Методическая разработка внеклассного занятия-деловая игра Мы и выборы

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная основная школа

с.Белая Фалёнского района Кировской области

Конкурс среди педагогических работников Кировской области на лучшую методическую работу по вопросам формирования правовой и политической культуры у молодёжи, посвящённый Году учителя в России.


Номинация «Политическая культура молодёжи»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ


«ДЕЛОВАЯ ИГРА « МЫ И ВЫБОРЫ »











Автор работы:

Лыскова Ирина Андреевна,

учитель обществознания

МОУ ООШ с.Белая

Фалёнского района






с.Белая

2010 г.

Изучение общественных наук для современной молодёжи необходимо и актуально, так как россияне не отличаются высокой правовой и политической культурой. Будущим гражданам нашей страны очень нужны знания в области экономики, юриспруденции, социологии, политологии, этики… Поэтому перед преподавателем обществознания стоит задача дать своим ученикам основы этих знаний, формировать политическую и правовую культуру учащихся как будущих избирателей. Наши уроки должны быть насыщены сведениями о сущности избирательной демократической системы, процедурах подготовки и проведения выборов, защиты прав избирателей. Кроме того, во внеурочной деятельности происходит закрепление полученных на уроках знаний, их систематизация.

Предлагаю разработку деловой игры «Мы и выборы»

ЦЕЛЬ игры состоит в том, чтобы способствовать повышению общеправовой культуры и формированию активной гражданской позиции.

ЗАДАЧИ игрового действия направлены на то, чтобы:

  • дать представления ученикам о народовластии в России, о представительной власти, о демократии;

  • создать условия для самореализации и адаптации учащихся в конкретной ситуации из общественной жизни;

  • повысить интерес к предмету через создание игровой ситуации.

Во время игры можно выяснить

  • представления учащихся о формировании представительной власти, проведения выборов, правах и свободах человека;

  • то, какова их социальная адаптация (коммуникативность, умение ориентироваться в ситуации, делать свой выбор);

  • представления о правовой этике, культуре межличностных отношений а так же помочь увидеть достоинства оппонента в предвыборной борьбе;

  • выявить умения принимать нестандартные решения в ходе игры, самореализовать себя.

Такая форма занятия как деловая игра должна содержать элемент конфликтности, напряжённости, требующий поиска выхода. В данной игре этот элемент присутствует в выборе кандидатов на пост спикера парламента школы и партий (на выдвижение депутатов от партий в парламент). Игра направлена на личностную ориентацию учащегося: каждый из участников игры делает самостоятельный выбор, голосуя за кандидатов или партию.

Ход игры.

Учитель: Сегодня на занятии мы обобщим ваши знания о том, как в нашей стране проходят выборы. И проведём мы его в виде игры.

1. Чтобы вспомнить некоторые вопросы, касающиеся нашей темы, проведём игру «Ассоциации». [1, стр. 72] Назовите слова-ассоциации на следующие термины:

Депутат, избирательная комиссия, дебаты, референдум, пиар-кампания, списки, наблюдатель.

Учитель: Выборы - важный элемент демократии. У каждого человека своё отношение к выборам, к политикам. Вы, молодое поколение будущих избирателей, должны серьёзно относится к своим политическим правам и активно их использовать.

Если хочешь изменений

Ты в стране своей родной,

Должен принимать решенья,

Отдавая голос свой.

Надо быть всегда активным,

Думать, взвешивать, решать

И из разных кандидатов

Лишь достойных выбирать.

Существует много партий,

И у каждой - лидер свой.

В них старайся разобраться

Чтобы был во всём примером,

Слово твёрдое держал,

Избирателям был верен,

Их наказы выполнял.

Агитацию послушай

И газеты почитай,

Разберись, какой же лучше -

Вот тогда и выбирай!

(И.Лыскова)

И решить, какой же твой!

2. Для того, чтобы провести выборы, нам нужна избирательная комиссия, Предложите количественный состав и её членов.

Формирование избирательной комиссии.

3. Комиссия займется составлением списков избирателей (для этого берутся классные списки) и образованием избирательных округов и избирательных участков.

4. Выдвижение, регистрация кандидатов.

В нашей игре будут участвовать четыре команды. Задание для всех одно: участие в выборах депутатов в парламент школы и спикера парламента, поэтому каждая команда должна сформировать какую-либо партию, представляющую интересы школьников, родителей, учителей и выиграть на выборах, выдвинув своего кандидата в депутаты.

Задание 1.

Назвать свою партию, выдвинуть лидера.

Задание 2.

Провести опрос электората о перечне анкетных данных, деловых и нравственных качеств людей, за которых бы отдали голоса.

[см. Приложение 1] [2, стр.37]

Задание 3.

Составить предвыборную программу, выражающую интересы тех, кого эта партия представляет.

5. Предвыборная агитация.

Задание 1.

Обсудить высказывания:

  • «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство,» (Д.Адамс)

  • «Управление государством зависит от подбора мудрых людей.» (Конфуций)

  • «Голосуй за человека, который обещает меньше всех, будешь меньше всех разочарован.» (Барух)

  • «Неосведомлённость одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех.» (Д.Кеннеди) [3, стр.142]

Задание 2.

Составить текст рекламного ролика о необходимости участия гражданина в демократических выборах. (Это задание для членов избирательной комиссии, текст зачитывается по мере составления)

Задание 3.

Провести встречу с избирателями. Представить программу партии и её кандидата. Ответить на вопросы избирателей.

Обратить внимание избирателей на помещённую на доске памятку для анализа программ :

  • Реальность обещаний: есть ли возможность их реализовать.

  • Политический характер программ - будут ли они поддержаны большинством парламента?

  • Нужны ли предлагаемые изменения школе? [4, стр.149]

Члены избирательной комиссии задают группам вопросы об избирательном процессе:

- Что такое избирательный процесс?

- Что такое избирательные округа?

- Во сколько лет можно стать депутатом Государственной думы?

- Что такое предвыборная агитация?

- Как происходит голосование?

- Что такое предвыборная программа?

- Кто может быть наблюдателем на выборах?

Задание 4.

Пресс-конференция с кандидатами.

Проводится тест. Избиратели задают кандидатам вопросы, а избирательная комиссия учитывает положительные ответы одним баллом. Вопросы избирателям раздаются заранее:

- Теряетесь ли вы в трудных ситуациях?

- Легко ли можете убедить людей?

- Удаётся ли вам добиться, чтобы все вокруг вас хорошо работали?

- Оцениваете ли вы сами свою работу? Успехи? Неудачи?

- Чувствуете ли настроение партнёров?

- Достигаете ли цели, к которой стремитесь?

- Принимая решение, выбираете из множества вариантов?

- Готовы ли вы на риск, чтобы получить нужный результат?

Комиссия объявляет результаты:

1-3 балла: небольшой лидерский потенциал.

4-6 баллов: вы сами определяете ход вашей жизни, но ещё есть над чем поработать

7-8 баллов: вы полностью контролируете жизненную ситуацию, лидерские наклонности притягивают к вам людей. [4, стр.148]

6.Голосование.

Учитель: Сейчас мы проведём голосование, чтобы определить нашего политического лидера. Пока избирательная комиссия готовится, мы разгадаем кроссворд, чтобы вспомнить некоторые термины.

Разгадывается кроссворд «Демократия», помещённый на доске. На вопросы отвечают коллективно. [см. Приложение 2]

Избирательная комиссия раздаёт бюллетени, а после тайного голосования (для этого устроены кабины) подсчитывает голоса и оглашает результаты, поздравляет победителя.

Предоставляется слово победившему в выборах, а затем представителям от партий, которые высказываются о том, как улучшить свою позицию в будущем.

Учитель: Мы провели эту игру для того, чтобы вы побывали в разных социальных ролях и поняли необходимость участия в выборах, ведь через несколько лет вам придётся выбирать депутатов, президента, а это очень ответственно.

В заключении предлагаю командам составить синквей по итогам игры.

[см. Приложение 3] [1, стр.122]

Затем отмечаются самые активные участники игры и те из учащихся, которые как-то проявили себя.

Список литературы.

1.Корнева Т.А. Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию. - М: изд. Глобус,2009.

2.Драхлер А.Б. Рабочая тетрадь к учебнику Я.В.Соколова «Граждановедение».

8 кл. - М: Дрофа, 1999.

3.Степанько С.Н. Обществознание. 8-9 кл. Элективный курс. - Волгоград: Учитель, 2007.

4. Корнева Т.А. Внеклассные мероприятия по обществознанию. - М: Глобус, 2008.









Приложение 1.

Опросный лист «Качества людей, за которых

бы вы проголосовали»

Составьте перечень качеств и расположите их в порядке их значимости

Анкетные данные


  • ___________________________________________

  • ___________________________________________

  • ___________________________________________

  • ___________________________________________

  • ___________________________________________

Деловые качества


  • _________________________________________

  • _________________________________________

  • _________________________________________

  • _________________________________________

  • _________________________________________

  • _________________________________________

  • _________________________________________

Нравственные качества


  • _________________________________________

  • _________________________________________

  • _________________________________________

  • _________________________________________

  • _________________________________________

  • _________________________________________

  • _________________________________________


Приложение 2.

Кроссворд «Демократия»


1.

Д




2.

Е




3.

М




4.

О




5.

К




6.

Р




7.

А



8.


Т




9.

И




Я

10.




  1. Активный, пользующийся максимальным авторитетом член группы, которого она может выдвинуть своим представителем. (Лидер)

  2. Всенародное голосование по поводу принятия важных государственных решений. ( Референдум)

  3. Документ, удостоверяющий депутатские полномочия (Мандат)

  4. Один из факторов ограничения избирательного права. (Возраст)

  5. Человек, выдвинутый быть избранным. (Кандидат)

  6. План действий партии или кандидата, предлагаемый избирателям в предвыборную кампанию (Программа)

  7. Высший представительный законодательный орган власти, формируемый выборным путём. (Парламент)

  8. Документ, выданный для голосования, содержащий фамилии кандидатов. (Бюллетень)

  9. Деятельность сторонников кандидата или партии с целью добиться победы на предстоящих выборах. (Агитация)

  10. Орган, организующий голосование. (Комиссия)


Приложение 3.

Синквейн.

1.Памятка для написания синквейна

Задание: Напишите синквейн, используя понятие «ВЫБОРЫ»

Помните: синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

2.Варианты синквейнов, написанные учащимися на данном занятии.


  • Выборы.

Всеобщие, честные.

Думать, решать, выбирать.

Свободные выборы - выражение демократии.

Право.

  • Голосование.

Активное, пассивное.

Избирать, опускать, подсчитывать.

Каждый человек должен выбирать по-своему.

Гражданин.

  • Референдум.

Всенародный, государственный.

Изъявлять, голосовать, повлиять.

Мы решаем судьбу страны.

Опрос.

© 2010-2022