Методические указания для студентов по выполнению практических работ по обществознанию

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»










Методические указания

по выполнению

практических работ

по учебной дисциплине

Обществознание

по профессиям среднего профессионального образования

Парикмахер

























Черемхово,2015г.

Методические указания для выполнения практических работ разработаны на основе программы учебной дисциплины Обществознание и примерной программы учебной дисциплины Обществознание для профессий среднего профессионального образования ФИРО 2014.

Разработчик:

Богданова Валентина Александровна, преподаватель общественных дисциплин.






Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии перподавателей общеобразовательных дисциплин

Протокол № _____от «___»________2015 г.

Руководитель МК _________________В.А.Богданова




Содержание

Пояснительная записка

Практическое занятие №1. Составление опорного конспекта на основе использования презентации по теме: «Человек, индивид, личность».

Практическое занятие № 2. Подбор информации и создание слайд - презентации по теме: «Потребности. Способности и интересы».

Практическое занятие № 3. Составление опорного конспекта по теме: «Мировоззрение. Типы мировоззрения».

Практическое занятие № 4. Решение теста по теме « Общество и природа».

Практическое занятие № 5.Составление опорного конспекта по теме: «Основные институты общества».

Практическое занятие № 6. Просмотр видеоурока и письменная подготовка ответов на вопросы к нему по теме: «Глобализация».

Практическое занятие № 7. Написание эссе по выбранной теме в разделе «Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни». Практическое занятие № 8. Подготовка сообщений по теме: «Виды культуры».

Практическое занятие № 9. Решение теста после изучения темы «Наука в современном мире».

Практическое занятие № 10. Составление опорного конспекта по теме: «Роль образования в жизни современного человека и общества».

Практическое занятие № 11. Просмотр видеоурока и выполнение заданий по карточкам по теме: «Мораль».

Практическое занятие № 12. Решение проблемных ситуаций по теме: «Религия».

Практическое занятие № 13. Написание опорного конспекта по теме: «Искусство»

Практическое занятие № 14.Решение тестов в электронном формате по теме « Социальная стратификация».

Практическое занятие № 15. Написание опорного конспекта по учебнику по теме: «Виды социальных норм и санкций».

Практическое занятие № 16. Решение ситуационных задач по теме:

«Социальный конфликт».

Практическое занятие № 17. Подготовка сообщений по теме: «Особенности социальной стратификации в современной России».

Практическое занятие № 18. Разработка презентаций по теме: «Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения».

Практическое занятие № 19. Написание сочинений-рассуждений на тему: «Семья в современной России».

Практическое занятие № 20. Написание конспектов по теме: «Политическая система, ее внутренняя структура».

Практическое занятие № 21. Составление кроссворда по теме: «Государство в политической системе общества».

Практическое занятие № 22. Заполнение таблицы «Внутренние и внешние функции государства».

Практическое занятие № 23. Заполнение таблицы «Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим».

Практическое занятие № 24. Написание опорного конспекта по теме: «Гражданское общество и правовое государство».

Практическое занятие № 25. Написание опорного конспекта по теме: «Личность и государство. Политический статус личности».

Практическое занятие № 26. Написание опорного конспекта по теме: «Политическое лидерство. Лидеры и ведомые».

Практическое занятие № 27. Написание опорного конспекта по теме: «Отличительные черты выборов в демократическом обществе».

Практическое занятие № 28. Написание сообщений по теме: «Избирательное право в Российской Федерации».

Критерии оценок

Список рекомендуемой литературы

5

7

7

7

8

9

10

10

11

13

13

14

14

14

14

15

15

16

16

16

17

17

18

18

19

19

19

20

21

23































Пояснительная записка

Методические указания по выполнению практических работ составлены в соответствии с программой дисциплины «Обществознание» и предназначены для студентов I-II курса специальности Повар, кондитер.

Цели и задачи практических занятий дисциплины «Обществознание».

В результате выполнения практических заданий у обучающихся должны формироваться следующие умения:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 144 часа, в том числе:обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 96 часов, из них практическая работа составляет 28 часов.









Практическая работа №1

Тема: составление опорного конспекта на основе презентации по теме «Человек, индивид, личность».

Цель работы: способствовать формированию умений осуществления самостоятельного поиска и анализа собранной социальной информации.

Порядок выполнения работы

1. Записать номер практической работы, тему работы.

2. Выполнить предложенные задания.

Чтобы подготовиться к написанию ОК, необходимо изучить презентацию «Человек, индивид, личность», которую преподаватель заранее установит и продемонстрирует на экране.

Задание 1

По ходу демонстрации презентации необходимо выделять главные мысли и оформлять их в опорный конспект.

Задание 2.

Представив выделенные мысли в краткие письменные изречения, оформив ОК, используя знаковую систему, предложенную учителем или разработанную самим обучающимся, выступить с подготовленным ОК перед обучающимися, быть готовым к ответам на задаваемые вопросы.

Практическая работа №2

Тема: подбор информации и создание слайд - презентации по теме: «Потребности. Способности и интересы».

Цель работы: развивать представления о потребностях в жизни общества и способностях и интересах человека, формировать умения оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, с точки зрения социальных норм.

Порядок выполнения работы

1. Записать номер практической работы, тему работы.

2. Выполнить предложенные задания.

Задание 1.

Подобрать информацию и сопровождающие ее иллюстрации в сети Интернет или с помощью учебника под ред. Боголюбова (стр.46-48).

Задание 2.

Разработать презентацию минимум на 4 слайда в программе Power Point, включая титульный слайд, на котором отображена тема презентации, группа и автор(ы) работы .


Практическая работа №3

Тема: составление опрного конспекта по теме: «Мировоззрение. Типы мировоззрения».

Цель работы: совершенствование собственной познавательной деятельности; формирование критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

Порядок выполнения работы

1. Записать номер практической работы, тему работы.

2. Выполнить предложенные задания.

Задание 1

Прочитать внимательно текст раздаточного материала, учебника (тему найти в учебнике под ред. Боголюбова самостоятельно), выделить главную мысль каждого абзаца, ответить на вопросы к тексту.

Задание 2.

Представить выделенные мысли в краткие письменные изречения, оформить ОК, используя знаковую систему, предложенную учителем или разработанную самим обучающимся, выступить с подготовленным ОК перед обучающимися, быть готовым к ответам на задаваемые вопросы.

Практическая работа №4

Тема: решение теста по теме « Общество и природа».

Цель работы: расширить и закрепить знания по теме« Общество и природа».

Порядок выполнения работы

  1. Решить тест.

  2. Сдать тетради на проверку.

Тест

  1. Какой признак характеризует общество как систему?

    1)

    взаимодействие с природой

    2)

    неизменяемость с течением времени

    3)

    наличие подсистем и институтов

    4)

    мир природы и вещей в целом

  2. Один из признаков, характеризующих общество как динамическую систему, -

1)

обособление от природы

2)

наличие социальных институтов

3)

сохранение связи с природой

4)

развитие и изменение отдельных элементов

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А.

Общество как динамическая система характеризуется постоянным изменением элементов общества и связей между ними.

Б.

Общество в широком смысле - это весь материальный мир, окружающий человека.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

4.Какой пример иллюстрирует связь общества и природы?

1)

существование сословного деления общества

2)

очередные выборы депутатов парламента

3)

создание экологических заказников и заповедников

4)

проведение реформы системы образования

5.Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует связь общества и природы?

1)

рост городов в результате отделения ремесла от сельского хозяйства

2)

истощение невозобновляемых природных ресурсов

3)

изменение демографической структуры населения в связи с миграцией

4)

развитие сферы медицинских услуг

6. Какую сферу общественной жизни непосредственно представляет процесс производства материальных благ, необходимых обществу?

1)

экономическую

2)

политическую

3)

социальную

4)

духовную

7. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А.

Общество выступает творцом «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.

Б.

Общество возникло одновременно с природой.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

8. К какой к сфере жизни общества относится проведение очередных выборов главы государства?

1)

экономической

2)

политической

3)

социальной

4)

духовной

9. Организация и проведение международного театрального фестиваля «Черешневый лес», на котором представляют свои работы молодые режиссеры, иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

1)

социальной и политической

2)

экономической и политической

3)

духовной и экономической

4)

социальной и духовной

10. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А.

Спад производства, как правило, вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б.

Политическая власть может оказывать влияние на экономическое развитие страны.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Практическая работа №5

Тема: составление опорного конспекта теме: «Основные институты общества».

Цель работы: формировать у обучающихся умения характеризовать основные социальные институты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать актуальную информацию о социальных институтах, выявляя их общие черты и различия.

Порядок выполнения работы

1. Записать номер практической работы, тему работы.

2. Выполнить предложенные задания.

Задание 1.

Опираясь на текст параграфа №2 учебника под ред Боголюбова и дополнительные материалы к уроку написать ОК.Сдать тетради на проверку.

Практическая работа № 6

Тема: просмотр видеоурока и письменная подготовка ответов на вопросы к нему по теме: «Глобализация».

Цель работы: способствовать формированию умений у обучающихся объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов, умений критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

Порядок выполнения работы

1. Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2. Записать коротко предложенные задания.

Задание 1

Записать вопросы к видеоуроку, сформулированные в его начале.

Задание 2.

Прослушать внимательно видеоурок. По ходу ознакомления с материалами видеоурока делать краткие пометки в тетради, используя систему опорного конспектирования. В конце видеоурока приступить к письменной работе по подготовке ответов на поставленные вопросы. Сдать тетради на проверку после звонка, предварительно проверив возможные ошибки.

Практическая работа № 7

Тема: написание эссе по выбранной теме в разделе «Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни».

Цель работы: способствовать формированию умений у обучающихся объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов, умений критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации.

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомиться с материалами по написанию эссе (рекомендациями по самостоятельной работе).

  2. Написать эссе согласно рекомендациям.

  3. Сдать работы на проверку.


Примерные темы эссе:

  1. Что такое культура?

  2. Народные праздники на Руси.

  3. Жанры массовой культуры.

  4. Зачем нужна культура.

  5. Духовная жизнь общества.

Образец черновика эссе по обществознанию:

1. Цитата

2. Проблема (тема), поднятая автором, её актуальность

3. Смысл высказывания

4. Собственная точка зрения

5. Аргументация на теоретическом уровне

6. Примеры

7. Выводы

Практическая работа № 8

Тема: подготовка сообщений по теме: «Виды культуры».

Цель работы: расширить и закрепить представления обучающихся по теме путем изучения темы по разделам.

Порядок выполнения работы

1. Записать номер практической работы, тему работы.

2. Выполнить предложенные задания.

Задание 1

Ознакомиться с материалами параграфа №8, страницы 78-87.

Задание 2

Написать сообщения по материалам параграфа, или же воспользоваться Интернет. Сообщение не должно превышать двух тетрадных страниц рукописного текста. В сообщении должны отражаться основные идеи и вопросы темы, приводится примеры.

Практическая работа №9

Тема: решение теста после изучения темы «Наука в современном мире».

Цель работы: способствовать формированию умений у обучающихся объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

Порядок выполнения работы

1. Записать номер практической работы, тему работы.

2. Выполнить предложенные задания.

Решить тест (ответы занести в тетрадь)

1.Выберите задачи, решаемые современной наукой, которые характеризуют её производственно-практическую функцию.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) освоение новых ресурсов

2) технологическое обновление производства

3) разработка методов получения объективно-истинных знаний

4) влияние на мировоззрение людей

5) создание новых возможностей для общения

2.Согласны ли вы со следующим утверждением: Теории позволяют не только описать строение объекта и объяснить, как он функционирует, но и предсказать изменения, которые могут с ним произойти.

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) Да 2) Нет

3.Какое понятие соответствует определению: специализированная познавательная деятельность человека, целью которой является получение новых знаний о мире?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) познание 2) наука 3) теория 4) образование

4. Соотнесите сферы общественной жизни и влияние, которое они могут оказывать на развитие науки.Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) приток в науку новых кадров исследователей

2) необходимость решения нравственных проблем, стоящих перед исследователем

3) внедрение научных достижений в производство

4) инвестиции (вложения средств) в развитие тех или иных направлений в науке

__ экономическая

__ политическая

__ социальная

__ духовная

5.Согласны ли вы со следующим утверждением: Научные знания всегда истинны.

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) Нет 2) Да

6. Соотнесите элементы современного научного знания и конкретные научные дисциплины.

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) психология

2) радиотехника

3) политология

4) химия

__ обществознание

__ естествознание

__ человековедение

__ технознание

7.Выберите черты, характеризующие научное познание.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) особую роль в познании играет эксперимент

2) постижение окружающего мира происходит без какого-либо обоснованного плана

3) на основе полученных данных формулируются теории

4) для получения данных используются организованные наблюдения, точные измерения

5) подчинено решению жизненно-практических задач

8.Дополните предложение.

Выделяют две формы познания: __________________ и рациональное.

9.Какому понятию соответствует следующее определение: важнейшая форма мышления, в которой отображаются знания о главных свойствах предмета?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) наука 2) теория 3) гипотеза 4) понятие

10.Соотнесите общественные функции науки и их характеристики. Обратите внимание на то, что одна из характеристик - «лишняя», то есть не соответствует ни одной из функций.

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) создание предпосылок для повышения производительности труда

2) получение новых, истинных знаний о мире

3) влияние на изменение социальной структуры общества

4) формирование научной картины мира

__ мировоззренческая

__ познавательная

__ производственно

__практическая

Практическая работа №10

Тема: составление опорного конспекта по теме: «Роль образования в жизни современного человека и общества».

Цель работы: анализ, выражение собственной позиции при работе над законом «Об образовании», совершенствование собственной познавательной деятельности; осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

Порядок выполнения работы

1. Записать номер практической работы, тему работы.

2. Выполнить предложенные задания.

Задание 1.

Опираясь на текст параграфа №9 и дополнительные материалы к уроку, сеть Интернет, написать ОК.

Практическая работа № 11

Тема: просмотр видеоурока и выполнение заданий по карочкам по теме: «Мораль».

Цель работы: обучающиеся должны знать смысл понятий «мораль», «добро», «счастье», «гуманизм»;специфику моральных норм (в сравнении с другими социальными нормами); уметь работать в группе;выражать идею в условно-символьной форме;осуществлять рефлексию групповой деятельности.

Порядок выполнения работы

1. Записать номер практической работы, тему работы.

2. Выполнить предложенные задания.

Задание 1.

Осуществить просмотр видеоурока (общегрупповая работа).

Задание 2.

После просмотра видеоурока отвечают на ключевые вопросы:

  1. Что такое добро?

  2. Что понимают под добром потенциальным и реальным?

  3. Что такое счастье?

  4. Назовите 5 особенностей действия моральных норм.

  5. Что такое гуманизм?

Задание 3.

Организовать работу в группах над одной из тем:

  1. Карточка № 1 «Добро и зло».

  2. Карточка № 2 « Мораль и нравственность».

  3. Карточка № 3 «Когда я счастлив?»

  4. Карточка № 4 «Мой нравственный идеал».

Задача обучающихся: дать свои представления о обозначенных явлениях.

Задание 4.

Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию групповой деятельности.

Практическая работа № 12

Тема: решение проблемных ситуаций по теме: «Религия».

Цель работы: обучающиеся должны знать значение терминов «религия», «вера», «тотемизм», «фетишизм», «магия», «анимизм», «политеизм», «монотеизм»; элементы религиозного сознания;функции религии в обществе; уметь формулировать и аргументировать свою точку зрения;решать проблемные задания.

1.После просмотра видеоурока нужно ответить на ключевые вопросы:

  1. Что такое религия?

  2. Что называют минимумом религии?

  3. Какие древние формы религии вы знаете?

  4. Чем отличаются политеизм и монотеизм?

  5. Перечислите мировые религии?

  6. Чем они отличаются от национальных?

  7. Перечислите общественные функции религии.

2.Решают проблемные ситуации и выполняют задания.

Задания для практической работы

(ответить на вопросы письменно в тетради и сдать их на проверку):

1.Согласны ли вы с утверждением: Школа в Российской Федерации отделена от церкви, это значит, что изучение основ религии в школе запрещено.

2.Верны ли следующие утверждения (для ответов воспользуйтесь Конституцией РФ):

А) Россия является многоконфессиональным государством;

Б) православие является государственной религией в России?

Практическая работа № 13

Тема: написание опроного конспекта по теме: «Искусство»

Цель работы: совершенствование собственной познавательной деятельности; формирование критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомиться с материалом параграфа №11, страница 113 учебника «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова.

  2. Составить опорный конспект по параграфу.

Практическая работа № 14

Тема: решение тестов в электронном формате по теме « Социальная стратификация».

Цель работы: обучающиеся должны знать значение терминов «социальный статус», «социальная роль», «авторитет», «престиж»;виды статусов, выделяемые по различным критериям;должны уметь моделировать ситуации; решать тестовые задания.

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомиться с тестом, размещенном на компьютере в папке рабочего стола «Рабочая папка».

  2. Зарегестрироваться (указать свои ФИО, группу).

  3. Решить тест на компьютере.

  4. Огласить оценку, выданную компьютером по завершению тестирования.

Практическая работа № 15

Тема: написание опорного конспекта «Виды социальных норм и санкций».

Цель работы: продожить ознакомление со значением терминов «социальный статус», «социальная роль», «авторитет», «престиж», «социальные санкции»; обучающиеся должны различать виды статусов, выделяемые по различным критериям;причины ролевых конфликтов;виды социальных санкций; должны уметь моделировать ситуации;преобразовывать информацию в условно-символьную форму.

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомиться с материалом параграфа №16, страница 173 учебника «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова.

  2. Составить опорный конспект по параграфу.

Практическая работа № 16

Тема: решение ситуационных задач по теме: «Социальный конфликт».

Цель работы: формировать умения у обучающихся систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомиться с материалом параграфа №16, страница 164 учебника «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова.

  2. Решить задачи, разбившись на подгруппы по 2 человека (письменно): страница 183, рубрика «ЗАДАНИЯ», 1-4.

  3. Оценивание производится учителем, основные критерии: логичность изложения, аргументированность позиции, выводы и примеры.

Практическая работа № 17

Тема: подготовка сообщений по теме: «Особенности социальной стратификации в современной России».

Цель работы: обучающиеся должны знать значение терминов «социальный статус», «социальная роль», «авторитет», «престиж», «социальная стратификация»; виды статусов, выделяемые по различным критериям; должны уметь моделировать ситуации, преобразовывать информацию в условно-символьную форму.

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомиться с материалом параграфа №14, страница 151 учебника «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова.

  2. Составить сообщение по параграфу или подобрать материал в сети Интернет.

  3. Преобразовать имеющийся материал в сообщение.

  4. Подготовить публичное выступление.

  1. Произвести взаимооценку (основные критерии взаимооценивания: логичность и краткость изложения, аргументированность позиции, выводы и примеры, самооценка).

Практическая работа № 18

Тема: разработка презентации по теме: «Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения».

Цель работы: формировать умения у обучающихся осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, презентация); систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы, оформить презентацию (вид презентации: электронный, бумажный, письменный, устное выступление).

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомиться с материалом параграфа №17, страница 184 учебника «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова.

  2. Разработать презентацию по изученной теме.

Примеры презентаций:

  • Электронная разработка презентации в программе Microsoft Office Power Point;

  • Написать сочинение-рассуждение на тему: «Патриотизм - высоконравственное чувство гражданина»;

  • Осуществить подборку афоризмов по теме урока.

  • Подготовить публичное выступление по теме урока.

Оценивание каждой формы производится индивидуально преподавателем, согласно разработанным ранее критериям оценивания.

Практическая работа № 19

Тема: написание сочинений-рассуждений на тему: «Семья в современной России».

Цель работы: формирование обобщающих представлений о семье и браке, функциях семьи; продожить развитие навыков оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомиться с материалом параграфа № 18, страница 196 учебника «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова (15 минут на изучение и повторение темы).

  2. Написать сочинение - рассуждение по теме: «Семья в современной России» по примерному плану:

    • Семья как социальный институт.

    • Семья как малая группа.

    • Функции семьи.

    • Бытовые отношения.

    • Семья в современном обществе.

    • Выводы.

Оценивание производится учителем, основные критерии: логичность изложения, аргументированность позиции, выводы и примеры.

Практическое занятие № 20.

Тема: написание конспектов по теме: «Политическая система, ее внутренняя структура».

Цель работы: рассмотреть основные понятия темы, определить сущность политической системы, изучить ее структуры и функции, продолжить формирование умений формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Порядок выполнения работы

  1. Изучить параграф 21 «политическая система», страницы 229 - 232 учебника Обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова 10 класс.

  2. Оформить конспект по параграфу.

Практическое занятие № 21

Тема: составление кроссворда по теме: «Государство в политической системе общества».

Цель работы: обобщить имеющиеся знания и представления по изученной теме путем повторения основных понятий темы.

Указания по выполнению:

  1. Воспользоваться материалами параграфа 21, страницами 232-233 учебника «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова 10 класс.

  2. Оформить кроссворд, используя основные понятия параграфа.

Кроссворд- это игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимся словами со значениями, заданными по условию игры.

Требования при составлении кроссвордов

1. Не допускается наличие незаполненных клеток (плашек) в сетке кроссворда.

2. Не допускается случайные буквосочетания и пересечения.

3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже, единственного числа.

4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

6. Не допускается аббревиатура и сокращения (например:ФТЗ, электрофен).

7.Не применять большое количество двухбуквенных слов.

8. Все тексты должны быть напечатаны.

9. На месте должна быть фамилия автора и название кроссворда.

Практическое занятие № 22

Тема: заполнение таблицы «Внутренние и внешние функции государства».

Цели: определить внешние и внутренние функции государства;закрепить имеющиеся знания по изученной теме, продолжить формирование умений представлять изученное в системе символов и таблиц.

  1. Задание: заполнить таблицу, опираясь на сведения параграфа 21, учебника «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова 10 класс, Интернет - источники.

Указания по выполнению:

  1. Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять таблицу.

  2. Читая второй раз, выделите основные понятия, которые войдут в таблицу.

  3. Подготовьте в тетради основу таблицы. Обычно, она выглядит следующим

образом:

Внутренние функции государства

Внешие функции государства


Строчек в таблице может быть столько, сколько позиций вы запишите.

  1. Читая текст еще раз, заполните таблицу.

  2. После таблицы нужно сделать вывод.

Практическое занятие № 23

Тема: заполнение таблицы «Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим».

Цели: изучить формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политические режимы; представить изученное в системе символов и таблиц.

  1. Изучить презентацию к уроку «Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим».

  2. Заполнить таблицу, опираясь на сведения презентации и параграфа 22, учебника «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова 10 класс, Интернет - источники.

Указания по выполнению:

  1. Ознакомьтесь с темой, по которой предстоит составлять таблицу.

  2. Выделите основные понятия, которые войдут в таблицу.

  3. Подготовьте в тетради основу таблицы.

  4. Строчек в таблице может быть столько, сколько позиций вы запишите.

  5. Заполните таблицу, опираясь на источники.

  6. Сделайте вывод.

Практическое занятие № 24

Тема: написание ОК по теме: «Гражданское общество и правовое государство».

Цели: определить признаки гражданского общества и правового государства, объяснить принципы самоуправления, формировать представления о роли гражданского общества в правовом государстве, продолжить формирование умений формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Порядок выполнения работы

  1. Изучить параграф 22 страницы 241 - 249 учебника Обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова 10 класс.

  2. Оформить конспект по параграфу.

Практическое занятие № 25

Тема: написание ОК по теме: «Личность и государство. Политический статус личности».

Цели: определить роль личности в становлении государства, формировать умения приводить примеры, аргументировать свои высказывания и делать выводы; продолжить формирование умений формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Порядок выполнения работы

  1. Изучить параграф 24 страницы 262 - 270 учебника Обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова 10 класс.

  2. Оформить конспект по параграфу.

Практическое занятие № 26

Тема: написание ОК по теме: «Политическое лидерство. Лидеры и ведомые».

Цели: выявить различия между понятиями «руководитель» и «политический лидер», продолжить формирование умений формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Порядок выполнения работы

  1. Изучить параграф 16 страницы 179- 190 учебника Обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова 11 класс.

  2. Оформить конспект по параграфу.

Практическое занятие № 27

Тема: написание ОК по теме: «Отличительные черты выборов в демократическом обществе».

Цели: определить отличительные черты выборов в демократическом обществе; продолжить формирование умений формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление по изучаемой теме.

Порядок выполнения работы

  1. Изучить параграф 23 страницы 251-262 учебника Обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова 10 класс.

  2. Оформить конспект по параграфу.


Практическое занятие № 28

Тема: написание сообщений по теме: «Избирательное право в Российской Федерации».

  • Цели: обучающиеся должны знать значение терминов «право», «избирательное право»,»избирательная система», «демократия», «гласность», «референдум», «выборы»; характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;должны уметь преобразовывать информацию в условно-символьную форму; раскрывать на примерах изученные теоретические положения; подготавливать устное выступление, по изучаемой теме.

.

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомиться с материалами Интернет -источников, раздаточными материалами, подготовленными текстами.

  2. Преобразовать имеющийся материал в сообщение.

  3. Подготовить публичное выступление.

  4. Произвести взаимооценку (основные критерии взаимооценивания: логичность и краткость изложения, аргументированность позиции, выводы и примеры, самооценка).



























Критерии оценок

Оценивание подготовленных опорных конспектов

производится в форме взаимооценки по предложенным критериям:

«5»- краткое, но логичное изложение темы в письменной форме, устный ответ полностью раскрывает представление об изучаемом явлении, ОК составлен грамотно, знаково и логично раскрывающее суть описанного.

«4»-ОК логично отражает суть описываемого явления, но представляет длинный текст, устный ответ краток и лаконичен.

«3» - тема ОК не логично изложена, но устный ответ отображает желаемый результат.

«2» - ОК написан совершенно не логично, присутствует сплошное списывание текста учебника, устный ответ не имеет краткого и четкого описания, обучающийся сам не понял, что читал и о чем писал.

Оценивание разработанной презентации

«Отлично»- презентация полностью соответствует заявленным нормам и требованиям.

«Хорошо» -в презентации допущены незначительные отступления от норм эстетичности, но в целом объем и содержание соответствуют критериям.

«Удовлетворительно» - презентация выполнена не в полном объеме (50%), но соблюдены все эстетические требования, требования к содержанию и оформлению также не нарушены.

«Неудовлетворительно» - обучающийся не приступил к выполнению работы или выполнил работу, не соответствующую заявленным нормам и требованиям.

Оценивание подготовленных ответов на вопросы

производится в форме оценки учителем по предложенным критериям:

«5»- краткое, но логичное изложение темы в письменной форме, устный ответ полностью раскрывает представление об изучаемом явлении, ответы представлены грамотно и логично раскрывают суть описанного.

«4»- ответы логично отражают суть описываемого явления, но представляют длинный текст с использованием знаков, ответ краток и лаконичен.

«3» - ответ на вопрос не логично изложен, присутствуют ошибки в содержании.

«2» - ответ не верен или отсутствует без объяснения причин.

Оценивание написания эссе

При оценке написания эссе учитываются следующие аспекты:

1) раскрытие смысла высказывания;

2) представление и аргументация своей позиции (с опорой на положения курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт);

3) уровень приводимых суждений и аргументов: теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов).

«Отлично»- если обучающийся грамотно выполнил письменную работу, содержательная основа, на которой построен ответ лаконично выстроена; использованы знания обществоведческого курса - понятия, теоретические положения; обучающийся понимает сущность высказывания (затронутой в высказывании проблемы, позиции автора); присутствует раскрытие смысла высказывания; текст эссе предполагает логически связное рассуждение, в заключении которого сделаны определенные выводы.

«Хорошо» - если обучающийся грамотно выполнил письменную работу, но в заключении эссе не сделаны выводы.

«Удовлетворительно» - если обучающийся выполнил письменную работу, содержательная основа, на которой построен ответ не лаконично выстроена; использованы знания обществоведческого курса - понятия, теоретические положения, но обучающийся сам не понимает сущность высказывания (затронутой в высказывании проблемы, позиции автора); отсутствует раскрытие смысла высказывания.

«Неудовлетворительно» - работа письменная составлено не грамотно, обучающийся не владеет

терминологией или вообще не приступал к выполнению практической работы.

Оценка подготовленных сообщений, докладов

«Отлично»- краткое, но логичное изложение темы в письменной форме, устный ответ полностью раскрывает представление об изучаемом явлении.

«Хорошо»- сообщение логично отражает суть описываемого явления, но представляет длинный текст, устный ответ краток и лаконичен.

«Удовлетворительно» - тема сообщения не логично изложена, но устный ответ отображает желаемый результат.

«Неудовлетворительно» - сообщение написано совершенно не логично, присутствует сплошное списывание текста учебника, устный ответ не имеет краткого и четкого описания, обучающийся сам не понял, что читал и о чем писал.

Критерии оценки выполненных тестов

«Отлично» - 100-90 % правильных ответов;

«Хорошо» - 80-70 % правильных ответов;

«Удовлетворительно» - 50- 60 % правильных ответов;

«Неудовлетворительно» - менее 50 %.





Список литературы

  1. Важенин А.Г.Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. - М.: Академия, 2010

  2. Важенин А.Г.Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. - М.: Академия, 2010

  3. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - М., 2005-2009.

  4. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. - М., 2005-2009.

  5. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. - М., 2008.

  6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. - М., 2009-2010.

  7. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. - Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - М., 2008.

  8. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 2. - 11 кл. - М., 2008.

  9. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).









25

© 2010-2022