- Преподавателю
- Обществознание
- Технологическая карта урока по обществознанию Семейное право (9 класс)
Технологическая карта урока по обществознанию Семейное право (9 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пушкарёва Е.И. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №16
Урок обществознания в 9 классе
Семейные правоотношения
Разработал учитель истории обществознания
Пушкарёва Елена Ивановна
Березники, 2015
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»
Класс 9
Учитель: Пушкарёва Елена Ивановна
Предмет: Обществознание
Тема урока: Семейные правоотношения
Технологическая карта изучения темы «Семейные правоотношения»
Тема
Семейные правоотношения
Цель
Сформировать представления о семейных правоотношениях, имущественных и личных неимущественных правах и обязанностях в семейно-брачных отношениях
Задачи
Образовательная: показать важность понимания семейного права
Развивающая: расширить правовой кругозор учащихся на основе изучения Семейного кодекса
Воспитательная: воспитывать уважение к социальным институтам, к семье
Тип урока
Урок открытия нового знания
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- понимание важности правовых основ брака и семьи
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).
Регулятивные УУД:
- уметь формулировать цели и задачи урока
- развивать способы решения задач поискового характера
- составлять план решения задач
- работать в соответствии с заданным учителем планом
- высказывать свои предположения
- осуществлять самоконтроль
- уметь видеть ошибки и уметь их корректировать
Познавательные УУД:
- ориентироваться в системе знаний
- анализировать источники информации
- извлекать нужную информацию из предложенных учителем источников
- определять причины явлений и их следствие
Коммуникативные УУД:
- уметь формулировать свои мысли
- уметь слушать собеседника
- аргументированно излагать свою точку зрения
- уметь критично относиться к своему мнению
- прогнозировать последствия коллективных решений
- уметь работать в группе, слушать других
Предметные:
- осознание связи между правом и семейно-брачными отношениями
- знать источники семейного права
- уметь применять полученные знания в конкретных ситуациях
Основные понятия
Семейный кодекс РФ, семейные правоотношения, семья, брак
Межпредметные связи
История, право
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник «Обществознание 9 класс».
Семейный кодекс РФ (извлечение), Конституция РФ
Конвенция по правам ребенка (извлечение), компьютер, мультимедийный проектор
Технология проведения урока
Поисковая, кейс-технолог
Организация пространства
Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1. Организацион-ный (этап мотива-ции) (1 мин.)
Цели:
- создать условия для возникновения у учащихся потребности к учебной деятельности
Организует ребят на совместную работу
- Добрый день, ребята! Мы продолжаем работать по теме Право. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с еще одной отраслью права. Проверьте, все ли готово у вас к уроку.
Проверяют организа-цию своих рабочих мест.
Личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль.
2. Постановка учебной проблемы, формулировка темы урока, постановка цели
(7 мин.)
Цель:
- создание условий для формулировки темы урока,
постановки цели урока.
Организует формулировку темы урока c мотивирующим приёмом.
- Начать урок хотелось бы с одной притчи.
"В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов.
Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
- Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась.
"Ох, что сейчас будет!", - думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
- Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
- Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
... Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
- Ну что ты так долго? Посмотрел?
- Да!
- Ну и как там у них? - У них-то все виноваты. А вот у нас все правы."
- О чем притча? Главный смысл этой притчи?
- Назовите тему нашего урока?
Организует постановку цели урока детьми.
- Какие цели мы перед собой поставим?
С помощью учителя формулируют тему урока.
Семейные правоотношения
С помощью учителя ставят цели:
1) Дать определение семейного права
2) выяснить, какие главные задачи решает Семейный кодекс
Понятие Семейные правоотношения, семейный кодекс
Личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности.
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).
Коммуникативные:
- точно выражать свои мысли;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение
3. Открытие нового знания (25 мин.)
Цель:
Сформировать осмысленное понимание нового знания
1) Организует работу по формированию
понятия
- Ребята, давайте вспомним, что такое
Семья и брак?
Семейное право и что оно регулирует?
(Мозговой штурм. )
- А теперь назовите главный источник семейного права?
- Какой документ еще закрепляет семейное право?
Правильно. Откройте Конституцию и найдите ст. 19 и ст. 38. Что они закрепляют?
Делит учащихся на 4 группы для изучения Семейных правоотношений
- Ребята, сейчас вы будете работать в группах, каждая со своими кейсами.
Предоставляет слово представителям групп.
Анализирует ответы учащихся
Оценивает их деятельность
Предлагают свои варианты определений.
Записывают самое точное определение в тетрадь.
Называют главный источник (Семейный кодекс РФ)
И Конституцию РФ
Работают с Конституцией, проговаривают положение статей.
1 группа Кейс-принципы семейного права
2 группа Кейс- порядок вступления в брак
3 группа Кейс- правоотношения супругов
4 группа Кейс - правоотношения родителей и детей
Приложение
Все группы проговариваю свои задания и результаты работы
Понятия семья, брак,
Семейное право, отрасль права;
Правовые основы вступления в брак, алименты
Коммуникативные:
- уметь излагать свои мысли
-готовность слушать других
- готовность принимать другую точку зрения
Регулятивные:
- уметь работать по плану
Познавательные:
- осваивать поисковую деятельность
- уметь находить и отбирать нужную информацию в источниках
- находить ответы на вопросы
- анализировать полученный материал
- делать выводы
4. Закрепление учебного материала(6 мин.)
Цель:
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
-
Задает вопросы учащимся, которые помогают выявить недостаточно усвоенные понятия.
1. Что такое семейный кодекс?
2. Какие права он защищает?
3. Каковы правовые основы вступления в брак?
Отвечают на вопросы учителя.
1.Нормативный акт, регулирует имущественные и личные неимущественные отношения в семейно-брачных отношениях
3. брачный возраст
Добровольное согласие
Отсутствие других браков
Отсутствие кровного родства
Выработка умений применять знания в конкретной ситуации
Регулятивные:
- работая по плану, сверять свои действия с целью.
Познавательные:
- выполнять различные логические действия
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
5. Рефлексия учеб-ной деятельности на уроке (5 мин.)
Цель:
Оценить успешность достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Организует фиксирование нового содержания.
- Какие учебные цели вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
Организует выполнение учащимися самооценки
Расскажите по вопросам, чему научились на уроке.
- Что сделано на уроке?
- Что является главным результатом для меня?
- Каким способом достигли результата?
- Соответствует ли полученный результат поставленным целям?
.
Отвечают на вопросы учителя.
Самооценка учащихся.
Отвечают на вопросы учителя.
По плану рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Знание, понимание и принятие учащимися еще одного закона Семейного кодекса
Личностные:
- понимание необходимости официальной регистрации брака
Регулятивные:
- устанавливать связь между целью и ее результатом;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- учиться критично относиться к собственному мнению.
Познавательные:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений.
6. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания (1 мин.)
Цель этапа:
включить новый способ действий в систему знаний;
тренировать способность применять новый алгоритм действий
Предлагает домашнее задание.
1.Прочитать параграф 15
2.На выбор
- представьте, что у вас появилась возможность создать закон о том, как нужно воспитывать детей. Какие нормы права вы бы определили в нем?
- Эссе на тему «Почему жить в браке и жить вместе не одно и тоже».
Записывают домашнее задание в дневники
Регулятивные:
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные:
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
Коммуникативные:
- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрну-том виде;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Условия и порядок заключения брака
Условия и порядок заключения брака. Условиями заключения брака являются: взаимное добровольное согласие будущих супругов, достижение ими брачного возраста (18 лет), отсутствие других браков, близкого родства и дееспособность. Схематично это можно представить так:
Первое условие означает, что мужчина и женщина должны принять решение о вступлении в брак самостоятельно, без принуждения, по собственной воле. Второе условие связано с достижением брачного возраста, который в нашей стране одинаков для мужчины и женщины - 18 лет, что вытекает из принципа равенства полов. Однако при наличии уважительных причин (призыв жениха на военную службу, беременность невесты, предстоящая длительная командировка) брачный возраст может быть снижен до 16 и даже 14 (в исключительных случаях) лет. Третье условие содержит запрет на заключение брака с лицом, уже состоящим в законном браке. Тем самым в нашей стране закрепляется принцип моногамии (единобрачия), характерный для европейской культурной традиции. Четвёртое условие создаёт препятствие к заключению брака близких родственников по прямой линии (отец, дочь, внучка), а также родных братьев и сестёр, поскольку от кровосмешения чаще всего рождаются больные дети. И, наконец, пятое условие - отсутствие у лиц, вступающих в брак, душевной болезни и слабоумия, в результате чего оба или кто-то из них признан судом недееспособным. Запрещение вступать в брак психически нездоровым гражданам объясняется тем, что они не могут в полной мере нести ответственность за создание семьи. К тому же их заболевания, как показывают медицинские исследования, передаются по наследству. Следовательно, юридические препятствия к заключению брака стоят на страже интересов самих вступающих в брак, общественных интересов и имеют медико-биологическую и социальную основы.
Существует определённый порядок регистрации брака. Будущие супруги подают совместное письменное заявление в ЗАГС. Им назначается дата регистрации брака - через месяц после подачи заявления. Месячный срок даётся для проверки подлинности чувств и обдуманности принятого решения. И если вдруг выяснится, что решение было скоропалительным, то подавшие заявление вправе отказаться от дальнейшей процедуры бракосочетания. Само бракосочетание происходит, как правило, в торжественной обстановке при обязательном присутствии жениха и невесты. Оба поочерёдно отвечают на важный в юридическом отношении вопрос: «Является ли ваше желание стать супругами добровольным, взаимным, искренним?» После волнующего «да» им предлагается поставить подписи в записи акта заключения брака, и они объявляются мужем и женой. В знак любви и супружеской верности молодожёны обмениваются обручальными кольцами, им вручается государственный документ - «Свидетельство о заключении брака». Официальная регистрация брака законодательно подтверждает создание семьи, ставит её под защиту государства и приводит к возникновению семейных правоотношений.
Приложение
Сущность и особенности семейных правоотношений
Сущность и особенности семейных правоотношений. Семейные правоотношения - это урегулированные нормами семейного права общественные отношения (связи), выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и некоторых других оснований. Итак, семейные правоотношения регулируются нормами семейного права, основным источником которого является, как вам известно, Семейный кодекс РФ. Он опирается на положения Конституции, принципы и нормы международного права и определяет всю систему российского семейного законодательства.
Одна из особенностей семейных правоотношений в том, что его участники (субъекты) не посторонние, а близкие люди - члены семьи. В их числе супруги, родители, дети, другие родственники.
Следующая особенность в том, что основанием возникновения семейных правоотношений являются специфические юридические факты: брак, родство, материнство, отцовство и др.
Содержание семейных правоотношений составляют юридические права и обязанности членов семьи. Семейные права и обязанности неотчуждаемы. Они не могут быть переданы, как в гражданском праве, другим лицам. Их нельзя продать или купить, подарить или завещать. Например, родители никому не могут продать право (и обязанность) воспитывать своих детей.
Права и обязанности членов семьи разделяются на две группы. Первую составляют личные (неимущественные) правоотношения, которые возникают по поводу нематериальных благ, скажем выбора супругами фамилии. Вторая группа включает имущественные правоотношения, связанные с имуществом и алиментными обязательствами (от лат. alimentum - содержание) членов семьи. При этом семейные правоотношения, в отличие от отношений гражданских, имеют в основном личный характер. Производными от них (вторичными) являются имущественные отношения.
В зависимости от того, кто из субъектов (членов семьи) вступает в правовую связь, выделяют виды семейных отношений. Среди них особое место занимают супружеские правоотношения (права и обязанности супругов при вступлении в брак и в период брака), а также родительские правоотношения (права и обязанности родителей и детей). Рассмотрим подробнее эти виды.
Приложение
Правоотношения супругов
Правоотношения супругов. Семейный кодекс закрепляет равенство супругов в реализации своих личных и имущественных прав и обязанностей. Так, в соответствии с личным правом на свободный выбор фамилии муж и жена могут сохранить свои добрачные фамилии, принять фамилию одного из них в качестве общей или присоединить свою фамилию к фамилии супруга (двойная фамилия). Кроме того, они вправе свободно выбирать род занятий, профессии и места жительства. Вы знаете, что эти права относятся к группе личных прав человека, закреплённых в Конституции, поэтому не могут быть отмены в связи с вступлением гражданина в брак. Супругам принадлежит также право на совместное решение вопросов семейной жизни: материнства, отцовства, воспитания и образования детей и др. При этом они обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Личные права и обязанности супругов весьма важны. Чаще всего семья рушится именно в результате их невыполнения. Причины тому, как правило, безволие, эгоизм, низкая культура поведения и завышенные ожидания. Иными словами, «любовная лодка» разбивается о быт, а в оправдание звучит обобщающая фраза: «Не сошлись характерами».
Супругам принадлежит право на личную (раздельную) и совместную (общую) собственность. К личной собственности каждого из них относится всё имущество, приобретённое до брака, полученное в дар или по наследству во время брака, а также вещи индивидуального пользования: одежда, обувь и пр. (за исключением предметов роскоши). Всё остальное имущество, нажитое супругами в браке, признаётся законом их общей совместной собственностью, поэтому именуется законным режимом имущества супругов. Каждый пользуется равными правами на имущество независимо от того, каков был его доход, в чём заключалось участие в приобретении, работал ли он или занимался ведением домашнего хозяйства. Муж и жена как равноправные собственники могут по обоюдному согласию сообща либо в отдельности осуществлять сделки по распоряжению имуществом: продавать, дарить и пр. С прекращением брака имущество делится поровну. Суд может отступить от принципа равенства долей, если этого требуют, например, интересы несовершеннолетних детей. Законный режим имущества может быть изменён в период брака и до его регистрации путём заключения мужчиной и женщиной добровольного соглашения - брачного договора. На основании этого документа, заверенного у нотариуса, возникает договорный режим имущества супругов. В брачном договоре можно решить судьбу вещей, уже имеющихся у супругов, а также тех, которые они собираются приобрести. Договор позволяет также предусмотреть обязанность одного из супругов в случае развода оказывать материальную помощь другому, изменить доли при разделе имущества. Подчеркнём, что раздел общего имущества связан обычно с распадом семьи. Официальным документом, подтверждающим развод бывших супругов, является «Свидетельство о расторжении брака».
Приложение
Правоотношения детей и родителей
Правоотношения родителей и детей. Рождение ребёнка удостоверяется «Свидетельством о рождении», выданным органами ЗАГСа. В нём указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения ребёнка, а также данные родителей. На этой основе возникают правоотношения родителей и детей. Отличительная особенность родительских прав в том, что, во-первых, они являются преимущественно и их обязанностями. Так, родители имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Им принадлежит также право и обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. Они вправе и должны защищать интересы своих детей, а также содержать их. Во-вторых, оба родителя в равной мере обладают правами и обязанностями в отношении своих детей. В-третьих, права и обязанности родителей ограничены во времени, они прекращаются по достижении ребёнком 18 лет (совершеннолетия). В-четвёртых, обязанности родителей сочетаются с правами детей и способствуют их реализации.
Рассмотрим подробнее права ребёнка и соответствующие им права и обязанности родителей. Ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание. При этом способы воспитания должны исключать грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей. Вероятно, многие из вас, опираясь на свой личный опыт общения с родителями, удивятся этим юридическим запретам. Однако они, к сожалению, не лишены веских оснований, ибо в стране участились случаи злоупотребления родительскими правами. Вдумайтесь в эту фразу. Она означает, что родители при использовании своих прав причиняют вред (зло) ребёнку.
Ребёнку принадлежит право выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Если, к примеру, родители обсуждают, где и в какой форме их ребёнок будет получать образование, то он может принимать участие в этом обсуждении. Учёт мнения ребёнка, достигшего 10 лет, является обязательным, но только при условии, что оно не противоречит его собственным интересам. Скажем, если дочь хочет заниматься в балетной школе, а ей противопоказаны большие физические нагрузки, то родители могут поступить в данном случае по своему усмотрению. Ребёнок имеет право на защиту. Папа и мама - законные представители своего ребёнка в отношениях с третьими лицами, например, тренером спортивной школы. И если тренер несправедлив к их ребёнку или грубо обращается с ним, то родители вправе и обязаны защитить своё чадо. В случае, когда ребёнку требуется защита от самих родителей, он может обратиться в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста - в суд. Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой и другими родственниками даже тогда, когда родители в разводе, и он живёт с одним из них. По закону родитель, проживающий раздельно, вправе и обязан участвовать в воспитании ребёнка, общаться с ним. Соответственно, другой родитель не имеет права этому препятствовать. Противоправен также отказ родителей (или одного из них) кому-либо из родственников видеться с ребёнком. Выше уже отмечалось, что родители обязаны содержать своих детей. Чаще всего они добровольно выполняют эту обязанность, обеспечивая ребёнка всем необходимым для жизни, учёбы, развития. Но если кто-то из них не выполняет своих обязанностей, то с него взимаются алименты, ибо ребёнок имеет право на содержание от своих родителей. В свою очередь дети обязаны оказывать помощь и поддержку своим родителям. До совершеннолетия эта обязанность имеет моральный характер, а по достижении ими 18 лет приобретает юридическую силу.
Приложение
Принципы семейного права
Принцип признания брака, заключенного только в органах загса. В соответствии с п. 2 ст. 1 СК в Российской Федерации по-прежнему признается только брак, заключенный в органах загса. С 1917 г. в России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов гражданского состояния» была отменена церковная форма брака и признавались действительными браки, заключенные в гражданском порядке, т.е. в уполномоченных на то государственных органах, которыми являются органы загса.Поэтому браки, заключенные иным способом (по религиозным, церковным и иным обрядам), не признаются, т.е. не имеют никакого правового значения и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство мужчины и женщины без государственной регистрации в органах загса, сколь бы длительным оно ни было.
Как обоснованно подчёркивается в юридической литературе, значение акта государственной регистрации заключения брака состоит в том, что в результате этого союз мужчины и женщины получает общественное признание и защиту со стороны государства, как удовлетворяющий требованиям закона. Необходимость государственной регистрации брака закреплена в законодательстве большинства развитых стран (Нидерланды, Бельгия, Франция, Германия и др.);
Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, означающий право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, - обязательное условие заключения брака. Для заключения брака не требуется согласия или разрешения со стороны иных лиц. Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака (свободу развода) как по желанию обоих супругов, так и по заявлению только одного из них. Суд не вправе отказать в расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на это, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными, а другой супруг настаивает на расторжении брака;
Принцип равенства прав супругов в семье основан на положениях ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав мужчины и женщины и выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи (материнства, отцовства, воспитания и образования детей, бюджета семьи и т.д.);
Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию согласуется с вышеназванным принципом равенства прав супругов в семье и тесно связан с ним. Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение супругами брачного договора, устанавливающего договорный режим их имущества, или соглашения об уплате алиментов на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга; порядок несения каждым из супругов семейных расходов; выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.);
Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов. Данный принцип вытекает из содержания Конвенции о правах ребенка, рассматривающей его как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, нуждающуюся в силу возраста в поддержке и защите.
Российская Федерация, как участник Конвенции о правах ребенка, приняла на себя обязательства привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями Конвенции и обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка. В СК закреплен целый комплекс прав несовершеннолетних (личные неимущественные и имущественные права - ст. 54-60 СК), а также прав и обязанностей родителей по воспитанию, содержанию и образованию детей. Особое значение имеет право несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Поэтому закон, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет семейному воспитанию (усыновлению, опеке и попечительству, приемной семье - ст. 123 СК). Как справедливо отмечается в литературе по семейному праву, в результате реализации данного принципа на практике ребенок становится самостоятельным субъектом семейного права. Определение правового положения ребенка в семье должно основываться на интересах самого ребенка, а не на правах и обязанностях родителей;
Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семья как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи. Причем такая помощь, как с нравственной, так и с правовой позиции, должна оказываться, прежде всего, нетрудоспособным членам семьи, лишенным по объективным причинам возможности обеспечить себя необходимыми средствами существования. СК в связи с этим не только предусматривает приоритетную защиту именно нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетних, инвалидов I, II и III группы, лиц пенсионного возраста), но и содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа. Так, например, закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных, нуждающихся в помощи дедушки и бабушки и т.д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным, нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают (перечень таких членов семьи дан в СК), то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.
В п. 4 ст. 1 СК запрещаются любые формы ограничений прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Отсюда следует, что безусловным принципом семейного права является равноправие граждан в семейных отношениях.
Так, например, согласно ст. 73 СК суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав (т.е. ограничить родительские права). Или п. 4 ст. 66 СК дает право воспитательным, лечебным учреждениям и учреждениям социальной защиты отказать родителю, проживающему отдельно от ребенка, в предоставлении информации о его ребенке в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны этого родителя.
Исключительно важное значение в реализации принципов семейного права и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеет предусмотренная ст. 7 и 38 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 СК обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Нормы российского законодательства о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства соответствуют требованиям международно-правовых актов по правам человека.
Рабочий лист урока 1
Принципы семейного права
Рабочий лист урока 2
Условия вступления в брак
.
Рабочий лист урока 3
Правоотношения детей и родителей
Рабочий лист урока 4
Правоотношения супругов