Рабочие программы для 6-9 классов (для учебников под редакцией Соболевой О. Б.)

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.В. Зимина» города Калуги

Принято Утверждено

на заседании педсовета приказом директора

протокол №1 от 29.08.2014 г. от 1.09.2014 № 45/11


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

для 6 класса

на 2014 - 2015 учебный год







Маршева Мария Владимировна

учитель истории и обществознания

первая квалификационной категории






КАЛУГА 2014


Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса

Рабочая программа учебного курса обществознание для 6 класса (далее - Рабочая программа) составлена основе программы: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Соболева О.Б., Медведева О.В. (2012 года).

Программа рассчитана на 35 часов в год (по 1 часу в неделю).

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков, что соответствует Основной Образовательной программе школы (ООП). Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа построена по линейно-модульной системе, когда каждая большая тема (дисциплина) изучается как законченное целое и изучение одной такой темы следует за изучением другой.

Главный принцип структурирования программы - изучения учебного материала «от близкого к далекому» - от личных проблем ученика, через рассмотрение развития соответствующей ситуации в регионе, стране и мире, к общетеоретическим обобщениям и перспективам развития явления. Этот принцип реализуется в изучении каждой темы, так же в построении всего обществоведческого курса. Такое единство стержневых содержательных линий разных курсов и тем создает условия для обобщения, сравнения и систематизации учениками знаний по предмету.

Тематическое разделение содержания обществоведческого курса остается традиционным - в качестве самостоятельных блоков учебного материала выделяются проблемы антропологического и общефилософского плана. Особенностью данного варианта программ является акцентирование воспитательной и развивающей составляющей курса обществознания, путем усиления психологического и этического аспекта рассматриваемых проблем человека и общества, проблемного подхода к изучению материала. Художественные тексты и биографический материал используются в качестве средства обучения.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник В.В. Барабанов, И.П. Насонова и рабочая тетрадь под редакцией О.Б. Соболевой.

Цели программы обучения:

это содействие:

  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способ-ности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;


  • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и средне-го подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и социальных институтах, о регулировании общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;


  • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; для гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи программы обучения:

Познакомить учеников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного развития. Курс должен пробудить интерес ученика к самому себе, к своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и самосовершенствования. Курс знакомит с различными проявлениями человеческой индивидуальности - характерами, темпераментами, способностями. Это дает возможность не только идентифицировать себя по этим и другим параметрам, но и научиться жить с другими людьми, взаимодействовать с ними. Программа ориентирует на раскрытие регуляторов поведения человека, прежде всего на мораль и моральный контроль, на проблемы свободы и ответственности.

Практическое значение курса связано с процессом самопознания, самоидентификации, осознанием жизненных ценностей и усвоением норм межличностных отношений. Курс способствует эффективности процесса самопознания, актуализации опыта совместной деятельности и личного опыта взаимодействия с другими людьми.

Содержания учебного курса

Мир человека

Что мы узнаем о человеке? Почему эти знания важны? С какими трудностями мы столкнемся? В чем будет заключаться наша работа по освоению учебного материала курса?

Человек - часть природы

Связь первобытного человека и природы. Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Библия о сотворении человека. Эволюционная теория происхождения человека. Пути эволюции. Расовый состав человечества. Природная сущность человека. Сходства и различие человека и животных. Развитие отношений человека и природы в современном мире.

Итоговое повторение.

Познавая мир и самого себя

Психика. Мозг. Сознание человека. Ощущение и восприятие. Сознательное и бессознательное. Процесс мышления. Способы познания мира. Речь и мышление. Память. Виды памяти. Развитие памяти. Внимание. Эмоции человека и животных. Чувства. Эмоциональный мир человека. Контроль над эмоциями. Темперамент. Характер, черты характера. Воспитание характера. Индивидуальность. Способности человека. Развитие способностей. Гениальность.

Итоговое повторение.

Деятельность человека

Произвольное и непроизвольное поведение. Недопустимость агрессивного поведения. Поведение и поступок. Мотивы поступков. Результаты поступков. Подвиг. Потребности. Виды потребностей. Потребности человека и животных. Потребности и интересы. Деятельность. Виды деятельности: игра, труд, учение. Творчество. Общение. Виды общения. Средства общения. Правила общения. Этикет. Отношения между людьми. Социализация. Симпатия и антипатия. Любовь и дружба. Мораль в жизни человека. Добро и зло. Совесть и долг. «Золотое правило» морали. Идеал. Ненасилие, милосердие, благотворительность.

Итоговое повторение.

Жизненный путь человека

Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский, подростковый и юношеский возраст. Здоровый образ жизни. Опасность алкоголизма и наркомании. Зрелость: активный труд, самореализация, мужские и женские социальные роли, интересная жизнь. Старость: интеллект, жизненный опыт, значение семьи, долголетие.

Итоговое повторение.

Человек в мире культуры

Великое множество культур. Материальная и духовная культура. Духовные ценности. Традиции о обряды. Национальные традиции народов России. Толерантность. Вера и доверие. Религиозная вера. Свобода совести. Веротерпимость.

Искусство. Виды искусства. Наука. Методы научного познания мира. Виды наук. Художественное и научное познание. От индивида к личности. Личность и духовное развитие. Мировоззрение. Самоопределение и самооценка. Свобода и ответственность Пути и формы социализации.

Итоговое повторение.

Заключение

Жизненные ценности человека.

Планируемые результаты освоения курса

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Умения, связанные с освоением содержательной линии

  • приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении

задач в области социальных отношений.

  • освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;


  • развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Развитие у учащихся широкого круга компетентностей.

Когнетивная, которая носит универсальный надпредметный характер. Это совокупность логических и общеучебных умений, в том числе:

- анализировать и обобщать факты;

- формулировать и обосновывать выводы;

- составлять тезисы, конспект;

- решать проблемные задачи;

- представлять в различной форме результаты поисковой и творческой деятельности

- взаимодействие с соучениками, участвовать в совместной работе

Информационные умения:

-умения работать с текстом и историческими источниками

-умение работать с внетекстовыми источниками информации

-речевые умения

-умения письменной фиксации знаний.

Интеллектуальные умения:

-умения анализа, синтеза, сравнения, актуализации знаний

-умение выносить оценочные суждения.

Опыт самостоятельной учебной деятельности учащихся.

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего

и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Тематическое планирование

Основное содержание

Характеристика основных видов учебной деятельности

Планируемые

результаты изучения

Введение (1 час)

Мир человека

Что мы узнаем о человеке. По-

чему эти знания важны. В чем

будет заключаться наша работа по усвоению учебного материала курса

Осуществлять смысловое чтение текста, со относить свой жизненный опыт и содержание обучения, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

Формирование способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности. Умение работать с учебными материалами

Глава 1. Человек - часть природы (5 часов)

§ 1. Происхождение человека. Мифы, религия, версии, гипотезы (2 часа)

Природа человека. Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Библейская версия происхождения человека. Научный подход к происхожде-

нию человека. Пути эволюции

Читать, осмысливать и пересказывать текст учебника. Подтверждать примерами мысль о том, что человек-часть природы.

Устанавливать межпредметные связи с историей 5 класса. Из- влекать необходимую информацию из различных видов наглядности.

Анализировать различные теории.

Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его

природы. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Формирование коммуникативных навыков. Ориентироваться в содержании текста и понимать его смысла, от- кликаться на содержание текста

§ 2. Похожие и не похожие (1 час)

Физическое разнообразие

людей. Наследственные физи-

ческие признаки. Происхождение рас.

Называть особенности

внешнего облика представителей различных рас и народностей. Ус танавливать межпредметные связи с географией, историей.

Находить необходимую информацию из текста учебника и картографической наглядности. Высказывать и обосновывать собст венные суждения.

Применять знания курса и социальный опыт для выражения собственных суждений, касающихся связи физического разнообразия и личностных качеств человека. Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений. Совершенствование

навыков работы с информацией. Продвигаться в установлении взаимопонимания между людьми. Создавать монологические высказывания.

§ 3. В гармонии с природой (1 час)

Среда обитания человека.

Общее и отличия человека и

животных. Труд как сущность

человека

Перечислять составляющие среды обитания человека. Приводить примеры

преобразовательной деятельности людей. Раскрывать на конкретных примерах сходство и отличие человека и животных.

Извлекать информацию из

фотографической наглядности. Привлекать дополнительные ис-точники информации региональ- ного характера

Формирование основных

принципов и правил отношения к среде обитания человека. Знание главного отличия человека и животных. Осуществлять расши- ренный поиск информации. Понимать переносный смысл выражений.

Осуществлять структурирование информации


Коллективный проект «Самый лучший рассказ» (1 час)

Этапы эволюции человека

Написать небольшой рассказ или стихотворение, придумать один вопрос для класса, связанный с изученной темой. Презентовать

свой проект

Самостоятельно задумывать,

планировать и выполнять

учебную задачу. Построение

своих действий с учетом дейст -

вий партнера. Развитие твор-

ческих способностей и комму-

никативных умений

Глава 2. Познавая мир и самого себя (8 часов)

§ 4. Как человек познает мир (1час)

Как человек познает мир и самого себя. Психика. Психические процессы. Ощущение и восприятие

Устанавливать межпредметные связи с курсом «Окружающий мир». Называть основные психические процессы. Определять, какую роль в процессе познания играет мозг, наконкретных примерах показывать различие ощущений и восприятий. Определять роль органов чувств как источников информации. Сравнивать полученную информацию

Знание ключевых понятий психологии - психика, ощущение,

восприятие; анализировать и

систематизировать полученную информацию. Организовывать учебное сотрудничество

с одноклассниками. Понимание механизмов работы органов чувств человека.

§ 5. Путешествие в глубь сознания (1 час)

Что такое сознание. Роль са-

мосознания в понимании че-

ловеком самого себя

Определять и конкретизировать примерами сущностные характе- ристики сознания, самосознания и бессознательного. Выявлять,

какие факторы влияют наизменение сознания и поведение человека. Сопоставлять самосознание че- ловека с восприятием его окружающими людьми

Знание ключевых понятий пси-

хологии - сознание, бессозна-

тельное. Строить логическое

рассуждение, включающее уста-

новление причинно-следствен-

ных связей. Использование по-

лученных знаний для понима-

ния собственных психических

процессов

§ 6. Как рождаются мысли (1 час)

Мышление. Мыслительные

процессы. Мыслительные спо-

собности. Умозаключение. Речь как выражение мысли

Определять какую роль играет процесс мышления в жизни человека. Характеризовать мышление как процесс познания нового. Выстраивать элементарную логическую цепочку мыслительного процесса. Определять связь мышления с речью. Извлекать информацию из дополнительных

источников информации.

Знание ключевых понятий

психологии - мышление, умо-

заключение. Аргументировано

отвечать на вопросы. Делать

выводы из сформулированных

посылок. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

§ 7. Мнемозина помнит все (1 час)

Память. Виды памяти. Внимание.

Устанавливать межпредметные связи с историей. Характеризовать на конкретных примерах виды памяти. Устанавливать связь между процессом запоминания и вниманием. Осуществлять поиск информации по заданной тематике в дополнительных источниках, включая Интернет.

Знание ключевых понятий психологии - память, внимание. Соотносить полученные знания с собственными ощущениями. Использовать различные приемы поиска информации в ходе учебной деятельности. Формирование собственного информационного пространства.

§ 8. Эмоциональный мир человека (1 час)

Эмоциональный мир человека. Эмоциональное состояние. Настроение. Чувства.

Называть основные эмоции

человека. Определять, какими способами человек выражает свое эмоциональное состояние. Давать общую характеристику понятию «внутренний мир человека». Извлекать необходимую информацию из художественной и фотографической наглядностей.

Знание ключевых понятий психологии - эмоции, чувства. Связывать информацию полученную из текста учебника с информацией, полученной из других источников и делать выводы. Понимание важности того, что необходимо контролировать свои эмоции и внимательно и уважительно относиться к чувствам других людей.

§ 9. Воспитываем характер (1 час)

Индивидуальность. Темперамент. Типы темперамента. Характер. Самовоспитание.

Устанавливать межкурсовые связи с историей и литературой. Устанавливать внутрикурсовые связи. Раскрывать на конкретных

примерах сущность понятия «индивидуальность», характеризовать типы темперамента других людей,

определять свой тип темперамента. Устанавливать

связь темперамента и характера. Определять какие факторы влияют на формирование характера человека. Извлекать информацию из художественной наглядности и дополнять её собственными знаниями.

Знание ключевых понятий психологии - темперамент, характер. Адекватно использовать речевые средства для решения учебной задачи. Формирование объективной самооценки и основ самовоспитания. Формирование основ сравнительного анализа и логического мышления.

§ 10. Способности человека (1 час)

Способности и задатки как индивидуальные особенности

человека. Гениальность.

Осуществлять последовательно-смысловое чтение текста. Объяснять, что такое способности, называть виды способностей, иллюстрируя примерами из личного опыта и наблюдений. Оценивать собственные способности. Определять, какие факторы влияют на развитие способностей, в том числе собственных.

Получать дополнительную информацию из иллюстративного материала учебника. Связывать информацию из текста учебника со знаниями, полученными из других источников. Формировать потребность в самовыражении и самореализации.

Коллективный проект «Познаю себя и других» (1 час)

Роль психологии в жизни человека.

Найти в дополнительных источниках информации тесты и задания. Разбиться на группы. Провести тестирование. Организовать обработку информации. Проанализировать информацию.

Приобретение опыта проектной деятельности. Формирование способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной

учебной деятельности. Формирование навыков сбора и обработки информации.

Глава 3. Деятельность человека (9 часов)

§ 11. Поведение и поступок (1 час)

Произвольное и непроизвольное поведение.

Мотивация. Агрессия и насилие. Поступок.

Устанавливать межпредметные связи с историей и внутрикурсовые с обществознанием 5 класса. Характеризовать произвольное и

непроизвольное поведение. Определять что такое поступок и конкретизировать примерами результаты поступков. Оценивать собственное поведение и поступки. Определять личные мотивы поведения.

Объяснять роль мотивов в деятельности людей. Давать на основе полученных знаний оценки насилию и агрессии, объяснять свое нетерпимое отношение к любым видам насилия и быть готовым противостоять им. Соотносить полученные знания со своим жизненным опытом. Корректировать собственное поведение. Использовать различные приемы поиска информации в ходе учебной деятельности. Формирование навыков написания эссе.

§ 12. Потребности и интересы (1 час)

Основные потребности человека. Виды потребностей.

Интересы.

Классифицировать и иллюстрировать примерами потребности человека. Устанавливать взаимосвязь потребностей, интересов и активности человека. Соотносить личный опыт с полученной теоретической информацией. Моделировать ситуацию выбора и делать выводы.

Знание ключевых понятий темы - потребности, интересы. Определение основных характеристик изучаемого объекта; выбор критериев для сопоставления характеристик, оценки объектов; владение устной и письменной речью. Формирование интереса к чтению.

§ 13-14. Что такое деятельность (1 час)

Деятельность как способ существования человека. Мотивация деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность.

Самовыражение.

Осуществлять смысловое чтение текста. Определять и конкретизировать примерами свою деятельность. Объяснять роль мотивов в деятельности человека. Приводить примеры основных видов деятельности человека. Анализировать дополнительные источники информации.

Выделять в смоделированных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей. Формировать потребность участия в общественной деятельности ближайшего социального окружения, общественно - полезной деятельности. Объяснять явления, процессы и их признаки, выявляемые в ходе исследования. Соотносить полученные знания теоретического характера собственными взглядами.

§ 15. Как общаются люди (1 час)

Общение как необходимый элемент деятельности. Средства общения. Формы общения. Правила общения.

Этикет.

Определять и иллюстрировать примерами основные средства и формы общения. Моделировать и анализировать предлагаемые учебные ситуации. Соотносить личный опыт с теоретическим материалом. Выявлять факторы, влияющие на межличностные отношения. Осуществлять совместную деятельность со сверстниками для решения учебной задачи.

Демонстрировать понимание особенностей владения способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

Формирование навыков речевого и неречевого общения. Понимание необходимости использования правил этикета при общении с людьми, Доброжелательное отношение к окружающим. Формирование ИКТ- компетенции.

§ 16-17. Отношения между людьми (2 часа)

Мотивы поведения. Социализация личности. Симпатия и антипатия. Дружба. Любовь.

Определять и иллюстрировать примерами качества, необходимые человеку для жизни в обществе. Устанавливать межкурсовые связи с историей и литературой.

Работать с дополнительными источниками информации литературно - художественного, наглядно - изобразительного характера. Соотносить личный опыт с теоретическим материалом.

Формирование представления о своей роли и месте в обществе. Корректировать собственное поведение в соответствии с принципами и нормами поведения, принятыми в обществе. Характеризовать процесс социализации личности. Оценивать значение дружбы и

любви в жизни человека. Формирование навыков устной и

письменной речи.

§ 18. Мораль в жизни человека (2 часа)

Нормы и принципы морали.

Добро и зло. Совесть и долг.

«Золотое правило морали».

Идеал. Милосердие. Благотворительность.

Различать моральную сторону ситуации, характеризовать основные принципы морали. Анализировать типичные социальные ситуации с морально - нравственных позиций. Давать

нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. Объяснять и конкретизировать фактами из социальной жизни роль морали в жизни общества. Использовать элементы причинно - следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека. Приводить примеры ситуаций морального выбора.

Знание ключевых понятий темы: мораль. Оценивать поступки людей и свои поступки с позиций морали. Описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Формирование навыков сопоставительного анализа. Умение находить значение слова в словаре. Владеть устной и письменной речью.

Художественный проект «Притчи из жизни» (1 час)

Содержание любой из тем

главы 3.

Ознакомиться с понятиями: притча и басня. Используя материал учебника и дополнительные источники информации написать притчу. Лучшие проекты зачитать и обсудить в классе.

Самостоятельно планировать

и выполнять учебный проект.

Повышение мотивации и эффективности учебной деятельности. Развитие творческих способностей. Построение своих действий с учетом мнения партнера.

Глава 4. Жизненный путь человека (4 часа)

§ 19. Легко ли быть молодым (1 час)

Возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Юность. Инфантилизм.

Вредные привычки. Принципы здорового образа жизни

Давать характеристику детству, отрочеству, юности, как этапам жизни человека. Определять особенности развития в переходном возрасте. На основе личного опыта и наблюдений за

сверстниками приводить примеры трудностей подросткового возраста. Давать определение явлению инфантилизма. Использовать дополнительные источники информации.

Характеризовать начальные этапы жизни человека, основные слагаемые здорового образа жизни. Осознанно выбирать критерии для оценки безопасных условий жизни, на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью. Совершенствование навыков работы с информацией. Формирование навыков устной и

письменной речи.

§ 20. На пике активности (1 час)

Зрелость - наиболее активный период жизни человека. Создание семьи. Досуг.

Устанавливать межкурсовые связи с обществознанием 5 класса. Выявлять особенности наиболее активного периода жизни человека и иллюстрировать их примерами. Извлекать ин формацию из дополнительных источников (материалы СМИ, Интернет).

Выделение основных характеристик зрелости, как наиболее активного периода жизни человека. Оценивать социальное значение семьи. Воспитывать в себе уважение к семейным ценностям. Формирование навыков работы с дополнительными источниками информации, перевод информации из одной знаковой системы в другую.

§ 21. От зрелости к старости (1 час)

Особенности пожилого возраста

Определять и иллюстрировать примерами особенности людей пожилого возраста. На основе текста параграфа, дополнительной информации и личного опыта делать выводы - почему важно уважительно относиться к пожилым людям.

Оценивать с нравственных

позиций свое отношение к людям пожилого возраста.

Сравнивать и сопоставлять на

основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода. Учитывать разные мнения и стремиться к согласованию различных позиций и мнений. Адекватно использовать речь для достижения цели учебной задачи.

Исследовательский проект «Три возраста» (1 час)

Взгляды и ценности людей

разного возраста

Провести социологический опрос, обработать результаты по предлагаемой схеме. Проанализи ровать полученные данные и сде-

лать выводы

Планировать и выполнять

учебное исследование, используя необходимые оборудование, мо- дели, методы и приемы. Форму- лировать вытекающие из иссле- дования выводы. Формирование навыков совместной деятельности

Глава 5. Человек в мире культуры (4 часа)

§ 22. Наше наследие (1 час)

Множество культур. Мате-

риальная и духовная культура. Духовные ценности.

Язык. Традиции и обряды.

Толерантность

Культурные ценности. Язык. Традиции и обряды. Толерант-

ность. Устанавливать меж-

предметные связи с историей.

Давать определение

толерантности. Осуществлять смысловое чтение текста. Разли- чать и описывать явления мате- риальной и духовной культуры. Осознавать значение духовных

ценностей для человечества. Оп- ределять, с помощью чего сохра- няются и передаются духовные ценности. Извлекать из дополни- тельных источников (иллюст -

рации учебника, СМИ, Интернет, материалы краеведческого музея общение с людьми и т. д.) ин- формацию по теме

Характеризовать развитие от-

дельных областей и форм куль-

туры. Распознавать и различать явления духовной культуры. На- ходить извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников раз личного типа. Осознание необхо- димости учиться понимать другие культуры. Формирование уважительного отношения к об-

ще культурному наследию Рос-

сии и обще мировому культур-

ному наследию.

§ 23. Во что мы верим (1 час)

Место веры в жизни человека. Религиозные верования.

Атеизм. Свобода совести. Ве-

ротерпимость. Гуманизм

Определять что такое вера и в чем особенности религиозной ве- ры. Раскрывать понятия: свобода совести, атеизм, гуманизм, толе-

рант ость. Сопоставлять и

анализировать различные точки зрения. Соотносить собственный жизненный опыт с теорети-ческим материалом. Обращаться к дополнительным источникам информации юридического, ху- дожественного, краеведческого характера

Видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное от- ношение к мнению окружающих. Учитывать разные мнения и ин-те-ресы, обосновывать собствен- ную позицию.

§ 24. Искусство и наука (1 час)

Роль искусства и науки в по-

знании мира и преобразовании окружающей среды и человека. Виды искусства. Виды наук.

Давать определение понятиям «искусство» и «наука». Объяс -нять связь науки и искусства с творчеством. Характеризовать и конкретизировать примерами ви-

ды искусства. Классифицировать известные науки и определять роль науки в жизни человека. Ра- ботать с дополнительными источниками различного харак-

тера и анализировать полу-ченную информацию. Оценивать влияние произведений искусства на себя самого.

Видеть и комментировать

связь научного знания и ценност- ных установок, моральных суж -дений при получении, распро-странении и применении научно го знания. Использовать получен- ный опыт восприятия информа-ции об искусстве и науках для обогащения чувственного опыта,

высказывать оценочные сужде-

ния и свою точку зрения о по-

лученном сообщении.

Информационный проект «Духовная культура народов» (1 час)

Культурные достижения наро-

дов России.

Разделиться на группы. Опреде- лить тематику с учетом регио- нальных особенностей и подгото- вить презентацию по предложенному плану (стр. 162 учебника)

Формирование способности к

целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности. Формиро- вание навыков выполнения ком- пьютерной презентации.

Заключение. Жизненные ценности человека (1 час)

Итоговое повторение (1 час)

Резерв учебного времени (1 час)

Учебно-методический комплект.

Основная литература

Для учащихся

В.В.Барабанов, И.П. Насонова. Обществознание. 6 класс. М.: Вентана -Граф, 2011г.

О.Б. Соболева. Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. М.: Вентана -Граф, 2011г.

Для учителя

Поурочные планы по обществознанию. 6 класс: методическое пособие / авт.- сост. Е.Н. Сорокина. - Е.А. Певцова.





Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Основные темы (Блоки)

Кол-во часов по программе

Дата проведения

1

Введение

1


I

Человек - часть природы

5


2

Происхождение человека в мифах и религиях народов мира

1


3

На пути эволюции

1


4

Люди: похожие и непохожие

1


5

В гармонии с природой

1


6

Обобщение по теме: «Человек - часть природы»

1


II

Познавая мир и самого себя

8


7

Как человек познает мир

1


8

Путешествие в глубь сознания

1


9

Как рождаются мысли

1


10

Мнемозина помнит всё

1


11

Эмоциональный мир человека

1


12

Воспитываем характер

1


13

Способности человека

1


14

Практикум

1

стр. 139-142

III

Деятельность человека

9


15

Поведение и поступок

1


16

Потребности и интересы

1


17

Что такое деятельность

1


18

Как общаются люди

1


19

Отношения между людьми

1

§16 с 83-85

20

Любовь и дружба

1

§17 с 85-89

21

Мораль в жизни человека

1

§18 с 89-92

22

Ненасилие. Милосердие. Благотворительность

1

§18 с 92-95

23

Обобщение по теме: «Деятельность человека»

1


IV

Жизненный путь человека

4


24

Легко ли быть молодым?

1


25

На пике активности

1


26

От зрелости к старости

1


27

Обобщение по теме: «Жизненный путь человека»

1


V

Человек в мире культуры

4


28

Наше наследие

1


29

Во что мы верим

1


30

Искусство и наука

1


31

Обобщение по теме: «Человек в мире культуры»

1


32

Жизненные ценности человека

1


33- 34

Итоговое повторение

2

стр. 131-138

35

Резерв

1



© 2010-2022