Рабочая программа 9 класс Обществознание

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 9 КЛАСС .

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Базисный учебный план 2004 г. предусматривает изучение обществознания в объеме 1 часа в неделю (35 час.)

Материалы для рабочей программы разработаны на основе программы к учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6-9 класс (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова), соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации

Обществознание: программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. - М.: Просвещение, 2012.

Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 9 класс. - М: Просвещение.2012

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах регулирования общественных отношений;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности;

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать

  • Способы взаимодействия человека с другими людьми;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения права в объеме 1час в неделю (35 часов).

№ п\п

Название раздела

Кол-во часов

1

РАЗДЕЛ I. Политика и социальное управление

13 часов

2

РАЗДЕЛ 2. Право

22 часа

Итого

35 часов


Содержание курса «Обществознание». 9 класс (35 ч)

Раздел 1. Политика и социальное управление (9 часов)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Понятие государства, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Раздел 2. Право (22 часа)

Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция - основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека - идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Право»

Раздел 3. Итоговое повторение (4 часа)

Итоговое повторение.

Подготовка к Государственной итоговой аттестации



Календарно - тематическое планирование курса «Обществознание» , 9 класс


п/п

Название раздела,

тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Вид урока

Элементы содержания:

основные термины,

понятия.

Требования к уровню подготовки

учащихся

ИКТ

Дата

урока (план)

Дата урока

(факт)

РАЗДЕЛ 1. Сфера политики и социального управления (9 часов)

1


Политика и власть.

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Лекция с элементами беседы.

Составление схемы

Основные направления политики. Формы проявления влия­ния: сила, власть и авто­ритет. Становление власти в качестве политического института общества.

давать определение понятий: власть, политика, управление, разделение властей; Знать характерные

черты политической сферы общества.

сферы общества.

ИКТ-презентация по теме

02.09.2014

2


Государство: понятие и при­знаки. Государственный суверенитет


1

Урок изу­чения но­вого материала.

Беседа. Интегрированный урок с опорой на исторические знания.

Определение политиче­ской системы общества. Признаки государ­ства. Понятие и значение суверенитета. Причины и усло­вия появления государст­ва. Внешние и внутренние функции госу­дарства.

Понятия: государство, политическая сис­тема общества, функции государства. Знать основные признаки государства, причины зарождения государства, теории происхождения государства.

ИКТ-презентация по теме

09.09.2014

3

Политические режимы.

1

Комбинированный урок

Рассказ. Работа с материалами учебника

Сущность и классификация политических режимов. Тоталитаризм, диктатура, демократия. Структура парламента Демократия, ее развитие в современном мире.

Анализировать разно­видности политических режи­мов, подтверждая ответ кон­кретными примерами из исто­рии и современности, сравнивать политические режимы.

ИКТ-презентация по теме

16.09.

4, 5

Правовое государство. Разделение властей.

2

Урок - изучение нового материала

Школьная лекция.

Государство как основной политический институт. Понятие о правовом го­сударстве и история его ста­новления. Признаки право­вого государства. Разделение властей. Условия и пути становления правового государства в РФ

Понятия: правовое государство, разделение властей. Называть признаки правового государства, приводить примеры реализации признаков в жизни современных государств. Объяснять принцип разделения властей, называть органы власти в соответствии с принципом, объяснять их полномочия.

ИКТ-презентация по теме

23.09

30.09

6

Гражданское общество и государство.


1

Урок изучения

нового

материала

школьная лекция с элементами беседы.

Признаки граж­данского общества. Гражданское общество. Условия и пути становления гражданского общества.

Понятия: гражданское общество, ин­ститут гражданства, граждане, их правовой статус.

ИКТ-презентация по теме

07.10


7

Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.


1

Урок изучения

нового

материала.

Урок - рассказ с элементами беседы

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Роль рефе­рендума в политической жизни.

Понятия: свобода слова, голосование, электорат, политическая партия, политический экстремизм, сущность активного и пассивного избирательного права, референдум; участие в политической жизни страны.

ИКТ-презентация по теме

14.10

8

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. СМИ.

1

Урок

изучения

нового

материала.

Урок - рассказ. Работа с материалами СМИ

Определение и признаки политической партии. Однопар­тийная и многопартийная системы. Влияние СМИ на политическую жизнь общества.

Понятия: политическая партия, функции партий; основные подходы к классификации партий.

ИКТ-презентация по теме

21.10

9

Повторительно -обобщающий урок по теме: «Политика»

Комбин.урок, тест

28.10

РАЗДЕЛ 2. Право (22 часа)

10


Право, его роль в жизни общества и государства.


1

Урок изучения нового материала.

школьная лекция с элементами беседы.

Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Принципы права. Система права.

Понятия: социальные нормы и их видовое разнообразие; что такое право, объяснять значение права в жизни общества; называть основные признаки права;

ИКТ-презентация по теме

11.11

11

Правоотношения и субъекты права.

Урок -изучения нового мат-ла.

Урок - беседа.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права.

Знать понятия: правоотношения, виды правоотношений, субъекты права.

ИКТ-презентация по теме

18.11

12

Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности.

1

Урок изучения нового материала

Виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

Понятия: правона­рушение, юридическая ответственность, проступок, преступление, вина, соучастники, признаки преступления, презумпция невиновности.

ИКТ-презентация по теме

25.11

13

Правоохранительные органы. Судебная система РФ.

Структура и функции правоохрани­тельных органов России Структура и функции су­дебной власти Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. власти и граждан.

Знать понятия: Правоохранительные органы, судебная система, адвокатура, прокуратура. функции прокуратуры, суда, правоохранительных органов.

ИКТ-презентация по теме

02.12

14

Конституция Российской Федерации.

1

Комбинированный урок

Практикум: работа с текстом учебника и конституцией

Конституция как основной закон государства, ее структура. Отличие Конституции от остальных законов страны. Правовой ста­тус человека. Классифика­ция конституционных прав.

Знать особенности и структуру Кон­ституции; способы реализации своих прав и исполнения обязанно­стей в конкретных жизненных ситуациях. Знать, что Конституция обладает высшей юри­дической силой; провозглашает основ­ные права и свободы человека и гражданина;

ИКТ-презентация по теме

09.12

15 16

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

2

Комбинированный урок

Урок - беседа. Работа с тестом учебника

Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов. Институт прези­дентства в России. Состав и функции прави­тельства.

Понятия: законодательная и исполнительная власть, федеративное устройство государства, органы власти - парламент, президент, правительство, суд.

ИКТ-презентация по теме

16.12

23.12

17

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина.

1

комбинированный

Работа с текстом Конституции. Практикум. практикум

Гражданин - человек, имеющий права. Права человека и гражданина в России, их гарантии.

Конституционные обя­занности гражданина.

Анализировать текст. Объяснять смысл понятий. Определять различия между гражданином и обывателем

ИКТ-презентация по теме

13.01

18

Гражданские правоотношения. Право собственности.

1

Урок изучения нового материала.


школьная лекция с элементами беседы.

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физиче­ское и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и до­говор.

Понятия: имущественные правоотношения, основные виды договоров, сущность института права собственности. Права потребителя, механизм защиты прав потребителя.

ИКТ-презентация по теме

20.01

19

Пра­ва ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

1

Комбинированный урок

Практикум. Урок - беседа.

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Классификация прав и свобод ребенка

Понятия: статус личности, права ребенка. Знать особенности прав ребенка, называть органы власти, контролирующие выполнение прав ребенка. Анализировать и объяснять особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

ИКТ-презентация по теме

27.01

20

Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

1

Урок - изучения нового материала

Школьная лекция

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Знать органы власти, которые гарантируют защиту прав и свобод человека, процедуру обращения, механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Анализировать ситуации нарушения прав человека.

ИКТ-презентация по теме

03.02

21



Основные виды гражданско- правовых договоров.


Урок изучения нового материала.


школьная лекция с элементами беседы.

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физиче­ское и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и до­говор.

Понятия: имущественные правоотношения, основные виды договоров, сущность института права собственности.

ИКТ-презентация по теме

10.02

22

Права потребителей.

Комбинированный урок

Потребитель и его права. Потребитель изготовитель, услуги, Закон «О защите прав по­требителя»

Права потребителя, механизм защиты прав потребителя. правила поведения участников договорных от­ношений;

ИКТ-презентация по теме

17.02

23

Право на труд и

трудовые правоотношения, Трудоустройство несовершеннолетних

1

Комбинированный урок

Урок - рассказ с элементами беседы

Право на труд и

трудовые правоотношения, Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Понятия: трудовое право, трудовой договор (контракт), рас­торжение трудового дого­вора, сверхурочная работа трудовые правоотношения, их особенности; правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта; продолжительность рабочего вре­мени и времени отдыха, льготы для несовершеннолетних.

ИКТ-презентация по теме

24.02

24

Семейные правоотношения.

Права и обязанности родителей и детей.

1

Комбинированный урок

Урок - беседа. Работа с документами

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Юридическая трактовка брака. Юридические доку­менты, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обя­занности родителей и де­тей. Органы опеки и попечительства.

Понятия: семейное право, брак, правоспособность, правовые основы брака; правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей; основные права детей.

разъяснять сущность право­вых взаимоотношений супругов, их права и обязанности;

ИКТ-презентация по теме

03.03

25



Административные правоотношения, правонарушения и наказания.



1

Урок изучения нового материала.


школьная лекция с элементами беседы.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие административного проступ­ка. Субъекты применения взысканий. Представ­ление о гражданском право­нарушении. Нарушения тру­довой дисциплины. Матери­альная ответственность

Понятия: проступок, преступление, юридическая ответственность, вина, наказание.

Знать виды административных правонарушений.

Определять виды административных наказаний.

ИКТ-презентация по теме

10.03

26

Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

Комбинированный урок

Рассказ. Работа с материалами учебника.

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

Основные виды нака­зания. Лишение свободы и меры воспитательного воз­действия

Понятия: действие и бездей­ствие, престу­пление, ответственность, дознание, след­ствие. Умысел или неосто­рожность как формы выра­жения вины. Причины совершения преступления.

Знать основные виды наказаний.

ИКТ-презентация по теме

17.03

27

Социальные права граждан.

1

Комбинированный.

Беседа. Работа с документами.

Социальная политика государства. Меры социальной поддержки.

Право на социальное обеспечение.

Медицинское и социальное страхование Жилищные правоотношения.

Знать основные направления социальной политики государства, социальные права граждан. Уметь анализировать факты социальной действительности в контексте социальной политики России

ИКТ-презентация по теме

24.03

28

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

Изучение нового материала

Школьная лекция

Международные и политические организации. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Уметь классифицировать различные типы и формы отношений между государствами. Раскрывать причины и последствия войн и вооруженных конфликтов.

Знать основы международного гуманитарного права.

ИКТ-презентация по теме

07.04

2930

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

2

Комбинированные уроки, тестирование, работа с документом

Беседа

Законодательство в сфере образования.

Значение образования в информационном обществе. Общее и профессиональное образование в Р.Ф.

Возможности получения общего и профессионального образования в РФ.

Знать основы законодательства в сфере образования.

ИКТ-презентация по теме

14.04

21.04

31

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Право»

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Право»

ИКТ-презентация по теме

28.04


Итоговое повторение ( 3 ч)

32

Итоговое повторение

1

Урок обобщения и проверки знаний

Беседа. Тестирование.

Обобщение и систематизация знаний по курсу обществознания за 9 класс

Знать основные термины.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использо­вать ранее изученный матери­ал для решения познавательных задач

05.05

33

Подготовка к государственной итоговой аттестации

1

Изучение КИМов Отработка заданий части А, В, С.

12.05

34

Подготовка к государственной итоговой аттестации

1

Изучение КИМов. Отработка заданий части С.

19.05

Литература


1. «Обществознание. 9кл». Учебное пособие под ред. Л.Н.Боголюбова. М., «Просвещение», 2012 г.

2 .Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2010;

7. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т.Кинкулькина.- М.: Просвещение, 2010.

Ресурсы:

  1. Конституция РФ.

  2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. - М., 1998.

  3. Обществознание 8-9 классы. Тематический контроль. / Под ред. Е.Л. Рутковской -М.: Интеллект-Центр, 2005.

Интернет - ресурсы:

constitution.ru/ -

uznay-prezidenta.ru/

democracy.ru/

rossimvolika.ru/


© 2010-2022