- Преподавателю
- Обществознание
- Урок по естествознанию по теме «Земля - космическое тело»
Урок по естествознанию по теме «Земля - космическое тело»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ирани Б.Б. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: Познание мира.
Урок - обобщение по разделу «Земля - космическое тело» 4 класс
Тема: «Земля - космическое тело»
Цель: проверка усвоения учащимися знаний по пройденному материалу, обобщение знаний по пройденному разделу.
Задачи:
Дидактическая - создать условия для осознания детьми учебной информации по данной теме с использованием разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, учитывая принципы доступности, научности, принципы развивающего и личностно ориентированного обучения; выявление субъективного опыта каждого ученика класса, предшествующего обучения.
Образовательная - раскрыть принципы уникальности нашей планеты. Выявить степень и глубину по теме «Вселенная». Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщаться, формирование экологической культуры, понимания бережного отношения к природе своей планеты.
Развивающая - создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, развивать коммуникабельность детей, желание проявления самостоятельности в выборе оптимального для себя вида учебной деятельности. Создать условия для развития мышления, саморазвития, самооценки через рефлексию деятельности на уроке.
Оборудование : интерактивная доска, проектор, слайды, песочные часы, баллы в виде кругов из картона.
Необходимые условия: Дети заранее поделены на команды. По 5-6 человек
в каждой команде. Дети заранее готовят дома названия, эмблемы, девизы для своих команд, выбирают капитана.
(45 минут)
Ход урока
I. Организационный этап (2 мин.)
Цель: создание рабочей и в то же время комфортной обстановки для детей, их положительного настроя на урок.
Здравствуйте дети! Я рада новой встрече с вами и очень надеюсь на активную совместную работу на уроке, ведь эпиграф нашего урока прежний: «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща».
- Сели все правильно, выпрямили спинки, не забываем о своей осанке.
- Определяем эмоциональный настрой на урок (Дети показывают «светофорчики»: красный - «отличное», зеленый - «хорошее», желтый - «удовлетворительное»).
- Хорошо, я надеюсь, что ваше настроение не станет хуже, а у некоторых оно может и улучшится к концу нашего урока.
- Не забываем повернуться друг к другу, посмотреть в глаза и, конечно же, улыбнуться, помня о том, что доброжелательность - чудодейственная сила, не правда ли?
II. Распаковка темы урока, целеполагание (1 мин.)
- Тема нашего урока «Земля - космическое тело» и поскольку наш урок - «Урок-обобщение», то перед нами стоят следующие задачи:
1. Выявить степень и глубину знаний по теме «Вселенная».
2. Отметить уникальные особенности нашей планеты, установив их причины.
3. Продолжить формирование мыслительных операций: анализ - сравнение - обобщение - вывод.
III. Актуализация опорных знаний (15 мин.)
«Все занятия должны располагаться таким образом, чтобы последующие всегда основывались на предшествующих, а предшествующие укреплялись последующими» (Я. Каменский).
Учитель: -Сегодня на уроке мы повторим и обобщим то, что узнали о космическом пространстве, окружающем нашу Землю.
- Что такое Вселенная?
(Ответ: - Это космическое пространство и все, что его заполняет.)
-Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это космос.
-Что нас окружает в космическом пространстве? (Звезды, планеты, метеориты, спутники, кометы).
- Давайте вспомним, что мы изучали на уроках из раздела «Земля - космическое тело».
1. Блиц - турнир.
-
Как называется наука, которая изучает космос? (астрономия) слайд 2
-
Как называют человека, который наблюдает и изучает звезды? (астроном) слайд 2
-
С помощью какого прибора изучают звездное небо? (телескоп)слайд 3
-
На чем отправляются в космос? Откуда? (космический корабль, космодром) слайд4
-
Вместе с Землей вокруг солнца вращаются еще …. (9 планет)
-
Планеты, обращающиеся вокруг Солнца, образуют…. (Солнечную систему)
-
Название космодрома в Казахстане? (Байконур)
-
Самая крупная планета Солнечной системы? (Юпитер)
-
В чем состоит разница между планетой и спутником? (Планеты обращаются вокруг солнца, а спутники обращаются вокруг планет).
-
Планета - в переводе означает…. (блуждающая звезда).
-
Назовите первого Казахстанского космонавта? (Тохтар Аубакиров)
-
Что греки называли «блуждающий»? (Планеты)
-
Спутник Земли? (Луна)
-
Что говорит вам дата 12 апреля 1961 год? (Космонавт Юрий Алексеевич Гагарин впервые облетел Землю на космическом корабле.)
-
Кто открыл дорогу в космос? (Ю. Гагарин)
-
Сколько времени пробыл Ю. Гагарин на орбите? (108 минут)
-
Какую планету называют «красной»? (Марс)
-
Космодром? (Байконур)
-
Одежда космонавта? (Скафандр)
-
Планета с кольцами? (Сатурн)
-
Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 года)
-
Кто первым ступил на Луну? (Американский астронавт Нил Армстронг)
-
Сколько спутников у Меркурия? (Ни одного)
-
Ближайшая к нам звезда? (Солнце)
-
Первая женщина космонавт? (Валентина Терешкова)
-
К каким звездам относится наше Солнце? (Жёлтый карлик)
-(Оценивание работы учащихся)
2 задание.
- С глубокой древности загадочное и далёкое, окутанное покровами тайн, наше дневное светило привлекало внимание учёных.
- Нам необходимо разобраться, что же такое солнце?
- В течение одной минуты составьте на листках бумаги все ассоциации к слову солнце.
(Учащиеся составляют кластер в группе)
- Используя полученный кластер, попытайтесь в группах сформулировать понятие «солнце», формулировку запишите на листе бумаги.
( Учащиеся каждой группы формулируют понятие «Солнце», затем следует представление работ учащимися)
- Давайте, сравним составленные вами формулировки с тем, как раскрывает это понятие БСЭ: Солнце - центральное тело Солнечной системы, представляет собой раскалённый плазменный шар; Солнце - ближайшая к Земле звезда.
-Солнце - это самая близкая к нам звезда. Благодаря ему на Земле есть жизнь. Оно дает нам свет и тепло. Солнце в 109 раз больше нашей планеты. Как и все остальные звезды, наше Солнце представляет собой гигантский шар из раскаленных газов. В основном это водород и гелий. Астрономы подсчитали, что Солнцу хватит газового топлива еще на 5 миллиардов лет.
-Солнце - центральное и самое массивное тело Солнечной системы. Его масса в 333 000 раз больше массы Земли и в 750 раз превышает массу всех других планет солнечной системы вместе взятых.
(Оценивание 2 задания).
3 задание.
- Что такое Солнечная система?
Солнечная система - часть необъятной Вселенной.
Планеты вместе с Солнцем образуют солнечную систему.
- Сколько вокруг нее обращается планет?
Задание:
- Нарисуйте солнечную систему, подпишите планеты Солнечной системы
(Не забываем о последовательности их расположения от Солнца.)
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
- Один ученик, с группы защищает проект.
(Оценивание ответов)
4 задание.
Остановимся на планетах
Назовите планеты земной группы (Меркурий, Земля, Марс, Юпитер)
Каждая группа носит название одной из планет земной группы.
Задание: В группе написать самое основное, то что вы запомнили об этих планетах.
- Сравните все названые планеты.
_ Что вы заметили?
- Назовите самую отличительную планету?
Земля - колыбель человечества и наш общий дом. Это единственная из планет солнечной системы, где природные условия оказались самыми благоприятными для возникновения и развития жизни. И мы уже говорили об этом при изучении предыдущей темы.
- Физминутка
5 задание.
- Ребята, отгадав загадку вы поймете о чем пойдет дальше речь на уроке.
На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдешь,
А если захочешь - в руках унесешь. (Глобус)
- Что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли.)
- Какую форму имеет глобус ?(форму шара)
- Какую он имеет окраску? (голубую)
- Сколько океанов на земном шаре? (4 океана)
- Назовите их.
- Сколько материков? (6.) Назовите их.
На каком материке находится наше государство Казахстан?
- Ребята, у вас в руках воздушные шары. На партах шаблоны материков. С помощью маркера превратите шары в глобус.
- Молодцы
(Просмотр фильма о Земле).
Мы продолжаем повторять и пополнять свои знания о Космосе. Следующее задание
6 задание.
У вас на столе лежит лист с кроссвордом, в группе обсудите и заполните кроссворд.
-
с
о
з
в
е
з
д
и
е
т
е
л
е
с
к
о
п
к
о
м
е
т
а
г
а
л
а
к
т
и
к
а
ю
п
и
т
е
р
п
л
а
н
е
т
а
с
п
у
т
н
и
к
а
с
т
е
р
о
и
д
г
р
а
в
и
т
а
ц
и
я
-
Группы звёзд, которым люди издревле придавали особое значение, связывая с ними различные легенды и верования
-
Мощный прибор, служащий человеку для изучения космоса с Земли.
-
Небольшое тело изо льда и камней, которое обращается вокруг Солнца по сильно вытянутой орбите
-
Огромное скопление звёзд, удерживаемых гравитацией
-
Самая большая планета Солнечной системы.
-
Гигантский шар из твёрдых пород или газа, вращающийся вокруг своей звезды.
-
Чем является Луна по отношению к Земле?
-
Обломки камней, сгустки замёрзших газов, куски железокаменной породы, присутствуюшие в космосе.
-
Сила, удерживающая планеты на околозвёздных орбитах.
-
Весь мир, бесконечный во времени и пространстве…
(Проверка по образцу. Метод проверки: карусель.)
7 задание.
Каждая группа составляет синквеин о своей планете.
(ответы детей)
V. Домашнее задание (2 мин.)
Цель: провести инструктаж по выполнению домашнего задания. Создать ситуацию выбора предстоящей работы, заинтересованности и творческого подхода к выполнению задания, учитывая при этом индивидуальные возможности каждого ученика класса.
- Учитель. - Какая же работа вам предстоит дома? Очень интересная, поверьте мне, так как потребует от вас творческого подхода. Выберите по своему желанию одно из предложенных заданий и запишите его в дневник.
Запись на доске:
Теоретическая часть: подготовить сообщение о новых открытиях в Космосе, об исследованиях во Вселенной.
-
Творческое задание: написать сочинение о своей собственной выдуманной планете.
VI. Контрольно-оценочный (3 мин.)
Посчитайте Каждый свои балы. Посчитайте балы в группе
VII. Рефлексия (2 мин.)
Рефлексия - это способность и умение видеть себя, свои действия, умение понимать себя. Это процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира.
- Поэтому прислушаемся к себе, к своему внутреннему состоянию.
- Как вам работалось на уроке: было ли сложно, скучно, интересно?
- Как вы оцениваете работу своей группы?
Карточка выхода.
(На стикерах напишите:
Что я узнал на уроке?
Мой вопрос?
Свое мнение )
- Спасибо вам за урок.
- И с каким же настроением вы покидаете мой класс?
- (Дети показывают светофорчики)