- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию 6 класс
Рабочая программа по обществознанию 6 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Литвиненко Е.В. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Обществознание» для 6 класса разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2. Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. Просвещение, 2011г.
3. Программы по обществознанию для основной школы 5-9 классы/ Л.Н. Боголюбова, А.Ф. Никитина, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И.Матвеева, Просвещение 2011г.
4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 10»
Цели учебного предмета
-
сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
-
предмет способствует интеллектуальному развитию обучающихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, помогает развивать познавательные способности учащихся. А также:
-
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
-
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях;
-
о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
-
формированию у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению обучающимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
-
овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные.
-
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Последовательность расположения материала обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для обучающихся.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей.
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание обучающихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку обучающихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Место учебного предмета.
Рабочая программа курса обществознание рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий на 2015-2016 учебный год количество часов курса фактически составляет:
6г-34 часов,
6е-34 часа.
Программа курса обществознание в перечисленных классах будет выполнена в полном объёме за счет часов резерва.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
-
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
-
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
-
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты:
-
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
-
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
-
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
-
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.
Предметные результаты:
-
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
-
знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
-
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
-
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
-
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
-
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
-
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
-
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
-
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
-
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
-
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
-
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
-
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
-
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
-
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
-
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
-
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
Введение (1ч.)
Человек в социальном измерении (12ч.)
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Самопознание. Самосознание. Потребности человека. Духовный мир человека. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху.
Человек среди людей (10ч.)
Межличностные отношения, их особенности, виды. Общение, средства общения. Конфликты в межличностном общении и способы их разрешения. Посредничество при разрешении конфликтов.
Нравственные основы жизни (8ч.)
Добро, смелость и страх. Человечность.
Заключительный урок (2ч.)
Итоговое повторение и мониторинг.
Резервный урок(2ч.)
Тематическое планирование
№ п/п
Изучаемый материал
Кол-во часов
1
Введение.
1
2
Тема 1. Человек в социальном измерении.
12
3
Тема 2. Человек среди людей.
10
4
Тема 3. Нравственные основы жизни.
8
5
Заключительные уроки.
2
6
Резервные часы
2
7
Всего :
35
Учебно-методическое материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
№
п/п
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
Количество
1.
Печатные пособия
1.1
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Д
1.2
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание..Просвещение, 2011г.
Д
1.3
Программы по обществознанию для основной школы 5-9 классы/ Л.Н. Боголюбова, А.Ф. Никитина, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И.Матвеева, Просвещение 2011г.
Д
1.4
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 10»
Д
1.5
Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова Поурочные разработки. 6 класс. Просвещение, 2014.
Д
1.6
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 6 класс. Учебник для ОУ. Просвещение, 2014
Д
2.
Технические средства обучения
2.1.
Телевизор.
Д
2.2.
Компьютер.
Д
2.3.
Интерактивная доска (или экран)
Д
3.
Цифровые образовательные ресурсы
3.1
teenslang.su/ словарь молодежного сленга
3.2
rubricon.com/ КРУПНЕЙШИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ РЕСУРС ИНТЕРНЕТА
Планируемый результат изучения учебного предмета
Выпускник научится:
-
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
-
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
-
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
-
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
-
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
-
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
-
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
-
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
-
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
-
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
-
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
-
осознанно содействовать защите природы.
Календарно-тематическое планирование.
-
№ п/п
Класс
Дата
Раздел учебной программы,
тема урока
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
6а
6б
6в
6г
6д
6е
Введение
1ч.
1
1.09
1.09
1.09
3.09
1.09
3.09
Введение.
1
Как работать с учебником.
Человек в социальном измерении
12ч.
2
8.09
8.09
8.09
10.09
8.09
10.09
Человек - личность
1
Раскрыть на конкретных примерах смысл понятий «индивидуальность».
3
15.09
15.09
15.09
17.09
15.09
17.09
Человек - личность
1
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.
4
22.09
22.09
22.09
24.09
22.09
24.09
Человек познаёт мир
1
Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества выявлять их динамику.
5
29.09
2./09
29.09
1.10
29.09
1.10
Человек познаёт мир
1
Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей.
6
6.10
6.10
6.10
8.10
6.10
8.10
Человек и его деятельность
1
Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.
7
13.10
13.10
13.10
15.10
13.10
15.10
Человек и его деятельность
1
Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности.
8
20.10
20.10
20.10
22.10
20.10
22.10
Потребности человека
1
Характеризовать иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер
9
27.10
27.10
27.10
29.10
27.10
29.10
Потребности человека
1
Исследовать не сложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.
10
10.11
10.11
10.11
12.11
10.11
12.11
На пути к жизненному успеху
1
Характеризовать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формировать точку зрения на выбор пути достижения успеха.
11
17.11
17.11
17.11
19.11
17.11
1911
На пути к жизненному успеху
1
Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни , из адаптированных источников различного типа.
12
24.11
24.11
24.11
26.11
24.11
26.11
Практикум по теме «Человек в социальном измерении»
1
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы.
13
1.12
1.12
1.12
3.12
1.12
3.12
Практикум по теме «Человек в социальном измерении»
1
Отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, приводить примеры.
Человек среди людей
10ч.
14
8.12
8.12
8.12
10.12
8.12
10.12
Межличностные отношения
1
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах.
15
15.12
15.12
15.12
17.12
15.12
17.12
Межличностные отношения
1
Исследовать практические ситуации, в которых проявилась солидарность, толерантность , лояльность, взаимопонимание.
16
22.12
22.12
22.12
24.12
22.12
24.12
Человек в группе
1
Описывать большие и малые формы и неформальные группы. Приводить примеры таких групп.
17
29.12
29.12
29.12
14.01
29.12
14.01
Человек в группе
1
Характеризовать примерами групповые нормы. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе проявлениями лидерства.
18
12.01
12.01
12.01
21.01
12.01
21.01
Общение
1
Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать различные цели и средства общения.
19
19.01
19.01
19.01
28.01
19.01
28.01
Общение
1
Выявлять на основе жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
20
26.01
26.01
26.01
4.02
26.01
4.02
Конфликты в межличностных отношениях.
1
Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта.
21
2.02
2.02
2.02
11.02
2.02
11.02
Конфликты в межличностных отношениях.
1
Выявлять и анализировать собственные типичные реакции конфликтной ситуации.
22
9.02
9.02
9.02
18.02
9.02
18.02
Практикум по теме « Человек среди людей»
1
Уметь анализировать, высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.
23
16.02
16.02
16.02
25.02
16.02
25.02
Практикум по теме «Человек среди людей»
1
Работать с текстом, использовать раннее изученный материал для решения познавательных задач.
Нравственные основы жизни
8ч.
24
1.03
1.03
1.03
3.03
1.03
3.03
Человек славен добрыми делами
1
Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры золотое правило морали.
25
15.03
15.03
15.03
10.03
15.03
10.03
Человек славен добрыми делами
1
Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.
26
2.03
29.03
29.03
31.03
29.03
31.03
Будь смелым
1
На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях.
27
5.04
5.04
5.04
7.04
5.04
7.04
Будь смелым
1
Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.
28
12.04
12.04
12.04
14.04
12.04
14.04
Человек и человечность
1
Раскрывать на примерах понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей.
29
19.04
19.04
19.04
21.04
19.04
21.04
Человек и человечность
1
На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нем.
30
26.04
26.04
26.04
28.04
26.04
28.04
Практикум по теме «Нравственные основы жизни»
1
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.
31
3.05
3.05
3.05
5.05
3.05
5.05
Практикум по теме «Нравственные основы жизни»
1
Решение практических задач.
Заключительные уроки
2ч.
32
10.05
10.05
10.05
12.05
10.05
12.05
Заключительный урок.
1
Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса.
33
17.05
17.05
17.05
19.05
17.05
19.05
Заключительный урок.
1
Развивать рефлексивные умения способность к адекватной самооценки.
Резервные уроки
2ч.
34
24.05
24.05
24.05
26.05
24.05
26.05
Резервный урок
1
Итоговое повторение.
35
31.05
31.05
31.05
31.05
Резервный урок
1
Итоговое повторение.
Приложение№1
Система оценивания.
(устный ответ)
Оценка «5»- ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объёме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение несамостоятельно( наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.