Рабочая программа элективного курса «Информационная подготовка» 9 класс

Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.   Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 34 часа  (1 ч...
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа элективного курса «Информационная подготовка» 9 классМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фощеватовская средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МС

_________ Носуленко И.В.

Протокол № ___ от

«____»__________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «Фощеватовская СОШ»

_____________ Носуленко И.В.

«____»____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Фощеватовская СОШ»

__________ Цырульников В.Н.

«____»____________2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Информационная подготовка»

9 класс


Срок реализации: 2014-2015гг.











Учитель обществознания

Филиппова Надежда Антоновна


2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор подростком направления продолжения образования;

способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных версий совершаемого выбора;

научить учащихся сравнивать эти версии по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа», «профессиональная образовательная программа»;

типы образовательных учреждений;

классификацию профессиональных образовательных программ;

понятие «элективный курс»;

виды и задачи элективных курсов;

понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;

возможности приобретения профессии;

возможные пути получения профессионального образования;

возможности рынка образовательных услуг региона;

особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

определять предмет и задачи курса;

различать формы обучения;

определять типы образовательных учреждений;

находить алгоритм оптимального пути получения профессии;

определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Проведение занятий с учащимися по программе курса предполагает использование Интернета. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Заключительные занятия целесообразно провести в виде работы учащихся над творческим проектом «Выбор учреждения профессионального образования» (на примере конкретного учреждения).










Тематическое планирование курса 9 класса

п/п

Наименование тем

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Кол-во

ч.

Экскурсии

1

Вводное занятие.

4.09.


1


2

Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика и профессиональное консультирование (первичная диагностика).

11.09.


1


3

Система образования в Российской Федерации.

18.09.


1


4-5

Многообразие мира профессий. (Интернет)

25.09.

2.10.



2

6

Представление о себе и проблема выбора профессии.

9.10.


1


7

Особенности получения среднего (полного) общего образования. Возможности получения профессии.

16.10.


1


8-9

Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»).

23.10.

30.10.


2


10

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

13.11.


1


11-13

Профессиональные пробы по профессиям «человек - человек»

(торговое дело, работа с детьми).

20.11.

27.11.

4.12.



3

14-15

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

11.12.

18.12.


2


16

Социальные проблемы труда («надо»). (Центр занятости Волоконовского района)

25.12.



1

17-19

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек - техника»(РЭС)

15.01.

22.01.

29.01.



3

20-22

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек - природа».

5.02.

12.02.

19.02.



3

23-24

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек - знаковая система» (выполнение канцелярских работ).

26.02.

5.03.



2

25-27

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек - художественный образ»

12.03.19.03.2.04.



3

28

Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений

9.04.


1


29-30

Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования (ОГАОУ СПО «Ютановский агромеханический техникум»)

16.04.

23.04.



2

31-33

Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)

30.04.

7.05.

14.05.


3


34

Психолого-педагогическая диагностика и профессиональное консультирование (заключительная диагностика)

21.05.


1



Итого:



34

Содержание курса

1. Вводное занятие.

Содержание, специфика знаний по психологическим основам выбора профессий. Составление плана экскурсий (пожелания учащихся).

2. Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (первичная диагностика образовательного запроса)

Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса. Цель и задачи курса. Знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса и краткая информация о содержании каждого раздела.

Учащиеся должны знать:

  • цель и задачи курса.

Учащиеся должны уметь:

  • перечислять основные разделы программы курса;

  • обосновывать важность компетентного выбора оптимальной формы обучения в зависимости от жизненной ситуации.

3. Система образования в Российской Федерации

Формы обучения. Понятие образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений. Понятие образовательной программы. Виды образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. Классификация профессиональных образовательных программ.

Учащиеся должны знать:

  • понятие «образовательное учреждение»;

  • понятие «образовательная программа».

Учащиеся должны уметь:

  • перечислять существующие формы обучения;

  • объяснять особенности различных форм обучения;

  • доказывать преимущества различных форм обучения в зависимости от конкретных жизненных условий;

  • перечислять существующие типы образовательных учреждений;

  • указывать отличительные особенности различных типов образовательных учреждений;

  • приводить примеры образовательных учреждений различных типов;

  • называть существующие виды образовательных программ;

  • называть отличительные особенности различных видов образовательных программ;

  • приводить примеры использования образовательных программ в образовательных учреждениях различных типов.

4. Многообразие мира профессий

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Учащиеся должны знать:

  • отрасли экономики;

  • классификации профессий по целям труда;

  • классификации профессий по предмету труда;

  • классификации профессий по орудиям труда;

  • классификации профессий по условиям труда;

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться сетью ИНТЕРНЕТ;

  • ориентироваться в мире профессий.

5. Представление о себе и проблема выбора профессии

«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Учащиеся должны знать:

  • факторы профессионального роста;

  • правила выбора профессии;

  • влияние физических возможностей организма на выбор профессии;

  • влияние психических возможностей организма на выбор профессии.

Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень притязаний;

  • разбираться в своих личных качествах;

  • выбрать наиболее привлекательную профессию;

  • сравнивать полученные знания о профессии и свои представления о ней.

6. Особенности получения среднего (полного) общего образования. Возможности приобретения профессии

Способы приобретения профессии:

  • профессиональная подготовка;

  • начальное профессиональное образование;

  • среднее профессиональное образование;

  • высшее профессиональное образование;

  • послевузовское профессиональное образование.

Возможные пути получения профессионального образования:

  • школа - пу; школа - пу - суз; школа - пу - суз - вуз; школа - пу - суз - вуз - аспирантура;

  • школа - суз; школа - суз - вуз; школа - суз - вуз - аспирантура;

  • школа - вуз; школа - вуз - аспирантура.

Учащиеся должны знать:

  • понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;

  • возможности приобретения профессии;

  • возможные пути получения профессионального образования.

Учащиеся должны уметь:

  • находить оптимальные пути получения профессии.

7. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)

«Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Учащиеся должны знать:

  • общее понятие о профессии;

  • общее понятие о специальности;

  • общее понятие о должности;

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять личный профессиональный план.

8. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Учащиеся должны знать:

  • диагностические процедуры по определению интересов и склонностей.

Учащиеся должны уметь:

  • определять индивидуальные интересы;

  • определять профессиональные намерения;

  • составлять карту интересов;

  • работать с опросниками.

9. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  • особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Экскурсия на производство.

10. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль при выборе профессии.

Учащиеся должны знать:

  • методики самооценки индивидуальных особенностей.

Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень самооценки.

11.Социальные проблемы труда («надо»)

Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии.

Учащиеся должны знать:

  • понятие «квалификация»;

  • понятие «специализация»;

  • современные требования к труду;

  • предметы и средства труда;

  • условия труда.

Учащиеся должны уметь:

  • определять цель труда и его результаты.

12. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  • особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Экскурсия на производство.

13. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  • особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Экскурсия на производство.

14. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  • особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Экскурсия на производство.

15. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  • особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Экскурсия на производство.

16. Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений

Лицензия. Приложение к лицензии. Свидетельство о государственной аккредитации. Процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца (лицензирование, аттестация, государственная аккредитация).

Учащиеся должны знать:

  • понятия «лицензия», «приложение к лицензии», «свидетельство о государственной аккредитации».

Учащиеся должны уметь:

  • перечислять процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца;

  • объяснять необходимость проведения процедур лицензирования, аттестации, государственной аккредитации;

  • объяснять назначение приложения к лицензии;

  • различать права, которые приобретает образовательное учреждение после лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;

  • перечислять основные документы, необходимые образовательному учреждению для осуществления образовательной деятельности и выдачи документов об образовании государственного образца.

17. Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования

Общеобразовательные учреждения района, области.

Учреждения профессиональной подготовки.

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Послевузовское образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  • особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

18. Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)

Обобщенный алгоритм продолжения образования. Различные источники информации об образовательных учреждениях. Определение характерных особенностей образовательных учреждений. Конструирование версий продолжения образования в зависимости от индивидуальных условий. Выбор формы представления своего варианта. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования». Структура проекта, требования к его оформлению и защите.

Учащиеся должны знать:

  • алгоритм продолжения образования;

  • виды источников информации об образовательных учреждениях;

  • структуру исследовательского проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять сбор информации об образовательных учреждениях, используя различные источники;

  • анализировать собранную информацию, используя знания, полученные учащимися при изучении курса;

  • определять характерные особенности образовательных учреждений;

  • конструировать версии продолжения образования;

  • составлять собственный вариант продолжения образования по алгоритму, предложенному учителем;

  • представлять свой вариант продолжения образования в виде проекта.

19. Психолого-педагогическая диагностика и профессиональное консультирование (заключительная диагностика образовательного запроса)

Диагностика степени сформированности образовательного запроса учащихся. Помощь в определении индивидуальной цели, уровня притязаний и планирование профессиональной карьеры.

Диагностика жизненной ситуации учащегося, соотношение ее с ситуацией в обществе.

Диагностика представлений об альтернативах получения образования, соответствующих потребностям и возможностям.

Список литературы

Для учителя:

  1. Федеральный закон «Об образовании».

  2. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: книга для учителей / авторы-составители: И.С. Батракова, А.В. Мосина, А.П. Тряпицына. - СПб., 1993.

  3. Чистякова. С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. / под.ред. С.Н.Чистяковой. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методическое пособие с электронным сопровождением/ авт -сост. Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. - М.: Глобус, 2007





























© 2010-2022