- Преподавателю
- Обществознание
- Использование ИКТ на уроках истории и обществознания: из опыта работы
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания: из опыта работы
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Захарова Е.М. |
Дата | 13.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания: из опыта работы
Захарова Е.М., выступления на заседании круглого стола 28 января 2014 г.
Образование - непрерывный и динамичный процесс и основная задача сегодня - создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни. Большую роль играет здесь способность преподавателя заинтересовать студента, в том числе, и посредством применения компьютерных технологий. Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей студента. Состояние современного средне профессионального образования таково, что процесс обучения проходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Студенты должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:
- использование ИКТ способствует повышению качества знаний студентов, уровню воспитанности, общему и профессиональному развитию.
- использование ИКТ позволяет оптимально расходовать силы и средства преподавателя и студентов для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;
- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;
- ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.
Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. В настоящее время расширение информационного пространства - основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.
Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений.
Благодаря наличию у меня возможности использования новых информационных технологий на уроках истории, к настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.
ИКТ можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках истории и обществознания, его можно использовать при работе в группах: со слабыми студентами (для отработки элементарных знаний), с сильными студентами (при подготовке к олимпиадам, научно-практических и исследовательских работ). ИКТ могут использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов.
На уроках истории с применением ИКТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность. В своей практике преподавания истории я использую презентации виртуальной школы «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия». Где к каждой теме подобран теоретический, дополнительный и иллюстративный материал. Последний включает в себя не только изображения, но и кинохронику, анимационные карты, схемы, диаграммы, таблицы. Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу студентов. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, проблемно-поисковый.
Возможности ИКТ можно использовать не только для закрепления материала, но для контроля. Для этого подойдут тесты, викторины, кроссворды, которые нужно не только отгадывать, но и придумывать самим. Можно также предложить следующие задания: вписать недостающие в тексте слова, дополнить начатые фразы, составить синквейн по изучаемой теме, расшифровать информацию и др.
Большое значение в процессе обучения имеет использование ИКТ в исследовательской и проектной деятельности. Постигая методику исторического исследования, студенты выясняют содержание таких понятий как источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод. Студенты овладевают основными способами познавательной работы:
- работа с источниками, возможности для развития внимания и наблюдательности во время изучения и подбора источников,
- учащиеся овладевают исторической критикой, историческим анализом,
- восстанавливают последовательность событий, устанавливают причинно следственные связи, восстанавливают целостную картину событий по фрагментам, строят свои версии,
- развивают умение формулировать сделанные выводы,
- прогнозируют, опровергают чужие выводы, навязанные точки зрения.
При создании студентами компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:
- критическое осмысление информации,
- выделение главного в информационном сообщении,
- систематизирование и обобщение материала,
- грамотное представление имеющейся информации.
Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у студентов навыков общения с помощью информационно-коммуникационных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых преподавателем на уроке. Хочу отметить, что у студентов, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ. Достаточно на уроке, посвященному Великой Отечественной войне, показать видеоролик о событиях тех лет, отрывок из фильма, запись песни и больше не надо никаких слов: очень яркое, эмоциональное завершение урока. Так на уроке воспитывается любовь к Родине, гордость за свой народ, формируется чувство национального самосознания, сопричастности ко всему, что происходило в твоей стране. Немалую ценность представляют и видео ролики с выступлениями руководителей государства, эпизоды из жизни людей того или иного времени. Таким образом, я не только достигаю образовательных целей, поддерживаю мотивацию к получению знаний, но и одновременно участвую в развитии, становлении личности.
Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как преподавателя, так и студентов, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение студентами новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове преподавателя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты - это шаг к повышению качества обучения и в конечном итоге к формированию новой личности - ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.