- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Антонкина Е.Е. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семилукская средняя общеобразовательная школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей/методического совета_____________________________________________протокол №_______
от «_____» _______2015 г.
Принята педагогическимсоветом
протокол № ______
от «_____» ________2015 г.
«Утверждаю» _______________
Директор школы С.И.Тычинин
приказ № _______
от «_____» ______2015 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Обществознание»
в 9 классе
на 2015-2016 учебный год
Составитель: учитель истории и обществознания
Антонкина Екатерина Евгеньевна
г. Семилуки
2015 г.
Пояснительная записка
-
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Приказом Министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015/16 учебный год», программой основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2011)
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-
- Всеобщая декларация прав человека;
-
-Декларация прав ребенка
-
-Конвенция о правах ребенка;
-
-Конституция РФ.
-Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 3266-1 «Об образовании»,
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 06.03.2004;
-приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 № Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- приказ Минобразования РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
Особенностью курса является широкая опора на межпредметные связи в обучении обществознанию. Курс «Обществознание» в 9 классах опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс «Обществознание» в 9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние. Конкретность раскрытия многих вопросов курса, его практико-ориентированный характер делают принципиально важным активное использование регионального компонента обществознания.
-
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере правовых отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о политике и праве, необходимых для понимания российского общества, государства. Содержание курса направлено на гражданское воспитание, развитие познавательных интересов школьников, формирование у них универсальных учебных действий.
-
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
-
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
-
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
-
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Изучение предмета «Обществознание» способствует решению следующих задач:
-
сформировать основные представления о предмете и основных его категориях: человеке и обществе, экономической, политической и правовой жизни общества;
-
сформировать основы мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
-
воспитать гражданственность, патриотизм, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры
Примерная программа выполняет две основные функции
.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Формы организации учебного процесса:
-
коллективная;
-
групповая;
-
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
-
содержания;
-
обучающих средств;
-
методов обучения.
Виды учебных занятий:
Урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Текущий и промежуточный контроль знаний.
Средства контроля
-
Составление схем, таблиц, словариков по конкретным темам курса.
-
Решение проблемных заданий в группе и индивидуально.
-
Понятийный диктант.
-
Написание мини-сочинений (эссе).
-
Дифференцированный опрос.
-
Создание мини-проектов.
-
Тематическое тестирование.
-
Задания в формате ЕГЭ.
-
Работа с дополнительными материалами
-
Урочные (нетрадиционные): кроссворды, брейн - ринги, диспуты, дискуссии.
-
Внеурочные: олимпиады, викторины, КВН.
Уровень и направленность рабочей программы:
Основная общеобразовательная программа, базовый.
Учебно-тематический план
Обществознание 9 класс
№ темы
Название темы
Кол-во часов
Теория
Практика
тест
сочинения
эссе
Слов.дикт.
Контрол.
Введение
1
1
Глава I.
Политика
8
4
1
1
1
1
Глава II.
Право
25
13
5
3
2
2
Итоговое повторение
1
1
Итого
35
18
6
4
3
0
4
Содержание тем учебного курса
Глава I. Политика (8ч.)
Введение (1ч.)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Повторительно-обобщающий урок по теме: « Политика» (1ч)
Глава II. Право (25ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция - основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека - идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Право» (1ч)
Итоговое повторение - (1ч).
Требования к уровню подготовки учащихся
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
-
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
-
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
-
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
-
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
-
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Некоторыерезультаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- Конституция РФ - основной закон страны;
- основные положения разделов курса - «Политика», «Право»;
- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий по курсу;
- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Владеть компетенциями.
-
Информационно- поисковой;
-
Учебно-познавательной;
-
Коммуникативной;
-
Рефлексивной;
-
Смыслопоисковой.
Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Учебно-методическое обеспечение
1.Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразоват. Организаций с прил.на электрон.носителе / [Л. Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [ др.].-М.: Просвещение, 2014.-208 с.
2.Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М. : Просвещение, 2010.
3.Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М. : Просвещение, 2010.
4.Поздеев А. В., Биянова Е. Б. Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 9 класс.- М.ВАКО, 2011.-112с.
Дополнительная литература
1.Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
2.Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М. : Новый учебник, 2004.
3.Гордеева, В. В. Правовое воспитание: 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград : Учитель, 2007.
4.Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.
5.Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград : Учитель, 2009.
6.Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2007.
7.Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
8.Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
9.Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
10.Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М. : Просвещение, 1996.
11.Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М. : издательство деловой и учебной литературы, 2006.
12.Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. - М. : Новый учебник, 2007.
13.Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
14.Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
15.Правовое воспитание школьников: 5-9 классы: конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2006.
16.Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля : элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград. : Учитель, 2007.
17.Обществознание. Право. Экономика: сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгоград: Учитель, 2006. - 123с.
Материально - техническое и информационно - техническое обеспечение.
Печатные пособия.
Демонстрационные таблицы:
Человек познает мир.
Внутренний мир и социализация человека.
Человек, природа, общество.
Рыночная экономика.
Развитие общества.
Политическая система общества.
Политическая жизнь общества.
Право.
Социальная система общества.
Взаимодействие людей в обществе.
Культура и духовная жизнь.
Информационно-коммуникативные средства.
Обществознание. 8-11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический словарь. Ответы на экзаменационные билеты / Н. С. Кочетов [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - (В помощь учащимся). - 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. А. Скобелина. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. - М. : Книжный мир, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Обществознание. 9-11 кл. - М. : Новый диск, 2006. - (Экспресс-подготовка к экзамену). - 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Технические средства обучения.
Магнитофон.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Календарно-тематическое планирование Приложение
№
п/п
Тема
урока
Кол-во
часов
Тип
урока
Элементы содержания
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
Вид
контроля.
измерители
Основные понятия
Домашнее
задание
Дата
проведения
Глава I. Политика (8 часов)
1
Введение
1
Записи в тетради
2
Политика и власть
1
Изучение нового материала
Что такое политика? Политическая власть.
Роль политики в жизни общества.
Политическая жизнь и средства массовой информации
Знать, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества.
Уметь называть главные особенности политической власти; осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
Устный
опрос
Понятие «политика», «власть»
§ 1,
задание,
с.4-10
3
Государство
1
Комбинированный
Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Что такое гражданство
Знать признаки и формы
государства.
Уметь называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать конституцию и абсолютную
монархию
Опрос.
Письменные задания
Государство и его признаки. Теории происхождения государства. Функции государства.
§ 2,
задания,
с.10- 19
4
Политичес-кие режимы
1
Комбинированный
Политические режимы. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия.
Знать, что означает понятие «политический режим», основные виды политических
режимов.
Опрос.
Письменные задания
Политические режимы, политическая власть
§ 3,
вопросы,
с. 19-27
Развитие демократии
в современном мире
Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе
5.
Правовое государство
1
Изучение нового материала
Понятие правового государства. Власть в правовом государстве. Принципы правового государства
Знать принципы правового
государства.
Уметь характеризовать ветви власти; объяснять смысл
понятия «право выше власти»; осуществлять поиск социальной информации; работать со схемой
Опрос. Составление схемы
Государство и его признаки. Правовое государство.
§ 4,
задания,
с.27-35
6.
Гражданское общество и государство
1
Изучение нового материала
Что такое гражданское общество.
Местное самоуправ-
ление.
Общественная палата
Знать основные признаки гражданского общества.
Уметь объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением; работать с документом по заданному алгоритму
Опрос. Письменные задания.
Работа
с документом
Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Признаки государства. Функции государства.
§ 5,
задания,
с. 35-45
7.
Участие граждан
в политической жизни
1
Изучение нового материала
Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращение в органы власти. Пути влияния
Знать, при каких условиях
человек может сознательно участвовать в политической жизни.
Уметь оценивать значение принципов конституцион-
Опрос. Письменные задания
Гражданское общество. Выборы, референдумы.
§ 6,
задания,
с. 46-55
на власть. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. Политика - дело каждого
ного строя; формулировать
на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач
8.
Политические партии
и движения
1
Комбинированный
Общественно-политические движения.
Политические партии. Роль политических партий и общественных движений в современном мире
Знать, что такое политические партии и общественные движения.
Уметь анализировать текст, объяснять смыл понятий; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения; анализировать роль политических партий
и общественных движений в современном мире
Опрос. Письменные задания
Политическая идеология
§ 7,
задания,
с. 55-61
9.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политика»
1
обоб-
щение
и систе-матизация знаний
Политика и власть.
Политические режимы. Правовое государство. Политические партии
и движения
Знать основные положения главы.
Уметь характеризовать политические режимы и партии;
делать выводы, отвечать
на вопросы, высказывать
собственную точку зрения
Опрос. Практические задания
Повторение. Подготовка к тестированию
Глава II. Право (21 час)
10
Роль права в жизни человека, общества и государства
1
Изучение нового материала
Что такое право. Право и его роль в жизни общества и государства. Мера свободы, справедливости, ответственности. Система законодательства. Право и закон
Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы.
Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права
Опрос. Письменные задания
Право
§ 8,
задание,
с. 65-73
11
Правоотношения и субъекты права
1
Комбинированный
Сущность и особен-ности правоотношения. Субъекты правоотношения.
Система права.
Знать, что такое правоотношения, чем правоотношение отличается от других социальных отношений.
Опрос.
Работа
с документом
Правоотношения, субъекты права
§ 9,
задания,
с. 73-79
|
|
|
| Понятие нормы | Уметь характеризовать субъекты правоотношений; работать с правовыми документами по заданному алгоритму |
|
|
|
|
12. | Правонарушения: понятие,признаки,виды | 1 | Изучение нового материала. Комбинированный | Правонарушения и его признаки. Виды правонарушений. | Знать признаки и виды правонарушений. Уметь решать практические
| Опрос. | Правонарушение | § 10, |
|
13. | Юридическая ответственность | 1 | Комбинированный | Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности | Знать виды юридической ответственности. Уметь решать практические
| Опрос, работа с документом | Юридическая ответственность | § 10, |
|
14 | Правоохранительные органы: полиция, суд | 1 | Комбинированный | Правоохранительные органы. Полиция. Суд.
| Знать, какие органы называются правоохранительными. Уметь определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранитель- | Опрос. Письменные задания. Проблемные задания | Правоохранительные органы. Полиция. Суд.
| § 11, |
|
15. | Правоохранительные органы: прокуратура, адвокатура, нотариат |
1 | Комбинированный | Прокуратура. Адвокатура. Нотариат
| Знать, какие органы называются правоохранительными. Уметь определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранитель- | Опрос | Прокуратура. Адвокатура. Нотариат
| § 11, с.92-96 |
|
16. | Конституция Российской |
1 | Изучение Комбинированный | Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы. Конституционный строй. | Знать, почему конституция является законом высшей юридической силы; принципы правового государства. Уметь характеризовать | Опрос. Письменные задания. Проблемные | Конституция | § 12 |
|
17. | Основные задачи Конституции | 1 | Комбинированный | Основные задачи Конституции | Знать основные задачи Конституции, что такое правосудие и торжество правосудия. Уметь характеризовать три главные задачи Конституции. | Опрос |
| § 12 с. 100-103 |
|
18. | Основы конституционного строя РФ | 1 | Комбинированный | Что такое конституционный строй, основы государств. Основные принципы правового государства | конституции в России; анализировать основные принципы правового государства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи | Опрос | Конституционный строй, демократическое правовое государство, суверенитет, государственная целостность, социальное и светское государство | § 13 с. 103-110 |
|
19. | Права | 1 | Изучение нового материала. Комбинированный | Что такое права человека. Юридические нормы. Правовые и юридические документы. Права и свободы человека и гражданина.
| Знать особенности юридических норм (прав человека). Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму | Опрос. Письменные задания. | Естественные и неотчуждаемые права человека, Международный билль о правах человека | § 14-15, |
|
20. | Юридические гарантии и система защиты прав человека. | 1 | Изучение нового материала. Комбинированный | Система защиты прав.
| Знать особенности юридических норм (прав человека). Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму | Опрос | Юридическая помощь | § 14-15, |
|
21.
| Права ребенка
| 1 | Изучение нового материала. Комбинированный | Права ребенка | Знать особенности юридических норм (прав человека). Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму | Опрос. Работа с документами |
| § 14-15, |
|
22. | Гражданские правоотношения | 1 | Изучение нового материала. Комбинированный | Сущность граждан- | Знать суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений. Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско-правовых договоров; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение | Опрос. Моделирование поведенческих ситуаций | Имущественные, неимущественные отношения | § 16, |
|
понятий; приводить примеры поведенческих ситуаций
23
Право
на труд
1
Изучение нового материала.
Комбинированный
Право на труд.
Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда.
Уметь анализировать доку-
менты, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения
Опрос.
Работа
с документами
§ 17,
задания,
с. 133-135
24.
Трудовые правоотношения
1
Изучение нового материала.
Комбинированный
Трудовые правоотношения.
Трудовая дисциплина
Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда.
Уметь анализировать доку-
менты, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения
Опрос
Трудовой договор, трудовые отношения
§ 17,
задания,
с. 135-141
25.
Семейные правоотношения
1
Изучение нового материала.
Комбинированный
Юридические понятия семьи и брака.
Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-
брачных отношений.
Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов. Правоотношения родителей и детей.
Знать, каковы условия вступ-
ления в брак и препятствия
к его заключению, что такое брачный договор; что пони-
мается под родительскими
правами; какими правами
и обязанностями обладает
ребенок; в чем сущность,
цели и принципы семейного права; в чем суть личных
и имущественных правоотношений супругов.
Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, нужна ли человеку семья; объяснять, почему семья является приоритетной формой воспитания детей; работать со схемой и правоведческими документами.
Опрос.
Работа
с документами.
Работа
со схемой
Семейный
кодекс
§ 18,
задания,
с. 141-151
26.
Административные правоотношения
1
Комбинированный
Административное право. Понятия и черты административного правоотношения.
Административные правонарушения
Знать, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений.
Уметь работать с документами; анализировать схему «Административное право»;
делать выводы, высказывать собственные суждения документами; анализировать схему «Административное право»;
делать выводы, высказывать собственные суждения
Опрос.
Работа
с документами
Административное правоотношение, правонарушение, наказание
§ 19,
задания,
с. 151-159
27
Уголовно-правовые отношения
1
Изучение нового материала.
Комбинированный
Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления.
Знать особенности уголовно-правовых отношений.
Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений
Опрос.
Работа
с документом
и схемой
Конституционное судопроизводство
§ 20,
задания,
с. 159-164
28.
Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних
1
Комбинированный
Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. Основания для привлечения
и освобождения от уголовной ответственности.
Знать особенности уголовно-правовых отношений.
Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений
Опрос, работа с документами
Уголовное наказание
§ 20,
задания,
с. 164-167
29.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Правоот-ношения»
1
Обобщение и систематизация знаний
Повт. Параграф16-20 с. 123-167
30
Социальные права
1
Комбинированный
Социальная политика государства.
Право на жилище.
Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
Знать роль государства
в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей; что означает понятие «социальное государство»; каковы основные направления социальной политики нашего государства; что предусматривает право по охране здоровья; кто имеет право на социальное обеспечение.
Уметь объяснять, почему
социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе; анализировать
международный пакт об экономических, социальных, культурных правах; выполнять творческие задания в рамках изученного материала
Опрос. Письменные задания. Творческое
задание
Привати-
зация
§ 21,
задания,
с. 167-175
31.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
1
Изучение нового материала
Международное гуманитар-ное право и его значение.
Знать, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда было принято МГП.
Уметь называть особенности и значение международного гуманитарного права; работать с документами.
Опрос.
Работа
с документами
Взаимоотношения международного и национального права
§ 22,
задания,
с. 176-184
32.
Правовое регулирование отношений
в сфере образования
1
Изучение нового материала
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ
о праве на образование. Дополнительное образование детей
Знать, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей.
Уметь анализировать модер-
низацию современного образования; характеризовать основные принципы Конвенции
о правах ребенка; работать
с документами
Устный
опрос.
Работа
с документами
Порядок оказания платных образовательных услуг
§ 23 с. 184-189
33.
Права, обязанности и ответственность обучающихся
1
Комбинированный
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ
о праве на образование. Дополнительное образование детей
Знать, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей.
Уметь анализировать модер-
низацию современного образования; характеризовать основные принципы Конвенции
о правах ребенка; работать
с документами
Устный
опрос.
Работа
с документами
Порядок оказания платных образовательных услуг
§ 23 с. 189-192
34.
Повторительно-обобщющий урок по теме: «Право»
1
Обобщение и систематизация знаний
Повт. Пар. 8-23
35.
Итоговое повторение
1
Обобщение и систематизация знаний
Повт. все
11