Урок по обществознанию на тему Отечества достойный сын (5 класс)

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта открытого урока по обществознанию в 5 классе.

Учитель: Хайсанова Г.А.

Дата проведения урока: 27 марта 2014 года

  1. Тема урока: Отечества достойный сын

  2. Тип урока: урок открытия нового знания

  3. Цели урока:

Учебная - создать условия для формирования представлений о тесной связи понятий «гражданин» и «патриот»; социальном статусе гражданина, его конституционных правах и обязанностях.

Воспитательная - формирование у учащихся нравственных качеств и моральных и правовых ориентиров.

Развивающая - формирование УУД, с помощью которых он сможет управлять своей деятельностью.

  1. Задачи:

Личностные:

Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей, учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире; развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Метапредметные:

Развивать умение работать в группах, коммуникативные компетенции учащихся, творческие способности. Развивать умение обобщать, делать выводы.

Средства обучения: презентация PowerPoint, выставка работ учащихся «Мои увлечения».

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

УУД

Время

(в мин.)

1

Мотивации

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.
Учитель проверяет готовность детей к уроку.

-Я в России живу -

Что же может быть в жизни чудесней?

Нет мне радости ближе,

Чем радость, Россия, твоя.

О тебе я пою

Песни добрые, звонкие песни,

И в невзгодах, и в скорби

С тобой я родная земля!

Моё село родимое

Лишь частичка огромной России,

В нем без края простерлись

Луга, и поля, и леса.

И, вздымая вершины,

Красавцы-дубы вековые

Так влюблено в его голубые

Глядят небеса.

Как привольно зимой!

Я стою в белоснежном просторе -

От мороза и счастья

Щекам и глазам горячо…

И с рассветом

Над речкой заснувшей целуются зори,

И заснеженный клен

Тихо гладит березки плечо.

Я встречаю весну

Светом яблони снежно-весенним,

Солнца радостной музыкой

В яркой лазури небес,

Соловьиными трелями,

Вишни-невесты цветеньем,

И в глазах, дорогих мне,

Предчувствием новых чудес!

Приветствуют учителя и друг друга

(выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку), готовы показать домашнее задание письмо своему сверстнику, живущему далеко от твоего дома. Рассказ ему о своей малой родине.

Личностные, направленные на нравственно-этическую ориентацию

Коммуникативные. Умение принимать слова друг друга.

2

2

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует работу учащихся. Оценивание рассказа

выполняют

зачитывание писем

и осуществляют самопроверку по памятке с экрана


2

Актуализация

Демонстрация картинки на экране ПОДДАННЫЙ

Знакомит с понятием на экране Слово «подданный», как указывает В. Даль, произведено от слова «поддавать», т. е. подчинять, отдавать. Подданный - значит, подчиненный, подвластный, подведомный правительству, государю. Слово «подданство» означало состояние подданного, принадлежность к какому-либо монархическому государству.
Подданные имели различные обязанности (в России их в прошлом называли повинностями), но права их были ограничены. Слово «гражданин» связано с представлением о правах и свободах, которые ему принадлежат.
и Организуется диалог с учащимися по вопросам:

Посмотрите текст учебника в рубрике «Путешествие в прошлое» напоминает учащимся о правах граждан Афинского государства.

Прослушивание сказки (1 мин)



Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение и предположения

Познавательные, общеучебные - формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта, Коммуникативные слушают мнение др.учеников

3

3

Выявление места и причины затруднения

Существенные различия между гражданами и негражданами в Афинах и Риме, только первые имели право участвовать в управлении делами государства ?

Работа с документом История Древней Греции

(Приложение №1):

Вопросы: В чем, по-вашему, основные права и обязанности граждан Афин? А граждан РФ? А в чём их различия?

Подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока.

Давайте сформулируем тему урока! Проблемный вопрос: Каких людей можно назвать

достойными гражданами России и почему?


Слушают


Осмысление, диалог с учителем и одноклассниками, определяют тему, цель и задачи урока. формулируют проблему урока Записывают тему урока и проблемный вопрос в тетрадь

Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию

Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, целеполагание, планирование, прогнозирование,)

Коммуникативные

Познавательные

(общеучебные, формулирование проблемы)

5

4

Построение проекта и выхода из затруднения

Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

Определяют способ и средства построения нового знания

Составляют план работы:

  1. Кто является гражданином РФ?

  2. Какие основные права и обязанности имеет Гражданин РФ

  3. Кого можно назвать достойными гражданами своего Отечества?

Познавательные

(самостоятельное создание способов решения проблем)

Регулятивные логические рассуждения планирование, прогнозирование

Коммуникативные


5

5

Реализация построенного проекта

Работа над понятием «гражданин» (см. словарь Даля)и выполним 1 задание РТ


Прочитайте с.107 1,2 абз.
Устно дополните предложения и ответьте на вопросы.

Продолжим выполнение заданий и вставим пропущенные слова: возможность и необходимость

Что такое права и обязанности гражданин РФ?

Работа в тетради над зад.


Кто-то перепутал слова в таблице.Давайте из множества слов разберём и расставим в два столбика

Права граждан РФ - Обязанности граждан РФ.

Посмотрите в текст Конституции РФ, какие статьи гарантируют нам основные права… ? Напоминают об обязанностях? Подпишите их в схему рабочей тетради с.68

Самостоятельно выполняют задание

«Гражданин - это человек, принадлежащий к определённому ________ , подчиняется его _______ и имеет определённые ______ и _______». отвечают

Самостоятельно выполняют задание:

  • А) Слово «гражданин» происходит от _______.

  • Б) В ___ в. звание почётный гражданин присваивалось ___ кому? ___ за что? ___.

Сохранилось ли это звание в наши дни?

Озвучивают вставленные в предложения слова:

Права человека - это установленные и гарантированные государством возможности человека.

Обязанности человека - это установленная обществом и государством необходимость вести себя определенным образом


Смотрят в текст Конституции и подписыват № статьи в рабочую тетрадь.


Познавательные общеучебные - формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта

Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию,

Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы,

8


Физ. минутка

Звучит песенка Шуры «Твори добро»

Физ. минутка

Личностные Коммуникативные

1



Организует работу Какие обязанности школьника вы знаете?

  • Прилежно учиться.

  • 2. Выполнять требования учителя.

  • 3. Соблюдать технику безопасности.

  • 4. Беречь школьное имущество.

  • 5. Выполнять распорядок дня.

  • 6. Придерживаться правил культурного поведения.

  • 7. Уважать права других.

Мы говорили об обязанностях, а вернулись к правам. Почему?

Совершенно верно: Нет прав без обязанностей!

Читают текст учебника «Путешествие в прошлое»

Размышляют и отвечают:

Права не отделимы от обязанностей!


2

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, определяют статьи

Познавательные общеучебные - формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта и прочитанного текста

Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию,

Регулятивные (смысловое слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, Коммуникативные

4

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует сам. Работу учащихся в парах: Посмотрите на слайд и выбери № статей Конституции РФ, в которых говорится об этих обязанностях гражданина:

выполняют

заполнение кластера

и осуще ствляют самопроверку

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

7

8

Включение в систему знаний и повторения

Какими качествами должен обладать гражданин своей страны?

Объясните, что лично вы назовёте Гражданским поступком?

Кто эти люди? Какой гражданский поступок они совершили?

Каких людей можно назвать достойными

гражданами России и почему?

«Достойный» в словаре В. Даля толкуется как стóящий, заслуживающий.

Достойный человек - это человек уважаемый, ценимый.

Посмотрите на слайд: Кого из этих людей можно назвать достойным гражданином своей страны и за какие заслуги?

Посмотрите на слайд. В нашей стране ежегодно проходит акция «Горячие сердца» по выявлению среди молодёжи вот таких же неравнодушных и беспокойных граждан РФ, которые совершали простые и самоотверженные поступки на благо других людей и России

А как ты считаешь, вы можете считаться Достойными гражданами своей страны?

А какая связь между понятиями «гражданин» и «патриот»?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, делают выводы:

Добрым, любящим свою Родину, заботящийся о ней…

Отвечают.:

  • Делает полезное для государства и общества;

  • Прославляет свою Родину научными открытиями, изобретениями, спортивными достижениями;

  • Совершает поступки, которые могут служить примером для многих и т.д.


Отвечают:

Подводят итог урока:

Вывод: достойный гражданин - это патриот своей Родины. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
Н. А. Некрасов

Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, планирование, прогнозирование,)

коммуникативные (участие в продуктивном диалоге, самовыражение: монологические высказывания разного типа.)

Познавательные общеучебные

Личностные

направленные на нравственно-этическую ориентацию

5

9

этап рефлексии учебной деятельности

Как вы думаете чью позицию описывают следующие высказывания?

  • Что мне до него - было б мне хорошо».

  • «Мое дело - сторона».

  • «Моя хата с краю, я ничего не знаю».

  • «Мне хоть весь свет гори, только бы я был жив».

  • «После меня хоть трава не расти»

  • «Кто о чем, а мы о своем».

  • «Не постою ни за что, постою только за себя».

- Хотите ли вы продолжить разговор на следующем уроке?

- мое ощущение на уроке?

- как оцениваешь свою работу на уроке?

  • домашнее задание: Дома: §13, РТ с. 70 №6

  • Кого из известных россиян, твоих современников и предков, ты считаешь настоящими гражданами?

Напиши рассказ об одном из них


Противопроложная позиция достойного гражданина







Беседа по вопросам


Самооценка




Выбор д/з












Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Личностные

направленные на нравственно-этическую ориентацию



7

Образовательные ресурсы: Учебник «Обществознание», 5 кл, компьютер мультимедиапроектор, раздаточный материал, учебник «Обществознание», 5 кл, рабочая тетрадь, контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс/ Сост. А.В.Поздеев. М.: ВАКО,2011


© 2010-2022