- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс базовый уровень
Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс базовый уровень
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черемискина Е.А. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по предмету «Обществознание» для 10-11 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089
"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
(с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24 января 2012 г.) по предмету «Обществознание», Примерных программ полного среднего образования по обществознанию. Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев - М.: Дрофа, 2008. Программа разработана на основе авторской программы «Обществознание» 10-11 классы Авторы : Л. Н. Боголюбов (руководитель авторского коллектива), академик РАО; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев. кандидат педагогических наук Издательство « Просвещение»,2009
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы по истории:
1).Закон российской Федерации от 10.07.1992г.23266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 «148 -ФЗ)
2).Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г.»1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3) Примерная программа основного общего основного общего образования по истории МО РФ 2004г. («Сборник нормативных документов. История.», составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, М., «Дрофа»,2008г.);
4)Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных)к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067);
5).Федеральный базисный учебный план для среднего общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ№1312 от 09.032004г.;
6). Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
7).Учебный план МБОУ «СОШ №20» города Кирова на 2015/2016учебный год;
8).Годовой календарный график МБОУ «СОШ №20» на 2015/2016 учебный год.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов основной общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 68 часов (2часа в неделю) при 34 учебных неделях.
Формы, методы и приемы обучения
Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрасту и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную, социально значимую деятельность.
Программа предполагает использование следующих форм, методов и приемов обучения:
-
обучение умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
-
формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
-
формирование навыков оценки собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности и права.
Используются:
- частично-поисковые методы, создание проблемных ситуаций;
- технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов;
- ИКТ;
- коллективная система обучения, работа в парах, группах;
- исследовательские методы.
Используемый учебно-методический комплект:
Учебник: Л.Н.Боголюбов, Городецкая Н.И. Иванова Л.Ф. «Обществознание 10 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2014 г
Учебник: Л.Н.Боголюбов, Аверьянов Ю.А, Белявский А.В. «Обществознание 11 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2014 г
). Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно - нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с Обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и с ориентацией на следующие основные цели курса:
-
ознакомить учащихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об общественной жизни;
-
дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;
- привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике, сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах - науке, религии, искусстве и т. д.
Особенностями настоящего курса в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития является его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых знаний предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни - религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать знакомству учащихся с обществом во всем его многообразии.
В содержании курса сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувства сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма В курсе достаточно полно представлены реалии российской истории и повседневности, элементы народной культуры, характерные черты менталитета россиян. Помимо обучения знаниям об обществе, сложившимся в позитивной социологии, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в самом широком смысле. Среда непростых вопросов обществознания в курсе рассматриваются прежде всего те, ответы на которые могут пригодиться в повседневной жизни гражданина.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Формируемые знания и умения ученика
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-
экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или для самообразования, -
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и Общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера школой на уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.
Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работвключает в себя:
-
работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
-
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т, п.);
-
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в написание творческих работ по социальным дисциплинам.
В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.
Раздел «Проблемы социально-политического развитая общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.
Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права
Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень) для 11 класса - под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева, - выпушенными издательством «Просвещение»,
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания на данном уровне ученик должен
Знать/понимать
-
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
-
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и вывода;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
-
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
-
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
• применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
• поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
• отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
• выбор вида чтения соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
• самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
• участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
-
формулирование полученных результатов;
-
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мулътимедийньк технологий;
• пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Учебно-методический комплект:
Учебник: Л.Н.Боголюбов, Городецкая Н.И. Иванова Л.Ф. «Обществознание 10 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2014 г
Учебник: Л.Н.Боголюбов, Аверьянов Ю.А, Белявский А.В. «Обществознание 11 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2014 г
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М. : Просвещение, 2010.
Школьный словарь по обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М. : Просвещение, 2010.
Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ: метод, пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М. : Экзамен, 2011.
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М. : ООО «РУСТЕСТ», 2010-12.(электронная версия)
Единый государствсш1ый экзамен 2012-13. Обществознание : учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. - ФИПИ-Центр, 2012
Единственные реальные варианты заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ-2012,2013. Обществознание. - М. : Федеральный центр тестирования, 2012, 2013 и т.д.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 10 класс. 30 диагностических вариантов. М.: Национальное образование,
2011 г.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 11 класс. 56 диагностических вариантов. М.: Национальное образование,
2011 г. и. т.д.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС (35 ч)
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип
урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Вид контроля измерите-ли
Элемен-ты доп.содержания
Оборудование
Д/з
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Раздел 1. Человек в обществе
Глава 1. Общество (2 ч)
1-2
Что такое общество
2
Изучение нового материала. Комбинированный урок
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятию «общество», выделяя его характерные признаки; различать понятия «государство, общество, страна» и давать определения; объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств; объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования; разъяснять особенности социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности развития общества.
Устный опрос. Проблемные задания
Эволюция
и революция как формы социального изменения
Учебник, ,
Презента-
ция
§ 1
вопросы после параграфа
3-4
5
Общество как сложная система.
Динамика обществен ного развития
2
Комбинированный
Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречии-вость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры, новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй приро-ды». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры
Знать основные положения по теме урока.
Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы; работать с материалами СМИ
Устный
опрос
в форме
диспута;
проверка
домашнего
задания
Процессы глобализации
Учебник,
Презента-
ция
§2
Подгот. к зач.
Глава 2. Человек (6 ч)
6-7
Социальная сущность человека
2
Комби-нирован-ный
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды
Знать основные положения урока: что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять разработанные человеком способы защиты природы.
Уметь объяснять взаимосвязь человека, общества и природы; объяснять варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.
Устный опрос, практические задания
Учебник, ,
Презента-
ция
§3
8-9
Человек как духовное существо
1
Комби-нирован-ный
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека
Знать основные положения по теме урока: виды и уровни человеческих знаний; что такое мировоззрение, философия; проблема познаваемости мира. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать моральные ценности; объяснять сущность мировоззрения
Устный опрос
Работа с документом, задания уровня С по теме урока
Учебник, ,
Презента-
ция
§4
10-11
Деятельность -
способ существова-ния людей
2
Комби-нирован-ный
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения
Знать основные положения по теме урока: что такое деятельность; что такое потребности; иерархическая теория потребностей.
Уметь характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания
Опрос
Учебник, ,
Презента-
ция
§ 5,
вопросы после параграфа
12-13
Познаватель-ная и коммуникативная деятельность
2
Комби-нирован-ный
Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность
Знать основные положения по теме урока: проблема познаваемости мира; что такое наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; что представляет собой знание и процесс познания. Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения
Тест
Понятие
истины, её критерии
Учебник, ,
Презента-
ция
§ 6,
вопросы и зад. к докум. С.65-66
14-15
Свобода и необходи- мость в деятельности человека
2
Комби-нирован-ный
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка
Знать связь свободы и необходимости.
Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; выделять основные признаки понятия «личность»; объяснять, в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается; определять связь между самоопределением и самореализацией личности
Письменные задания
Работа с документом, задания уровня С по теме урока
Учебник, ,
Презента-
ция
§ 7,
вопросы к параграфу
16-17
Современное общество
2
Комбинирован-ный
Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика Социально- политическое измерение информационного общества.
Называть противоречия глобализации. Раскрывать понятие «информация», « информационное общество». Описывать единое мировое информационное пространство .Излагать различные подходы к вопросу регулирования глобальных информационных потоков. Характеризовать информационную экономику современного общества. Объяснять связь развития гражданского общества и информационных процессов. Перечислять критерии развития информационного общества.
П.8
18-19
Глобальная угроза международного терроризма
2
Комбинированный
Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.
Раскрывать понятие « международный терроризм». Устанавливать связь международного терроризма с процессом глобализации и научно-техническим процессом. Характеризовать идеологические основы террористической деятельности. Объяснять особую опасность международного терроризма, обосновывать необходимость борьбы с ним. Описывать антитеррористическую деятельность международного сообщества.
П.9
20
Контрольная работа по теме «Человек в обществе»
1
Контроль знаний
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Понятие общественного прогресса. Угрозы и вызовы XIX векаОбщественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Дсвиантное поведение. Знания и навыки. Общественная значимость и личностный смысл образования в условиях информационного общества. Рациональное экономическое поведение потребителя, семьянина, работника и гражданина. Человек в политической жизни
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятийЗнать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Тест в форме ЕГЭ
Самост.
работа
Раздаточный материал
Эссе по теме
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.
Глава 3. Общество как мир культуры
21-22
Духовная культура общества
Духовный мир личности
2
Комби-нирован-ный
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения
Знать основные положения по теме урока: культура у различных народов; что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.
Уметь анализировать особенности культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы
Опрос,
тест
Работа с документом, задания уровня С по теме урока
Учебник, ,
Презента-
ция
§ 10-11
23-24
Мораль
2
Изучение нового материала. Повторение и обобщение
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия
Знать основные положения по теме урока: роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке;
беседа
П.12
25-26
Наука и образование
2
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий
Знать основные положения по теме урока: что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ Уметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы
Опрос
Работа с документом, задания уровня С по теме урока
Учебник, ,
Презента-
ция
§ 13
вопросы после параграфа
27-28
Религия.
1
Комби-нирован-ный
Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях
Знать Что такое религия; особенности мировых религий.
Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявлениях в истории человечества
Беседа
Сообщение
Учебник, ,
Презента-
ция
§ 14, вопросы после параграфа
29-30
Искусство
Массовая культура
2
Комби-нирован-ный
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»
Знать основные положения по теме урока: что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Уметь объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает
Тест
Работа с документом, задания уровня С по теме урока
Учебник, ,
Презента-
ция
§ 15-16,
вопросы параграфа
31
Контрольная работа по теме «Общество как мир культуры»
1
Контроль знаний
Духовная жизнь человека. Религия. Искусство. Мораль и право
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Тест в форме ЕГЭ
Тест в форме ЕГЭ
Глава 7. Правовое регулирование общественных отношений
32
33
Современные подходы к пониманию права
Право в системе социальных норм
2
Изучение нового материала.
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия норма- тивно-правовых актов
Знать основные положения по теме урока: чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие.
Уметь объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия; разъяснять сущность права, а также различные его значения; правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах
Тест
Учебник, ,
Презента-
ция
§ 17-18
34-35
Источники права
2
Комбинированный
Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов
Знать основные положения по теме урока.
Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений
Устный опрос
задания уровня С по теме урока
Учебник, ,
Презента-
ция
§19
36-37
Правоотношения и правонарушения
2
Изучение нового материала.
Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России
Знать основные положения по теме урока.
Уметь разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура личности»; раскрывать важнейшие признаки правоотношений; определять особенности правонарушений; объяснять различия между проступком и преступлением; называть главные черты юридической ответственности; объяснять основные цели деятельности судебной системы
Устный опрос
задания уровня С по теме урока
Учебник, ,
Презента-
ция
§ 20
38-39
Современное российское законодательство
2
Комбиниро-ванный
урок
Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право
Знать основные положения по теме урока: общие черты и специфика отраслей российского права; отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров; различие проступка и преступления
Устный опрос
Учебник, ,
Презента-
ция
§
40-41
Предпосылки правомерного поведения. Общество в развитии.
2
Урок-исследов.
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение
Многовариантность общественного развития.
Целостность и противоре-чивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса
Знать основные положения по теме урока: что такое правосознание; основные элементы правосознания; каким образом взаимодействует право и правосознание; правомерное поведение и его признаки; предпосылки правомерного поведения; соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры
Знать основные положения по теме урока: чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития; что такое процесс глобализации; каковы проявления глобализации в экономической сфере; основные глобальные проблемы современности
Презентация исследовательских работ
Учебник, ,
Презента-
ция
§21
42-43
Гражданин Российской Федерации
2
комбинированный
Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика
Знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства; в отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощенная процедура приема в российское гражданство; каковы права гражданина РФ; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба, кто имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Понимать, в чем отличие прав гражданина от прав человека; каковы основные права и обязанности налогоплательщика. Уметь назвать конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ
П.22
44-45
Гражданское право
2
комбинированный
Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав
Знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием.
Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений
П.23
46-47
Семейное право
2
комбинированный
Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей оставшихся без попечения родителей.
Называть необходимые условия заключения и расторжения брака согласно семейному кодексу РФ. Объяснять причины имеющихся ограничений для вступления в брак. Раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей. Характеризовать пути и способы воспитания детей оставшихся без попечения родителей.
Работа с семейным кодексом РФ
П.24
48-49
Правовое регулирова -ние занятости и трудоустрой ства
2
Комбинированный.
Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Заня тость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование
Знать основные положения но теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования. Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения
П.25
50-51
Экологиче -ское право
2
комбинированный
Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения
Знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство.
Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений; почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей; почему важно использовать различные способы экологической защиты.
Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в Конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан
П.26
52
53
54
Процессуа- льные отрасли права
Гражданский и арбитражный процесс
Уголовный процесс
Административная юрисдикция, конституционное судопроизводство
3
Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений
Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей
Административная юрисдикция. Субъекты административной ответственности. Административные наказания. Конституционное судопроизводство. Основные принципы конституционного судопроизводства. Стадии конституционного судопроизводства
П.27
55-57
Конституционное судопроизводство
3
Комбинированный
Судьи конституционного суда. Принципы конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства.
Раскрывать содержание и объяснять цель конституционного судопроизводства в РФ. Характеризовать требования предъявляемые к судьям. Описывать основные стадии конституционного судопроизводства в РФ. Называть принципы конституционного судопроизводства.
П.28
58-60
Международная защита прав человека
3
Изучение нового материала
Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека
Знать основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда
29
61-63
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства
3
Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Угрозы термоядерной войны. Международный терроризм.
Знать основные положения по теме урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения; называть и характеризовать основные проблемы XXI в.; объяснять возможные пути решения глобальных проблем; объяснять, чем отличается постиндустриальное общество от индустриального; какими качествами должен обладать человек, чтобы жить и работать в меняющемся обществе
П.32
64-65
Годовая контрольная работа
2
Контроль знаний
Тест в форме ЕГЭ
66-68
Итоговое повторение
2
Итоговое повторение
Тест в форме ЕГЭ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС (34 ч)
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип
урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Вид контроля измерите-ли
Элемен-ты доп.содержания
Оборудование
Д/з
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Что изучает курс «Обществоз-нание»
1
Повторе-ние
Человек и экономика. Проблемы социально- политической жизни. Человек и закон
Знать основные положения. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
Вид контроля: выборочное оценивание. Измерители: ответы на вопросы
Глава 1. Экономическая жизнь общества
2-3
Роль экономики в жизни общества
Экономика: наука и хозяйство
2
Комбинированный
Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности
Знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП. Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их.
Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах
Устный опрос.
Составить словарик темы.
Отработка заданий формата ЕГЭ по теме
Учебник,
Презента-
ция,
прак-тикум
§ 1
4-5
Экономический рост и развитие
2
Практи-кум
Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл
Знать, что такое «порочный круг бедности».
Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл.
Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.
Тест
Работа с доку-
ментами
Отработка заданий формата ЕГЭ по теме
Учебник,
Презента-
ция,
прак-тикум
§2
6-7
Рыночные отношения в экономике
2
Комбинированный
Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики в России
Знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок.
Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики.
Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция
Устный опрос.
Составить словарик темы.
Отработка заданий формата ЕГЭ по теме
Учебник,
Презента-
ция,
прак-тикум
§ 3
8-9
Фирмы в экономике
2
Семи-нар
Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями
Знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.
Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала
Работа с доку-
ментами
Учебник,
Презента-
ция,
прак-тикум
§ 4
10-11
Правовые основы предпринимательской деятельности
2
Лекция
Правовые основы предпринимательства. Организационно- правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело
Знать, какие законы регулируют предприни-мательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования. Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринима-тельской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без госу-дарственной регистрации. Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора
Тест
Учебник,
Презента-
ция,
прак-тикум
§ 5
12-13
Слагаемые успеха в бизнесе
2
Комбинированный
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга
Знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ- менеджмент и какую должность он занимает в фирме.
Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок. Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование
Устный опрос.
Работа с доку-
ментами
Учебник,
Презента-
ция,
прак-тикум
§ 6
14-15
Экономика и государство
2
Комбинированный
Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?
Знать, в чем заключается ограниченность возможнос-тей рынка «регулировать» экономику. Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.
Уметь объяснять, какие цели преследует прави-тельство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной эконо-мике
Составить словарик темы.
Работа с доку-
ментами
Учебник,
Презента-
ция,
прак-тикум
§7,
Тест
16-17
Финансы в экономике
2
Комбинированный
Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия
Знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией.
Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику. Уметь объяснять, почему возникает инфляция
Тест
Отработка заданий формата ЕГЭ по теме
Учебник,
Презента-
ция,
прак-тикум
§8
18-19
Занятость и безработица
2
Комбинированный
Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости
Знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения.
Понимать, для чего необходим рынок труда.
Уметь объяснять, почему трудно достичь равновесия на рынке труда
Практикум
Работа с доку-
ментами
Учебник,
Презента-
ция,
прак-тикум
§9
20-21
Мировая экономика
2
Комбинированный
Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики
Знать, что такое «международные экономические отношения». Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему некоторые государства применяют политику протекционизма.
Уметь объяснять, какая страна - СШЛ или Нидерланды - больше зависит от международной торговли и почему
Сообщения учащихся
Учебник,
Презента-
ция,
прак-тикум
§ 10
22-23
Экономичес- кая культура
Лекция
Рациональное поведение потребителя. Рациональное поведение производителя
Знать, какие факторы влияют на производительность труда. Понимать, какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю. Подумать, можно ли защитить свои доходы от инфляции, если да, то каким образом.
Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах
Работа с доку-
ментами
Учебник,
Презента-
ция,
прак-тикум
§ 11
24
Контрольная работа по теме «Экономическая жизнь общества»
1
Контроль знаний
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
Тест
Повтор
Глава 2. Социальная сфера
25-26
Социальная структура общества
2
комбинированный
Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.
Называть виды социальных групп и их признаки. Раскрывать на примерах роль малых социальных групп в обществе.
Объяснять причины социального неравенства в истории и в современном обществе. Объяснять критерии социальной стратификации. Различать виды социальной мобильности.
П.13
27-28
Социальные нормы и отклоняю щееся поведение
2
комбинированный
Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение. Преступность.
Перечислять виды социальных норм. Характеризовать виды социального контроля и их социальную роль. Различать санкции социального контроля. Называть причины отклоняющегося поведения Объяснять меры по борьбе с преступностью. Оценивать роль толерантности в современном мире.
14
29-30
Нации и межнациона -льные отношения
2
Комбинированный.
Что объединяет людей в нацию. Россия многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути национального сближения. Национальная политика в России.
Характеризовать особенности этнических отношений в России.
Называть причины и последствия международных конфликтов.
Сравнивать различные проявления идеологии и политики национализма.
Аргументированно показывать влияние этнических факторов на государственное развитие и развитие культуры.
Обосновывать антиобщественную анти культурную сущность этнической дискриминации. Оценивать значение принципов демократической национальной политики государства.
15
31-32
Семья и быт
2
Семья как институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Дом в котором мы живем.
Характеризовать социальные институты семьи и брака. Объяснять функции семьи .Сравнивать различные типы семьи.
Приводить примеры государственной поддержки семьи.
Высказывать обоснованное суждение о роли семьи в социализации личности.
16
33-34
Гендер - социальный пол
2
Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе.
Объяснять значения понятий «гендерные стереотипы» «гендерная роль» Обосновывать изменение роли женщины в современном мире. Различать причины гендерных конфликтов.
Факторы влияющие на освоение гендерной роли.
17
35-36
Молодежь в современном обществе
2
Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Характеризовать молодежь как социальную группу.
Раскрывать социальные роли юношества
Факторы обеспечивающие успешность самореализации молодежи в условиях рынка.
Особенности молодежных субкультур.
37-39
Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи
1
Семинар
Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации
Знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья, как увеличение числа неполных семей сказывается на демографической и социальной ситуации в обществе. Понимать, чем характеризуется современная демографическая ситуация в России.
Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России
Работа повопро-сам семинара
Учебник,
Презента-
ция,
прак-тикум
§ 17
40-42
Контрольная работа по теме «Социальная сфера»
1
Контроль знаний
Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
Проверочная работа. Тест.
Ответы на вопросы
Глава 3. Политическая жизнь общества
1
43-45
Политика и власть
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть
Знать основные положения по теме урока: какие существуют формы проявления влияния в обществе; что представляет собой власть, ее виды. Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть
П.
20
46-48
Политичес-кая система
комбинированный
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические фермы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента
Знать основные положения по теме урока: что такое политическая система общества и какова роль государства в ней; основные признаки государства; основные функции государства; политический режим и какие существуют их типы. Уметь давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, анализировать причины и условия возникновения государства, основные функции государства; анализировать виды монополии государства; анализировать виды политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности
П.
21
49-51
Гражданское общество и правовое государство
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства
Знать основные положения по теме урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы: «Что такое гражданское общество? Что представляет собой институт «гражданства», кто такие граждане, каков их правовой статус? Что такое правовое государство, каковы его основные признаки?»; анализировать взаимоотношения государства и общества
П.
22
52-54
Демократические выборы
комбинированный
Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы
Знать, что представляет собой политическая система: определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем; типологии политических партий и их сущность
П.
23
55-57
Политичес кие павртии и партийные системы
комбинированный
58-59
Политичес- кая элита и политическое лидерство
комбинированный
Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства
Знать, что представляет собой политическая элита; кто такой политический лидер, каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидера. Понимать, как рекрутируется политическая элита; что общего и что различного у двух типов лидерства - традиционного и харизматического. Уметь объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство
П.
25
60-61
Политическое сознание
Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой информации и политическое сознание
Знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно- практический и идеолого-теоретиче- ский, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; каковы характерные черты политической психологии. Понимать, какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание». Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.; определять место СМИ в современной политической жизни, знать их функции, понимать каким образом СМИ осуществляют свое политическое влияние
П.
26
62-63
Политическое поведение
Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения
Знать, что называется политическим поведением, как различаются его формы, привести примеры; чем характеризуется электоральное поведение; каковы возможности регулирования политического поведения.
Понимать, каковы мотивы политического поведения.
Уметь объяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, чем опасно экстремистское поведение
П
.27
64-65
Политичес кий процесс и культура политичес кого участия
66-67
Годовая контрольная работа
Тест в форме ЕГЭ
68
Итоговое повторение
34