Деловая игра Учимся предпринимательству

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий деловой игры «Учимся предпринимательству»

Направление: экономика

Возраст: 9-11 классы

Автор: Гусельникова Ирина Викторовна, методист МБОУ ДО ГЦИР, г.Тольятти



Цель игры: закрепление полученных знаний о предпринимательстве, способах получения и увеличения прибыли, работа с бухгалтерской отчетностью.

Содержание игры:

В игре воспроизводится реальная ситуация предпринимательской деятельности простейшего вида в условиях конкуренции и стремлении достичь более высокой прибыли. В игре участвует вся группа учащихся, которая делится методом жеребьевки на различные производственный отделы.

Организационное оформление игры: помещение, отведенное для игры, поделено на 5 игровых зон (столы), каждая из которых снабжена цветной табличкой: директор, бухгалтерия, плановый отдел, отдел маркетинга, отдел главного механика и энергетика, оптовый поставщик, коммерческий банк, покупатель. На столах разложен раздаточный материал, ручки, бумага, калькуляторы. Аудитория для ведения переговоров со сторонними организациями оборудована компьютерной техникой.

Раздаточный материал:

- бейджики с названием должностей служащих (приложение 1);

- отчет о финансовых результатах (приложение 2);

- выполнение плана по производству и продаже продукции (приложение 3);

- расшифровка основных статей себестоимости, руб. (приложение 4);

- список используемого оборудования и оснастки (приложение 5);

- расчет потребности в материалах (приложение 6);

- основные технико-экономические показатели работы предприятия (приложение 7);

- список деловых партнеров (приложение 8);

- тестовые задания (приложение 9).

Ведущий приглашает детей в зал и при входе вручает каждому игроку цветной жетон и предлагает им занять места в игровых зонах, цвет которых соответствует цвету жетона. Приветствует детей и предлагает им провести деловую игру, во время которой они должны продемонстрировать свои знания и способности в области экономики и предпринимательства.

Ведущий: Сегодня мы с вами должны рассмотреть работу виртуального производственного предприятия по производству кухонных принадлежностей - рукавичек и прихваток. Это предприятие испытывает некоторые затруднения в реализации своей продукции, что ведет к снижению основных технико-экономических показателей. Сейчас игроки за столами, где располагаются различные отделы, должны распределить свои обязанности, выбрать руководителя (начальника отдела), который будет представлять их отдел на совещании у директора. На столах лежат бейджики с названием должности работника, которые вы вручаете выбранным лицам (приложение 1). Затем вы изучаете раздаточный материал, лежащий на столе, и готовитесь к совещанию, которое должен провести директор. На эту работу вам дается 5 минут.

Дети, соответственно полученным должностям, знакомятся с подготовленной для них информацией и готовят план выступления (приложения 2 - 7).

Директор: оглашает список присутствующих работников и информирует собравшихся руководителей о состоянии дел на предприятии.

Бухгалтер: доводит до сведения присутствующих основные экономические показатели. Информирует, что план производства выполняется в полном объеме, но продукция залеживается на складе (приводит конкретные цифры). В результате снижаются показатели прибыли и рентабельности.

Директор: просит прокомментировать выступление бухгалтера и объяснить причины, которые оказывают наибольшее негативное влияние на процесс продажи продукции.

Начальник отдела маркетинга: приводит доводы, объясняющие создавшееся положение. Один из них - отсутствие хорошо налаженного процесса продвижения товара на рынок, а также наличие претензий со стороны покупателей на качество продукции.

Начальник планово-производственного отдела: информирует, почему реклама оказывается бездейственной.

Начальник цеха: объясняет, что низкое качество продукции в основном из-за частых поломок оборудования, а также из-за низкой дисциплины рабочих, которые ……

Главный механик - информирует руководство, что установленное оборудование устарело, приводит коэффициенты годности и предлагает закупить новое оборудование.

Директор: ведет дискуссию с главным механиком, уточняя, почему закупленные новые швейные машины до сих пор не установлены. Главный механик пытается объяснить причину неустановки.

Директор: констатирует, что за налаживание трудовой дисциплины отвечает начальник цеха, которому следует больше внимания уделять……. Поэтому необходимо подготовить новое положение о премировании рабочих, в котором предусмотреть понижение премии за различные трудовые нарушения.

Также он отмечает, что многие проблемы связаны с недостаточным финансированием производства и предлагает увеличить уставный капитал, поскольку при создании предприятия решили обойтись его минимальным размером. Можно также взять кредит в банке. Он предлагает своим сотрудникам обсудить возможные варианты.

Присутствующие на совещании активно обсуждают плюсы и минусы выдвинутых предложений. В конце концов, решают использовать оба варианта. При этом изучают условия кредитования, предлагаемые банками (приложение 8).

Ведущий: Чтобы ваше предприятие могло работать нормально, необходимо должное финансирование, и ваше решение по увеличению уставного капитала вполне обоснованно. Виртуальные деньги вы можете получить, ответив на вопросы экспресс-теста. За каждый правильный ответ вам будет начислено 10000 рублей. Увеличив уставный капитал, вы сможете определить свои возможности по дополнительному приобретению необходимого оборудования и материалов, расширению масштабов рекламной компании. Сейчас вам будут озвучены задания тестов, на которые вы должны дать устные ответы (приложение 9). Для работы с тестами отводится 10 минут. Комиссия оценит ваши ответы и озвучит результаты. Напоминаю, каждый правильный ответ - это 10000 рублей в вашу копилку для увеличения уставного капитала. Приступайте к работе, удачи вам!

Помощники ведущего: проводят тестирование и подсчитывают результаты.

Председатель жюри: по результатам тестирование вы получаете…….рублей.

Помощники ведущего: отсчитывают виртуальные деньги.

Ведущий: вы должны оценить, достаточно вам заработанных денег или нет. На этот процесс вам отводится 10 минут. Для консультаций в целях принятия правильного решения на игре присутствуют педагоги - консультанты, бейджики которых вам подскажут, за какой экономической проблемой закреплен каждый консультант. По условиям игры вы можете обратиться к консультантам не более 5 раз. Каждое последующее обращение наказывается штрафным очком. Вопросы необходимо задавать в письменной форме, чтобы жюри имело возможность оценить ваше умение формулировать проблему.

Директор: предлагает сотрудникам продумать варианты распределения денег и подготовить обоснованные предложения. Отделы приступают к работе, при этом они имеют возможность связываться со своими поставщиками и заказчиками посредством электронной почты, выбирая наиболее оптимальные варианты заключения договоров.

Директор: заслушивает мнение своих сотрудников о возможных вариантах распределения заработанных денег. При этом многие утверждают, что надо дополнительно взять кредит в банке.

Сотрудники: изучают информацию об условиях кредитования в коммерческих банках Тольятти и докладывают директору.

Директор: заслушивает своих сотрудников и после длительного обсуждения принимает решение. Одновременно он предлагает начальнику планово-производственного отдела и главному бухгалтеру подсчитать возможный результат по финансовым показателям хозяйственной деятельности.

Приложение 1

Списочный персонал служащих


Профессия или должность

Численность работающих, чел.

Оклад или тарифная ставка за месяц

Годовой фонд оплаты труда

1. Директор

1

35000=

420000=

2. Главный бухгалтер

1

30000=

360000=

3. Бухгалтер

3

20000=

720000=

4. Начальник планово-производственного отдела

1

30000=

360000=

5. Экономист

3

22000=

792000=

6. Начальник отдела маркетинга

1

25000=

300000=

7. Менеджер по продажам

3

20000=

720000=

8. Главный механик

1

18000=

216000=

9. Начальник цеха

1

18000=

216000=

10. Рабочие

20

15000=

3600000=

Приложение 2


Отчет о финансовых результатах за период

с 1 января по 30 сентября 2015 года

Организация: ООО ТД «Волга+»

Вид деятельности: производство

Единица измерения: тыс. руб.

Пояснения

Наименование показателя

Код строки

За 9 месяцев 2015 г.

За 9 месяцев 2014 г.

Выручка

2110

35685

36140

Себестоимость продаж

2120

(29130)

(28716)

Валовая прибыль (убыток)

2100

6555

7424

Коммерческие расходы

2210

(122)

(308)

Управленческие расходы

2220

(5106)

(5072)

Прибыль (убыток) от продаж

2200

1327

2044

Доходы от участия в других организациях

2310

-

-

Проценты к получению

2320

-

-

Проценты к уплате

2330

(-)

(42)

Прочие доходы

2340

-

98

Прочие расходы

2350

(92)

(80)

Прибыль (убыток) до налогообложения

2300

1235

2020

Текущий налог на прибыль

2410

(247)

(404)

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

2420

-

-

Изменение отложенных налоговых обязательств

2430

-

-

Изменение отложенных налоговых активов

2450

-

-

Прочее

2460

-

-

Чистая прибыль (убыток)

2400

988

1616




Приложение 3


Основные технико-экономические показатели работы предприятия, тыс. руб.

Наименование показателя

За 9 месяцев 2015 г.

За 9 месяцев 2014 г.

Отклонение

Объем производства, тыс. руб.

34358

34096

+ 262

Выручка от продаж

35685

36140

- 455

Себестоимость продаж

29130

28716

+ 414

Валовая прибыль

6555

7424

- 869

Прибыль (убыток) от продаж

1327

2044

- 717

Рентабельность производства, %

22,50

25,85

- 3,35

Рентабельность продаж, %

3,72

5,66

- 1,94

Стоимость основных производственных фондов

5664

4340

+ 1324

Фондоотдача, руб. / руб.

6,07

7,86

- 1,79

Первоначальная стоимость основного технологического оборудования (на конец отчетного периода)

688

520

+ 168

Сумма начисленной амортизации

468

416

+ 52

Коэффициент годности

0,32

0,20

+ 0,12






Приложение 4

Информация о производстве и продаже продукции (единицы)

Показатели

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

Остаток на начало периода

-

1200

2700

4500

6600

8580

11540

14300

16620

Выпуск за отчетный период

20000

20500

21000

21000

21680

23140

23920

23300

23040

Продажа в отчетном периоде

18800

19000

19200

18900

19700

20180

21160

20980

22130

Остаток на конец периода

1200

2700

4500

6600

8580

11540

14300

16620

17530

Цена - 200 руб.


Приложение 5

Расшифровка основных статей себестоимости, руб.

Статьи затрат

9 месяцев 2015 г.

9 месяцев 2014 г.

Отклонение

1. Материалы

17479000

17230000

+ 248000

2. Заработная плата, всего

В том числе:

- основных производственных рабочих

- управленческого персонала

8550000



6840000

1710000

8537700



6814000

1723700

+ 203000



+ 177000

+ 26000

3. Начисления на заработную плату

2565000

2561300

+ 62000

4. Амортизация основных средств

434000

312000

+ 122000

5. Управленческие расходы

5106000

5072000

+ 34000

6. Коммерческие расходы, всего

в том числе на рекламу

122000

64000

308000

157000

- 186000

- 93000

7. Потери от брака

102000

75000

+ 27000

Итого

34358000

34096000

+ 262000

8. Выпуск продукции, ед.

180050

180800

- 750

9. Затраты на единицу продукции, руб. / ед.

в том числе:

- материалы;

- заработная плата основных производственных рабочих;

- заработная плата управленческого персонала;

- управленческие расходы;

- коммерческие расходы.

190,82



97,08



37,99



9,50

28,36

0,68

188,58



95.30



37.69



9.53

28.05

1.70

+ 2,24



+ 1.78



+ 0.30



- 0.03

+ 0.31

- 1.02



Приложение 6


Список используемого оборудования и оснастки

Название оборудования и оснастки

Стоимость за единицу, руб.

Количество

Стоимость оборудования и оснастки, руб.

  1. Машины швейные универсальные:

- в наличии;

- установленные



24000=

22000=



7

22



168000=

484000=

2. Машина окантовочная

18000=

2

36000=

3. Раскройный нож

14000=

4

56000=

4. Настилочный стол с обрезной линейкой

11600=

2

23200=

5. Стеллаж для хранения ткани 4-х ярусный (размер яруса: 120х80х60 см)

6500=

8

52000=

6. Ножницы портновские

650=

30

19500=

Итого

х

х

838700=

Приложение 7

Расчет потребности в материалах

Материалы

Расход на единицу продукции, м

Годовой выпуск продукции, шт.

Общий расход материалов, м

  1. Сатин, ширина 120 см

0,2



268000

53600

  1. Синтепон, ширина 150 см

0,1

26800

3. Нитки

3

804000

Приложение 8

Деловые партнеры

Партнеры

Исходные условия делового партнерства

Оптовый поставщик*

1. Текстильщик

Поставка 1 раз в месяц, размер партии 1500 м, отпускная цена за 1 м - 60 руб., затраты по транспортировке входят в стоимость цены

2. Аверс

Поставка 2 раза в месяц, размер партии 900 м, отпускная цена за 1 м - 58 руб., требует аванс в размере 50 % от стоимости поставки, затраты по транспортировке составляют 20 % от стоимости цены

3. Рубин

Поставка 1 раз в квартал, размер поставки 4500 м, отпускная цена за 1 м - 55 руб., требует аванс в размере 70 % от стоимости поставки, затраты по транспортировке составляют 20 % от стоимость цены

Оптовый покупатель

1. Все для дома

Согласен заключить договор на покупку 10000 ед. в месяц с оплатой по мере продажи товара

2. Домашний уют

Согласен заключить договор на покупку 15000 ед. в месяц с оплатой аванса в размере 20 % от стоимости поставки

3. Товары для дома

Согласен заключить договор на покупку 5000 ед. в месяц с полной предоплатой при условии скидки в отпускной цене в размере 15 %

Кредитные организации

1. Банк «Приват»

Дает кредит под 24 % годовых, но не более 500000 руб.

2. Банк «Кредит»

Дает кредит под 22 % годовых, но не более 300000 руб.

*склад материалов арендован, оплата ежемесячная 4500 руб. из расчета 250 руб. за 1 кв. метр. Рассчитан на хранение 1000 метров ткани. При необходимости может быть взят в аренду склад большей или меньшей площади





Приложение 9



Тестовые задания

1. Что в переводе с греческого означает «экономика»

Искусство ведения домашнего хозяйства

2. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика….

Командная, смешанная, рыночная

3. О какой функции рынка идет речь: «В структуре биржи существуют службы, которые помогают продавцам и покупателям выяснить, какие цены сформировались на других биржах, и оказывают помощь в назначении цены на товар

Информационная, ценовая,

4. Как называется кредит, когда по договору в бюджете потребителей финансовой аренды арендодатель обязуется приобрести в собственность у определенного продавца по договору и предоставить его в аренду получателю за оговоренную плату во временное пользование для определенных целей.

Ипотека, лизинг, кредит на приобретение

5. Участник этого общества отвечает по обязательствам только в пределах своего вклада и может продать свой пай другому собственнику.

Смешанное товарищество;

Акционерное общество;

Полное товарищество;

Товарищество ограниченной ответственности

6. Как называется посредник, который покупает товар (ценные бумаги) за свои деньги, затем продает их по завышенной цене.

Дилер, брокер, эмитент

7. Ценная бумага, владелец которой является собственником компании, но не имеет права голосовать в ней, однако ему выплачивается неизменная часть дохода, даже если фирма в убытке

Обыкновенная акция, привилегированная акция, облигация, вексель

8. Какая ценная бумага является долговым обязательством, в соответствии с которым эмитент гарантирует инвестору выплату определенной суммы по истечении определенного срока и выплату ежегодного дохода в виде фиксированного или плавающего процента.

Акция, облигация, вексель, чек

9. Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики

Традиционной, командной, кризисной, смешанной

10. В рыночной экономике, в отличие от командной

1)свободно продаются и покупаются ресурсы производства

2)устанавливается твердый курс официальной валюты

3)ведущие позиции занимает государственная собственность

4) складываются хозяйственные пропорции



© 2010-2022