- Преподавателю
- Обществознание
- Методическая разработка урока обществознания в 5 классе на тему Семья-ячейка общества
Методическая разработка урока обществознания в 5 классе на тему Семья-ячейка общества
Раздел | Обществознание |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нурова Л.А. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ Ильинская СОШ
Методическая разработка урока обществознания в 5 классе по теме:
«Семья - ячейка общества».
Методическая тема урока:
Патриотическое воспитание на уроках обществознания как средство формирования высоких нравственных качеств учащихся
Учитель Нурова Л.А.
Тема урока: Семья - ячейка общества.
Цели урока:
1.Формирование представления о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором происходит основная жизнь человека;
2.Обучение элементам поисковой и исследовательской работы;
3. развитие коммуникативных навыков;
4.Воспитание нравственных устоев через понятия « Семья», « Родословное дерево», « Семейные ценности».
Ключевые понятия урока:
« семья», «род», « родословное дерево», « семейные ценности», двухпоколенная и трёхпоколенная семья, неполная семья, права ребёнка.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, слайд-шоу.
Тип урока: изучение нового материала, защита проектов.
Проектной деятельности учащихся предшествовала подготовка:
-
Составление с помощью родителей своей родословной;
-
Сбор фотографий о своей семье;
-
Поиск пословиц о семье;
-
Интервьюирование родственников .
Для более сильных учащихся предложен проект « история моей семьи»по плану:
-
Моя родословная.
-
( составить древо семьи, описать занятия своих предков, ит.д.)
-
Сбор фотографий и документов членов семьи;
-
Узнать происхождение своей фамилии;
-
Составить календарь праздничных дат своей семьи.
Содержание урока:
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Показ слайд-шоу, которое начинается с показа семейных фотографий учащихся. Тем самым я подвожу их к теме урока.
Учитель: Все семьи разные, но что их объединяет? Ответы детей.
Учитель: их объединяет многое: семейное хозяйство, общий досуг, родственные отношения, забота о детях и пр.
Как образуются семьи? Можно ли считать семьёй бабушку и внука, мужа и жену, тётю и племянниц?
Даём определение семьи.
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, ответственностью.
Чтение стихотворения В.Берестова, обсуждение.
Задание.
Прочитать и восстановить смысл пословиц и поговорок о семье, в которых намеренно употреблены противоположные по значению слова:
Поодиночке свободно, но вместе весело. ( Вместе тесно, а врозь скучно)
Жена без мужа - два ангела. ( муж и жена - одна сатана)
В гостях потолок мешает. (дома и стены помогают).
Затем дети называют пословицы и поговорки о семье, которые они подготовили к уроку.
Учитель: семья - обязательная часть любого общества. Как государство заботиться о семье, какие документы охраняют права детей , мы прочитаем в учебнике, стр.24-25.
Знакомство с Конституцией РФ.
Закрепление прочитанного материала.
Ученики отвечают на вопросы : « да» или « нет».
Семья - обязательная часть любого общества. ( да)
В Конституции РФ записано, что семья находится под защитой государства ( да).
Единственным документом, закрепляющим права в семье, является конституция ( нет)
За невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей суд имеет право лишить родителей родительских прав ( да)
В семейном кодексе закреплено право ребёнка жить и воспитываться в семье ( да)
Учитель: какие бывают семьи? ( ( рассказывает о двухпоколенных, трёхпоколенных и неполных семьях).
Даём определение понятию « род».
Род - коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от одного предка. Все мы ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого древа.
Защита своих исследовательских работ. ( смотри приложение к конспекту урока).
Учитель: кто знает, может вы станете родоначальником многочисленной и славной ветви.
Работа с текстом учебника. Чтение отрывка из книги В.Белова « Лад».
Отвечаем на вопросы: как распределены обязанности в семье, сравните с современными семьями.
Работа со словарём: авторитет, бобыль.
Вывод: от семейного климата, доброжелательности, трудолюбия, любви членов семьи зависят её благополучие и счастье.
Семейные ценности:
Взаимо: выручка
уважение
согласие
понимание
Учитель зачитывает притчу.
Жила была семья. Семья из 30 человек жила в деревне. Мир и дружба царили в семье. Почему так? Удивлялись все. И тогда пришли и спросили у старейшины. Долго писал он ответ. А когда прочитали, там было всего три слова: Любовь, Прощение, Терпение.
Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рисунок на тему : « Мои права и обязанности в семье».
Рефлексия. Дети получают лепестки цветов из бумаги и крепят к смайлику того ученика, чей проект понравился больше .
Литература.
Л.Н.Боголюбов « обществоведение», 5 класс, учебник, м. - Просвещение, 2006 г.
С.Н.Степанько « обществоведение 5 класс поурочные разработки», издательство « Учитель», Волгоград, 2007 г.
Методические рекомендации к учебнику « Обществоведение: 5 класс.: Пособие для учителя, М.- Просвещение, 2003 г.
Конституция РФ
Семейные фотографии учеников.