Проект журнала Научиться быть гражданином

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

города Вологды



Проект журнала




НАУЧИТЬСЯ

БЫТЬ

ГРАЖДАНИНОМ











Ученики 6Б класса

Учитель обществознания

Благовестова Н. М.
















2007 год

Содержание:

  1. Родина - наш дом.

  2. Нам есть, что беречь.

  3. Нет прав без обязанностей.

  4. Гражданин и обыватель.

  5. Ответственность и обязательность - важные качества человека и гражданина.

  6. Портрет личности гражданина.




От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

В известных всем строках из гимна России ощущение простора, чистоты, света и огромной любви народа к родной земле. Такую любовь к Родине испытывают граждане страны, потому что каждый здесь родился, здесь вырос и живет.

Много дает человеку Родина. Родная земля кормит, согревает, дает силу и возможность существования. Чувство любви и верности Родине, ощущение себя полноправным членом общества являются основными для человека - гражданина своей страны.


Нам есть, что беречь

Ученики 6Б класса средней школы №4 города Вологды начали свою гражданскую активность со знакомства с памятниками города и собрали о них интересные материалы. Многие побывали возле них и отметили, что памятникам нужна реставрация и обновление.

А также ребята убедились в том, что гражданам города не безразлична судьба памятников. Многие памятники недавно приведены в порядок, покрашены, побелены, подремонтированы, ограждены.

У ребят школы №4 есть, что беречь: здесь учился герой Советского Союза Алексей Теричев, погибший в возрасте 20 лет, выполняя свой долг перед Родиной. Над входом в школу висит табличка, напоминающая об этом герое и его подвиге. Надо беречь память.

Память человеку нужна. Писатель В. Распутин утверждал: «Память - само по себе понятие скрепляющее и сохранительное. Нет более одобрительной силы для раскрытия и расцвета народных возможностей, нет почвы более плодоносной, чем национальная память, ощутительная, непрерывная связь поколений, живущая с поколениями прошлого и будущего».

И это не удивительно. «Ведь Отечество - как кончик нити, смотанный в клубок. Назовешь себя по имени - отчеству - вспомнишь отца, назовешь отца - вспомнишь деда, назовешь по имени - отчеству деда - вспомнишь прадеда… Без обрыва должна тянуться нить. Ведь длина её - вечность».

Нет прав без обязанностей.

Гражданин - это постоянный житель какой-либо страны, связанный с ней правами и обязанностями.

В Конституции РФ содержатся права и обязанности граждан. Если соотнести права и обязанности, то можно сделать вывод о том, что существует единство прав и обязанностей. Например, ст. 38 п. 1 и п. 2: родители обязаны заботиться и воспитывать своих детей, в свою очередь, дети с 18 лет обязаны заботиться о нетрудоспособных нуждающихся родителях. Также у нас есть право на различные социальные и экономические блага, но ни одно благо не благо не будет доступно, если граждане не будут защищать свою Родину.

Все граждане, получающие доходы, обязаны платить налоги, иначе в казне государства не будет средств на развитие здравоохранения и образования. Можно привести и другие примеры, которые позволяют нам убедиться в том, что нет прав без обязанностей.

Права и свободы человека и гражданина возможны только при условии выполнения каждым обязанностей перед обществом. Обязанность - это установленная обществом и государством необходимость вести себя определенным образом. Кроме конституционных обязанностей, человек должен выполнять обязанности дома, в школе, в общественных местах и так далее. Например, конституционный долг каждого человека - бережно относиться к культурным и историческим памятникам, не позволять другим причинять им вред.


Ответственность и обязательность - важное качество

человека и гражданина.


Прочтите и обсудите житейские истории.


Притча «Гвоздь воспитания»

Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что же ты плачешь? - спросил отец. - Ведь гвоздей на столбе больше нет.

- Гвоздей нет, а дырки остались...

Вопросы для обсуждения:

1. Что символизировали вбитые в столб гвозди?

2. Почему мальчик заплакал?


Притча « Как горели деньги»

Настало время сыну позаботиться о больных родителях, но он совершенно не был приучен ни к чему полезному. Отец сказал: «Будешь учиться кузнечному делу в моей кузнице». За сына заступилась мать: «Сам больной, сына надо поберечь, найдем ему работу полегче».

Тайком от отца она давала сыну каждый день немного денег. Вечером довольный, отдохнувший сын приходил домой и вручал деньги отцу. Отец брал их и тут же бросал в огонь. Сын спокойно вместе со всеми садился за стол ужинать. Так продолжалось до тех пор, пока у матери не закончился запас денег. Пришлось сыну по-настоящему начать работать. В первый же день уставший, грязный, он протянул отцу заработанные деньги, и отец бросил их в огонь. Сын мгновенно выхватил из огня горящие деньги.

В о п р о с ы:

1.Почему изменилось поведение сына, когда отец бросил заработанные сыном деньги в огонь?

2.Что не учитывала мать в воспитании сына?

3.Какими правами пользовался сын, и какие обязанности он не выполнял?

Любая совместная деятельность людей регулируется нормами права. Право четко обговаривает, что делать можно, а что нельзя, а что просто необходимо.

Если люди ведут себя в соответствии с установившимися нормами и выполняют соглашения, используя данные им права, то жизнь в стране протекает организованно.

В повседневной жизни мы встречаем поговорки и пословицы о един­стве прав и обязанностей:

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Под лежачий камень вода не течет»

«Что посеешь, то и пожнешь»

«По Тришке и кафтан»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Долг платежом красен»

«Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» и др.

Прочтите фрагмент сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».


На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы - у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка. На кустике скоро появился бутон, и Маленький принц предчувствовал, что увидит чудо. И вот, наконец, едва взошло солнце, лепестки раскрылись. Красавица роза сказала, позевывая:

-Ах, я насилу проснулась... Прошу извинить...

Маленький принц не мог сдержать восторга:

- Как вы прекрасны!

-Да, правда? - был тихий ответ. - И заметьте, я родилась вместе с солнцем.

Скоро оказалось, что роза горда и обидчива, и Маленький принц совсем с ней измучился. Он закрывал ее широкой ширмой от сквозняков, поливал ключевой водой, и, хотя полюбил прекрасный цветок, его капризы делали Маленького принца несчастным. Он решил странствовать с перелетными птицами. В последнее утро он старательно прибрал свою планету, заботливо прочистил два действующих вулкана. Когда вулканы чистишь, они горят тихо, без извержений. Люди на земле слишком малы и не могут чистить вулканы, вот почему они доставляют людям столько неприятностей. Когда он в последний раз полил чудесный цветок, ему даже захотелось плакать.

- Прощайте, - сказал он розе.

- Я была глупая, - сказала роза с трудом. - Прости меня. Я люблю тебя. Моя вина, что ты этого не знал. И уходи.

Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок. Маленький принц побывал на разных планетах и, наконец, попал на Землю. Здесь он встретил Лиса, и они познакомились.

- Поиграй со мной, - попросил Маленький принц.

- Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен.

- А как это - приручить?

- Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. Я для тебя всего лишь Лис, такой же, как сто тысяч лисов. Я тебе не нужен. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты для меня будешь единственным в целом свете. И я для тебя буду единственным в целом свете...

- Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Есть одна роза, наверно, она меня приручила.

- Очень возможно, - согласился Лис. - Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза дорога тебе потому, что ей ты отдавал все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил Ты в ответе за свою розу.

- Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Вопросы для обсуждения:

1. А за кого ты в ответе?

2. Кого называют безответственным человеком?

Прочти и запомни!

Нет прав без обязанностей. Уклонение граждан от выполнения обязанностей дает право государству применять по отношению к ним различные санкции - меры наказания, предусмотренные законом. У каждого гражданина есть обязанности - т. е. необходимость поступать должным образом.

Портрет личности гражданина

Дополните схему:

Гражданин

Проект журнала Научиться быть гражданиномПроект журнала Научиться быть гражданиномПроект журнала Научиться быть гражданиномПроект журнала Научиться быть гражданиномПроект журнала Научиться быть гражданином

житель наделен выполняет несет любит

………. ……... ………….. ……. ……...


Родина.

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

© 2010-2022