- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа 9 класс Обществознание
Рабочая программа 9 класс Обществознание
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дулинская В.Н. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 9 КЛАСС .
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Базисный учебный план 2004 г. предусматривает изучение обществознания в объеме 1 часа в неделю (35 час.)
Материалы для рабочей программы разработаны на основе программы к учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6-9 класс (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова), соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
Обществознание: программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. - М.: Просвещение, 2012.
Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 9 класс. - М: Просвещение.2012
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
-
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах регулирования общественных отношений;
-
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
-
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности;
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать
-
Способы взаимодействия человека с другими людьми;
-
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
-
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
-
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
-
приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
-
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
-
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
-
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-
первичного анализа и использования социальной информации;
-
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Учебно-тематический план
Рабочая программа составлена с учетом изучения права в объеме 1час в неделю (35 часов).
№ п\п
Название раздела
Кол-во часов
1
РАЗДЕЛ I. Политика и социальное управление
13 часов
2
РАЗДЕЛ 2. Право
22 часа
Итого
35 часов
Содержание курса «Обществознание». 9 класс (35 ч)
Раздел 1. Политика и социальное управление (9 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Раздел 2. Право (22 часа)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция - основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека - идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Право»
Раздел 3. Итоговое повторение (4 часа)
Итоговое повторение.
Подготовка к Государственной итоговой аттестации
Календарно - тематическое планирование курса «Обществознание» , 9 класс
№
п/п
Название раздела,
тема урока
Кол-во
часов
Тип
урока
Вид урока
Элементы содержания:
основные термины,
понятия.
Требования к уровню подготовки
учащихся
ИКТ
Дата
урока (план)
Дата урока
(факт)
РАЗДЕЛ 1. Сфера политики и социального управления (9 часов)
1
Политика и власть.
1
Урок изучения нового материала
Лекция с элементами беседы.
Составление схемы
Основные направления политики. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества.
давать определение понятий: власть, политика, управление, разделение властей; Знать характерные
черты политической сферы общества.
сферы общества.
ИКТ-презентация по теме
02.09.2014
2
Государство: понятие и признаки. Государственный суверенитет
1
Урок изучения нового материала.
Беседа. Интегрированный урок с опорой на исторические знания.
Определение политической системы общества. Признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Причины и условия появления государства. Внешние и внутренние функции государства.
Понятия: государство, политическая система общества, функции государства. Знать основные признаки государства, причины зарождения государства, теории происхождения государства.
ИКТ-презентация по теме
09.09.2014
3
Политические режимы.
1
Комбинированный урок
Рассказ. Работа с материалами учебника
Сущность и классификация политических режимов. Тоталитаризм, диктатура, демократия. Структура парламента Демократия, ее развитие в современном мире.
Анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности, сравнивать политические режимы.
ИКТ-презентация по теме
16.09.
4, 5
Правовое государство. Разделение властей.
2
Урок - изучение нового материала
Школьная лекция.
Государство как основной политический институт. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Разделение властей. Условия и пути становления правового государства в РФ
Понятия: правовое государство, разделение властей. Называть признаки правового государства, приводить примеры реализации признаков в жизни современных государств. Объяснять принцип разделения властей, называть органы власти в соответствии с принципом, объяснять их полномочия.
ИКТ-презентация по теме
23.09
30.09
6
Гражданское общество и государство.
1
Урок изучения
нового
материала
школьная лекция с элементами беседы.
Признаки гражданского общества. Гражданское общество. Условия и пути становления гражданского общества.
Понятия: гражданское общество, институт гражданства, граждане, их правовой статус.
ИКТ-презентация по теме
07.10
7
Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.
1
Урок изучения
нового
материала.
Урок - рассказ с элементами беседы
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Роль референдума в политической жизни.
Понятия: свобода слова, голосование, электорат, политическая партия, политический экстремизм, сущность активного и пассивного избирательного права, референдум; участие в политической жизни страны.
ИКТ-презентация по теме
14.10
8
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. СМИ.
1
Урок
изучения
нового
материала.
Урок - рассказ. Работа с материалами СМИ
Определение и признаки политической партии. Однопартийная и многопартийная системы. Влияние СМИ на политическую жизнь общества.
Понятия: политическая партия, функции партий; основные подходы к классификации партий.
ИКТ-презентация по теме
21.10
9
Повторительно -обобщающий урок по теме: «Политика»
Комбин.урок, тест
28.10
РАЗДЕЛ 2. Право (22 часа)
10
Право, его роль в жизни общества и государства.
1
Урок изучения нового материала.
школьная лекция с элементами беседы.
Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Принципы права. Система права.
Понятия: социальные нормы и их видовое разнообразие; что такое право, объяснять значение права в жизни общества; называть основные признаки права;
ИКТ-презентация по теме
11.11
11
Правоотношения и субъекты права.
Урок -изучения нового мат-ла.
Урок - беседа.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права.
Знать понятия: правоотношения, виды правоотношений, субъекты права.
ИКТ-презентация по теме
18.11
12
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
1
Урок изучения нового материала
Виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Понятия: правонарушение, юридическая ответственность, проступок, преступление, вина, соучастники, признаки преступления, презумпция невиновности.
ИКТ-презентация по теме
25.11
13
Правоохранительные органы. Судебная система РФ.
Структура и функции правоохранительных органов России Структура и функции судебной власти Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. власти и граждан.
Знать понятия: Правоохранительные органы, судебная система, адвокатура, прокуратура. функции прокуратуры, суда, правоохранительных органов.
ИКТ-презентация по теме
02.12
14
Конституция Российской Федерации.
1
Комбинированный урок
Практикум: работа с текстом учебника и конституцией
Конституция как основной закон государства, ее структура. Отличие Конституции от остальных законов страны. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав.
Знать особенности и структуру Конституции; способы реализации своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях. Знать, что Конституция обладает высшей юридической силой; провозглашает основные права и свободы человека и гражданина;
ИКТ-презентация по теме
09.12
15 16
Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
2
Комбинированный урок
Урок - беседа. Работа с тестом учебника
Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов. Институт президентства в России. Состав и функции правительства.
Понятия: законодательная и исполнительная власть, федеративное устройство государства, органы власти - парламент, президент, правительство, суд.
ИКТ-презентация по теме
16.12
23.12
17
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.
1
комбинированный
Работа с текстом Конституции. Практикум. практикум
Гражданин - человек, имеющий права. Права человека и гражданина в России, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина.
Анализировать текст. Объяснять смысл понятий. Определять различия между гражданином и обывателем
ИКТ-презентация по теме
13.01
18
Гражданские правоотношения. Право собственности.
1
Урок изучения нового материала.
школьная лекция с элементами беседы.
Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и договор.
Понятия: имущественные правоотношения, основные виды договоров, сущность института права собственности. Права потребителя, механизм защиты прав потребителя.
ИКТ-презентация по теме
20.01
19
Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
1
Комбинированный урок
Практикум. Урок - беседа.
Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Классификация прав и свобод ребенка
Понятия: статус личности, права ребенка. Знать особенности прав ребенка, называть органы власти, контролирующие выполнение прав ребенка. Анализировать и объяснять особенности правового статуса несовершеннолетних.
ИКТ-презентация по теме
27.01
20
Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
1
Урок - изучения нового материала
Школьная лекция
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Знать органы власти, которые гарантируют защиту прав и свобод человека, процедуру обращения, механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Анализировать ситуации нарушения прав человека.
ИКТ-презентация по теме
03.02
21
Основные виды гражданско- правовых договоров.
Урок изучения нового материала.
школьная лекция с элементами беседы.
Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и договор.
Понятия: имущественные правоотношения, основные виды договоров, сущность института права собственности.
ИКТ-презентация по теме
10.02
22
Права потребителей.
Комбинированный урок
Потребитель и его права. Потребитель изготовитель, услуги, Закон «О защите прав потребителя»
Права потребителя, механизм защиты прав потребителя. правила поведения участников договорных отношений;
ИКТ-презентация по теме
17.02
23
Право на труд и
трудовые правоотношения, Трудоустройство несовершеннолетних
1
Комбинированный урок
Урок - рассказ с элементами беседы
Право на труд и
трудовые правоотношения, Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Понятия: трудовое право, трудовой договор (контракт), расторжение трудового договора, сверхурочная работа трудовые правоотношения, их особенности; правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, льготы для несовершеннолетних.
ИКТ-презентация по теме
24.02
24
Семейные правоотношения.
Права и обязанности родителей и детей.
1
Комбинированный урок
Урок - беседа. Работа с документами
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Юридическая трактовка брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Органы опеки и попечительства.
Понятия: семейное право, брак, правоспособность, правовые основы брака; правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей; основные права детей.
разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов, их права и обязанности;
ИКТ-презентация по теме
03.03
25
Административные правоотношения, правонарушения и наказания.
1
Урок изучения нового материала.
школьная лекция с элементами беседы.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность
Понятия: проступок, преступление, юридическая ответственность, вина, наказание.
Знать виды административных правонарушений.
Определять виды административных наказаний.
ИКТ-презентация по теме
10.03
26
Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
1
Комбинированный урок
Рассказ. Работа с материалами учебника.
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.
Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия
Понятия: действие и бездействие, преступление, ответственность, дознание, следствие. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Причины совершения преступления.
Знать основные виды наказаний.
ИКТ-презентация по теме
17.03
27
Социальные права граждан.
1
Комбинированный.
Беседа. Работа с документами.
Социальная политика государства. Меры социальной поддержки.
Право на социальное обеспечение.
Медицинское и социальное страхование Жилищные правоотношения.
Знать основные направления социальной политики государства, социальные права граждан. Уметь анализировать факты социальной действительности в контексте социальной политики России
ИКТ-презентация по теме
24.03
28
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
1
Изучение нового материала
Школьная лекция
Международные и политические организации. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Уметь классифицировать различные типы и формы отношений между государствами. Раскрывать причины и последствия войн и вооруженных конфликтов.
Знать основы международного гуманитарного права.
ИКТ-презентация по теме
07.04
2930
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
2
Комбинированные уроки, тестирование, работа с документом
Беседа
Законодательство в сфере образования.
Значение образования в информационном обществе. Общее и профессиональное образование в Р.Ф.
Возможности получения общего и профессионального образования в РФ.
Знать основы законодательства в сфере образования.
ИКТ-презентация по теме
14.04
21.04
31
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Право»
1
Обобщение и систематизация знаний по теме «Право»
ИКТ-презентация по теме
28.04
Итоговое повторение ( 3 ч)
32
Итоговое повторение
1
Урок обобщения и проверки знаний
Беседа. Тестирование.
Обобщение и систематизация знаний по курсу обществознания за 9 класс
Знать основные термины.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
05.05
33
Подготовка к государственной итоговой аттестации
1
Изучение КИМов Отработка заданий части А, В, С.
12.05
34
Подготовка к государственной итоговой аттестации
1
Изучение КИМов. Отработка заданий части С.
19.05
Литература
1. «Обществознание. 9кл». Учебное пособие под ред. Л.Н.Боголюбова. М., «Просвещение», 2012 г.
2 .Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2010;
7. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т.Кинкулькина.- М.: Просвещение, 2010.
Ресурсы:
-
Конституция РФ.
-
Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. - М., 1998.
-
Обществознание 8-9 классы. Тематический контроль. / Под ред. Е.Л. Рутковской -М.: Интеллект-Центр, 2005.
Интернет - ресурсы:
constitution.ru/ -
uznay-prezidenta.ru/
democracy.ru/
rossimvolika.ru/