Методическая разработка урока обществознания в 5 классе на тему Семья-ячейка общества

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Ильинская СОШ

Методическая разработка урока обществознания в 5 классе по теме:

«Семья - ячейка общества».



Методическая тема урока:

Патриотическое воспитание на уроках обществознания как средство формирования высоких нравственных качеств учащихся

Учитель Нурова Л.А.

Методическая разработка урока обществознания в 5 классе на тему Семья-ячейка общества

Тема урока: Семья - ячейка общества.

Цели урока:

1.Формирование представления о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором происходит основная жизнь человека;

2.Обучение элементам поисковой и исследовательской работы;

3. развитие коммуникативных навыков;

4.Воспитание нравственных устоев через понятия « Семья», « Родословное дерево», « Семейные ценности».

Ключевые понятия урока:

« семья», «род», « родословное дерево», « семейные ценности», двухпоколенная и трёхпоколенная семья, неполная семья, права ребёнка.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, слайд-шоу.

Тип урока: изучение нового материала, защита проектов.

Проектной деятельности учащихся предшествовала подготовка:



  • Составление с помощью родителей своей родословной;

  • Сбор фотографий о своей семье;

  • Поиск пословиц о семье;

  • Интервьюирование родственников .

Для более сильных учащихся предложен проект « история моей семьи»по плану:

  • Моя родословная.

  • ( составить древо семьи, описать занятия своих предков, ит.д.)

  • Сбор фотографий и документов членов семьи;

  • Узнать происхождение своей фамилии;

  • Составить календарь праздничных дат своей семьи.

Содержание урока:

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Показ слайд-шоу, которое начинается с показа семейных фотографий учащихся. Тем самым я подвожу их к теме урока.

Учитель: Все семьи разные, но что их объединяет? Ответы детей.

Учитель: их объединяет многое: семейное хозяйство, общий досуг, родственные отношения, забота о детях и пр.

Как образуются семьи? Можно ли считать семьёй бабушку и внука, мужа и жену, тётю и племянниц?

Даём определение семьи.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, ответственностью.

Чтение стихотворения В.Берестова, обсуждение.

Задание.

Прочитать и восстановить смысл пословиц и поговорок о семье, в которых намеренно употреблены противоположные по значению слова:

Поодиночке свободно, но вместе весело. ( Вместе тесно, а врозь скучно)

Жена без мужа - два ангела. ( муж и жена - одна сатана)

В гостях потолок мешает. (дома и стены помогают).

Затем дети называют пословицы и поговорки о семье, которые они подготовили к уроку.

Учитель: семья - обязательная часть любого общества. Как государство заботиться о семье, какие документы охраняют права детей , мы прочитаем в учебнике, стр.24-25.

Знакомство с Конституцией РФ.

Закрепление прочитанного материала.

Ученики отвечают на вопросы : « да» или « нет».

Семья - обязательная часть любого общества. ( да)

В Конституции РФ записано, что семья находится под защитой государства ( да).

Единственным документом, закрепляющим права в семье, является конституция ( нет)

За невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей суд имеет право лишить родителей родительских прав ( да)

В семейном кодексе закреплено право ребёнка жить и воспитываться в семье ( да)

Учитель: какие бывают семьи? ( ( рассказывает о двухпоколенных, трёхпоколенных и неполных семьях).

Даём определение понятию « род».

Род - коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от одного предка. Все мы ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого древа.

Защита своих исследовательских работ. ( смотри приложение к конспекту урока).

Учитель: кто знает, может вы станете родоначальником многочисленной и славной ветви.

Работа с текстом учебника. Чтение отрывка из книги В.Белова « Лад».

Отвечаем на вопросы: как распределены обязанности в семье, сравните с современными семьями.

Работа со словарём: авторитет, бобыль.

Вывод: от семейного климата, доброжелательности, трудолюбия, любви членов семьи зависят её благополучие и счастье.

Семейные ценности:

Взаимо: выручка

уважение

согласие

понимание

Учитель зачитывает притчу.

Жила была семья. Семья из 30 человек жила в деревне. Мир и дружба царили в семье. Почему так? Удивлялись все. И тогда пришли и спросили у старейшины. Долго писал он ответ. А когда прочитали, там было всего три слова: Любовь, Прощение, Терпение.

Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рисунок на тему : « Мои права и обязанности в семье».

Рефлексия. Дети получают лепестки цветов из бумаги и крепят к смайлику того ученика, чей проект понравился больше .

Литература.

Л.Н.Боголюбов « обществоведение», 5 класс, учебник, м. - Просвещение, 2006 г.

С.Н.Степанько « обществоведение 5 класс поурочные разработки», издательство « Учитель», Волгоград, 2007 г.

Методические рекомендации к учебнику « Обществоведение: 5 класс.: Пособие для учителя, М.- Просвещение, 2003 г.

Конституция РФ

Семейные фотографии учеников.

© 2010-2022