Практикум по обществознанию в 11 классе «Правовая культура»

Урок -практикум по обществознанию в 11 классе «Правовая культура«Занятие начинается с мотивации - предложите  ассоциации с понятием «правовая культура».С опорой на слова-подсказки школьники самостоятельно дают определения и знакомятся со структурой правовой культуры.2 блок занятия - это игры и упражнения на развитие правосознания.3 блок - игра «Открытый микрофон» и упражнение «Создай листовку «Уважай закон» для развития правового поведения.Завершение урока - повторение заданий по  ассоциациям «П...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

автор - Елена Петровна Мичкасова, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №9 г. Сердобска Пензенской области

Практикум «Правовая культура»

урок обществознания в 11 классе

Цель: формирование правового сознания и правомерного поведения у старшеклассников, знакомство с понятием, структурой и ролью правовой культуры в современном обществе

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийное оборудование

Предварительное ДЗ: подготовить листовку «Уважай закон!» в электронном варианте

План

Слайд 1. Тему нашего занятия - «Правовая культура» предлагаю начать с экспресс-теста

1. Экспресс-тест. За 30 секунд напишите, как можно больше ассоциаций на тему нашего урока «Правовая культура».

Это моментальный снимок правовой культуры класса.

Заполнение кластера: кто хочет поделиться своими ассоциациями.

Задача-минимум - раскрыть определение понятия «правовой культуры», выяснить ее структуру.

Задача-максимум - повысить свой уровень правовой культуры

Задание: по ходу занятия составьте ОК (еще одна задача - подготовка к ЕГЭ)

2. Понятие и структура «правовой культуры». Предложите свое определение «правовой культуры»

Слайд 2. На слайде научные определения правовой культуры с пропусками, заполните их.

В узком смысле - это система …..(1) отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе …(2) взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми ….(3)

В широком смысле - это совокупность правовых знаний, убеждений и установок ….(4), реализуемых в процессе труда, …(5), поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

личность, общение, общество, социальный, нормативный, государство

  1. Нормативный

  2. Социальный

  3. Государство

  4. Личность

  5. Общение

Слайд 3. Структура правовой культуры:

- правосознание (совокупность взглядов, выражающих отношение людей к праву, знание законов, понимание правовой терминологии)

  • правовое поведение (законопослушное поведение - ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным соблюдения закона)

- сформулируйте определение «правовой культуры», используя ее элементы

Правовая культура - это уровень правового сознания и правового поведения в обществе.

Слайд 4. «В процессе социализации формируется правосознание как части правовой культуры»

- верно ли утверждение, факт, оценка или теоретическое утверждение

- выделите обществоведческие термины

- дайте им определение

Слайд 5. Примеры проявления … (правосознания):

  • знание Конституции

  • знание основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

  • уважительное отношение к праву.

3. Игры и упражнение на развитие правосознания

3.1. Игра по правовым терминам «Пойми меня»

Приглашаются по 1 представителю от группы, вытягивают карточку с термином и за 20 секунд называют слова-ассоциации с этим термином. Группа должна узнать и объяснить это понятие.

  • Цензура

  • Клевета

  • Преступник

  • Закон

  • Правонарушение

  • Прокурор

  • Конституция

  • Гражданин

3.2. Игра «Право в пословицах»

Узнайте по пословице: о каком праве человека идет речь

  • Жить - родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

  • Грамоте учиться - всегда пригодится. (статья 26: право на образование)

  • При солнышке тепло, при матери - добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )

  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)

  • Один в поле - не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)

  • Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)

  • Делу - время, а потехе - час. (статья 24: право на отдых и досуг)

  • Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)

  • Тот герой - кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

  • Любишь кататься - люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

3.3. Игра «Квалифицируй преступление»

На слайде термины (есть слова, которые вы не понимаете?)

Преступления

Юридическое название

3

Иван исписал стены дома надписями «Спартак - чемпион!»

Вандализм

6

Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

Кража

7

Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»

Угон

1

Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

2

Коля заставил малыша дать 10 рублей

Вымогательство

4

Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Хулиганство

5

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Оскорбление

8

Витя отобрал у Кости CD-плейер

Грабеж

9

Максим с Борисом разбили стекла на остановке

Хулиганство

10

Григорий взял без разрешения телефон у одноклассника, когда в классе никого не было

кража

3.4. Продолжите статьи из Конституции РФ (шторка)

Человек, его права и свободы являются …

высшей ценностью

Достоинство личности охраняются …

государством

Каждый имеет право на свободу и

личную неприкосновенность

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и …

Государственной Думы

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее …

многонациональный народ

Спасибо, теперь, когда мы убедились, что вы достаточно знакомы с правовой терминологии (речь идет о каком элементе правовой культуры). Назовите другой ее элемент - правовое поведение.

4. Правовое поведение

4.1. Игра «Открытый микрофон»

Обсудите в группе и выскажите свою точку зрения по теме:

  • Я имею право громко включать музыку в любое время суток

  • Я имею право заниматься любой трудовой деятельностью, несмотря на имеющиеся у меня дефекты речи (диктором телевидения, певцом, адвокатом, авиадиспетчером, конферансье)

  • Родители обязаны принимать все важные решения касающиеся нашей семьи, только посоветовавшись со мной (покупка дорогостоящих предметов, место проведения отпуска, приглашение гостей, в т.ч. неприятных мне; планирование семейного бюджета)

  • Родители и педагоги не имеют права заставлять меня изучать те предметы, которые я не считаю важными для моей дальнейшей трудовой деятельности

  • Я имею право дружить и общаться, в том числе с лицом противоположного пола, невзирая на негативное мнение о моих друзьях родителей и педагогов, а также проводить с ними время, не ставя в известность взрослых.

Изменились бы комментарии, если бы я попросила прокомментировать с точки зрения гражданина современного демократического правового государства.

Резюме:

  1. каждый имеет право на свое собственное мнение, но надо иметь в виду, что у каждого может быть своя точка зрения.

  2. Делая свой выбор в различных правовых ситуациях, помните о последствиях, как для себя, так и для других.

Еще одна составляющая правовой культуры - «качество закона»

4.2. В одной стране есть закон - беременная женщина может ударить рядом курящего человека.

Ваше отношение к этому закону. Что вы можете сказать о менталитете народа. Индия - забота о здоровье подрастающего поколения.

Чтобы улучшить правовую ситуацию в классе, семье, школе, городе, стране, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях. Свобода вашего кулака заканчивается носом вашего соседа.

4.3. Практикум «Создай листовку «Уважай закон»

- в каких классах чаще всего совершаются правонарушения?

В качестве ДЗ у вас было составить листовку в электронном варианте «Уважай закон!» Скорректируйте с учетом урока и возраста для 8-9 класса вашу листовку. Представьте ее.

Работа 5 минут. Представление.

5. Завершим урок экспресс-тестом с которого начали. Те же 30 сек, ассоциации с темой. Поднимите руки, у кого выросло количество слов.

Я вам желаю никогда не нарушать закон! Напомню фразу Вольтера «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны».

Будьте сильными и счастливыми. Уважайте закон и берегите себя!

© 2010-2022