Конспект по праву на тему Дело о доведении до самоубийства Натальи Мелеховой

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»

г. Ржева Тверской области

имени Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад



Методическая разработка интегрированного урока по праву и литературе

11 класс (социально-гуманитарный профиль)

Тема: «Дело о доведении до самоубийства Натальи Мелеховой»





Разработали:

Учитель истории и обществознания

Богатенкова А.В.

Учитель русского языка и литературы

Абрамова Т.А.















2015

Тема: «Дело о доведении до самоубийства Натальи Мелеховой»

Цель: знакомство учащихся с российским законодательством, с принципами справедливого демократического судопроизводства, независимостью судей и состязательностью сторон; изучить отражение в романе Шолохова М.А. «Тихий Дон» судьбу женщины-казачки.

Задачи:

образовательные:

  • показать основные функции суда и прокуратуры в уголовном процессе;

  • развить представление о принципе неотвратимости наказания за преступление;

  • определить основные роли участников судебных заседаний по уголовным делам;

воспитательные:

  • формировать собственную позицию по различным нравственно-правовым проблемам;

  • способствовать развитию у молодых людей чувства ответственности за свои поступки;

  • воспитание уважения к законам, основам правовой культуры личности;

развивающие:

  • формировать у учащихся навыки полемики;

  • умения выражать и отстаивать свою точку зрения, импровизировать.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: интегрированный

Оборудование: учебник Никитин А.Ф. Право. 10-11 кл. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М.: Дрофа, 2013, роман Шолохова М.А. «Тихий Дон».

Этап подготовки: за 2 недели до проведения урока среди учащихся распределяются роли. Дается задание в соответствии с полученными ролями. Учителя консультируют учеников, корректируют их выступления.

Ход урока:

  1. Орг. Момент

  2. Новый материал.

1.Вступительное слово учителя.

Объявление темы. Цели и задачи: рассмотреть на примере романа «Тихий Дон» Шолохова такую стадию уголовного судопроизводства как судебное производство.

Судебное производство будет рассмотрено в виде ролевой игры - судебное заседание будет проводится на основе уголовного права (УК РФ) и уголовно-процессуального права (УПК РФ) на примере романа Шолохова. Судопроизводство в современной России осуществляется на основе следующих демократических принципов:

    • непосредственность судебного разбирательства,, то есть суд должен выслушать показания обвиняемого, потерпевшего, свидетелей;

  • непрерывность судебного разбирательства, то есть судебное заседание происходит непрерывно, кроме времени, назначенного для отдыха.

  • обязанность доказывания , то есть обязательно нужно доказать вину обвиняемого.

ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА (приложение №1)

1) принцип законности (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 УПК);

2) принцип осуществления правосудия только судом (ст. 47, 118 Конституции РФ, ст.8 УПК);

3) принцип уважения чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ, ст.9 УПК);

4) неприкосновенность личности (ст.22 Конституции РФ, ст.10 УПК);

5) охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 2, 45, 46, 51, 52, 53 Конституции РФ, ст.11 УПК);

6) неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 12 УПК);

7) тайна переписки, телефонных и иных переговоров, постовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ, ст.13 УПК);

8) презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК);

9) состязательность сторон (ст. 23 Конституции РФ, ст. 15 УПК);

10) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ, ст. 16 УПК);

11) свобода оценки доказательств (ст. 120 Конституции РФ, ст. 17 УПК);

12) язык уголовного судопроизводства (ст. 26 Конституции РФ, ст. 18 УПК);

13) право на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 45, 46 Конституции РФ, ст. 19 УПК)

2.Ролевая игра

Секретарь: Прошу всех встать! Суд идет! Судебное заседание объявляется открытым. Председательствующий суда Бурцева София Алексеевна. Прошу садиться. Напоминаю всем присутствующим, что судебное разбирательство осуществляется на основе 118 статьи Конституции РФ, которая гласит :

1.Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судья: Слушается дело Мелихова Григория о доведении до самоубийства Натальи Мелиховой. Все участники судебного разбирательства предупреждаются, что дача заведомо ложных показаний в соответствии со ст. 307 УК РФ наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей , либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев. Приступим к первому этапу заседания - судебному следствию.
Секретарь: слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Мелихов Григорий обвиняется в доведении до самоубийства своей жены Натальи Мелиховой в соответствии со статьей 110 УК РФ, которая гласит, что доведение лица до самоубийства путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. (далее идут обоснования в обвинении)

Секретарь: для дачи показаний приглашается обвиняемый Григорий Мелихов.

(в начале своего выступления каждый персонаж должен представиться, назвать свой возраст, род занятий)

Григорий: (выступает со своей версией событий, в конце речи объявляет считает ли он себя виновным)

(По ходу его выступления судья может задавать уточняющие вопросы)

Секретарь: для дачи показаний приглашается потерпевшая Наталья Мелихова.

Наталья: (выступает со своей версией)
(По ходу ее выступления судья и адвокат может задавать уточняющие вопросы)

Секретарь: для дачи показаний приглашается свидетель защиты - Аксинья (выступление Аксиньи)

Секретарь: для дачи показаний приглашаются свидетели обвинения - Ильинична, отец Гришки, Дарья, Дуняша. (выступления свидетелей обвинения)

Судья: судебное следствие прошу считать оконченным. Приступаем к следующему этапу судебного заседания - прениям сторон.

Секретарь: слово предоставляется адвокату обвиняемого.

Адвокат: Ваша честь, …….

Секретарь: слово предоставляется прокурору.

Прокурор:…….

Секретарь: Подсудимый Григорий вам предоставляется последнее слово.

Григорий: ……..

Секретарь: Суд удаляется для вынесения приговора. Прошу всех встать.

Судья выносит приговор, обязательно напомнить о возможности подать кассацию, то есть обжалование и опротестование решения суда в вышестоящих инстанциях.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание: заполните таблицу:

Стадии судебного производства

участники


  1. Домашнее задание. Учащимся предлагается написать эссе по теме «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев) по критериям. (приложение 2)

Приложение 1.

ПАМЯТКА

ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

1) принцип законности (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 УПК);

2) принцип осуществления правосудия только судом (ст. 47, 118 Конституции РФ, ст.8 УПК);

3) принцип уважения чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ, ст.9 УПК);

4) неприкосновенность личности (ст.22 Конституции РФ, ст.10 УПК);

5) охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 2, 45, 46, 51, 52, 53 Конституции РФ, ст.11 УПК);

6) неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 12 УПК);

7) тайна переписки, телефонных и иных переговоров, постовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ, ст.13 УПК);

8) презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК);

9) состязательность сторон (ст. 23 Конституции РФ, ст. 15 УПК);

10) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ, ст. 16 УПК);

11) свобода оценки доказательств (ст. 120 Конституции РФ, ст. 17 УПК);

12) язык уголовного судопроизводства (ст. 26 Конституции РФ, ст. 18 УПК);

13) право на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 45, 46 Конституции РФ, ст. 19 УПК)



Приложение 2.

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ЭССЕ

  1. Раскрыть смысл высказывания.

  2. Обозначить поставленную автором проблему.

  3. Сформулировать свое отношение к мнению автора

  4. Аргументировать (пояснить, обосновать) собственную точку зрения на авторскую позицию (использовать теоретические знания и собственный жизненный опыт).


© 2010-2022