Рабочая программа по обществознанию 6 класс

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Обществознание» для 6 класса разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

2. Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. Просвещение, 2011г.

3. Программы по обществознанию для основной школы 5-9 классы/ Л.Н. Боголюбова, А.Ф. Никитина, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И.Матвеева, Просвещение 2011г.

4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 10»

Цели учебного предмета

  • сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

  • предмет способствует интеллектуальному развитию обучающихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, помогает развивать познавательные способности учащихся. А также:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях;

  • о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;

  • формированию у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению обучающимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные.

  • Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Последовательность расположения материала обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для обучающихся.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей.

«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.

«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание обучающихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку обучающихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Место учебного предмета.

Рабочая программа курса обществознание рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий на 2015-2016 учебный год количество часов курса фактически составляет:

6г-34 часов,

6е-34 часа.

Программа курса обществознание в перечисленных классах будет выполнена в полном объёме за счет часов резерва.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты:

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

Предметные результаты:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание учебного предмета

Введение (1ч.)

Человек в социальном измерении (12ч.)

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Самопознание. Самосознание. Потребности человека. Духовный мир человека. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху.

Человек среди людей (10ч.)

Межличностные отношения, их особенности, виды. Общение, средства общения. Конфликты в межличностном общении и способы их разрешения. Посредничество при разрешении конфликтов.

Нравственные основы жизни (8ч.)

Добро, смелость и страх. Человечность.

Заключительный урок (2ч.)

Итоговое повторение и мониторинг.

Резервный урок(2ч.)

Тематическое планирование

№ п/п

Изучаемый материал

Кол-во часов

1

Введение.

1

2

Тема 1. Человек в социальном измерении.

12

3

Тема 2. Человек среди людей.

10

4

Тема 3. Нравственные основы жизни.

8

5

Заключительные уроки.

2

6

Резервные часы

2

7

Всего :

35



Учебно-методическое материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

1.

Печатные пособия

1.1

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).


Д

1.2

Примерные программы по учебным предметам. Обществознание..Просвещение, 2011г.

Д

1.3

Программы по обществознанию для основной школы 5-9 классы/ Л.Н. Боголюбова, А.Ф. Никитина, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И.Матвеева, Просвещение 2011г.

Д

1.4

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 10»

Д

1.5



Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова Поурочные разработки. 6 класс. Просвещение, 2014.

Д










1.6

Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 6 класс. Учебник для ОУ. Просвещение, 2014

Д

2.

Технические средства обучения

2.1.

Телевизор.

Д

2.2.

Компьютер.

Д

2.3.

Интерактивная доска (или экран)

Д

3.

Цифровые образовательные ресурсы


3.1

teenslang.su/ словарь молодежного сленга


3.2

rubricon.com/ КРУПНЕЙШИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ РЕСУРС ИНТЕРНЕТА



Планируемый результат изучения учебного предмета

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

  • осознанно содействовать защите природы.







Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Класс

Дата

Раздел учебной программы,

тема урока




Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Введение

1ч.

1

1.09

1.09

1.09

3.09

1.09

3.09

Введение.

1

Как работать с учебником.



Человек в социальном измерении

12ч.

2

8.09

8.09

8.09

10.09

8.09

10.09

Человек - личность

1

Раскрыть на конкретных примерах смысл понятий «индивидуальность».

3

15.09

15.09

15.09

17.09

15.09

17.09

Человек - личность

1

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

4

22.09

22.09

22.09

24.09

22.09

24.09

Человек познаёт мир

1

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества выявлять их динамику.

5

29.09

2./09

29.09

1.10

29.09

1.10

Человек познаёт мир

1

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей.

6

6.10

6.10

6.10

8.10

6.10

8.10

Человек и его деятельность

1

Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.

7

13.10

13.10

13.10

15.10

13.10

15.10

Человек и его деятельность

1

Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности.

8

20.10

20.10

20.10

22.10

20.10

22.10

Потребности человека

1

Характеризовать иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер

9

27.10

27.10

27.10

29.10

27.10

29.10

Потребности человека

1

Исследовать не сложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

10

10.11

10.11

10.11

12.11

10.11

12.11

На пути к жизненному успеху

1

Характеризовать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формировать точку зрения на выбор пути достижения успеха.

11

17.11

17.11

17.11

19.11

17.11

1911

На пути к жизненному успеху

1

Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни , из адаптированных источников различного типа.

12

24.11

24.11

24.11

26.11

24.11

26.11

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

1

Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы.

13

1.12

1.12

1.12

3.12

1.12

3.12

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

1

Отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, приводить примеры.


Человек среди людей

10ч.

14

8.12

8.12

8.12

10.12

8.12

10.12

Межличностные отношения

1

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах.

15

15.12

15.12

15.12

17.12

15.12

17.12

Межличностные отношения

1

Исследовать практические ситуации, в которых проявилась солидарность, толерантность , лояльность, взаимопонимание.

16

22.12

22.12

22.12

24.12

22.12

24.12

Человек в группе

1

Описывать большие и малые формы и неформальные группы. Приводить примеры таких групп.

17

29.12

29.12

29.12

14.01

29.12

14.01

Человек в группе

1

Характеризовать примерами групповые нормы. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе проявлениями лидерства.

18

12.01

12.01

12.01

21.01

12.01

21.01

Общение

1

Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать различные цели и средства общения.

19

19.01

19.01

19.01

28.01

19.01

28.01

Общение

1

Выявлять на основе жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

20

26.01

26.01

26.01

4.02

26.01

4.02

Конфликты в межличностных отношениях.

1

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта.

21

2.02

2.02

2.02

11.02

2.02

11.02

Конфликты в межличностных отношениях.

1

Выявлять и анализировать собственные типичные реакции конфликтной ситуации.

22

9.02

9.02

9.02

18.02

9.02

18.02

Практикум по теме « Человек среди людей»

1

Уметь анализировать, высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.

23

16.02

16.02

16.02

25.02

16.02

25.02

Практикум по теме «Человек среди людей»

1

Работать с текстом, использовать раннее изученный материал для решения познавательных задач.


Нравственные основы жизни

8ч.

24

1.03

1.03

1.03

3.03

1.03

3.03

Человек славен добрыми делами

1

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры золотое правило морали.

25

15.03

15.03

15.03

10.03

15.03

10.03

Человек славен добрыми делами

1

Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

26

2.03

29.03

29.03

31.03

29.03

31.03

Будь смелым

1

На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях.

27

5.04

5.04

5.04

7.04

5.04

7.04

Будь смелым

1

Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

28

12.04

12.04

12.04

14.04

12.04

14.04

Человек и человечность

1

Раскрывать на примерах понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей.

29

19.04

19.04

19.04

21.04

19.04

21.04

Человек и человечность

1

На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нем.

30

26.04

26.04

26.04

28.04

26.04

28.04

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

1

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.

31

3.05

3.05

3.05

5.05

3.05

5.05

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

1

Решение практических задач.


Заключительные уроки

2ч.

32

10.05

10.05

10.05

12.05

10.05

12.05

Заключительный урок.

1

Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса.

33

17.05

17.05

17.05

19.05

17.05

19.05

Заключительный урок.

1

Развивать рефлексивные умения способность к адекватной самооценки.


Резервные уроки

2ч.

34

24.05

24.05

24.05

26.05

24.05

26.05

Резервный урок

1

Итоговое повторение.

35

31.05

31.05

31.05

31.05

Резервный урок

1

Итоговое повторение.

Приложение№1

Система оценивания.

(устный ответ)

Оценка «5»- ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объёме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение несамостоятельно( наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

© 2010-2022