Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс базовый уровень

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа по предмету «Обществознание» для 10-11 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государствен­ного образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089
"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
(с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24 января 2012 г.) по предмету «Обществознание», Примерных программ полного среднего образования по обществознанию. Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев - М.: Дрофа, 2008. Программа разработана на основе авторской программы «Обществознание» 10-11 классы Авторы : Л. Н. Боголюбов (руководитель авторского коллектива), академик РАО; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев. кандидат педагогических наук Издательство « Просвещение»,2009

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы по истории:

1).Закон российской Федерации от 10.07.1992г.23266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 «148 -ФЗ)

2).Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г.»1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3) Примерная программа основного общего основного общего образования по истории МО РФ 2004г. («Сборник нормативных документов. История.», составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, М., «Дрофа»,2008г.);

4)Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных)к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067);

5).Федеральный базисный учебный план для среднего общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ№1312 от 09.032004г.;

6). Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

7).Учебный план МБОУ «СОШ №20» города Кирова на 2015/2016учебный год;

8).Годовой календарный график МБОУ «СОШ №20» на 2015/2016 учебный год.

Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов основной общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 68 часов (2часа в неделю) при 34 учебных неделях.

Формы, методы и приемы обучения

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрасту и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную, социально значимую деятельность.

Программа предполагает использование следующих форм, методов и приемов обучения:

  • обучение умению получать социальную информацию из разнообразных источников;

  • формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

  • формирование навыков оценки собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности и права.

Используются:

- частично-поисковые методы, создание проблемных ситуаций;

- технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов;

- ИКТ;

- коллективная система обучения, работа в парах, группах;

- исследовательские методы.



Используемый учебно-методический комплект:

Учебник: Л.Н.Боголюбов, Городецкая Н.И. Иванова Л.Ф. «Обществознание 10 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2014 г

Учебник: Л.Н.Боголюбов, Аверьянов Ю.А, Белявский А.В. «Обществознание 11 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2014 г

). Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обоб­щающие уроки.

Реализация рабочей программы способствует:

- развитию личности в период ранней юности, ее духовно - нравственной, политической и пра­вовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению со­циальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосоз­нания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демокра­тическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изу­чения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и выс­шего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализиро­вать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отно­шениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установлен­ными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Настоящая программа составлена в полном соответствии с Обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и с ориентацией на следующие основные цели курса:

  • ознакомить учащихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об общественной жизни;

  • дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;

- привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике, сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах - науке, религии, искусстве и т. д.

Особенностями настоящего курса в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития является его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых знаний предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни - религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать зна­комству учащихся с обществом во всем его многообразии.

В содержании курса сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувства сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма В курсе достаточно полно представлены реалии российской истории и повседневности, элементы народной культуры, характерные черты менталитета россиян. Помимо обучения знаниям об обществе, сложившимся в позитивной социологии, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в самом широком смысле. Среда непростых вопросов обществознания в курсе рассматриваются прежде всего те, ответы на которые могут пригодиться в повседневной жизни гражданина.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, филосо­фия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.




Формируемые знания и умения ученика

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-
    экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
    профессионального образования или для самообразования,

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и Общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера школой на уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.

Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работвключает в себя:

  • работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- анализ современных общественных явлений и событий;

- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т, п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в написание творческих работ по социальным дисциплинам.

В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.

Раздел «Проблемы социально-политического развитая общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.

Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права

Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень) для 11 класса - под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева, - выпушенными издательством «Просвещение»,

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания на данном уровне ученик должен

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.


Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
    объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
    общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
    общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и вывода;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

• применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

• умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

• поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

• отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

• выбор вида чтения соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

• самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

• участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мулътимедийньк технологий;

• пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Учебно-методический комплект:

Учебник: Л.Н.Боголюбов, Городецкая Н.И. Иванова Л.Ф. «Обществознание 10 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2014 г

Учебник: Л.Н.Боголюбов, Аверьянов Ю.А, Белявский А.В. «Обществознание 11 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2014 г

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М. : Просвещение, 2010.

Школьный словарь по обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М. : Просвещение, 2010.

Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ: метод, пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М. : Экзамен, 2011.

Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тес­тирования. - М. : ООО «РУСТЕСТ», 2010-12.(электронная версия)

Единый государствсш1ый экзамен 2012-13. Обществознание : учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. - ФИПИ-Центр, 2012

Единственные реальные варианты заданий для подготовки к Единому государственно­му экзамену. ЕГЭ-2012,2013. Обществознание. - М. : Федеральный центр тестирования, 2012, 2013 и т.д.

Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 10 класс. 30 диагностических вариантов. М.: Национальное образование,

2011 г.

Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 11 класс. 56 диагностических вариантов. М.: Национальное образование,

2011 г. и. т.д.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС (35 ч)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля измерите-ли

Элемен-ты доп.содержания

Оборудование

Д/з

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Человек в обществе

Глава 1. Общество (2 ч)

1-2

Что такое общество

2

Изучение нового материала. Комбинированный урок

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Соци­альное взаимодействие и обще­ственные отношения. Основные институты общества. Общество как динамическая система. Ос­новные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и при­рода. Общество и культура (вто­рая природа). Важнейшие инсти­туты общества

Уметь высказывать свое мне­ние, работать с текстом учебни­ка, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятию «общество», выделяя его характерные признаки; раз­личать понятия «государство, общество, страна» и давать оп­ределения; объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления эко­номической жизни; объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой от­вет примерами событий полити­ческой жизни страны и зарубеж­ных государств; объяснять сущ­ность духовной сферы жизни общества, приводя в подтвер­ждение своих мыслей конкрет­ные примеры из области науки, культуры, религии, образования; разъяснять особенности социальной сферы общества, под­тверждая ответ примерами из истории и современности разви­тия общества.

Устный опрос. Проблем­ные задания


Эволюция

и револю­ция как формы со­циального изменения

Учебник, ,

Презента-

ция


§ 1

во­просы после па­раграфа

3-4





5

Общество как сложная система.


Динамика обществен ного развития

2

Комбини­рованный

Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социаль­ная организация страны. Основ­ные признаки общества. Взаимо­связь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречии-вость воздействия людей на природную среду. Глобаль­ные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры, новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй приро-ды». Культура материаль­ная. Проблема сохранения куль­турного наследия. Законодатель­ство об охране памятников исто­рии и культуры

Знать основные положения по теме урока.

Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; анализи­ровать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собст­венную точку зрения или обос­новывать известные; уметь рабо­тать с текстом учебника, выде­лять главное; решать проблем­ные вопросы; работать с мате­риалами СМИ

Устный

опрос

в форме

диспута;

проверка

домашнего

задания

Процессы глобали­зации

Учебник,

Презента-

ция


§2

Подгот. к зач.


Глава 2. Человек (6 ч)

6-7

Социальная сущность человека

2

Комби-ни­рован-ный

Человек как продукт биологиче­ской, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выде­ления человека и общества. Ши­рокое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опас­ность неконтролируемого изме­нения окружающей среды

Знать основные положения уро­ка: что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять разработанные человеком способы защиты при­роды.

Уметь объяснять взаимосвязь человека, общества и природы; объяснять варианты вредного воздействия человека на обще­ство, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопро­сы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Устный оп­рос, практи­ческие задания


Учебник, ,

Презента-

ция


§3

8-9

Человек как духовное существо

1

Комби-ни­рован-ный

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Пат­риотизм. Добро и зло. Мировоз­зрение и его роль в жизни чело­века

Знать основные положения по теме урока: виды и уровни чело­веческих знаний; что такое ми­ровоззрение, философия; про­блема познаваемости мира. Уметь высказывать свое мне­ние, работать с текстом учебни­ка, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать мо­ральные ценности; объяснять сущность мировоззрения

Устный опрос

Работа с документом, задания уровня С по теме урока

Учебник, ,

Презента-

ция

§4

10-11

Деятель­ность -

спо­соб существова-ния людей

2

Комби-ни­рован-ный

Деятельность как способ чело­веческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. По­требности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая дея­тельность. Трудовая деятель­ность. Игра. Учебная деятель­ность. Соотношение деятельно­сти и общения

Знать основные положения по теме урока: что такое деятель­ность; что такое потребности; иерархическая теория потребно­стей.

Уметь характеризовать основ­ные черты деятельности; опре­делять мотивы деятельности; раскрывать на примерах много­образие видов деятельности; оп­ределять взаимосвязь деятельно­сти и сознания

Опрос


Учебник, ,

Презента-

ция

§ 5,

во­просы после па­раграфа

12-13

Познаватель-ная и коммуникативная деятельность

2

Комби-ни­рован-ный

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и ра­ционалистов. Понятие об агно­стицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсо­лютные и относительные исти­ны. Истина и заблуждение. Мно­гообразие путей познания. Осо­бенности научного познания. Научное мышление и современ­ный человек. Мифология и по­знание. Жизненный опыт и здра­вый смысл. Что такое мировоз­зрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, науч­ное. Убеждение и вера. Миро­воззрение и деятельность

Знать основные положения по теме урока: проблема познавае­мости мира; что такое наука; основные особенности научного мышления; естественные и со­циально-гуманитарные науки; что представляет собой знание и процесс познания. Уметь объяснять сущность чув­ственного и рационального по­знания; анализировать собствен­ные и чужие взгляды на позна­ваемость мира; объяснять проти­воречия реальной жизни и нахо­дить возможный вариант их раз­решения

Тест

Понятие

истины, её крите­рии

Учебник, ,

Презента-

ция

§ 6,

вопросы и зад. к докум. С.65-66

14-15

Свобода и необходи- мость в деятельности человека

2

Комби-ни­рован-ный

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социаль­ное поведение и социализация личности. Самосознание и само­реализация. Единство свободы и ответственности личности. По­знание человеком самого себя. Самооценка

Знать связь свободы и необхо­димости.

Уметь характеризовать основ­ные точки зрения на соотноше­ние биологического и социально­го в человеке; выделять основные признаки понятия «личность»; объяснять, в каких сферах про­исходит социализация личности и в чем она выражается; опреде­лять связь между самоопределе­нием и самореализацией лич­ности

Письмен­ные задания

Работа с документом, задания уровня С по теме урока

Учебник, ,

Презента-

ция

§ 7,

во­просы к пара­графу

16-17

Современное общество

2

Комбинирован-ный

Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика Социально- политическое измерение информационного общества.

Называть противоречия глобализации. Раскрывать понятие «информация», « информационное общество». Описывать единое мировое информационное пространство .Излагать различные подходы к вопросу регулирования глобальных информационных потоков. Характеризовать информационную экономику современного общества. Объяснять связь развития гражданского общества и информационных процессов. Перечислять критерии развития информационного общества.




П.8

18-19

Глобальная угроза международного терроризма

2

Комбинированный

Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.

Раскрывать понятие « международный терроризм». Устанавливать связь международного терроризма с процессом глобализации и научно-техническим процессом. Характеризовать идеологические основы террористической деятельности. Объяснять особую опасность международного терроризма, обосновывать необходимость борьбы с ним. Описывать антитеррористическую деятельность международного сообщества.




П.9

20

Контрольная работа по теме «Человек в обществе»

1

Контроль знаний

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Соци­альное взаимодействие и обще­ственные отношения. Основные институты общества. Многовариантность обществен­ного развития. Понятие общест­венного прогресса. Угрозы и вы­зовы XIX векаОбщественное и индивидуаль­ное сознание. Социализация ин­дивида. Социальная роль. Соци­альные роли в юношеском воз­расте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и соци­альное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочте­ния. Свобода и ответствен­ность. Дсвиантное поведение. Знания и навыки. Общественная значимость и личностный смысл образования в условиях инфор­мационного общества. Рациональное экономическое поведение потребителя, семья­нина, работника и гражданина. Человек в политической жизни

Знать основные положения раз­дела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать из­вестные; работать с текстом учебника, выделять главное, от­вечать на поставленные вопро­сы, давать определение понятийЗнать основные положения раз­дела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Тест в форме ЕГЭ

Самост.

работа

Раздаточный материал

Эссе по теме


Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.

Глава 3. Общество как мир культуры


21-22

Духовная культура общества

Духовный мир личности

2

Комби-ни­рован-ный

Традиции и новаторство в куль­туре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Про­блемы современной отечествен­ной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культур­ный комплекс. Этикет, его про­исхождение и правила. Культур­ное наследие и культурные уни­версалии. Роль культурного на­следия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохра­нения

Знать основные положения по теме урока: культура у различ­ных народов; что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.

Уметь анализировать особен­ности культурных ценностей и объяснить сущность культур­ного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы

Опрос,

тест

Работа с документом, задания уровня С по теме урока

Учебник, ,

Презента-

ция

§ 10-11

23-24

Мораль

2

Изучение нового ма­териала. Повто­рение и обоб­щение

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия

Знать основные положения по теме урока: роль морали в жизни человека и общества; становле­ние нравственного в человеке;

беседа



П.12

25-26

Наука и образование

2


Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное обра­зование, школьное и домашнее. Общее образование и специаль­ное образование. Школа как осо­бый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагоги­ческой функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Клас­сификация наук. Школа как спо­соб приобщения к основам нау­ки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие универ­ситетов. История и разновидно­сти академий

Знать основные положения по теме урока: что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды выс­ших учебных заведений есть в РФ Уметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших вре­мен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы

Опрос

Работа с документом, задания уровня С по теме урока

Учебник, ,

Презента-

ция

§ 13

во­просы после па­раграфа

27-28

Религия.

1

Комби-ни­рован-ный

Особенности религии и религиозного мышления. Мно­гообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современ­ном мире. Различные определе­ния религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и сим­вол как важные элементы рели­гии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ пред­ков и традиция уважения роди­телей. Вероучение в мировых ре­лигиях

Знать Что такое религия; особенности мировых религий.

Иметь представление о фети­шизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявле­ниях в истории человечества

Беседа

Сообщение


Учебник, ,

Презента-

ция

§ 14, вопросы после па­раграфа

29-30

Искус­ство

Массовая культура

2

Комби-ни­рован-ный

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобрази­тельного искусства. Субъекты художественной культуры и дея­тели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Кри­терии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искус­ства»

Знать основные положения по теме урока: что такое искусство и как оно соотносится с художе­ственной культурой. Уметь объяснять, кто является субъектом художественной куль­туры; анализировать произведе­ние искусства, определяя ценно­сти, которыми оно обладает

Тест

Работа с документом, задания уровня С по теме урока

Учебник, ,

Презента-

ция

§ 15-16,

во­просы пара­графа

31

Контрольная работа по теме «Общество как мир культуры»

1

Контроль знаний

Духовная жизнь человека. Рели­гия. Искусство. Мораль и право

Знать основные положения раз­дела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Тест в форме ЕГЭ


Тест в форме ЕГЭ



Глава 7. Правовое регулирование общественных отношений


32







33

Современные подходы к пониманию права


Право в системе социальных норм

2

Изучение нового ма­териала.

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представле­ние о юридической ответствен­ности. Права и обязанности. По­нятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидно­сти правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия норма- тивно-правовых актов

Знать основные положения по теме урока: чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; что представляют собой социальные нормы и каково их видовое раз­нообразие.

Уметь объяснять, в чем заклю­чается взаимосвязь права и зако­на и какие существуют между ними различия; разъяснять сущность права, а также раз­личные его значения; правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах

Тест


Учебник, ,

Презента-

ция

§ 17-18

34-35

Источ­ники права

2

Комбини­рованный

Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов

Знать основные положения по теме урока.

Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; оп­ределить, нормами каких отрас­лей права регулируется опреде­ленная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений

Устный опрос

задания уровня С по теме урока

Учебник, ,

Презента-

ция

§19

36-37

Право­отношения и правона­рушения

2

Изучение нового ма­териала.

Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в со­временной России

Знать основные положения по теме урока.

Уметь разъяснять сущность та­ких понятий, как «правосозна­ние» и «правовая культура лично­сти»; раскрывать важнейшие признаки правоотношений; оп­ределять особенности правона­рушений; объяснять различия между проступком и преступле­нием; называть главные черты юридической ответственности; объяснять основные цели дея­тельности судебной системы

Устный опрос

задания уровня С по теме урока

Учебник, ,

Презента-

ция

§ 20

38-39

Совре­менное рос­сийское законодатель­ство

2

Комбиниро-ванный

урок

Конституционное право. Адми­нистративное право. Граждан­ское право. Трудовое право. Се­мейное право. Уголовное право. Экологическое право

Знать основные положения по теме урока: общие черты и спе­цифика отраслей российского права; отличие трудового дого­вора от гражданско-правовых до­говоров; различие проступка и преступления

Устный опрос


Учебник, ,

Презента-

ция

§

40-41

Пред­посылки правомерно­го поведения. Общество в развитии.

2

Урок-исследов.

Правосознание. Правовая куль­тура. Правомерное поведение

Многовариантность обществен­ного развития.

Целостность и противоре-чивость современного общества. Проблема общественного про­гресса. Общественный прогресс. Критерии общественного про­гресса. Формы общественного прогресса

Знать основные положения по теме урока: что такое право­сознание; основные элементы правосознания; каким образом взаимодействует право и право­сознание; правомерное поведе­ние и его признаки; предпосыл­ки правомерного поведения; соотношение правосознания, правомерного поведения и пра­вовой культуры

Знать основные положения по теме урока: чем объясняется многообразие путей и форм об­щественного развития; что такое процесс глобализации; каковы проявления глобализации в эко­номической сфере; основные глобальные проблемы современ­ности

Презентация исследовательских работ


Учебник, ,

Презента-

ция

§21

42-43

Гражданин Российской Федерации

2

комбинированный

Гражданство РФ. Пра­ва и обязанности гра­жданина РФ. Воинская обязанность. Альтер­нативная гражданская служба. Права и обя­занности налогопла­тельщика

Знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, ка­ковы основания приобретения граждан­ства; в отношении каких категорий ино­странных граждан и лиц без граждан­ства может быть применена упрощенная процедура приема в российское граж­данство; каковы права гражданина РФ; что такое воинская обязанность, что та­кое альтернативная гражданская служба, кто имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Понимать, в чем отличие прав гражда­нина от прав человека; каковы основные права и обязанности налогоплательщика. Уметь назвать конституционные обязан­ности, возложенные на гражданина РФ




П.22

44-45

Гражданское право

2

комбинированный

Гражданские правоот­ношения. Имущест­венные права личные, неимущественные пра­ва. Личные неимуще­ственные права. Право на интеллектуальную собственность. Насле­дование. Защита граж­данских прав

Знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоот­ношения, что понимают под их содер­жанием.

Понимать, какие особенности харак­терны для гражданских правоотношений




П.23

46-47

Семейное право

2

комбинированный

Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей оставшихся без попечения родителей.

Называть необходимые условия заключения и расторжения брака согласно семейному кодексу РФ. Объяснять причины имеющихся ограничений для вступления в брак. Раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей. Характеризовать пути и способы воспитания детей оставшихся без попечения родителей.

Работа с семейным кодексом РФ



П.24

48-49

Правовое регулирова -ние занятости и трудоустрой ства

2

Комбинированный.

Трудовые правоотно­шения. Субъекты тру­дового права. Работ­ник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой дого­вор, испытательный срок. Заня тость насе­ления. Социальная защита и социальное обеспечение. Профес­сиональное образо­вание

Знать основные положения но теме урока: какие документы необходимы ра­ботнику при приеме на работу; каков по­рядок заключения, изменения и растор­жения трудового договора; учреждения профессионального образования. Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоот­ношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового пра­ва; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработ­ный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения




П.25

50-51

Экологиче -ское право

2

комбинированный

Общая характеристика экологического права. Право человека на бла­гоприятную окружаю­щую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения

Знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответст­венности за экологические правонару­шения предусматривает законода­тельство.

Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений; почему пра­во на благоприятную окружающую сре­ду принадлежит к числу общечеловече­ских ценностей; почему важно исполь­зовать различные способы экологиче­ской защиты.

Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризо­вать основные экологические права, за­крепленные в Конституции РФ; назы­вать основные способы защиты экологи­ческих прав граждан




П.26

52











53







54

Процессуа- льные отрасли права

Граждан­ский и арбит­ражный про­цесс


Уголовный процесс

Админи­стративная юрисдикция, конституци­онное судо­производство








3


Процессуальное пра­во. Основные принци­пы гражданского про­цесса. Судопроизвод­ство. Участники граж­данского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений

Основные принципы и участники процесса. Меры процессуально­го принуждения. До­судебное производст­во. Судебное произ­водство. Суд присяж­ных заседателей

Административная юрисдикция. Субъек­ты административной ответственности. Ад­министративные нака­зания. Конституцион­ное судопроизводство. Основные принципы конституционного су­допроизводства. Ста­дии конституционного судопроизводства




П.27

55-57

Конституционное судопроизводство

3

Комбинированный

Судьи конституционного суда. Принципы конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства.

Раскрывать содержание и объяснять цель конституционного судопроизводства в РФ. Характеризовать требования предъявляемые к судьям. Описывать основные стадии конституционного судопроизводства в РФ. Называть принципы конституционного судопроизводства.




П.28

58-60

Международная защита прав человека

3

Изучение нового материала

Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной каз­ни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уго­ловного суда. Перспективы разви­тия механизмов международной защиты прав и свобод человека

Знать основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав челове­ка; как организована зашита прав чело­века в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда




29

61-63

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

3


Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Угрозы термоядер­ной войны. Международный тер­роризм.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения; называть и харак­теризовать основные проблемы XXI в.; объяснять возможные пути решения глобальных проблем; объ­яснять, чем отличается постиндуст­риальное общество от индустриаль­ного; какими качествами должен об­ладать человек, чтобы жить и рабо­тать в меняющемся обществе




П.32

64-65

Годовая контрольная работа


2

Контроль знаний

Тест в форме ЕГЭ




66-68

Итоговое повторение


2

Итоговое повторение

Тест в форме ЕГЭ






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС (34 ч)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля измерите-ли

Элемен-ты доп.содержания

Оборудование

Д/з

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Что изучает курс «Обществоз-нание»

1

Повторе-ние

Человек и экономика. Проблемы социально- политической жизни. Человек и закон

Знать основные положения. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Вид контроля: выборочное оценивание. Измерители: ответы на во­просы



Глава 1. Экономическая жизнь общества

2-3

Роль экономики в жизни общества

Экономика: наука и хозяйство

2

Комби­ниро­ванный


Что изучает экономи­ческая наука. Эконо­мика и экономическая деятельность. Измери­тели экономической деятельности

Знать, с чем связано появление эконо­мической науки; что изучают макроэко­номика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП. Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарак­теризовать их.

Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были пре­образованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельно­сти в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем про­изводимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах

Устный опрос.

Составить словарик темы.


Отработка заданий формата ЕГЭ по теме


Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум


§ 1


4-5

Экономи­ческий рост и развитие

2

Практи-кум


Понятие экономиче­ского роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и ин­тенсивный рост. Эко­номическое развитие. Экономический цикл

Знать, что такое «порочный круг бед­ности».

Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от эко­номического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл.

Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.

Тест

Работа с доку-

ментами

Отработка заданий формата ЕГЭ по теме


Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум


§2


6-7

Рыночные отношения в экономике

2

Комби­ниро­ванный


Рынок и его роль в экономической жиз­ни. Рыночная структу­ра и инфраструктура. Конкуренция и моно­полия. Современный рынок. Становление рыночной экономики в России

Знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструк­тура рынка; чем характеризуется совре­менный рынок.

Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной (плано­вой, командной); в чем состоят особен­ности фондового рынка; что свидетель­ствует о рыночном характере россий­ской экономики.

Уметь объяснять, как действуют в ры­ночном хозяйстве экономические зако­ны; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция

Устный опрос.

Составить словарик темы.


Отработка заданий формата ЕГЭ по теме


Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум


§ 3

8-9

Фирмы в экономике

2

Семи-нар

Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бух­галтерские издержки и прибыль. Постоян­ные и переменные из­держки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями

Знать, что такое «эффективное пред­приятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно полу­чить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает из­держки и прибыль.

Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала

Работа с доку-

ментами



Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум


§ 4

10-11

Правовые основы пред­приниматель­ской деятель­ности

2

Лекция

Правовые основы предпринимательства. Организационно- правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело

Знать, какие законы регулируют пред­прини-мательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензиро­вания. Понимать, что мешает развитию про­изводственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринима-тельской идеи, попробо­вать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление пред­принимательской деятельности без го­су-дарственной регистрации. Уметь давать определение предприни­мательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе пред­принимательского права, прокомменти­ровать их; объяснять, чем отличается ус­тав от учредительного договора

Тест




Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум


§ 5

12-13

Слагае­мые успеха в бизнесе

2

Комби­ниро­ванный


Источники финанси­рования бизнеса. Ос­новные принципы ме­неджмента. Основы маркетинга

Знать, что такое финансирование и ка­ковы его источники; какие источники финансирования характерны для круп­ного и малого бизнеса; что такое топ- менеджмент и какую должность он за­нимает в фирме.

Понимать, можно ли открыть свое де­ло, не изучая рынок. Уметь объяснять, могут ли малые пред­приниматели в России получить долго­временный кредит у коммерческих бан­ков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стра­тегическое планирование

Устный опрос.

Работа с доку-

ментами


Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум


§ 6

14-15

Экономи­ка и государ­ство

2

Комби­ниро­ванный


Экономические функ­ции государства. Ин­струмент регулирова­ния экономики. Денежно-кредитная (монетарная) полити­ка. Бюджетно-нало­говая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь госу­дарства?

Знать, в чем заключается ограничен­ность возможнос-тей рынка «регулиро­вать» экономику. Понимать, почему государство занима­ется производством общественных благ; должны ли существовать пределы вме­шательства государства в экономику, если да, то почему.

Уметь объяснять, какие цели преследу­ет прави-тельство, проводя экономиче­скую политику; называть основные ме­тоды воздействия государства на эконо­мику; объяснять, как государство оказы­вает поддержку рыночной эконо-мике

Составить словарик темы.

Работа с доку-

ментами


Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум


§7,

Тест


16-17

Финансы в экономике

2

Комби­ниро­ванный


Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия

Знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различ­ные финансовые институты; каковы со­циально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфля­цией.

Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерче­ские банки; может ли инфляция положи­тельно влиять на экономику. Уметь объяснять, почему возникает инфляция

Тест


Отработка заданий формата ЕГЭ по теме


Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум


§8

18-19

Занятость и безработица

2

Комби­ниро­ванный


Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная по­литика в области заня­тости

Знать, как действуют спрос и предло­жение на рынке труда; каковы особен­ности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения.

Понимать, для чего необходим рынок труда.

Уметь объяснять, почему трудно до­стичь равновесия на рынке труда

Практикум

Работа с доку-

ментами


Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум


§9

20-21

Мировая экономика

2

Комби­ниро­ванный


Мировая экономика. Международная тор­говля. Государствен­ная политика в облас­ти международной торговли. Глобальные проблемы экономики

Знать, что такое «международные эко­номические отношения». Понимать, каковы причины междуна­родного разделения труда; почему неко­торые государства применяют политику протекционизма.

Уметь объяснять, какая страна - СШЛ или Нидерланды - больше зависит от международной торговли и почему

Сообщения учащихся



Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум


§ 10

22-23

Экономичес- кая культура


Лекция

Рациональное поведе­ние потребителя. Рациональное поведе­ние производителя

Знать, какие факторы влияют на произ­водительность труда. Понимать, какие экономические про­блемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю. Подумать, можно ли защитить свои до­ходы от инфляции, если да, то каким образом.

Уметь объяснять, как рационально рас­ходовать деньги, чем обязательные рас­ходы отличаются от произвольных рас­ходов; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограничен­ных ресурсах

Работа с доку-

ментами


Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум


§ 11

24

Контрольная работа по теме «Экономическая жизнь общества»


1

Контроль знаний

Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Тест




Повтор

Глава 2. Социальная сфера

25-26

Социальная структура общества

2

комбинированный

Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.

Называть виды социальных групп и их признаки. Раскрывать на примерах роль малых социальных групп в обществе.

Объяснять причины социального неравенства в истории и в современном обществе. Объяснять критерии социальной стратификации. Различать виды социальной мобильности.




П.13

27-28

Социальные нормы и отклоняю щееся поведение

2

комбинированный

Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение. Преступность.

Перечислять виды социальных норм. Характеризовать виды социального контроля и их социальную роль. Различать санкции социального контроля. Называть причины отклоняющегося поведения Объяснять меры по борьбе с преступностью. Оценивать роль толерантности в современном мире.




14

29-30

Нации и межнациона -льные отношения

2

Комбинированный.

Что объединяет людей в нацию. Россия многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути национального сближения. Национальная политика в России.

Характеризовать особенности этнических отношений в России.

Называть причины и последствия международных конфликтов.

Сравнивать различные проявления идеологии и политики национализма.

Аргументированно показывать влияние этнических факторов на государственное развитие и развитие культуры.

Обосновывать антиобщественную анти культурную сущность этнической дискриминации. Оценивать значение принципов демократической национальной политики государства.




15

31-32

Семья и быт

2


Семья как институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Дом в котором мы живем.

Характеризовать социальные институты семьи и брака. Объяснять функции семьи .Сравнивать различные типы семьи.

Приводить примеры государственной поддержки семьи.

Высказывать обоснованное суждение о роли семьи в социализации личности.




16


33-34

Гендер - социальный пол

2


Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе.

Объяснять значения понятий «гендерные стереотипы» «гендерная роль» Обосновывать изменение роли женщины в современном мире. Различать причины гендерных конфликтов.

Факторы влияющие на освоение гендерной роли.




17

35-36

Молодежь в современном обществе

2


Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Характеризовать молодежь как социальную группу.

Раскрывать социальные роли юношества

Факторы обеспечивающие успешность самореализации молодежи в условиях рынка.

Особенности молодежных субкультур.





37-39

Демо­графическая ситуация в со­временной России и про­блемы непол­ной семьи

1

Семинар


Тенденции развития семьи в современной России. Проблема не­полных семей. Совре­менная демографиче­ская ситуация в Рос­сийской Федерации

Знать, какие тенденции в развитии се­мьи можно оценить как неблагоприят­ные, что такое неполная семья, как уве­личение числа неполных семей сказыва­ется на демографической и социальной ситуации в обществе. Понимать, чем характеризуется совре­менная демографическая ситуация в России.

Уметь объяснять, какие факторы оказа­ли негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России

Работа повопро-сам семинара


Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум


§ 17









40-42

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

1

Контроль знаний

Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Проверочная работа. Тест.



Ответы на во­просы


Глава 3. Политическая жизнь общества



1








43-45

Политика и власть



Формы проявления влияния: си­ла, власть и авторитет. Станов­ление власти в качестве полити­ческого института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерар­хия. Борьба за власть

Знать основные положения по теме урока: какие существуют формы проявления влияния в обществе; что представляет собой власть, ее виды. Уметь анализировать конкрет­ные жизненные ситуации, свя­занные с борьбой за власть




П.

20

46-48

Политичес-кая система


комбинированный

Структура и функции политиче­ской системы. Государство в по­литической системе. Политиче­ские режимы. Определение по­литической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверените­та. Внешние и внутренние функ­ции государства. Причины и ус­ловия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и ис­торические фермы авторитариз­ма. Природа и сущность дикта­туры. Происхождение и особен­ности парламентского режима. Парламент как защитник демо­кратических свобод и борьба за его учреждение. Структура пар­ламента

Знать основные положения по теме урока: что такое политиче­ская система общества и какова роль государства в ней; основ­ные признаки государства; основные функции государства; политический режим и какие существуют их типы. Уметь давать разъяснение сло­ву «государство», употребляе­мому в различных значениях, анализировать причины и усло­вия возникновения государства, основные функции государства; анализировать виды монополии государства; анализировать виды политических режимов, под­тверждая ответ конкретными примерами из истории и совре­менности




П.

21

49-51

Гражданское общество и правовое государство



Два значения гражданского об­щества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Изби­рательное право и его происхо­ждение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом госу­дарстве и история его становле­ния. Признаки правового госу­дарства. Черты тоталитарного государства

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы: «Что такое гражданское общество? Что представляет собой инсти­тут «гражданства», кто такие граждане, каков их правовой статус? Что такое правовое госу­дарство, каковы его основные признаки?»; анализировать взаи­моотношения государства и об­щества




П.

22

52-54

Демократические выборы


комбинированный

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партий­ные системы

Знать, что представляет собой политическая система: опреде­лять сходство и различие мажо­ритарной и пропорциональных политических систем; типологии политических партий и их сущ­ность




П.

23

55-57

Политичес кие павртии и партийные системы


комбинированный





58-59

Политичес- кая элита и политическое лидерство


комбинированный

Политическая элита. Политическое лидер­ство. Роль политиче­ского лидера. Типы лидерства

Знать, что представляет собой полити­ческая элита; кто такой политический лидер, каковы основные признаки поли­тического лидерства; основные функции политического лидера. Понимать, как рекрутируется полити­ческая элита; что общего и что различно­го у двух типов лидерства - традиционно­го и харизматического. Уметь объяснять, какие элитные груп­пы оказывают влияние на принятие по­литических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политиче­ский лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизма­тическое лидерство




П.

25

60-61

Политическое сознание



Обыденное и теорети­ческое сознание. Что такое идеология. Со­временные политиче­ские идеологии. Роль идеологии в по­литической жизни. Политическая психо­логия. Средства мас­совой информации и политическое созна­ние

Знать, чем различаются два уровня по­литического сознания: обыденно- практический и идеолого-теоретиче- ский, какова связь между ними; что та­кое идеология, какую роль она играет в политической жизни; каковы харак­терные черты политической психологии. Понимать, какова суть отличия поня­тия «политическое сознание» от понятия «политическое знание». Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на собы­тия XX в.; определять место СМИ в со­временной политической жизни, знать их функции, понимать каким образом СМИ осуществляют свое политическое влияние




П.

26

62-63

Политическое поведение



Многообразие форм политического пове­дения. Политический терроризм. Регулиро­вание политического поведения

Знать, что называется политическим поведением, как различаются его фор­мы, привести примеры; чем характери­зуется электоральное поведение; каковы возможности регулирования политиче­ского поведения.

Понимать, каковы мотивы политиче­ского поведения.

Уметь объяснять, в каких случаях име­ет место протестное поведение; объяс­нять, чем опасно экстремистское пове­дение




П

.27

64-65

Политичес кий процесс и культура политичес кого участия







66-67

Годовая контрольная работа




Тест в форме ЕГЭ




68

Итоговое повторение








34

© 2010-2022