Методическая разработка открытого урока по дисциплине Право

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка открытого урока по дисциплине ПравоМинистерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ СПО «МЕЛЕЗОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»









В.Р. Юнусова



ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ





по дисциплине «Основы права»


Методическая разработка
















Мелеуз

2012

Рассмотрена на заседании цикловой «Утверждаю»

комиссии цикла «ОГСЭ» Заместитель директора по

и профессиональных дисциплин 030503 учебно-воспитательной работе

Председатель ЦК _______ Н.М. Лемехова ______________Л.Г. Дегтярева

«______»______________2012 г. «______»______________2012 г.

















Автор: В.Р. Юнусова, преподаватель

высшей категории ГБОУ СПО

«Мелеузовский механико -

технологический техникум».


Рецензенты: А.В. Николаева, методист

ГБОУ СПО «Мелеузовский

механико - технологический

техникум».




А.А. Мансуров, заместитель

Мелеузовского межрайонного

прокурора





РЕЦЕНЗИЯ


на методическую разработку учебного занятия

по теме: «Правомерное поведение и правонарушения»,

выполненную преподавателем Юнусовой В.Р.

Методическая разработка преподавателя Юнусовой В.Р. написана по материалам, которые дают возможность, познакомится с понятиями правомерного поведения и правонарушения, их видов, признаков и состава.

Данная работа носит информационно - развивающий характер, поскольку собранный материал позволяет в полной мере достичь поставленных целей воспитательного характера.

Методическая разработка имеет познавательное значение и помогает формировать у студентов навыки самостоятельного принятия решений, активизирует познавательную деятельность, способствует оптимизации и интенсификации учебного процесса.

Разнообразие приемов и методов, применения широкого спектра наглядности, позволяет достичь поставленных преподавателем целей, увеличивают эффективность воспитательного процесса.

Данная методическая разработка может быть рекомендована классным руководителям, преподавателям и студентам для проведения учебного занятия.











Рецензент А.В. Николаева, методист

ГБОУ СПО «Мелеузовский

механико - технологический

техникум».

РЕЦЕНЗИЯ


на методическую разработку учебного занятия

по теме: «Правомерное поведение и правонарушения»,

выполненную преподавателем Юнусовой В.Р.


Представленное учебное занятие разработано и проведено с учетом рекомендаций и требований, предъявляемых к учебным занятиям, как одному из видов воспитательной работы. Данное занятие ориентировано на:


  • Формирование умения применения полученных теоретических знаний к описанию и анализу конкретных проявлений человеческого поведения, развивать познавательную потребность, мышление, внимание.

В ходе проведения четко распознаются этапы учебного занятия, поставленные цели отражают суть проблемы и ее актуальность, использованы выдержки и цитаты из источников информации.

Методы проведения исследований (конкурсы, кроссворды) обоснованы и соответствуют поставленным целям. Результаты исследования обсуждаются студентами и преподавателем, которые впоследствии сами дают им оценку.

Учебное занятие заканчивается на позитивной, утверждающей ноте, правильно выбран прием психологической установки, которая дает положительный настрой в поведении студентов.

Данное занятие способствует воспитанию:

  • Ответственности, коллективизма, социальной коммуникации;

  • Интереса к будущей профессии, развития правовой культуры личности и гражданина;

Проведение учебного занятие по данной разработанной теме позволяет:

  • Сохранить познавательный интерес к изучаемой дисциплине;

  • Способствовать дальнейшему развитию интеллектуальных умений и навыков у студентов, умению обобщать, делать логические выводы;

  • Развивать мышление, внимание, творческие способности;

  • Способствовать овладению рациональными методами познания изучаемого материала;

  • Активизировать творческую работу студентов.

Данная методическая разработка может быть рекомендована классным руководителям, преподавателям и студентам для подготовки и проведения учебных занятий.



Рецензент А.А. Мансуров, заместитель

Мелеузовского межрайонного

прокурора
















































Составитель Юнусова В.Р. «Правомерное поведение и правонарушения» по дисциплине «Основы права». (Методическая разработка учебного занятия).

В методической разработке представлен материал, создающий предпосылки успешного обучения студентов, который развивает творческое мышление, активизирует познавательную деятельность, способствует оптимизации и интенсификации учебного процесса.

В методической разработке для организации прочного и осознанного усвоения студентами знаний о правомерном поведении и правонарушениях, их составе, а также для успешного овладения умениями этих знаний и умственного развития, используются различные приемы, методы: активизация активности студентов, карточки для дифференцированного опроса, проверка знаний с помощью тестов, викторин и игры «Отгадай слово».

Данная методическая разработка может быть использована для расширения кругозора преподавателей и студентов.





































Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ СПО «МЕЛЕУЗОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


Поурочный план


Дата________ Группа_______ Занятие________


Дисциплина: Основы права


Тема: Правомерное поведение и правонарушения

1. Организационный момент (1 мин.)

1.1. Взаимное приветствие преподавателя и студентов.

1.2. Проверка отсутствующих.

1.3. Проверка внешнего состояния аудитории.

1.4. Организация внимания.

2. Цели занятия:

Обучающие: познакомить студентов с сущностью правомерного поведения и его видами, раскрыть понятие и признаки правонарушения, его состав и виды правонарушений_____________________________________________________________

развивающие: сохранение познавательного интереса к изучаемой дисциплине, способствовать дальнейшему развитию интеллектуальных умений и навыков у студентов, умению обобщать, делать логические выводы, развивать мышление, внимание, творческие способности, способствовать овладению рациональными методами познания изучаемого

материала, активизировать творческую работу студентов

воспитательные: стимулировать погрешности в формировании ответственности, коллективизма, социальной коммуникации, показать актуальность изучаемого материала, а также значимость темы в вопросах воспитания личности и гражданина

3. Планируемые результаты обучения:

Студент должен знать: понятие правомерного отношения, правонарушения, их признаков и видов

Студент должен уметь: распознавать элементы юридического состава правонарушения

4. Основные понятия, впервые вводимые на занятии: вина, умысел,

преступление, проступок, неосторожность, уголовная ответственность

5. Тип занятия: проблемная лекция

6. Основные методы, применяемые на занятии: информационно-

развивающий, проблемное изложение

7. Оборудование: доска, мел, ноутбук, интерактивная доска, схемы

8. Связи:

-межпредметные: Конституционное право, Гражданское право, Уголовное___ право

-внутрипредметные: «Юридическая ответственность», «Правоотношение»

Ход занятия и режим работы


1. Актуализация знаний (10 мин.)

1. Как Вы понимаете само толкование понятия права, системы права, источников права.

2.Понятие, признаки, функции государства.

3.Понятие правоотношений.

4.Предмет и метод правового регулирования.

5.Возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.


2. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия ( 1 мин.)

Тема: «Правомерное поведение и правонарушения»


3. Изучение материала (60 мин.)

1. Правомерное поведение: понятие, сущность, виды.

2. Понятие и признаки правонарушения.

3. Состав правонарушения.


4. Методы обучения и активизации познавательной деятельности студентов проблемное изложение__________________________________________

5. Закрепление материала (10 мин.)

1. Игра «Отгадай слово»

2. Ответить на тест «Правомерное поведение и правонарушения»

3. Викторина «Знаешь ли ты закон?»

4. Задание-карточка по теме «Правомерное поведение и правонарушения»___


6. Подведение итогов занятия (5 мин.)


7. Домашнее задание (1 мин.)

1. В.В. Румынина «Основы права» стр. 79-102

2. Смоленский М.Б. «Теория государства и права». стр. 244-259

3. Венгеров А.Б. «Теория государства и права». стр. 278-292









Преподаватель В.Р. Юнусова

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………...…………………...3

Ход и содержание занятия………………………………………………...4

1. Организационный момент…………………………………………......4

2. Постановка целей занятия….………………………………....….....….4

3. Актуализация знаний…………………………………………………...4

3.1. Тест для актуализации знаний…………………………………………5

4. Изучение нового материала……………………..……………………..6

4.1. Основные понятия………………………………………………………6

4.2. Правомерное поведение: понятие, сущность, виды………………......7

4.3. Понятие и признаки правонарушения…………………………………9

4.4. Состав правонарушения………………………………………….……11

5. Закрепление материала……………………………………………….16

6. Подведение итогов занятия…………………………………………..16

7. Домашнее задание……………………………………………………...17

Заключение…………………………………………………………….…..19

Список литературы………………………………………….……………20

Приложение 1. Тесты для актуализации знаний

Приложение 2. Задания - карточка для актуализации знаний

Приложение 3. Тесты для закрепления материала

Приложение 4. Задания - карточка для закрепления материала

Приложение 5. Викторина «Знаешь ли ты закон?»

Приложение 6. Игра «Отгадай слово»

Приложение 7. Таблицы - схемы

Приложение 8. Презентация



















ВВЕДЕНИЕ

На данном занятии по теме «Правомерное поведение и правоотношения» студенты не только знакомятся с новым понятием правомерное поведение, правонарушение, но и наблюдают актуальность проблемы правомерного поведения всех субъектов, ее роль в решении основных вопросов теории и практики правового регулирования. В ходе урока у студентов развиваются познавательные способности, навыки самостоятельного приобретения знаний через обработку информации и выделения главного.

Учитель на данном уроке не только проверяет степень усвоения теоретического материала по теме «Правомерное поведение и правонарушения», но и дает возможность почувствовать свой потенциал каждому студенту, чтобы показать значимость полученных знаний, побуждает к активной работе, воспитывает эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность, формирует научное мировоззрение, представление о роли правомерного поведения в жизни общества, а также его юридических последствий.


























ХОД И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

(Сценарий)

1 Организационный момент

Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые студенты!

Сегодня мы с вами будем изучать тему: «Правомерное поведение и правонарушения».

Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?

В чём причины преступности?

Как можно предотвратить преступность?

(Выслушиваются ответы студентов).

2 Постановка целей

Преподаватель: Сегодня в ходе занятия мы с вами должны достичь следующих целей:

обучающие: изучение понятия и классификации правомерного поведения, рассмотрение понятия, признаков и видов правонарушения, раскрытие и описание элементов юридического состава правонарушения;

развивающие: сформировать умения применения полученных теоретических знаний к описанию и анализу конкретных проявлений человеческого поведения, развивать познавательную потребность, мышление, внимание;

воспитывающие: прививать интерес к будущей профессии, развивать правовую культуру.

3 Актуализация знаний

Преподаватель: Нам необходимо проверить ранее усвоенные знания и умения при помощи устного опроса по следующим вопросам:

1.Как Вы понимаете само толкование понятия права, системы права, источников права.

2.Понятие, признаки государства, функции государства.

3.Понятие правоотношений.

4.Предмет и метод правового регулирования.

5.Возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

(Выслушиваются ответы студентов).

Некоторые студенты будут работать по заданиям - карточкам (Приложение 2), учитывающим индивидуальные особенности студентов.

Часть студентов в свою очередь будет работать по тестам (Приложение 1):

3.1 Тест для актуализации знаний

1.Признаком правового государства является:

а) республиканская форма правления;
б) федеративное устройство;
в) наличие судебной системы;
г) разделение властей.


2.Какой нормативный правовой акт обладает в России высшей юридической силой и прямым действием?

а) постановление Конституционного Суда Российской Федерации;

б) федеральный конституционный закон;

в) конституция Российской Федерации.


3. Совокупность приемов, способов и средств воздействия норм права на регулируемые ими отношения - это?

а) предмет правового регулирования;

б) метод правового регулирования;

в) система законодательства.


4. Кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации?

а) федеральное Собрание и Президент;

б) президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации;

в) президент и Правительство Российской Федерации.


5. Что является основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений?

а) юридический факт, прошедший государственную регистрацию;

б) только совокупность юридических фактов;

в) юридический факт или совокупность юридических фактов.


6. Какие функции осуществляет Правительство РФ?

а) объявляется амнистию;

б) осуществляет управление федеральной собственностью;

в) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.


7. С какого возраста, по общему правилу, граждане приобретают дееспособность в полном объеме?

а) с 14 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.

8.Основополагающая идея, в соответствии с которой организована отрасль права - это:

а) презумпция;

б) принцип;

в) правовой обычай.


9.Что такое правоспособность?

а) потенциальная (абстрактная) способность лица иметь права и нести обязанности;

б) способность лица самостоятельно совершать юридические действия;


10. Субъектами правовых отношений являются:

а) физические лица;

б) юридические лица;

в) физические и юридические лица.

4 Изучение материала

Преподаватель: Теперь, после проверки ваших знаний, мы переходим к изучении новой темы: «Правомерное поведение и правонарушения» и на данном занятии мы должны изучит следующие вопросы:

1. Правомерное поведение: понятие, сущность, виды.

2. Понятие и признаки правонарушения.

3. Состав правонарушения.

4.1 Основные понятия

Правомерное поведение - это законно-послушное поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Правомерное поведение, как правило, является поведением общественно полезным и социально значимым.

Правонарушение - это противоправное, виновное деяние деликтоспособных лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

Проступки - правонарушения меньшей степени опасности. Они могут быть дисциплинарные, административные, имущественные, финансовые, семейные.

Преступления - опасные виды правонарушений.

Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.



  1. Правомерное поведение: понятие, сущность, виды


Право - это все то, что истинно

и справедливо.

В. Гюго.


Преподаватель: Человек, вступая в разнообразные общественные отношения, отвечает за свое поведение - он должен учитывать предъявляемые к нему требования и сообразовывать свои поступки с существующими правилами и ценностями. Ведь и окружающие, и общество, и государство, в свою очередь, соответствующим образом реагируют на различные варианты поведения - одобряют, поощряют, наказывают.

Человеческое поведение расценивается обществом положительно, если оно не противоречит принятым эталонам поступков, а человек руководствуется ими в реальной жизни. Поведение человека, нарушающее общественные правила, квалифицируются как отклоняющееся и антиобщественное, и вызывает такие меры воздействия как общественное порицание, общественное воздействие и другие. Но общество не может заставить человека отказаться от его действий.

Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, то есть соответствовать нормам права или противоправным, то есть нарушающим правовые нормы.

Что вы понимаете под поведением?

(Выслушиваются ответы студентов).

Преподаватель: Поведение - это взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное его двигательной (физической) и психической активностью.

Относительно права поведение людей может быть юридически нейтральными юридически значимым.

Юридически нейтральное поведение не регулируется правом и не влечет юридических последствий.

Юридически значимое поведение регулируется правом и может, как соответствовать правовым нормам, так не соответствовать им.

В первом случае речь идет о правомерном поведении, во втором - о правонарушении.

Как вы думаете, чем отличается понятие поведение от правомерного поведения?

(Выслушиваются ответы студентов).

Преподаватель: Правомерное поведение - это законно-послушное поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Правомерное поведение, как правило, является поведением общественно полезным и социально значимым.

Правомерное поведение является основой законности и правопорядка. При этом важна доброкачественность законов, ибо они должны обеспечить гражданам возможность удовлетворять свои разумные, насущие потребности посредством их. От людей требуется сформированное правосознание, инициатива и убежденность в необходимости, полезности и социальном назначении права в обществе.

То есть, в человеке требуется с самого детства воспитывать уважительное отношение к праву, он должен подчиняться ему, но вместе с тем человек должен уметь принимать решения и самостоятельно, когда в праве ему предлагается выбор.

Правомерное поведение может быть активным и пассивным.

Активное поведение имеет место в случае реализации управомачивающих либо обязывающих юридических норм. Пассивное поведение связано с воздержанием от запрещенных действий.

В зависимости от характера мотивации законопослушного субъекта права различают:

1) сознательное правомерное поведение - такой вид поведения, при котором субъект права осознает необходимость, обоснованность и справедливость требований правовых норм и подчиняется их требованиям с целью достижения социально полезного результата (иногда данный вид правомерного поведения называют «легализмом». Под легализмом понимается соблюдение закона по той причине, что это закон, а законы должны соблюдаться. (закон суров, но это закон). Пример: «пешеход при отсутствии автомобилей не переходит дорогу и ожидает разрешающего сигнала светофора»;

2) конформистское правомерное поведение - вид поведения, при котором субъект права подчиняется правовым предписаниям в силу подражания окружающим (потому что так «делают все»);

3)правомерное поведение под страхом государственного принуждения - вид поведения, при котором субъект права исполняет требования юридических норм, боясь применения санкций со стороны государства.

По объективной стороне правомерное поведение подразделяют на необходимое или желательное (пример: уплата налогов) и социально- допустимое (пример: развод супругов - правомерное, социально допустимое, но нежелательное поведение).

Не всякое поведение людей регулируется правом, а только некоторые виды поведения, имеющие важное ответственное значение. Будучи закрепленным в правовой норме, такое поведение становится юридически значимым, то есть вызывает те или иные правовые последствия, охраняется и обеспечивается государством.

В основном люди отличаются именно правомерным поведением. Но внутренние причины для этого у каждого разные.

Одни соблюдают законы потому, что почитают их, признают их важность. Другие над этим могут и не очень задумываться, а просто ведут себя «как все». Третьи не нарушают норм права из-за боязни наказания.

Впрочем, один и тот же человек в разных жизненных ситуациях может руководствоваться всеми перечисленными доводами. Однако нельзя отрицать того, что нарушения закона все-таки происходят.


  1. Понятие и признаки правонарушения


Правосудие есть основание всех

общественных добродетелей.

П. Гольбах


Преподаватель: Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?

В чём причины преступности?

Как можно предотвратить преступность?

(Выслушиваются ответы студентов).

Преподаватель: Эта проблема волновала человечество издавна. Существуют различные точки зрения, поэтому вопросу.

1)Антропологи считают, что физиологические особенности человеческого организма влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии и другие патологии.

2) На преступность влияет воспитание и социальная среда.

3) Уровень жизни предопределяет преступность в обществе. Нищета толкает человека на совершение преступления.

Но в реальной жизни происходит так: кто-то не хочет поступать, как все, кто-то не боится наказания, или думает, что никто не узнает о правонарушении, встречаются люди, для которых характерно и первое, и второе, и третье. Они особенно легко идут на нарушение закона.

Пробуем разобраться дальше. Почему человек руководствуется данными мотивами, приводящими к правонарушению? Надо обратить внимание на то, что характер человека, его поступки зависят и от него самого, и от окружающего общества.

Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Правонарушение представляет собой разновидность антисоциального поведения.

Правонарушение - это противоправное, виновное деяние деликтоспособных лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

Интересно, если бы потенциальный правонарушитель перед совершением противоправного поступка думал о неизбежности наказания, решился бы он на правонарушение или нет? Скорее всего, все-таки нет. Люди, идущие на правонарушение, думают, что, так или иначе они сумеют остаться безнаказанными.

Иногда это объясняется их легкомыслием, иногда излишней самонадеянностью. Однако и общество виновато в том, что люди не боятся наказания. Зачастую государство и общество слабо реагируют на правонарушения, на беззаконие, и преступники остаются безнаказанными.

Каждый человек уникален. А один из важнейших признаков права, как вы уже знаете, - общеобязательность.

Нет ли здесь противоречия? Может быть, нельзя придумать одинаково хорошие законы для всех людей разом и добиться их исполнения? И если это так, то кто-то всегда будет поступать не как все?

(Выслушиваются ответы студентов).

Преподаватель: Все это приводит к заключению, что гуманные законы должны учитывать то, что является общим для всех нас; те же законы, которые разделяют и различают людей, приводят к дискриминации, а значит, к росту числа правонарушений. Однако и сам человек, прежде чем поступать вопреки всем и вся, должен серьезно задуматься над последствиями таких поступков.

Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Человек не понимает или не хочет понимать важности соблюдения закона для благополучия общества, а значит, и каждого его члена. Он не уважает старших, он помыкает младшими и слабыми.

Если законы призваны опираться на нормы добра и справедливости, то, нарушая закон, человек нарушает нравственную норму. Воспитывая нравственные качества, ты воспитываешь тем самым в себе правомерное поведение, и наоборот, правомерное поведение охраняет нравственность.

Таким образом, мы пришли еще к одной важной мысли. Препятствиями на пути правомерного поведения являются те же самые преграды, что стоят на пути добра.

Таковы некоторые общие причины неправомерного поведения.

Каковы отличительные признаки поступка, признанного правонарушением?

(Выслушиваются ответы студентов).


Преподаватель: Если право охраняет общество, то правонарушение приносит ему вред. Нарушение нормы права общественно опасно. Общественная опасность - это первый признак правонарушения.

Второй признак, необычен, но если он отсутствует, то поступок, который выглядит как правонарушение, таковым не является. Этот признак - наличие вины.

Представь себе ситуацию. С одного из верхних этажей строящегося здания падает работник, который вставлял в окна рамы. Он задевает строительную люльку, и это сохраняет ему жизнь. Но из люльки выпадает рабочий-маляр и получает серьезные увечья. Совершил ли правонарушение первый рабочий-строитель, если его собственное падение было случайным? Нет, так как в случайном падении не может быть предвидения отрицательных последствий. Его поступок, говоря проще, не несет вины, которая является обязательным признаком правонарушения. Если же первый рабочий был пьян, то его вина безусловна.

Правонарушение следует отличать от аморального проступка. Мораль и право не противопоставляются друг другу: аморальным является все то, что опасно для общества в самом широком смысле этого слова.

Отличие правонарушения от аморального проступка проводится, прежде всего, по признаку противоправности. Если правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения, то нарушение моральных норм предполагает моральное осуждение со стороны других лиц. Результатом такого осуждения может явиться чувство стыда улица, совершившего аморальный проступок. К тому же степень общественной опасности аморального проступка значительно ниже опасности правонарушения. Фактически правонарушение представляет собой разновидность аморального поведения, которое необходимо искоренять мерами государственного принуждения. Пример: ложь является аморальным проступком и подлежит осуждению со стороны членов общества. Но если лицо дает ложные показания в суде, то это уже считается правонарушением.



  1. Состав правонарушения


Преподаватель: Как вы думаете, что такое состав правонарушения?

(Выслушиваются ответы студентов).

Преподаватель: Составом правонарушения называется совокупность признаков, характеризующих общественно опасное деяние.

К элементам состава правонарушения относятся:

- объект правонарушения;

- субъект правонарушения;

- объективная сторона правонарушения;

- субъективная сторона правонарушения.

Отсутствие одного из элементов означает отсутствие состава правонарушения.

Объект правонарушения - это охраняемые правом явления окружающего мира или общественные отношения, на которые направлено противоправное деяние. Объектом правонарушения могут выступать социальные и личностные ценности, которым противоправным деянием наносится ущерб.

В УК РФ, запрещенные им деяния сгруппированы именно по объектам посягательства: преступления против жизни, преступления против собственности, преступления против правосудия и другие.

Объект правонарушения следует отличать от предмета правонарушения. Предмет правонарушения - это вещь или иное благо (например, информация), которое было изъято, повреждено, уничтожено или захвачено в процессе совершения правонарушения.

Пример: лицо, укравшее кошелек, посягает не на кошелек - оно нарушает право собственности того, кому принадлежит этот кошелек.

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее правонарушение. Субъектами правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица.

Основное требование к физическим лицам - вменяемость и достижение определенного возраста. Вменяемость - это способность лица при совершении правонарушения осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Субъектом правонарушения в уголовном праве может быть только физическое лицо.

Объективную сторону правонарушения образуют все те элементы противоправного поведения, которые характеризуют его как определенный акт внешнего проявления в объективной действительности. Принято различать обязательные и факультативные признаки объективной стороны правонарушения. К обязательным признакам относятся противоправное деяние, вредные последствия противоправного деяния, а также причинная связь между деянием и его вредными последствиями.

Противоправное деяние - это акт человеческого поведения, выраженный в активном действии или бездействии. Большинство правонарушений совершается посредством действия, которое может выступать или в форме физического воздействия на людей, животных, предметы материального мира, или в письменной форме, или в устной (словесной) форме, или совершаться с помощью жестов (так называемые конклюдентные действия). Бездействием правонарушение может выражаться в том случае, когда на лице либо организации лежала обязанность, предусмотренная соответствующим нормативным актом либо заключенным договором, и это лицо либо организация данную обязанность не выполнило, к примеру, организация в соответствии с договором не построила объект, врач не оказал помощь больному, должник не возвратил деньги, сторож спал, вместо того чтобы надлежащим образом охранять объект.

Вредные последствия противоправного деяния - это тот вред, ущерб, который причиняется противоправным деянием. Вредные последствия могут носить личный, имущественный либо иной характер, они различаются по степени тяжести.

Причинная связь между противоправным деянием и его вредными последствиями. Причинная связь - это такая связь между явлениями, в силу которой одно из них (причина) с необходимостью порождает другое (следствие). Здесь следует уяснить основное свойство данной характеристики - необходимость наступления последствий именно вследствие деяния. Возможны ситуации, когда, казалось бы, налицо и противоправное деяние, и вредные последствия, однако причинной (то есть необходимой) связи между ними не будет.

К факультативным элементам объективной стороны обычно относят место, время, способ, обстановку совершения правонарушения. Каждое правонарушение совершается в определенном месте, в определенное время, определенным способом и в определенной обстановке.

Субъективную сторону правонарушения раскрывает психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям, направленность воли правонарушителя. К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и цель. Иногда здесь же говорят об особом психическом состоянии лица, совершившего правонарушение, например, состояние опьянения, сильного душевного волнения.

Субъективную сторону правонарушения образует вина. Под виной подразумевается психическое отношение субъекта к своему противоправному поведению и к его последствиям. Психически здоровый человек способен, исходя из окружающей обстановки, сознательно определить свое поведение, выбрать из нескольких его вариантов тот, который находится в соответствии с интересами общества. Лицо должно предвидеть последствия своего поведения. Однако при определении юридической ответственности к вине относятся дифференцированно.

В ряде случаев элементами субъективной стороны правонарушения могут быть его мотив и цель. Мотив представляет собой, то побуждение, которым руководствуется лицо во время совершения правонарушения (например, месть). Цель - это представление субъекта о результате совершаемого правонарушения (например, убийство, совершаемое с целью скрыть другое преступление).

Различают две формы вины: умысел и неосторожность.

Умысел бывает прямой и косвенный. При прямом умысле лицо сознает общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий и желает их наступления (например, киллер, совершающий заказное убийство). При косвенном умысле правонарушитель сознает общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий и, хотя и не желает их наступления, но сознательно его допускает или относится к ним безразлично (например, подросток, который в драке наносит противнику удар обрезом трубы: он вовсе не желает смерти другого подростка, однако безразлично относится к возможности наступления такого результата).

Неосторожность также делится на два вида: легкомыслие и небрежность.

При легкомыслии лицо сознает общественную опасность своего деяния, предвидит наступление вредных последствий, но без достаточных на, то оснований рассчитывает на их предотвращение. Расчет может быть связан с надеждой на самого себя (опыт, сила), на других людей (пожарный успеет погасить огонь от пиротехнического устройства, брошенного в класс с целью напугать одноклассников), на явления природы (собирается дождь, который погасит костер в сухом лесу).

При небрежном совершении правонарушения лицо не сознает либо недостаточно сознает общественную опасность своих деяний, не предвидит наступление вредных последствий, хотя может и должно их сознавать и предвидеть.

От небрежности следует отличать невиновное причинение вреда, или так называемый казус (случай), когда лицо не предвидело, не могло, и не должно было предвидеть наступление вредных последствий. Такая ситуация может возникнуть в результате нервных перегрузок, например, в работе авиадиспетчера из-за того, что он работал без отдыха на протяжении двух суток.

Соответствие деяния всем признакам состава правонарушения называется квалификацией правонарушения. Деяние может быть квалифицировано в качестве правонарушения только в том случае, если имеются все элементы его состава. Отсутствие какого-либо из признаков, образующих в своей совокупности состав правонарушения (например, вины), приводит к тому, что оно не может считаться правонарушением и не влечет за собой установленную законом ответственность.

Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

В чем их отличия?

(Выслушиваются ответы студентов).

Преподаватель: Преступление отличают от проступка три признака:

1. Совершенное должно быть очень опасным для человека, общества и государства.

2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.

3. Человек должен быть виновен в содеянном.

Правонарушения могут быть легкими и тяжелыми, то есть иметь разную степень опасности для общества. По степени этой опасности, вредности для общества их можно разделить на две группы.

Проступки - правонарушения меньшей степени опасности. Они могут быть дисциплинарные, административные, имущественные, финансовые, семейные.

Это очень многочисленная группа правонарушений. В течение дня в школе, институте, техникуме то и дело совершаются дисциплинарные проступки, хотя многие из вас не склонны относить их к правонарушениям. Например, списывание на экзамене, опоздание на занятие и просто... разговоры между студентами, мешающие преподавателю вести занятие. Не забывайте, что за любое правонарушение человек несет ответственность и должен быть наказан!

Преступления - опасные виды правонарушений. За них, конечно, следует более суровое наказание. Преступления нарушают нормы уголовного права. Все виды преступлений перечислены в Уголовном кодексе Российской Федерации.

К сожалению, приходится признать, что количество преступлений не уменьшается, а, наоборот, растет, особенно совершенных в результате потребления алкоголя и других наркотиков.

Людей всегда мучил вопрос, как бороться с правонарушениями. Что для этого должно сделать общество и что может сделать каждый отдельный человек?

(Выслушиваются ответы студентов).

Преподаватель: В правосудии есть еще одно замечательное правило. До того как суд принимает свое решение, человек считается невиновным. Ну а если вина доказана - держи ответ.

Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.

Государство наказывает правонарушителя разными способами. Трудно судить человека, сложно его и наказывать. В наказании важна справедливость. Попробуем разобраться в том, что означает «справедливое наказание». Вспомните, когда вас в последний раз наказывали за проступок.

Сделайте вывод о том, в чем заключался результат наказания. Обменяйтесь мнениями.

И еще один вопрос. Знали ли вы заранее о том, какое наказание последует за вашими проступками? Какую роль это сыграло?

А какие меры принимает государство к правонарушителю?

(Выслушиваются ответы студентов).

Преподаватель: В древнем праве считалось правильным и справедливым, чтобы преступника наказывал сам потерпевший. Чаще всего потерпевший наносил обидчику точно такой же ущерб, какой понес сам. Действовало правило «око за око, зуб за зуб».

Со временем, с развитием государственности, появляются специальные органы, на которые возлагается функция наказания. Они обязаны действовать в соответствии с законом. Современное общество не может обойтись без мер государственного воздействия.

Но как мы сейчас определяем цели наказания?

(Выслушиваются ответы студентов).

Преподаватель: Для восстановления справедливости преступник должен понести кару - лишения, страдания, ограничения.

Наказание должно привести к исправлению правонарушителя, его перевоспитанию.

Наказание правонарушителя должно послужить уроком для других людей, предупредить другие правонарушения.

Непросто определить такое наказание, при котором все цели были бы достигнуты. Что важнее - покарать преступника или перевоспитать его? Все важно!

С ростом числа правонарушений все большее число людей склоняется к мнению, что нужно ужесточать наказание. Но это может озлобить человека, и вместо возвращения к правомерному поведению он приобретет желание мстить. Этого ли мы хотим?

Надо воспитывать в себе такое качество, как умение - прощать. Если люди не научатся это делать, то оступившийся человек окажется в одиночестве. Чувствуя враждебность, он сохранит склонность к антиобщественным поступкам.

5 Закрепление материала

Преподаватель: Теперь после всего выше изученного мы закрепим полученные знания с помощью игры «Отгадай слово» (Приложение 6), викторины «Знаешь ли ты закон?» (Приложения 5), часть студентов в свою очередь будет работать по заданиям - карточкам (Приложение 4), а некоторые будут решать тесты (Приложение 3).

6 Подведение итогов занятия

Преподаватель: Итак, сегодня мы получили общие сведения о правомерном поведении и правонарушениях.

Изучили:

1. Правомерное поведение: понятие, сущность, виды.

2. Понятие и признаки правонарушения.

3. Состав правонарушения.

Студенты, которые активно работали на уроке и правильно сформулировали свои мысли, получат дополнительные оценки по дисциплине «Основы права».

7 Домашнее задание

Преподаватель: Также, для закрепления полученных на занятии знаний, необходимо почитать дома следующую литературу:


  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: с. 278-292.

  2. Румынина В.В. Основы права: с.79-102.

  3. Смоленский М.Б. Теория государства и права: с. 244-259.





































Преподаватель: И в конце занятия хотелось бы, чтобы каждый студент закончил одно из следующих предложений:

Я сегодня на занятии узнал о ...

Мне понравились на занятии моменты ...

Я чувствую себя ...

Я хотел бы узнать по данной теме о ...

Мне не понравилось ...

У меня сейчас настроение …

Я узнал на занятии новое о …

По данной теме мне хотелось бы узнать еще о ...

Мне было сегодня на занятии ...

Мое состояние сейчас я оцениваю, как ...

Я хотел бы изучить подробнее по данной теме следующие вопросы ...

Данная тема была для меня ...

Занятие было ...























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Методическая разработка учебного занятия решает важные дидактические задачи:

˗ усиливает мировоззренческую направленность процесса обучения, логическое и дидактическое единство обучения и воспитания.

˗ совершенствует руководство самостоятельной работы студентов в организации контроля усвоения знаний;

˗ улучшает методическую помощь молодым преподавателям при подготовки к уроку;

Все вышеизложенное соответствует требованиям ФГОС к формированию основных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать современный специалист, его возможность профессионального роста.







































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Румынина В.В. Основы права: Уч. - М., 2008.

2.Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / под ред. О.Е.Кутафина. М., 2007.

3.Румынина В.В., Клименко А.В. Теория государства и права: Методическое пособие. - М., 2002.

4.Лазарев В.В Основы права. Гриф МО РФ,- М: Юрист. 2006.

5.Румынина В. В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, М: Академия. 2009.

6.Смоленский М.Б. Основы права. Ростов - на Дону: Феникс. 2008.

7.Молчанова В. Э., Сонов А. С. Основы права: Уч. - М., 2007.

8.Назаренко Г.В. Теория государства и права Учебное пособие М.: 2001.

9.Протасов В.Н. Теория государства и права: ООО «Юрайт - Издат» 2004.

10.Соколов А.Н. Теория права и государства - Калининград, 2002.














































ПРИЛОЖЕНИЕ































Приложение 1

Тест для актуализации знаний

1.Признаком правового государства является:

а) республиканская форма правления;
б) федеративное устройство;
в) наличие судебной системы;
г) разделение властей.


2.Какой нормативный правовой акт обладает в России высшей юридической силой и прямым действием?

а) постановление Конституционного Суда Российской Федерации;

б) федеральный конституционный закон;

в) конституция Российской Федерации.


3. Совокупность приемов, способов и средств воздействия норм права на регулируемые ими отношения - это?

а) предмет правового регулирования;

б) метод правового регулирования;

в) система законодательства.


4. Кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации?

а) федеральное Собрание и Президент;

б) президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации;

в) президент и Правительство Российской Федерации.


5. Что является основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений?

а) юридический факт, прошедший государственную регистрацию;

б) только совокупность юридических фактов;

в) юридический факт или совокупность юридических фактов.


6. Какие функции осуществляет Правительство РФ?

а) объявляется амнистию;

б) осуществляет управление федеральной собственностью;

в) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.


7. С какого возраста, по общему правилу, граждане приобретают дееспособность в полном объеме?

а) с 14 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.


8.Основополагающая идея, в соответствии с которой организована отрасль права - это:

а) презумпция;

б) принцип;

в) правовой обычай.


9.Что такое правоспособность?

а) потенциальная (абстрактная) способность лица иметь права и нести обязанности;

б) способность лица самостоятельно совершать юридические действия;


10. Субъектами правовых отношений являются:

а) физические лица;

б) юридические лица;

в) физические и юридические лица.



































Приложение 2

Задание-карточка для актуализации знаний

  1. Дайте определение следующим терминам:

Право - _______________________________________________________

Государство - _________________________________________________

Правоотношения - ______________________________________________

Система права - ________________________________________________

Норма права - __________________________________________________


  1. Кто является основными участниками правоотношений?

______________________________________________________________


  1. Напишите основные признаки государства:

______________________________________________________________


  1. Перечислите основные источники права:

______________________________________________________________















Приложение 3


Тест по теме «Правомерное поведение и правонарушения»

1. На какие разновидности правомерное поведение подразделяется в зависимости от мотивов поведения?

а) действие и бездействие.

б) пассивное, обычное и активное.

в)поведение, основанное на уважительном отношении к праву, на конформистских началах, на страхе перед применением мер государственного принуждения.

2. В чем состоит общественная опасность правонарушения?

а) в нарушении норм права.

б)в том, что правонарушения совершаются умышленно или по неосторожности.

в) в причинении вреда интересам личности, общества или государства.

3. Подберите надлежащее понятие к следующему определению: «Юридическая конструкция, включающая в себя совокупность необходимых и достаточных элементов объективного и субъективного характера, наличие которых позволяет признать деяние правонарушением, а лицо, его совершившее, привлечь к юридической ответственности».

а) юридический состав,

б) состав правонарушения.

в) состав правоотношения.

4. Какие две разновидности юридически значимого поведения охватываются понятием «правовое поведение»?

а) гражданские деликты и административные правонарушения.

б) юридические акты и юридические поступки.

в) правомерное поведение и правонарушение.

5. Какое правомерное поведение является общественно необходимым?

а) поведение, состоящее в использовании субъективных прав, реализация которых нежелательна, но допустима для общества.

б) поведение, состоящее в использовании субъективных прав, реализация которых желательна для общества.

в) поведение, состоящее в соблюдении запретов и исполнении юридических обязанностей.

6. Какие виды правонарушений общественно опасны?

а) только преступления.

б) только проступки.

в) абсолютно все правонарушения.

7. Назовите элементы состава правонарушения.

а) объект и субъект.

б) объективная сторона к субъективная сторона.

в) все варианты верны.

8. Какая разновидность юридически значимого поведения определяется следующим образом: «Общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов личности и государства, поведение субъектов права, соответствующее нормам права, гарантируемое и охраняемое государством»?

а) противоправное поведение.

б) правомерное поведение.

в) юридически нейтральное поведение.

9. На какие разновидности подразделяется правомерное поведение в зависимости от степени активности субъектов права?

а) активное, пассивное, обычное.

б) действие, бездействие.

в) соблюдение, исполнение, использование.

10. Подберите понятие к данному определению: «Общественно вредное, противоправное и виновное деяние деликтоспособного лица, которое в качестве юридического факта является основанием правовой ответственности».

а) преступление.

б) правонарушение.

в) правореализующее поведение.



















Приложение 4

Задание-карточка по теме «Правомерное поведение и правонарушения»

1.Проанализировать состав преступления на примере:

Иванов и Сидоров, имевшие при себе пистолет, решили совершить налет на пункт обмена валюты. Они разоружили охранников и потребовали отдать всю валюту. Завладеть валютой не успели, так как подъехала полицейская машина. Иванов и Сидоров сумели скрыться.

Субъект - _____________________________________________________

Объект - ______________________________________________________

Субъективная сторона - _________________________________________

Объективная сторона - __________________________________________

2. Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки (1) и преступления (2):

Грабеж -

Торговля с рук в неустановленных местах -

Кража -

Невыполнение договора -

Неоплаченный проезд в транспорте -

Вымогательство -

Повреждение телефона-автомата -

Мошенничество -

3.Из предложенных ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность:

1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.

3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

4. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку.

5. Подростки курили в школьном туалете.

6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.

7. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.

8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

4.Заполните таблицу:

Виды правонарушений

Примеры

Ответственность

Административный проступок

Гражданское правонарушение

Дисциплинарный проступок

Преступление































Приложение 5

Викторина «Знаешь ли ты закон?»


1. Какие действия правонарушения, а какие преступления?


а) Юный футболист случайно разбил мячом стекло в окне квартиры.
__________________________________________________________________


б) «Фанаты» испортили краской стены дома.

__________________________________________________________________


в) Введя в заблуждение редакцию, гражданин опубликовал в газете заведомо ложные сведения о честном человеке.

__________________________________________________________________

г) Подросток украл личные вещи из школьной раздевалки.

__________________________________________________________________


д) В разговоре с прохожими старшеклассник употребил нецензурную брань. __________________________________________________________________

2. Назовите всех лиц, которые будут нести ответственность за случившееся.
Четырнадцатилетний Саша, желая похвастаться охотничьим ружьем отца, которое было заряжено, неосторожно нажал на курок и произвел выстрел. В результате он тяжело ранил своего товарища, который через два дня умер в больнице.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

__________________________________________________________________


4. Добровольный отказ от совершения преступления?
а) увеличивает, ответственность;
б) исключает уголовную ответственность;
в) не учитывается уголовным правом.


5. Осужденным несовершеннолетним назначается лишение свободы на срок?
а) не более 8 лет;
б) не более 10 лет;
в) не более 15 лет.

Приложение 6

Игра «Отгадай слово»

Формулировку, какого понятия, я сейчас прочитаю?

1.Это взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное его двигательной (физической) и психической активностью.

2.Это противоправное, виновное деяние деликтоспособных лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

3.Это охраняемые правом явления окружающего мира или общественные отношения, на которые направлено противоправное деяние.

4.Это лицо, совершившее правонарушение.

5.Это все те элементы противоправного поведения, которые характеризуют его как определенный акт внешнего проявления в объективной действительности.

6.Это психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям, направленность воли правонарушителя.

7.Это законно-послушное поведение, соответствующее предписаниям правовых норм.

8.Это общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством, которое наносит вред основам общества - государственному строю, основным правам и свободам граждан.

9.Это менее опасное противоправное деяние.

10.Это совокупность признаков, характеризующих общественно опасное деяние.









© 2010-2022