Методическая разработка интегрированного обучения в НПО

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости . Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В.В. Краевско...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Егорьевский промышленно-экономический техникум» (ГАПОУ МО ЕПЭТ)








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Технология интегрированного обучения в НПО»


Разработала мастер п/о:

БОТОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА


Егорьевск, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………….………………

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

1.1. Принципы производственного обучения

1.2. Методы активизации……………………….

1.3. Формы организации производственного обучения в училище…………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Литература…………………………………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ


В современных условиях нельзя построить качественно эффективный образовательный процесс без опоры на результаты научно-практической деятельности мастеров производственного обучения, преподавателей.

Принципиальным отличием профессионального образования от общеобразовательной школы является одновременное овладение учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками труда. Практическая подготовка осуществляется в форме лабораторно-практических занятий и практического (производственного) обучения. Все это требует иных теоретических оснований, типологии и характеристик образовательных и педагогических технологий, гарантирующих эффективность обучения.

Объект исследования - педагогический процесс в начальном профессиональном образовании.

Предмет исследования - процесс использования современных педагогических технологий в обучении.

Цель работы - научно-обоснованное построение комплекса методико-педагогического обеспечения использования современных педагогических технологий в обучении.

Гипотеза исследования - процесс повышения эффективности обучения в профессиональном училище станет успешным, если будет:

- реализован системный подход к использованию педагогических технологий в обучении;

- разработан комплекс методико-педагогического обеспечения.

Задачи исследования:

- уточнить научные факты, которые относятся к предмету исследования, охарактеризовать их наблюдаемые зависимости и дополнить понятийный аппарат;

- выявить становление, современное состояние теории и практики обучения;

- вскрыть особенности обучения с традиционной методикой преподавания и обучения;

- представить классификацию педагогических технологий и проанализировать использование современных педагогических технологий в обучении;

- разработать комплекс методико-педагогического обеспечения и механизм использования современных педагогических технологий.

Мною применён комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом, беседы.

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ


Материализацией педагогической технологии являются учебник, учебное пособие, методика обучения, деятельность мастера производственного обучения, преподавателя и студента. Независимо от того, как эта технология будет воплощаться в жизнь, она должна отражать современный уровень научно-педагогических знаний о формировании личности молодого специалиста, основываться на принципах профессионального обучения и использовать уже апробированные методы обучения и воспитания

Формирование определенных качеств личности может быть достигнута с помощью этих компонентов. Методологии профессионального обучения являются его принципы. Мастеру производственного обучения, преподавателю нужно не просто знать эти принципы, но и реализовывать их требования при организации педагогических технологий.

Охарактеризуем главные из них.

Принцип целенаправленности. Это когда цели и задачи обучения и воспитания преобразованы в социальный заказ. Этот принцип реализуется через главную цель программы развития начального профессионального образования и выражается в организации основ проведения в жизнь государственной политики в области начального профессионального образования.

Принцип гуманизации. Он направлен на оптимальное взаимодействие личности и социума, их эффективное развитие. Через гуманизацию обеспечивается раскрытие индивидуальности учащихся, создание таких условий, при которых они захотят учиться, и будут лично заинтересованы в воспитательном воздействии. Применительно к педагогической практике выдвигается ряд проблем, в том числе развитие у обучающихся воли, стремления к самосовершенствованию, воспитание самоуважения к окружающим. Из этого принципа вытекает ряд требований к содержанию профессионального образования: унификации терминологии специальных предметов, включение в содержание программ и учебников опыта рационализаторов и изобретателей, выявление новых областей технического и технологического знания, разработка модулей для индивидуального обучения.

Принцип научности означает опору на науку, как источник знаний. Мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин должны смоделировать содержание учебного процесса на весь период обучения, наметить цели, отобрать сведения, факты, удостоверенные наукой, комплексно применять дидактические средства обучения, спрогнозировать результаты обучения и продумать способы их достижения. Отсюда мастер производственного обучения и преподаватель должны иметь не только план отдельного занятия/урока, но и перспективный план педагогического процесса по предмету. Программы учебных предметов должны знакомить учащихся с важнейшими теориями, показывать перспективы социально-экономического развития и т.д.

При изложении нового материала мастер производственного обучения, преподаватель должны знакомить студентов со спорными, дискуссионными проблемами, научными гипотезами, рассказывать о перспективах развития науки. Принцип научности исключает употребление мастером, производственного обучения, преподавателем ненаучных терминов и искажение научных теорий. Поэтому целесообразно активизировать самостоятельную работу обучающихся, поручать делать анализ статей в научных журналах, готовить доклады, переводить с иностранного языка статьи и т.д. Принцип научности реализуется с помощью таких методов, как наблюдение, эксперимент, обоснование гипотез, моделирование, анализ, синтез.

Политехнический принцип. Научно-производственной базой политехнического образования являются основные принципы всех процессов производства. На современном этапе профессиональной подготовки необходимо использовать как общие методики обучения определенной профессии, так и частные методики по отдельным общетехническим и специальным предметам. В частных методиках должны быть представлены методики уроков, лабораторно-практических занятий, вне учебных занятий, направленных на профессиональную подготовку. Мастер производственного обучения, преподаватель должны сначала выделять основные понятия, умения, навыки, которые будут постоянно, развиваться, систематизироваться и усложняться.

Осуществление политехнического принципа означает глубокое изучение основ материального производства.

Принцип многоуровневости профессионального обучения является новым дидактическим принципом. Он возник в связи с появлением новых типов профессиональных учебных заведений. Многоуровневость позволяет получить различный уровень образования от начального, включая среднее и высшее профессиональное образование. Но это возможно лишь при создании системы непрерывного образования в рамках новых типов учебных заведений. Так при подготовке специалистов по профессии повар, кондитер этот процесс может идти от помощника повара до шеф-повара и заведующего производством.

Принцип технологичности связан с технологическими процессами, идущими в производстве. Большое значение он имеет в профессиональной подготовке рабочих и специалистов. От него зависит уровень квалификации выпускника. Принцип технологичности требует систематизации знаний. Умений и навыков, что способствовало бы овладению учебно-практическими, политехническими и профессиональными умениями и навыками.

Принцип компьютеризации. Является фундаментальным принципом профессионального обучения. Компьютерное обучение занимает ведущее место в общей теории и практики педагогического и производственного процесса. Этот принцип требует комплексного обеспечения учебно-воспитательного процесса дидактическими средствами. Компьютеры и программные средства обучения следует применять там, где может быть получен значительные педагогический эффект, где традиционные формы и средства обучения не могут достичь поставленных задач. Опыт показывает, что эффективность применения компьютеров выше там, где меньше текстового материала, а больше схем графиков, рисунков, динамических моделей, изучаемых явлений и процессов. Теоретическое обеспечение проблемы применения компьютера разработано пока недостаточно. Успешность решения этой проблемы станет важнейшей предпосылкой перехода к новой технологии профессионального обучения, которая будет сочетать как прогрессивные традиционные средства, формы и методы обучения на уроке/занятии, так и новые методы, основанные на использовании компьютера.

Принцип связи обучения с жизнью. Студент должен знать ответ на вопрос, где, когда и как можно использовать приобретенные знания и в жизни и на производстве. Учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность.

Принцип систематичности и последовательности. Учебный материал, как в учебной программе, так и в методах передачи знаний обучающимся, должен иметь строгое логическое расположение, последовательно усваиваться студентами и применяться на практике.

Принцип сознательности и активности. Этот принцип должен учитывать двустороннюю направленность учебного процесса, вызывать у студентов желание работать самостоятельно, включать в учебный процесс активные методы и формы обучения, способствовать вовлечению студентов в исследовательскую деятельность, формировать у них умение самостоятельно решать конкретные производственные задачи.

Принцип наглядности обучения. Используя его, мастер производственного обучения, преподаватель должны четко определять дидактические цели наглядности, порядок и методику показа, количество наглядных пособий, последовательность демонстрации, соблюдать культуру показа, делать вывод из наглядного материала.

Принцип доступности. Он учитывает образовательный уровень студентов и их познавательные возможности, профессиональную подготовку, возрастные особенности, потребности и интересы.

Принцип интегративного подхода. Предполагает одновременное использование различных форм и методов обучения в преподавании родственных предметов при решении профессиональных и жизненных проблем.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Он требует определения ведущих целей обучения, формирования у студентов научного мировоззрения, воспитания чувств патриотизма, гражданственности, гуманности и т.д., формирования навыков культурного поведения, дисциплинированности, инициативности, развития познавательных способностей.

Принцип прочности. Позволяет реализовывать требования вышеперечисленных принципов, организовывать повторение, закрепление полученных знаний, формировать умения и навыки в практической деятельности, контролировать приобретенные знания, осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к студентам в процессе учебно-воспитательной работы.

Таким образом, перечислены ведущие принципы обучения, которые являются стержневой основой для современных педагогических технологий.

Каково же содержание современных педагогических технологий. Сегодня в условиях реформирования экономики и образования цель воспитания и обучения студентов определяется как формирование у них общечеловеческих ценностей. Сущность этих ценностей в задачах воспитания и обучения: формирование у студентов качеств гуманности, гражданственности, патриотизма, интеллигентности, личностных, профессиональных качеств и др. Спецификой решения этих задач является включение каждого студента в практическую полезную деятельность. Что же касается содержания обучения, оно определяется учебными планами, программами, учебниками, учебно-методическими материалами.


1.2. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ


В профессиональном образовании используются как комплексные, так и отдельные фрагменты приемов и форм проведения занятий которые известны как методы активного обучения. Чаще всего используются следующие технологии применения таких методов:

  1. Метод игрового проектирования. Как разновидность занятия он применяется в виде имитационной игры. Характер проектирования, как правило, коллективный. Такие занятия особенно эффективны, если они проходят непосредственно на предприятии и в учреждении, где происходит внедрение нововведения.

  2. Метод решения конкретных ситуационных производственных задач. Он способствует формированию у будущего специалиста умение формулировать и решать проблему в конкретной обстановке. Ситуационная задача не всегда решается по известным алгоритмам и предполагает несколько вариантов решения, среди которых надо выбрать оптимальный, наиболее рациональный способ анализа проблемной ситуации и пути ее разрешения.

Проводя занятие подобным образом, преподаватель ориентирует студентов на выбор оптимальных путей решения ситуации. Преподавателю же отводится важная роль координатора и управляющего, а учащимся - главных действующих лиц.

  1. Следующим методом современного обучения можно назвать проблемное обучение, хотя по существу собственно проблемное обучение не является новым методом. Но поскольку оно направлено на творческое овладение знаниями, то рассматривается именно как современный метод.

В основе использования проблемного метода обучения берется его научное понимание. Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которого положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение учащихся активному участию в решении этих проблем.

Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От учащегося требуется проявление самостоятельности и оригинальности к решению этих задач.

Развитие личности зависит не только от его врожденных способностей, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка собственной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысления возможно только при использовании проблемного метода изучения.

Часто один и тот же проблемный подход в разных группах может дать совершенно различный результат. Это зависит, прежде всего, от готовности учащихся к восприятию проблемного материала. Здесь имеют место значение и общий уровень знаний, настроенность на урок/занятие, опыт применения проблемного обучения в данной группе.

Для решения оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, то есть выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данной группы. В группе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой: в группе со средним уровнем - выборочно решать проблемы, что-то мастер, преподаватель могут объяснить сами, в группе со слабой мотивацией можно объяснить материал самим: мастеру, преподавателю и в конце провести фронтальный опрос проблемного характера.

При объяснении нового материала используются две формы проблемного обучения: проблемное изложение и поисковая беседа.

В проблемном изложении проблему ставит и решает мастер, преподаватель. Они не просто излагают материал, а размышляют над проблемой, рассматривают возможные подходы и пути решения. Учащиеся учатся логике рассуждения, анализу, глубже усваивают материал. Его применяют, когда материал слишком сложный и новый для того, чтобы организовать поисковую беседу.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее мастером, преподавателем системы вопросов. Поисковая беседа может быть использована в тех случаях, когда учащиеся обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Чаще всего поисковая беседа охватывает не весь новый материал, изучаемый на уроке/занятии, а какую-то его часть. Хотя бывают и такие темы, где изучение может быть организовано полностью в форме поисковой беседы.

В последние годы резко возрос объем научной информации, которую должны усвоить учащиеся, поэтому возникла необходимость перестройки и коренного усовершенствования учебного процесса. Это вызвало обостренное внимание педагогов-исследователей к разработке вопросов проблемного обучения. Они освещаются в трудах известных дидактов и психологов: М. А. Данилова, М. Н. Скаткина, Т. В. Кудрявцева, И.Я. Лернера и др.

Каждый из названных авторов вносит что-то свое в научную разработку проблемы. Большинство авторов противопоставляют проблемное обучение объяснительно-иллюстративному.

Это видно из схемы:

Объяснительно-иллюстративное обучение

Проблемное обучение

Определение темы и основных вопросов изложения.

Сообщение знаний учителем объяснительно - иллюстративным методом. Учащиеся воспринимают объяснение, участвуют в анализе фактов, следят за мыслью учителя.

Воспроизведение изложенного, тренировочные упражнения.

Рецептивное усвоение знаний.

Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи.

Активный мыслительно-познавательный поиск учащихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам.

Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.

Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие.

В современных условиях, когда признается право на существование разных смыслов, оценок, трактовок тех или иных событий, в условиях плюрализма мнений, на наш взгляд, просто необходимо использовать альтернативные точки зрения на факты и явления, что безусловно, расширяет кругозор учащихся и формирует их толерантность. Перед нами, мастерами, преподавателями, жизнь ставит важнейшую цель - обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, обладающего нравственными качествами, способного к самореализации в условиях современной российской действительности. С помощью полученных знаний человек должен определять себя, свое место в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

В педагогической классической науке К. Д. Ушинский высказал мысль, что "… самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения".

Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию?

  1. Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

  2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

  3. Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи.

  4. Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.

  5. Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о предмете обсуждения.

  6. Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.

Однако проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации.

Т. Л. Кудрявцев отмечает, что основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.

Решение проблемных ситуаций можно организовать через проведение нетрадиционных форм уроков

Успех в использовании проблемного метода во многом зависит от желания и интереса педагога и высокой внутренней мотивации учащихся.

  1. Метод программированного обучения. Это особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, заложенным в программу. Если программа разработана для машины - это машинное программирование; программа для учебного пособия - безмашинное программирование с печатной основой. Значение программированного обучения многогранно. Оно направлено на развитие логического мышления учащихся, на привитие им навыков самостоятельного добывания знаний.

Безмашинное программирование с печатной основой - это опорные конспекты, рабочие тетради, опорные плакаты, опорные сигналы, структурно-логические схемы.

Не секрет, что результативность обучения студентов в современных условиях связана не только с передачей определенного объема информации от мастера, преподавателя к студенту, сколько, прежде всего, с привитием навыков самостоятельно добывать знания, выстраивая их в определенную систему, уметь находить главное. Современная модель обучения связана именно с организацией интеллектуального труда студентов, умением формировать персональные ресурсы памяти, хранить и обновлять знания.

Системно-деятельностный подход к организации занятий позволяет активизировать деятельность именно студентов. Роль же мастера, преподавателя сводится к роли своеобразного менеджера, то есть к роли организатора, методиста и контролера за качеством знаний.

Для организации самостоятельного усвоения знаний используется учебно-методический комплекс для студентов, который включает в себя все необходимые материалы и содержит методические рекомендации по организации учебной деятельности студентов.

В состав такого комплекса входят:

Во-первых, рабочая программа, которая содержит не только перечень разделов и тем, сроки их изучения, но и описание форм работы на занятии, к которым мы относим:

- обзорные лекции по разделам;

- подготовка к семинарам, заполнение рабочей тетради;

- обсуждение каждой темы на семинарах;

- контрольная работа по теме;

- проверка остаточных знаний по нескольким темам сразу

- защита рефератов;

- письменные курсовые экзаменационные работы;

- практические квалификационные работы.

Именно наличие такой программы позволяет студентам в начале изучения курса представлять его структуру и правильно организовать свою деятельность в течение всего процесса обучения.

Во-вторых, это учебное пособие, своеобразный опорный конспект, составленный мастером, преподавателем.

Знать все невозможно и, тем более, сохранить в голове информацию. Студент должен усвоить самое главное, построить в голове своеобразный алгоритм на основе главных фундаментальных понятий. В учебном пособии, которое состоит из опорных конспектов, материал располагается достаточно просто и популярно, но с сохранением научности.

Материал каждой темы построен по блочной системе. Каждый блок или своеобразный модуль, включает материал, раскрывающий содержание какой то темы.

Опорные конспекты построены по принципу вопрос - ответ, включают графики, рисунки, схемы и диаграммы.

Для самостоятельной работы и закрепления изученного материала во внеаудиторной работе целесообразно применять рабочую тетрадь, которая содержит комплекс различных по содержанию, направленности и сложности заданий для студентов. Это тестовые задания. Ответы на теоретические вопросы, задачи с примерными вариантами решений типовых задач, построение логических схем, заполнение таблиц и задания на поиск разнообразной информации в журналах и сборниках.

Среди заданий особо хотелось бы отметить те, в которых от студентов требуется составление алгоритмов решения задач, а так же самостоятельное составление задач по алгоритму.

Занятия с рабочими тетрадями способствуют формированию у студентов мыслительной деятельности, развивает внимание, наблюдательность мобилизует память, помогает систематизировать знания

Учебно - методический комплекс дополнен обучающими дисками, презентациями к лекциям мастера, преподавателя, которые могут быть использованы в самостоятельном усвоении материала.

Такой учебный комплекс является средством организации именно самостоятельной работы. При этом основным видом занятий становится не лекция, а семинарские занятия. Не монолог, а диалог становится главным средством поиска истины.

Использование данного метода позволяет сильному студенту организовать опережающее обучение, а отстающему или пропустившему занятия по уважительной причине, догнать остальных.

Оценку знаний студентов можно проводить по рейтинговой системе, оценивая в баллах каждый вид работы, в зависимости от его значимости и сложности.


1.3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧИЛИЩЕ


Формы производственного обучения, как и любого другого обучения, обусловлены различными видами общения (взаимодействия) в зависимости от цели воспитания. Вместе с тем на их особенности влияют характер и содержание труда представителей тех и или иных профессий, а также роль и место профессий в общественном производстве. Решение названных задач подготовки обусловливают разнообразные виды взаимодействия. К ним относятся: фронтальное, групповой, индивидуальное взаимодействие (общение) мастера и учащихся, учащихся и учащихся.

Фронтальное взаимодействие предполагает одновременное инструктирование и показ приемов работы всем учащимся и выполнение ими заданий одинаковой сложности и по одной теме. Данный вид взаимодействия реализуется через такую форму организации обучения как урок и характерен для формирования первоначальных профессиональных навыков.

Групповое взаимодействие - общение с небольшими группами учащихся, каждая из которых может выполнять индивидуальное задания и по сложности, и по теме. Реализуется такое взаимодействие через бригадную форму организации производственного обучения, лабораторно-практические замятия, дидактические игры.

Индивидуальное (парное) взаимодействие предполагает обучение по типу: мастер-ученик, ученик-ученик. Это взаимодействие обеспечивает решение задач контроля деятельности, а также некоторых задач обучения, связанных с особенностями отдельных учащихся, и реализуется через различные форы взаимопомощи. Все указанные формы организации производственного обучения имеют место в профессиональной подготовке по профессии повар, кондитер в нашем училище.

Для теоретической и практической подготовки учащихся по профессии, организации и проведения производственного обучения в училище имеется оборудованные и оснащенные учебно-наглядными пособиями и производственным оборудованием кабинет для проведения теоретических занятий и лаборатория. Основным источником учебной и научной информации является библиотека.

Для определения уровня сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся в учебном заведении проводится промежуточная и итоговая аттестация в соответствии с Положением. Промежуточная аттестация проводится по окончании первого и второго курсов и включает в себя не только проверку знаний по теории, но и практические проверочные работы с присвоением рабочего разряда.

По окончании обучения проводится итоговая аттестация в форме выполнения выпускной квалификационной практической работы и защиты письменной экзаменационной работы. Итоговая аттестация выпускников проводится комиссией, в состав, которой включаются представители предприятий. По результатам итоговой аттестации выпускникам присваивается квалификация, соответствующая государственным стандартам НПО с установленными разрядами по профессии и выдается диплом государственного образца.

Глава 2.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной работе охарактеризованы лишь некоторые современные методики работы со студентами. Наряду с названными технологиями в литературе упоминаются и такие, как блочно-модульная, компьютерная, личностно-ориентированная, деятельностная, метод проектов и др. Поскольку перед учебным заведением стоят одновременно разные цели, то, как правило, и технологии в процессе обучения используют разные. Мастер и преподаватель, планируя учебные занятия, как бы комбинирует разные технологии, выбирая те из них, применение которых в данном случае считает наиболее целесообразным. Для того чтобы мастер, преподаватель эффективнее использовали ту или иную технологию, они должны знать ее сущность и особенности. В работе я попыталась не только дать теоретический аспект используемым методам организации познавательной деятельности учащихся, но и проиллюстрировать их практикой педагогической деятельности.






ЛИТЕРАТУРА


  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2009.

  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2010.

  3. Карпова Т.И. Исследование инновационных процессов в образовательной деятельности. М., 2010.

  4. Карпова Т.И. Опыт и проблемы инновационных преобразований. Начальное профессиональное образование 2008. - №10.

  5. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования М., 2001.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль, 2008.

  7. Семушина Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в профессиональных учебных заведениях М., 2001

  8. Федоров В.Д. Семенова Л.Г. Подвойский В.А. Содержание, функции и управление методической деятельностью в учебных заведениях НПО. М.2005.

  9. Щепотин А.Ф., Федоров В.Д.. Современные технологии обучения в профессиональном образовании. М., 2005.

Приложение 1

План-конспект урока теоретического обучения

Предметы: Информатика, Калькуляция и учёт

Преподаватель информатики: Образцова Татьяна Ивановна

Преподаватель спецдисциплин, мастер п/о: Ботова Наталья Валентиновна

Группа № 11-15п Курс II (второй) Дата проведения: 30.01.13г.

Тема урока: Применение программы электронная таблица Excel в профессии «Повар, кондитер»

Вид урока: интегрированный урок

Тип урока: урок - практикум

Методы обучения: наглядный, репродуктивный, словесный

Педагогические технологии: личностно - ориентированная, информационно- коммуникационная, развивающего обучения, педагогика сотрудничества

Тема урока:

Применение программы электронная таблица Excel

в профессии «Повар, кондитер»

Цели:

образовательная:

  • закрепить знания по теме электронные таблицы Excel;

  • познакомить с нормативно-технологической документацией используемой в профессии повар, кондитер;

  • осуществить перенос полученных знаний применительно к профессии.

развивающая:

  • развитие познавательного и профессионального интереса к предмету информатика и специальным предметам по профессии.

воспитательная:

  • подвести обучающихся к пониманию того, что от знаний, полученных на теории, зависит качество выполняемых работ на практике.

Оборудование: презентация к уроку, электронные плакаты по теме: нормативно-технологическая документация, раздаточный материал с практическим заданием для оформления технологической карты, компьютеры, программа Excel.

План урока

  1. Организационный момент (2 мин.).

  1. Ознакомление с нормативно-технологической документацией (10 мин.).

  2. Проверка знаний по теме электронные таблицы Excel (10 мин.).

  3. Выполнение практической работы (20мин.)

5. Подведение итогов (3мин.). Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.). (Преподаватель информатики)

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок информатики и проведем мы сегодня урок вместе с преподавателем спецдисциплин.

Тема нашего урока: Применение программы электронные таблицы Excel в профессии «Повар, кондитер».

На теоретических уроках информатики мы изучили с вами основы работы в программе Excel.

Наша задача с вами сегодня на уроке проверить знания по теме электронные таблицы Excel и применить полученные умения и навыки в вашей профессии.

Итак, наш урок сегодня будет тесно связан со спецпредметом «Калькуляция и учёт». (Слайды 1-2)

2. Ознакомление с нормативно-технологической документацией (10 мин.). (Мастер производственного обучения)

Здравствуйте ребята!

Поступив в наше училище, вы отметили для себя, что наравне с изучением общеобразовательных предметов вы изучаете дисциплины профессионального цикла. Они вас будут сопровождать в течение всех трёх курсов. Одним из таких предметов является производственное обучение, где вы под моим руководством - мастера п/о, уже приобрели начальные приёмы и навыки по механической кулинарной обработке сырья и приступили к тепловой обработке продуктов.

Давайте сейчас, на несколько минут представим, что мы с вами не в кабинете информатики, а на уроке производственного обучения в пищевой лаборатории и нам нужно приготовить борщ украинский с пампушками. Опираясь на приобретённые вами знания и умения на уроках специальной технологии и физиологии питания, с чего вы бы начали процесс приготовления? (Ответ - состав и количество продуктов по нормативным документам).

Предмет, изучающий эти нормативные документы, называется «Калькуляция и учёт». (Слайд 3)

По словарю термин «калькуляция» произошел от латинского calculatio - и означает определения продажной цены на готовую продукцию.

Высокое качество готовой продукции складывается из многих факторов, одно из них - соблюдение технологического процесса приготовления и норм закладки продуктов в блюдо или изделия. Ответственность за это на рабочем месте возлагается на повара. С этой целью на ПОП применяется следующая нормативная и технологическая документация:

1. Сборник рецептур - основной нормативный документ в отношении нормы вложения сырья, выхода готовых блюд, а также нормы отходов при первичной обработке сырья и потери при тепловой обработке продуктов. Основным действующим сборником для всех типов ПОП является «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для ПОП» 1999 года выпуска и «Сборник рецептур мучных кондитерских и булочных изделий» 2000 года выпуска. В первом сборнике основным содержанием являются - рецептуры в 2-3 вариантах. Давайте обратим внимание, чем отличаются эти варианты? (Ответ - повышенной закладкой сырья).

Первый вариант с повышенной закладкой сырья предназначен для ПОП класса люкс, высшей и 1-ой категории; второй - для предприятий 2-ой категории и 3-й - для заводских, столовых при учебных заведениях. В каждой рецептуре даны нормы вложения сырья брутто и нетто. Что это значит? (Ответ - брутто - неочищенные продукты) и (Ответ - нетто - очищенные продукты). Нормы выхода полуфабрикатов и готовых блюд даны с учётом потерь при их изготовлении, охлаждении, порционировании. В этом документе не видно, сколько будет стоить данное блюдо, поэтому на ПОП применяют калькуляционные карточки. (Слайд 4)

2. Калькуляционные карточки - документ, в котором определяют продажную цену на кухонную продукцию, реализуемую в розницу. Калькуляцию можно составить из расчета стоимости сырья на 100 блюд или на одно блюдо, на 1 кг салата, соуса или гарнира или на одну порцию.

В настоящее время на ПОП готовят очень сложные и разнообразные блюда, с применением нетрадиционных способов холодной и тепловой обработки продуктов, их сочетаний, изделий и блюд национальной кухни. Рецептуры и технологии приготовления данных блюд разрабатываются на самих предприятиях, так как в Сборниках рецептур они отсутствуют, поэтому появляется необходимость в разработке следующего технологического документа. (Слайд 5)

3. Технико-технологические карты - разрабатываются на новые и фирменные блюда и кулинарные изделия. Каждая карта имеет свой порядковый номер, область применения, перечень сырья, применяемого для приготовления блюда, требования к качеству сырья, нормы закладки сырья массой брутто и нетто, описание технологического процесса, требования к оформлению и отпуску, показатели качества и безопасности, показатели пищевого состава и энергетической ценности.

Для удобства работы при массовом приготовлении на рабочем месте повара и кондитера должны быть технологические карты. (Слайд 6)

4. Технологическая карта - ведомственных технический документ, составленный для работников производства (поваров, кондитеров) с целью обеспечения правильности проведения технического процесса и расчета количества сырья, требуемых для приготовления партии продукции на рабочих местах.

В технологической карте приведены:

- наименование блюда и номер по Сборнику рецептур;

- варианты рецептуры блюда (изделия) на одну порцию (в шт.);

- расход продуктов на количество порций, наиболее часто выпускаемое предприятием (50, 100, 150 и т.д.) массой брутто и нетто;

- выход блюда. (Слайд 7)

На оборотной стороне карты:

- описание технологического процесса показано подробно, указывая особенности обработки данного вида сырья, температуру и продолжительность тепловой обработки, а также способ оформления отпуска блюда;

- показатели качества готовой продукции характеризуют по органолептическим показателям, отмечая особые признаки данного блюда (изделия).

- примечание.

Технологические карты составляются по установленной форме, подписываются директором, заведующим и калькулятором.

Некоторые продукты не подвергаются МКО, поэтому их масса брутто и масса нетто совпадает (масло, сметана, крахмал, жир и т.д.). (Слайд 8)

3. Проверка знаний по теме электронные таблицы Excel (10 мин.).

(Преподаватель информатики)

Как представители кулинарного искусства вы должны уметь работать с технологической картой и уметь производить расчёты. А если это делать с помощью программы Excel, то эта работа упрощается в несколько раз. Для проверки ваших знаний по ЭТ ответим на вопросы.

(Слайды 9-19)

4. Выполнение практической работы (20мин.)

(Преподаватель информатики)

Ребята, сейчас вам предстоит выполнить практическую работу по оформлению технологической карты на компьютере. Давайте вместе составим алгоритм выполнения практической работы. (Слайды 20-21)

Алгоритм:

- оформить шапку технологической карты;

- оформить таблицу;

- ввести данные в таблицу;

- произвести расчёты по формулам;

- составить описание технологического процесса. (Слайды 22-25)

Раздаточный материал для выполнения практической работы:



Практическая работа

Тема: Применение программы ЭТ Excel в профессии «Повар, кондитер»

Задание:

1. Оформите технологическую карту по образцу.

2. Рассчитайте количество продуктов необходимое для приготовления блюда на 50 и 100 порций.

Методическая разработка интегрированного обучения в НПО

(Обратная сторона технологической карты)

Краткое описание технологического процесса

Нарезанное широкими кусками говяжье мясо отбивают до толщины 5-8мм и нарезают брусочками длиной 3,5-4см. массой по 5-7г. Мясо посыпают солью и перцем, обжаривают. Из пассированной без жира муки, сметаны, соуса «Южного» приготавливают соус. В соус кладут пассированный лук, добавляют мясо и доводят до кипения.

Правила отпуска

Отпускают бефстроганов с соусом в глубокой металлической посуде с крышкой, отдельно подают гарнир - картофель, жаренный из вареного. Температура отпуска не ниже 65ºС.

Требования к качеству

Жареное мясо должно сохранить форму нарезки. Консистенция - мягкая, сочная, без грубых пленок и сухожилий. Вкус и запах - свойственный данному виду мяса, овощей и специй. Тепловой обработки подвергают перед отпуском.

5. Подведение итогов (3мин.). Задание на дом. (Слайды 26-27)

Оценивание практической работы учащихся.

Вопросы:

- Что на уроке было главным и интересным?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

Дома подготовить данные на блюдо, по которому сдаётся курсовая работа для составления технологической карты этого блюда на следующем уроке.

Литература

  1. Потапова И.И. Калькуляция и учёт: учеб. пособие для нач. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2007.-160 с.

  2. Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel: учеб. пособие для нач. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2007.-144 с.

  3. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

Методическая разработка интегрированного обучения в НПО1 Методическая разработка интегрированного обучения в НПО2

Методическая разработка интегрированного обучения в НПО3 Методическая разработка интегрированного обучения в НПО4

Методическая разработка интегрированного обучения в НПО5Методическая разработка интегрированного обучения в НПО 6

Методическая разработка интегрированного обучения в НПО7 Методическая разработка интегрированного обучения в НПО8

Методическая разработка интегрированного обучения в НПО9 Методическая разработка интегрированного обучения в НПО10

Методическая разработка интегрированного обучения в НПО11Методическая разработка интегрированного обучения в НПО12

Методическая разработка интегрированного обучения в НПО13 Методическая разработка интегрированного обучения в НПО14

Методическая разработка интегрированного обучения в НПО15 Методическая разработка интегрированного обучения в НПО16

Методическая разработка интегрированного обучения в НПО17 Методическая разработка интегрированного обучения в НПО18

Методическая разработка интегрированного обучения в НПО19 Методическая разработка интегрированного обучения в НПО20

Методическая разработка интегрированного обучения в НПО21 Методическая разработка интегрированного обучения в НПО22

Методическая разработка интегрированного обучения в НПО23 Методическая разработка интегрированного обучения в НПО24

Методическая разработка интегрированного обучения в НПО25

Методическая разработка интегрированного обучения в НПО26


Методическая разработка интегрированного обучения в НПО27





© 2010-2022