.
1
3
Система образования в Российской Федерации.
18.09.
1
4-5
Многообразие мира профессий. (Интернет)
25.09.
2.10.
2
6
Представление о себе и проблема выбора профессии.
9.10.
1
7
Особенности получения среднего (полного) общего образования. Возможности получения профессии.
16.10.
1
8-9
Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»).
23.10.
30.10.
2
10
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).
13.11.
1
11-13
Профессиональные пробы по профессиям «человек - человек»
(торговое дело, работа с детьми).
20.11.
27.11.
4.12.
3
14-15
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).
11.12.
18.12.
2
16
Социальные проблемы труда («надо»). (Центр занятости Волоконовского района)
25.12.
1
17-19
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек - техника»(РЭС)
15.01.
22.01.
29.01.
3
20-22
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек - природа».
5.02.
12.02.
19.02.
3
23-24
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек - знаковая система» (выполнение канцелярских работ).
26.02.
5.03.
2
25-27
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек - художественный образ»
12.03.19.03.2.04.
3
28
Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений
9.04.
1
29-30
Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования (ОГАОУ СПО «Ютановский агромеханический техникум»)
16.04.
23.04.
2
31-33
Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)
30.04.
7.05.
14.05.
3
34
Психолого-педагогическая диагностика и профессиональное консультирование (заключительная диагностика)
21.05.
1
Итого:
34
Содержание курса
1. Вводное занятие.
Содержание, специфика знаний по психологическим основам выбора профессий. Составление плана экскурсий (пожелания учащихся).
2. Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (первичная диагностика образовательного запроса)
Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса. Цель и задачи курса. Знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса и краткая информация о содержании каждого раздела.
Учащиеся должны знать:
-
цель и задачи курса.
Учащиеся должны уметь:
-
перечислять основные разделы программы курса;
-
обосновывать важность компетентного выбора оптимальной формы обучения в зависимости от жизненной ситуации.
3. Система образования в Российской Федерации
Формы обучения. Понятие образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений. Понятие образовательной программы. Виды образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. Классификация профессиональных образовательных программ.
Учащиеся должны знать:
-
понятие «образовательное учреждение»;
-
понятие «образовательная программа».
Учащиеся должны уметь:
-
перечислять существующие формы обучения;
-
объяснять особенности различных форм обучения;
-
доказывать преимущества различных форм обучения в зависимости от конкретных жизненных условий;
-
перечислять существующие типы образовательных учреждений;
-
указывать отличительные особенности различных типов образовательных учреждений;
-
приводить примеры образовательных учреждений различных типов;
-
называть существующие виды образовательных программ;
-
называть отличительные особенности различных видов образовательных программ;
-
приводить примеры использования образовательных программ в образовательных учреждениях различных типов.
4. Многообразие мира профессий
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Учащиеся должны знать:
-
отрасли экономики;
-
классификации профессий по целям труда;
-
классификации профессий по предмету труда;
-
классификации профессий по орудиям труда;
-
классификации профессий по условиям труда;
Учащиеся должны уметь:
-
пользоваться сетью ИНТЕРНЕТ;
-
ориентироваться в мире профессий.
5. Представление о себе и проблема выбора профессии
«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
Учащиеся должны знать:
-
факторы профессионального роста;
-
правила выбора профессии;
-
влияние физических возможностей организма на выбор профессии;
-
влияние психических возможностей организма на выбор профессии.
Учащиеся должны уметь:
-
определять уровень притязаний;
-
разбираться в своих личных качествах;
-
выбрать наиболее привлекательную профессию;
-
сравнивать полученные знания о профессии и свои представления о ней.
6. Особенности получения среднего (полного) общего образования. Возможности приобретения профессии
Способы приобретения профессии:
-
профессиональная подготовка;
-
начальное профессиональное образование;
-
среднее профессиональное образование;
-
высшее профессиональное образование;
-
послевузовское профессиональное образование.
Возможные пути получения профессионального образования:
-
школа - пу; школа - пу - суз; школа - пу - суз - вуз; школа - пу - суз - вуз - аспирантура;
-
школа - суз; школа - суз - вуз; школа - суз - вуз - аспирантура;
-
школа - вуз; школа - вуз - аспирантура.
Учащиеся должны знать:
-
понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
-
возможности приобретения профессии;
-
возможные пути получения профессионального образования.
Учащиеся должны уметь:
-
находить оптимальные пути получения профессии.
7. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)
«Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
Учащиеся должны знать:
-
общее понятие о профессии;
-
общее понятие о специальности;
-
общее понятие о должности;
Учащиеся должны уметь:
-
Составлять личный профессиональный план.
8. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
Учащиеся должны знать:
-
диагностические процедуры по определению интересов и склонностей.
Учащиеся должны уметь:
-
определять индивидуальные интересы;
-
определять профессиональные намерения;
-
составлять карту интересов;
-
работать с опросниками.
9. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
-
особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
-
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Экскурсия на производство.
10. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль при выборе профессии.
Учащиеся должны знать:
-
методики самооценки индивидуальных особенностей.
Учащиеся должны уметь:
-
определять уровень самооценки.
11.Социальные проблемы труда («надо»)
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии.
Учащиеся должны знать:
-
понятие «квалификация»;
-
понятие «специализация»;
-
современные требования к труду;
-
предметы и средства труда;
-
условия труда.
Учащиеся должны уметь:
-
определять цель труда и его результаты.
12. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
-
особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
-
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Экскурсия на производство.
13. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА»
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
-
особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
-
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Экскурсия на производство.
14. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
-
особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
-
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Экскурсия на производство.
15. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
-
особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
-
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Экскурсия на производство.
16. Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений
Лицензия. Приложение к лицензии. Свидетельство о государственной аккредитации. Процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца (лицензирование, аттестация, государственная аккредитация).
Учащиеся должны знать:
-
понятия «лицензия», «приложение к лицензии», «свидетельство о государственной аккредитации».
Учащиеся должны уметь:
-
перечислять процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца;
-
объяснять необходимость проведения процедур лицензирования, аттестации, государственной аккредитации;
-
объяснять назначение приложения к лицензии;
-
различать права, которые приобретает образовательное учреждение после лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
-
перечислять основные документы, необходимые образовательному учреждению для осуществления образовательной деятельности и выдачи документов об образовании государственного образца.
17. Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования
Общеобразовательные учреждения района, области.
Учреждения профессиональной подготовки.
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Послевузовское образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
-
особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
-
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
18. Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)
Обобщенный алгоритм продолжения образования. Различные источники информации об образовательных учреждениях. Определение характерных особенностей образовательных учреждений. Конструирование версий продолжения образования в зависимости от индивидуальных условий. Выбор формы представления своего варианта. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования». Структура проекта, требования к его оформлению и защите.
Учащиеся должны знать:
-
алгоритм продолжения образования;
-
виды источников информации об образовательных учреждениях;
-
структуру исследовательского проекта.
Учащиеся должны уметь:
-
осуществлять сбор информации об образовательных учреждениях, используя различные источники;
-
анализировать собранную информацию, используя знания, полученные учащимися при изучении курса;
-
определять характерные особенности образовательных учреждений;
-
конструировать версии продолжения образования;
-
составлять собственный вариант продолжения образования по алгоритму, предложенному учителем;
-
представлять свой вариант продолжения образования в виде проекта.
19. Психолого-педагогическая диагностика и профессиональное консультирование (заключительная диагностика образовательного запроса)
Диагностика степени сформированности образовательного запроса учащихся. Помощь в определении индивидуальной цели, уровня притязаний и планирование профессиональной карьеры.
Диагностика жизненной ситуации учащегося, соотношение ее с ситуацией в обществе.
Диагностика представлений об альтернативах получения образования, соответствующих потребностям и возможностям.
Список литературы
Для учителя:
-
Федеральный закон «Об образовании».
-
Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: книга для учителей / авторы-составители: И.С. Батракова, А.В. Мосина, А.П. Тряпицына. - СПб., 1993.
-
Чистякова. С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. / под.ред. С.Н.Чистяковой. - М.: Просвещение, 2008.
-
Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методическое пособие с электронным сопровождением/ авт -сост. Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. - М.: Глобус, 2007