Рабочая программа по обществознанию

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по обществознанию в 7 классе составлена в соответствии с примерной программой по обществознанию для основного общего образования. Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова.

Настоящая рабочая программа по обществознанию разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 7 классе и предназначена для детей-инвалидов, обучающихся в Центре дистанционного образования при ГКОУ ДОД «РЦ НТТУ» с помощью дистанционных образовательных технологий Минобрнауки КБР.

Содержательный статус программы - вариативный. Программа определяет минимальный объем содержания курса обществознания для ООО и согласно учебному плану РЦ ДОДИ.

Структура документа

Рабочая программа по обществознанию 7 класса состоит из следующих компонентов:

  • пояснительная записка, раскрывающая общую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, ценностные ориентиры содержания учебного предмета; предметные, метапредметные и личностные результаты освоения конкретного учебного предмета;

  • учебно-тематическое планирование;

  • содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • отличительная особенность реализации программы;

  • список литературы;

  • приложения.

Общая характеристика учебного предмета

Цель программы:

  • дать целостное представление об обществе;

  • основных сфер общественной жизни;

  • о процессе восприятия социальной (в том числе правовой) информации и определения собственной позиции;

  • правовой культуры;

  • основы политических знаний;

  • способности к самоопределению и самореализации;

Задачи программы:

  • создание условий для социализации личности;

  • формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;

  • содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

  • развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

  • развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

Рабочая программа по обществознанию 9 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».

  • Приказ Минобрнауки России от 17.07.2015 № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015».

  • Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015)
    «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • Письмо Министерства образования и науки РФ, Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 10 декабря 2012 г. № 07-832 «О методические рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Учебный план РЦ ДОДИ Ресурсного центра дистанционного образования детей-инвалидов ГКОУ ДОД «РЦ НТТУ» Минобрнауки КБР на 2015-2016 уч.г.

Обществознание - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Раскрытие, интерпретация, оценка основных понятий базируется на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурологи, правоведение, этика, социальная психология, философия). Такая комплексная научная база учебного предмета, многоаспектность изучения этого предмета обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. Обществознание как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Обществознание в основной школе опирается на обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета Окружающий мир. Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового школьного возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Место предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение обществознания отводится 1 час в неделю, всего 35 часа в год.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа, что соответствует календарно-тематическому планированию.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Обществоведение- мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональном сообщество.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Результаты освоения учебного предмета

Программа позволит добиться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  • критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

метапредметные:

познавательные УУД:

  • умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  • способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  • умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • регулятивные УУД:

  • способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

коммуникативные УУД:

  • развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

предметные:

  • показывать на исторической карте территории расселения различных народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках; показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

  • основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней;

  • выдающихся деятелей отечественной истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников;

  • составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

  • составлять характеристику исторических деятелей;


  • участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение. Давать отзыв на ответы других учащихся.

Учебно- тематическое планирование

п/п

Наименование

раздела

Кол-во

часов

Формы и

методы обучения

1

Вводный урок

1

Форма - индивидуальная дистанционная. Методы обучения - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (воспроизведение),
проблемное изложение, наглядные (презентация, фильм, видео, иллюстрации).

2

Человек и закон

11

Форма - индивидуальная дистанционная. Методы обучения - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (воспроизведение),
проблемное изложение, наглядные (презентация, фильм, видео, иллюстрации).

3

Человек и экономика

12

Форма - индивидуальная дистанционная. Методы обучения - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (воспроизведение),
проблемное изложение, наглядные (презентация, фильм, видео, иллюстрации).

4

Человек и природа

5

Форма - индивидуальная дистанционная. Методы обучения - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (воспроизведение),
проблемное изложение, наглядные (презентация, фильм, видео, иллюстрации).

5

Человек и общество (защита проектов)

5

Форма - индивидуальная дистанционная. Методы обучения - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (воспроизведение),
проблемное изложение, наглядные (презентация, фильм, видео, иллюстрации).

6

Итоговый урок

1

Форма - индивидуальная дистанционная. Методы обучения - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (воспроизведение),
проблемное изложение, наглядные (презентация, фильм, видео, иллюстрации).

Итого

35


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (35ч.)

Вводный урок. (1ч.)

Глава I. Человек и закон (11ч.)

Регулирование поведения людей в обществе Что значит жить по правилам. Социальные параметры личности. Права и обязанности граждан. Гражданские правоотношения. Нормы права. Конституционные обязанности гражданина. Почему важно соблюдать законы. Закон и правопорядок в обществе. Защита Отечества. Защита Отечества - долг и обязанность. Для чего нужна дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Виновен - отвечай. Ответственность за нарушение законов. Ответственность несовершеннолетних. Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы. Судебная власть. Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе». Регулирование поведения.

Глава II. Человек в экономических отношениях (12ч.)

Экономика и еѐ основные участники. Экономика и еѐ роль в жизни общества. Основные участники экономики. Карманные деньги за и против. Роль карманных денег для подростка. Мастерство работника. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Производство: затраты, выручка, прибыль. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Виды и формы бизнеса. Виды бизнеса. Предприниматель. Этика предпринимателя. Обмен, торговля, реклама. Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и еѐ формы. Реклама в современной экономике. Деньги, их функции. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Экономика семьи. Бюджет моей семьи. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях». Человек в экономических отношениях.

Глава III. Человек и природа (5ч.)

Человек часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды. Охранять природу - значит охранять жизнь. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Главные Правила экологической морали. Закон на страже природы. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности. Практикум по теме: «Человек и природа». Человек и природа.

Глава IV. Повторение Человек и общество (защита проектов) (5ч.)

Повторение (1ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

  • основы конституционного строя РФ;

  • основные права человека,

  • основные полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти,

  • деятельности органов местного самоуправления;

  • основные отрасли права;

уметь

  • характеризовать основы конституционного строя РФ;

  • называть основные права человека,

  • характеризовать основные полномочия законодательной, исполнительной и

судебной власти,

  • приводить примеры деятельности органов местного самоуправления;

  • называть основные отрасли права;

  • сравнивать уголовные и административные правонарушения;

  • приводить примеры юридической ответственности несовершеннолетних;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • работы с текстом законов;

  • давать оценку действиям людей с точки зрения закона.

Отличительная особенность реализации программы:

  • Уроки ведутся индивидуально в дистанционной форме. Дистанционное обучение позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья получить образование без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникаций;

  • программа содействует полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное обучение предусматривает комплекс дидактических методов, основанных на совершенно иных по сравнению с традиционными принципами обучения. Так как есть сферы образовательной деятельности, где современные телекоммуникационные технологии позволяют существенно расширить доступ учащихся к учебной информации и образовательным ресурсам и дают неоспоримые преимущества по сравнению с традиционными;

  • система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Форма обучения:

Уроки ведутся индивидуально с использованием дистанционных образовательных технологий.

Режим занятий:1 час в неделю по 40 минут.

Срок реализации программы - 1 год.

Виды деятельности.

Предпочтительными являются следующие виды учебной деятельности:

  • устный опрос,

  • поиск примеров,

  • сравнительный анализ,

  • конспектирование.

Формы контроля.

Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:

  • письменный опрос;

  • устный опрос;

  • тестирование;

  • письменные контрольные работы и самостоятельные работы.

Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;

  • урок закрепления и применения знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Список литературы

УМК:

Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбовa - М.: Просвещение, 2010.

для учителя:

.Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 7 класс. - М.: Просвещение, 2010.

. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 6 класс/ Сост. А.В. Поздеев. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2012

для учащихся:

И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. - М.: Русское слово, 2007.

Электронные образовательные ресурсы

http: // www/gov.ru/

http: // mon. gov.ru/

http: // www/ ed.gov.ru/

http: // fipi.ru/

http: // mediasput.r

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Упражнения для физкультурных минуток.

Физкультминутка общего воздействия.

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - встать на носки, руки вверх наружу, на счёт «два» - потянуться вверх за руками. На счёт «три» - опустить руки дугами через стороны вниз, на счёт «четыре» - скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить упражнение в быстром темпе 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки вперёд. На счёт «раз» - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. На счёт «три, четыре» - упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6-8 раз в быстром темпе.

Упражнение 3. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - согнуть правую ногу вперёд и, обхватив голень руками, притянуть её к животу. На счёт «два» - притянуть ногу, подняв руки вверх. На счёт «три, четыре» - выполняется то же, но с левой ногой. Повторить упражнение в среднем темпе 6-8 раз.

Физкультминутка общего воздействия.

Упражнение 1. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - руки отводятся назад. На счёт «два» - руки развести в стороны, на счёт «три» - поднять руки вверх, стать на носки. На счёт «четыре» - расслабляя плечевой пояс, руки опустить с небольшим наклоном вперёд. Повторить 4-6 раз в медленном темпе.

Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, руки, согнутые вперёд, кисти в кулаках. На счёт «раз» - с поворотом туловища налево нанести удар правой рукой вперёд. На счёт «два» - принять исходное положение. На счёт «три, четыре» - выполнить то же самое, но в другую сторону. Повторить 6-8 раз, не задерживая дыхания.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счёт «два» - локти подаются вперед. На счёт «три» - руки расслабленно опускаются вниз. На счёт «четыре» - принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.

Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счёт «раз» - мах левой рукой назад, правой вверх. На счёт «два» - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.

Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счёт «раз» - отнести голову назад. На счёт «два» - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 2).

Упражнение 1. Выполняется сидя на стуле или стоя. На счёт «раз, два» - выполнить круговое движение правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. На счёт «три, четыре» - выполнить круговое движение левой рукой назад с поворотом туловища и головы налево. Упражнение повторить 4-6 раз в медленном темпе.

Упражнение 2. Выполняется сидя на стуле или стоя, руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разведены. На счёт «раз» - обхватить себя за плечи как можно крепче. На счёт «два» - занять исходное положение. Упражнение повторить 4-6 раз в быстром темпе.

Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле, руки на поясе. На счёт «раз» - повернуть голову направо. На счёт «два» - исходное положение. На счёт «три» - повторить то же налево. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и. п.) - сидя на стуле. 1 - голову наклонить вправо; 2 - и. п.; 3 - голову наклонить влево; 4 - и. п.; 5 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 - и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

2. И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо; 2 - и. п.; 3 - поворот головы налево; 4 - и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

3. Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 1)

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-поднять плечи. На счёт «два»-опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе.

Упражнение 2. Исходное положение - руки согнуты перед грудью. На счёт «раз, два»-выполнить согнутыми руками два пружинящих движения назад. На счёт «три, четыре»-выполнять такие же рывки прямыми руками. Упражнение выполнять 4-6 раз в среднем темпе.

Упражнение 3. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-слегка прогнуться, выполнив мах руками в стороны. На счёт «два»-расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. И. п. - стоя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх; 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

2. И. п. -стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

3. И. п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак; 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища

1. И. п. - стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 - круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 - то же в другую сторону; 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. И. п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3-4 - и. п.; 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.

Физкультминутка для глаз

Занимайтесь профилактикой, и вы не допустите зрительного утомления. Спросите - как? Рекомендуем составленный нами - по материалам офтальмолога В. Ф. Базарного - специальный комплекс из пяти простейших упражнений, получивший название «Физкультминутка для глаз».

Упражнения выполняйте в домашних условиях через каждые 20-25 минут зрительной работы. Весь этот комплекс займет не более полутора-двух минут. Было бы полезно, чтобы этими советами воспользовались и учителя в середине каждого урока.

Исходное положение каждого упражнения - стоя или сидя.

Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали - вверх-вниз и вниз-вверх.

Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.

Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.





© 2010-2022