Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества


МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. ЧАСТЬ 5. Духовная сфера.

Учитель истории и права Куркина А.П.

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Культура

Слово «культура» имеет три основных значения:

возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли; образование, воспитание, развитие; поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.

В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком.

Материальная культура охватывает прежде всего сферу материального производства и его продукты - технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты - религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д.

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Функции культуры: Образовательно-воспитательная функция. Интегративная и дезинтегративная функции культуры .Регулирующая функция культуры. Функцию трансляции (передачи) социального опыта. Функция познавательная (гносеологическая).Регулятивная (нормативная) функция. Знаковая функция. Ценностная, или аксиологическая.

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Основные элементы культуры

Знаки - материально, чувственно воспринимаемые предметы (явления, действия, отношения), служащие для обозначения других предметов, явлений, действий, а также передачи и переработки информации (знаний).

Символы - это тоже знаки, но такие, которые вызывают однозначную социальную реакцию и служат средством социального взаимодействия.

Язык - объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта.

Ценности - это набор тех социально значимых предпочтений, приоритет которым отдают различные социальные группы в обществе.

Правила регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Стандарты поведения определяются социальными нормами.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения.

Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную опенку окружающих и основанные на привычках.

Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Обычаи - традиционно установившийся порядок поведения, в отличие от манер присущий широким массам людей. Он также основан на привычке, но не на индивидуальной привычке, а коллективной.

Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени

Религия

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Религия - является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Любая религия обычно состоит из следующих основных элементов:

религиозное сознание (идеология и религиозная психология);

религиозный культ (отношения);

религиозные организации.

Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем.

Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе.

Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу.

Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей.

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества



Искусство

Искусство - особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Форма существования искусства - художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;

воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Виды искусства - это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства - звук, цвет, телодвижение, слово и т.д.

Литература Музыка Танец Живопись Архитектура Скульптура Декоративно-прикладное искусство Театр Цирк Кино Фотография Эстрада



Образование

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Образование - это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.

Функции образования следующие: воспитание; социализация; подготовка квалифицированных специалистов; приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Система образования включает:

дошкольные образовательные учреждения;

общеобразовательные учреждения;

образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);

образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);

негосударственные образовательные учреждения;

дополнительное образование.

Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, - кружки, секции, воскресные школы, курсы;

самообразование - самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование - это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

Две подсистемы образования:

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Наука

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Наука - это определенная система знаний о природе, об обществе, о человеке, а также особый вид духовного производства, целями которого являются получение истинных знаний, их накопление и совершенствование.

В строгом смысле слова наука как явление культуры появилась в XVII в., что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний.

Классификация наук

К естественным наукам относятся науки:

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);

Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);

физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);

человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают различные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Гуманитарные науки - науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества

Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно растет. Среди ее основных функций необходимо назвать следующие:

мировоззренческая (наука объясняет мир);

гносеологическая (наука способствует познанию мира);

преобразующая (наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества).

© 2010-2022