Рабочая программа по обществознанию 5 класс по ФГОС

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Изучение обществознания в основной школе призвано создавать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для реализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.

Общая характеристика программы

Рабочая программа составлена на основе проектов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева (Издательство «Просвещение», 2015 г.).

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность нравственных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правового поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социальног взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способного к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Характеристика курса

Структура курса и последовательность предъявления материала.

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаёт условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропе­девтический характер, связанный с проблемами социали­зации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», в которой рассмат­риваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяю­щийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого об­щественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о каче­ствах человека, проявляющихся во взаимодействии с ни­ми.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы является создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Развитию у учащихся 5-9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Важно хорошо представлять их образовательные возможности и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.

Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном плане

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени.

Промежуточная аттестация состоит из двух работ: в декабре в виде устного зачёта и в апреле в виде тестирования

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, Любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результатов);

- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) использование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

4) выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

5) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

6) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда ф текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

7) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

8) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;

9) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по обществознанию являются:

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- знания, умения, ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

-знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.



Тематическое планирование

Наименование тем разделов

Количество часов

Промежуточная аттестация

Максимальная нагрузка учащегося , ч.

теоретические

практические

1

Человек

4

4

-

-

2

Семья

7

6

1

-

3

Школа

7

6

1

1

4

Труд

5

4

1

-

5

Родина

9

8

1

1

6

Повторительно-обобщающие уроки по теме « Человек и общество»

2

1

1

-

Итого

34

29

5

2

Содержание курса

Глава I. Человек ( 4 часа)

Загадка человека. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек - биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.

Отрочество - особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность - показатель взрослости.

Практикум по теме «Человек». Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнёрами.

Познавательные УУД:

- осуществляют поиск необходимой информации;

- самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного харак­тера;

- воспроизводят по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач;

- формулируют ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД:

- допускают возмож­ность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадаю­щих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаи­модействии;

- принимают другое мнение и позицию, допускают существо­вание различных точек зрения;

- адекватно используют речевые средства для реше­ния различных коммуникативных задач.

Регулятивные УУД:

- определяют цели и личностно значимую проблему урока;

- дейст­вуют с учетом выделенных учителем ориентиров

- планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм

действий;

- корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом воз­никших трудностей.

Глава II. Семья ( 7 часов)

Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Практикум по теме «Семья». Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулируют цели;

- анализ вопросов, формулировка ответов;

- выявление особенностей и признаков объектов;

- приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений;

- установление причинно-следственных связей и зависимости между объектами.

Коммуникативные УУД:

- участие в коллективном обсуждении проблем;

- обмена мнениями, понимание позиции автора;

- взаимодействия в ходе совместной работы, ведение диалога, участие в дискуссии;

- восприятие другого мнения и позиции, существования других точек зрения.

Регулятивные УУД:

- приём и сохранение учебной задачи;

- самостоятельное выделение и формулировка цели;

- составление плана последовательности действий;

- прогноз результатов уровня усвоения изучаемого материала.

Глава III. Школа ( 7 часов)

Образование в жизни человека. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Образование и самообразование. Учеба - основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Одноклассники, сверстники, друзья. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Практикум по теме «Школа». Школа в жизни человека и общества. «Век живи - век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники).

Познавательные УУД:

- постановка и формулирование цели и проблемы урока;

- осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе и творческого и исследовательского характера;

- использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач;

- использование общих приёмов решения поставленных задач.

Коммуникативные УУД:

- использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

- аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- участие в коллективном обсуждении проблем;

- проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные УУД:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- приём и сохранение учебной задачи;

Глава IV. Труд ( 5 часов)

Труд - основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Практикум по теме «Труд». Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- использование общих приёмов решения задач;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные УУД:

- работа с различными точками зрения по одной и той же проблеме;

- учёт разных мнений и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулирование собственных мнений и позиций;

- участие в коллективном обсуждении проблем;

Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи;

- составление плана и последовательности действий;

- осуществляют пошаговый контроль;

- участие в коллективном обсуждении проблем;

Глава V. Родина ( 9 часов)

Наша Родина - Россия. Россия - федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва - столица России.

Гражданин России. Гражданин - Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.

Мы - многонациональный народ. Россия - многонациональное государство. Национальность человека. Народы России - одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Практикум по теме «Россия». Наша Родина - Россия. «Часть российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- использование общих приёмов решения задач;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Коммуникативные УУД:

- работа с различными точками зрения по одной и той же проблеме;

- учёт разных мнений и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулирование собственных мнений и позиций;

- участие в коллективном обсуждении проблем;

Регулятивные УУД:

- приём и сохранение учебной задачи;

- самостоятельное выделение и формулировка цели;

- составление плана последовательности действий;

- прогноз результатов уровня усвоения изучаемого материала.























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов, темы

Вид занятия

Кол-во часов

Виды самостоятельной работы

Дата

планируемая


фактическая



1-2

Глава I. Человек (4 часа). Загадка человека

Лекция

2

Групповая

03.09

10.09

3-4

Отрочест­во - особая

пора жизни


Комбинированный урок

2

Индивидуальная

17.09

24.09



5-6

Глава II. Семья ( 7 часов). Семья и семейные отношения


Урок изучения нового материала

2

Групповая

01.10

08.10



7-8

Семейное хозяйство

Комбинированный урок

2

Фронтальная

15.10

22.10



9-10

Свободное время

Лекция

2

Индивидуальная

29.10

12.11



11

Повторительно-обобщающий урок по теме « Семья»

Обобщение и систематизация знаний

1

Индивидуальная

19.11



12-13

Глава III. Школа ( 7 часов). Образование в жизни человека


Урок изучения нового материала

2

Фронтальная

26.11

03.12



14-15

Образование и самообразование

Комбинированный урок

2

Индивидуальная

10.12

17.12



16-17

Одноклассники, сверстники, друзья. Устный зачёт

Комбинированный урок

2

Работа с историческим источником

24.12



18

Повторительно-обобщающий урок по теме « Школа»

Обобщение и систематизация знаний

1

Индивидуальная




19-20

Глава IV. Труд ( 5 часов). Труд - основа жизни.


Урок изучения нового материала

2

Групповая




21-22

Труд и творчество

Комбинированный урок

2

Индивидуальная




23

Повторительно-обобщающий урок оп теме « Труд»

Обобщение и систематизирование знаний

1

Фронтальная




24-25

Глава V. Родина ( 9 часов). Наша Родина - Россия


Урок изучения нового материала

2

Индивидуальная




26-27

Государственные символы России. Промежуточное тестирование

Изучение нового материала

2

Групповая




28-29

Гражданин России

Комбинированный урок

2

Индивидуальная




30-31

Мы - многонациональный народ

Комбинированный урок

2

Фронтальная




32

Повторительно-обобщающий урок по теме « Родина»

Обобщение и систематизирование знаний

1

Групповая




33-34

Повторительно-обобщающий уроки по теме « Человек и общество»

Обобщение и систематизирование знаний

2

Индивидуальная





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2015;

  • Рабочая программа по обществознанию для 5 класса. М. Просвещение. 2014;

  • Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) - Единое окно доступа к образовательным ресурсам - window.edu.ru

  • Учебник с приложением на электронном носителе Обществознание: 5 класс. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой - М.: Просвещение, 2015;

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы - М.: Просвещение, 2015.





© 2010-2022