- Преподавателю
- Обществознание
- Творческая работа по теме Перспективы развития молодёжного парламентаризма в России
Творческая работа по теме Перспективы развития молодёжного парламентаризма в России
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бесшапошная В.И. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Всероссийский конкурс
молодёжи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу
«Моя законотворческая инициатива»
Направление: Молодёжная политика
Название работы:
Автор работы
ученица Климёнова
Марина Анатольевна,
Место выполнения работы
МОУ СОШ №11
с. Кендже-Кулак
Туркменского района
Ставропольского края
Научный руководитель
Бесшапошная
Валентина Ивановна,
учитель истории и обществознания
ПЛАН
-
Введение
Обоснование выбранной темы
Проблемы молодёжи села Кендже-Кулак Туркменского района Ставропольского края в контексте с проблемами российской молодёжи
-
Основная часть
-
Исследование молодёжной проблемы в России:
-
муниципальный уровень;
-
краевой уровень;
-
федеральный уровень.
-
Из истории молодёжного движения в России
-
Социологические исследования и анализ назревшей проблемы:
-
-
социологический опрос № 1;
-
социологический опрос № 2.
-
Заключение.
Молодёжный парламентаризм сегодня и перспективы его развития в России
Проблемы молодёжи села Кендже-Кулак Туркменского района Ставропольского края в контексте с проблемами российской молодёжи
Анализируя проблемы молодёжи села Кендже-Кулак Туркменского района Ставропольского края в контексте с проблемами российской молодёжи, я обратила внимание на несовершенство действующего законодательства в сфере молодёжной политики. Оказалось, что современные молодёжные организации часто просто номинальны в своём существовании: не имеют
-
достаточно сильной юридической базы,
-
финансовой основы,
-
права влиять на складывающиеся ситуации …
Для изучения данного вопроса я решила более глубоко ознакомиться с действующими законами в данной сфере: обратилась
-
в районный комитет по делам молодёжи;
-
в районный Дом детского творчества;
-
в сельскую администрацию по месту жительства;
-
в детскую творческую организацию «Бригантина», действующую в МОУ СОШ №11, где я обучаюсь…
В результате поисков выяснила, что
-
в основе школьной детской организации лежит устав, разработанный членами большого ученического совета и гарантирующий осуществление принципов ученического самоуправления (см. Приложение №1);
-
в районе действует программа «Спектр», разработанная в конце девяностых годов XX века на основе местного материала.
Исследование молодёжной проблемы в России
На федеральном уровне действует только целевая программа «Молодёжь России», не подтверждённая наличием законов, Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. № 92 «О развитии молодёжного парламентаризма в субъектах РФ», содержащее только рекомендации.
В результате бесед с представителями местных органов власти выяснила, что процент участия молодёжи в управлении на данном уровне был близок к нулю, но с нового календарного года представители молодого поколения заняли определённое место в данных структурах (местная сельская администрация - 2 человека (20%), районная администрация - …..(30%)).
Это наглядный пример позитивного отношения руководства нашего края к данной проблеме: 28 июля 2005 года был принят Закон Ставропольского края «О молодёжной политике в Ставропольском крае».
Однако механизм участия молодежи в управлении государством сегодня несовершенен. Доля молодых граждан в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления по-прежнему крайне мала. В то же время необходимость налаживания сотрудничества государственных и муниципальных органов власти с молодежью, молодежными общественными объединениями и другими организациями, средствами массовой информации в интересах решения молодежных проблем огромна.
Из истории молодёжного движения в России
История молодёжного движения в нашей стране за последнее столетие показывает, что участие молодых претерпевало значительные изменения. В советские времена действовали пионерские, комсомольские организации, которые направляли деятельность юных в нужное русло. Эти организации были чрезмерно политизированы. Годы перестройки были ознаменованы стремлением подрастающего поколения заявить о себе через организацию неформальных объединений, ориентированных на
-
охрану и восстановление историко-культурных памятников,
-
культурно-творческую и досуговую,
-
социальную (взаимопомощь, правозащитные инициативы),
-
экологическую и т. д. деятельность.
Ярко выраженная политическая направленность была характерна примерно для десятой доли объединений (см.: Коммунист.-1988. -№9).
Существовали группировки, члены которых отличались противоречивостью и экстравагантностью. Это - «металлисты», «брейкеры», «фанаты», «панки», «рокеры», «хиппи», т. д.). Это был вызов, брошенный старшему поколению, так называемой «эпохе застоя».
Государство стало на путь демократизации, гуманизации, реформ… Кардинальные перемены произошли в политическом строе страны, были разрушены старые стереотипы, низложены идеалы предыдущей эпохи, а новые ещё не сформировались. А в образовательной, воспитательной среде образовался вакуум, который, подчас, заполнялся негативными идеями (неонацизм, национализм, шовинизм).
Этот пробел необходимо заполнить позитивом. Ведь молодёжь - будущее страны, а каким оно будет зависеть от отношения властей к данной проблеме. Последнее время наблюдается активизация деятельности молодого поколения, но, на мой взгляд, это явление в жизни нашего общества носит частичный характер.
Социологические исследования и анализ назревшей проблемы
БУДУЩЕЕ РОССИИ - ЕЕ МОЛОДЕЖЬ - для нас это не предвыборный лозунг, а наша боль и забота, ведь наша жизнь и будущее страны неразрывно связаны. Мы должны правильно рассчитать свои силы, быть достойными людьми, стремиться к достижению поставленной цели.
Современная Россия переживает трудное время - время реформ, становления правового государства, многое ещё нужно сделать и решить.…Надеемся, что мы внесем свою лепту в строительство светлого будущего нашей Родины.
Какие же мы, те, кому строить Россию будущего и жить в ней?! Для того чтобы представить облик современного молодого поколения, был проведён ряд социологических опросов, результаты которых были сопоставлены с данными, представленными в работе Мамаевой М. и Клёновой Е. «Проблемы сельской молодёжи и пути их решения» (2004 год).
Социологический опрос №1.
Учащимся 8, 10, и 11 классов было предложено выбрать из 20 качеств личности человека популярные и значимые. Популярны те черты, которые (отмечены) чаще всего, назвали учащиеся в характеристике своих сверстников (в рангах от 1 до 10). Значимые те качества, которые они ценят в человеке. (См. Приложение № 2, 3, 4)
ВЫВОД. Сравнение показывает, что современные школьники (8,10,11классы) ценят в характере своих сверстников такие нравственные качества, как честность, общительность, дружелюбие, ответственность, а также отсутствие вредных привычек. Непопулярными для них стали трудолюбие, скромность, коллективизм. В то же время ими ценятся ум, вежливость, доброта. Но самое тревожное, как показало сравнение, состоит в том, что и в первом и во втором ряду забытой оказалась любовь к Родине. Одной из причин такого явления можно признать факт того, что до последних двух лет общество не ставило такой задачи, замалчивало её, усматривая в этом «отголоски» советского воспитания. В течение учебного года, в преддверии 100-летия Первой Государственной Думы в нашей школе проводилось много мероприятий патриотического плана, что незамедлительно сказалось на результатах соответствующих диаграмм и циклограмм повторного опроса. На такое качество, как патриотизм, обратили внимание в 8, 10, 11 классах, соответственно, 13, 11, 14 учеников, что составляет, соответственно, 80%, 85%,100 % от количества участвовавших в социологическом опросе. Близкими по значимости школьникам этих разных возрастов остались гуманизм, доброта, честность и мужество. Однако отказано в признании таким нравственным качествам, как скромность, правдивость, пунктуальность и трудолюбие. Без правдивости и пунктуальности человек не может реализовать себя в обществе; без трудолюбия невозможно поднять свой социальный уровень жизни. А скромность во все времена ценилась и украшала человека. Надеемся, мои сверстники, набравшись жизненного опыта, изменят своё отношение к этим важным качествам.
Параллельно было проведен ещё один социологический опрос №2, целью которого было выявление отношения учащихся к созданию системы воспитания в средней образовательной школе.
Всего было опрошено 39 чел. Из них учатся в 8кл. классе - 12,7%; в 10 кл. - 12,7%; в 11кл. - 63,3%. Среди них: юношей - 41%, девушек - 59%.Одним из вопросов, включенных в анкету и предложенных респондентам, был следующий: «Нужна ли сегодня общественно-государственная система воспитания молодежи?» Ответы на данный вопрос таковы:
- осознают необходимость ее создания - 60% респондентов;
- считают ее не нужной - 10%;
- не имеют своего мнения по данному вопросу -30%.
Следовательно, большая часть опрошенных старшеклассников признает необходимость создания общественно-государственной системы воспитания, и будет положительно воспринимать ее деятельность.
Какие же направления воспитания молодежи являются наиболее важными в настоящее время? Ответы на этот вопрос следующие:
- нравственное - 52,3%;
- правовое -43,6%
- экологическое -25,5%;
- экономическое - 23,2%;
- семейно-бытовое - 16,4%;
- эстетическое - 14,1%;
- физическое -11,4%
-гражданское-49,1%
- религиозное - 5,9%;
- интернациональное - 5,9%;
- патриотическое - 64,5%;
- другое - 2,7
Отсюда можно сделать вывод, что наиболее приоритетными направлениями воспитания школьники старших классов считают нравственное, правовое, гражданское, патриотическое, экономическое и семейно-бытовое.
Формирование нравственных основ для молодого человека в настоящее время является одной из главных задач процесса его социализации, вхождения в различные структуры жизни общества, и это интуитивно чувствуют старшеклассники. Поэтому в школе сейчас необходимо уделять первостепенное внимание нравственному, правовому, гражданскому, патриотическому воспитанию. Особенно важно это для учащихся старших классов, стоящих на пороге своего жизненного и профессионального самоопределения.
Наименее значимыми подрастающему поколению кажутся такие направления воспитания, как религиозное, интернациональное. Тем не менее, в нашей школе уделяется достаточное внимание формированию гражданственности и правовому воспитанию школьников. Становление гражданственности и патриотизма учащейся молодежи, во многом, определяется степенью ее участия в общественной деятельности в школе и в работе молодежных общественных объединений.
По отношению к стремлению заниматься в школе общественной деятельностью учащиеся разделились на три практически равные по количеству группы:
-тех, кто хотел бы заниматься - 35,5%;
-тех, кто не хотел бы - 34,2%;
-тех, кто еще не определился в этом вопросе - 30,3%.
Среди общего числа желающих участвовать в общественной жизни
своей школы хотели бы:
- участвовать в школьном самоуправлении - 53,6%;
- участвовать в политических акциях - 38,0%;
- участвовать в патриотических мероприятиях - 95,8%;
- заниматься другими видами общественной деятельности - 23,9%;
Результаты опроса показывают, что среди различных видов участия в общественной деятельности на уровне школы более половины учащихся хотело бы участвовать в школьном самоуправлении. Каково же в целом отношение школьников к этой форме проявления демократии?
Положительно к нему относятся 64,2% опрошенных, а отрицательно -10,7%; не определились - 25,1%. Из этого следует, что большая часть учащихся позитивно относится к школьному самоуправлению, а половина респондентов хотела бы участвовать в его деятельности.
Проявление социальной активности происходит не только на уровне своей школы, но и в более широкой социальной сфере, где возможности реализации своих интересов и способностей гораздо шире. Одной из форм и условий осуществления социальных интересов молодежи является наличие различного рода молодежных организаций. Считают ли подростки необходимыми какие-либо молодежные организации? - такой вопрос был включен в анкету и ответы на него однозначны:
- считают необходимым -81,0%;
- не считают- 4,2%;
- не определились - 14,8%.
Таким образом, можно видеть, что подавляющее большинство современных школьников старших классов имеют потребности в реализации своей социальной активности через участие в деятельности различных молодежных организаций.
Какие же организации нужны сегодняшней молодежи?
- досуговые - 59,9%;
- экономические фонды поддержки - 12,6%;
- политические - 52,3%;
- экономические -7,1%;
- правовые - 5,9%;
- другие - 2,2%.
Анализ ответов респондентов по данной позиции показывает, что более половины опрошенных ориентированы на участие в деятельности различных досуговых организаций, где можно реализовать свои интересы и проявить свои способности. Что касается таких организаций, как политические, экологические, правовые, то для подростков мотивация на участие в их деятельности пока еще не является актуальной и потребность в их существовании еще не совсем осознана школьниками старших классов.
Молодёжный парламентаризм сегодня и перспективы его развития в России
Развитие современной молодежи приходится на период преобразований во всех сферах жизнедеятельности российского общества, нового государственного строительства. «Реформы могут быть успешными только при активном участии в них молодого поколения. Важно, чтобы в настоящее время молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с государством, участию в решении различных проблем, существующих в современном обществе». (См. Рекомендации…)
Значительным шагом в этом направлении стало создание Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и показало положительную тенденцию в поддержке развития молодежного движения со стороны государства на федеральном уровне.
Настало время развития молодежного парламентаризма и активного вовлечения молодежи в государственное строительство. В рекомендациях Министерства Образования РФ указано: «Молодежный парламентаризм - система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства».
Внедрение данного понятия в практику поможет: 1) сформировать действенный механизм представительства и защиты законных интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления;
2) обеспечить эффективное сотрудничество представителей молодежи, молодежных и детских общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления.
Формы молодежных парламентов могут быть самыми разнообразными: думы, советы, палаты, правительства и др. Молодежные парламенты должны получить официальный статус. На уровне нашего края действует Комитет Ставропольского края по делам молодёжи (Калашников С.), на уровне же Туркменского района интересы молодых отстаивает только специалист по делам молодёжи Попова Л.С.
Основными принципами развития молодежного парламентаризма должны стать:
-легитимность создания;
-приоритет защиты прав молодежи и ее объединений;
- демократизм, доступность и открытость системы молодежного парламентаризма для участия в ней любого молодого человека, формирование состава молодежных парламентских структур из числа молодых людей (от 14 до 30 лет);
- участие непосредственно самой молодежи в лице ее активных представителей в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики;
- социальная эффективность и ответственность.
Учитывая опыт развития молодежного парламентаризма в Российской Федерации, можно определить уровни организации молодежных парламентов, молодежные парламентские структуры могут создаваться:
- при федеральных органах государственной власти (Федеральном Собрании Российской Федерации);
- при органах государственной власти субъекта Российской Федерации (при законодательном органе (Думе, Совете, Собрании); главе субъекта Российской Федерации, правительстве (администрации); органе по молодежной политике;
- при законодательных или исполнительных органах местного самоуправления.
Можно выделить молодежный парламент, как социальную программу органов законодательной, исполнительной власти, одного или нескольких молодежных общественных объединений. Цель такой программы - создание для молодежи возможности участвовать в общественно-политической жизни, в процессе принятия и реализации управленческих решений, контроля над их исполнением. Формы осуществления данной программы очень разнообразны: общественные молодежные приемные, организация мониторингов в молодежной среде, создание теле- и радиопередач, ведение рубрик на страницах периодической печати, организация клубов, диспутов, рекламных кампаний и т. п.
В таком понимании создание молодежного парламента является одним из методов работы государственных органов, общественных объединений, а не целью, и не конечным продуктом.
Можно выделить функции молодежных парламентских структур:
1. Представление интересов молодежи в органах власти.
2. Участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики.
3. Подготовка молодых кадров.
4. Проведение социально значимых мероприятий.
5. Просветительская деятельность.
Для развития молодежного парламентаризма следует создать условия на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.
К основным направлениям обеспечения развития молодежного парламентаризма можно отнести:
1. организационное обеспечение;
2. нормативное правовое обеспечение;
3. материально-техническое обеспечение;
4. информационное обеспечение;
5. научно-методическое обеспечение;
6. кадровое обеспечение.
Каких же результатов можно ожидать от реализации молодежного парламентаризма?
К предполагаемым результатам развития молодежного парламентаризма можно отнести:
- привлечение молодежи и ее объединений к разумному участию в деятельности органов законодательной и исполнительной власти, выполнению планов и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
- повышение действенности системы участия молодых граждан в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики;
- формирование кадрового резерва государственного и муниципального управления;
- выявление социально активных молодых людей в различных сферах общественной жизни;
- привлечение научного и творческого потенциала молодежи к участию в реализации государственной и муниципальной политики;
- создание правовых и иных условий для сотрудничества органов государственной власти, молодежных общественных объединений и представителей активной молодежи в реализации молодежной политики на всех уровнях;
- стимулирование процесса развития молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, наглядно видно, что реализация молодежного парламентаризма может много полезного сделать для будущего России.
В то же время необходимо отметить, что создание молодежных парламентских структур может использоваться в интересах политических лидеров и партий. Существует угроза, что созданные и создаваемые молодежные парламенты могут использоваться в предвыборных кампаниях. Для снижения риска подобного развития событий желательно, чтобы инициатива создания парламентов исходила от молодых людей, а государственные структуры лишь способствовали фактическому выражению законных интересов молодежи.
Развитие современной молодежи приходится на год преобразований во всех сферах жизнедеятельности российского общества, на период нового государственного строительства, на время изменения положения России на мировой арене. Реформы могут быть успешными только при активном участии в них молодого поколения. Важно, чтобы в настоящее время молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с государством, участию в решении различных проблем, существующих в современном обществе», - указано в Инструктивном письме Министерства образования Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. № 92
Для разрешения вышеуказанных проблем необходимо формирование действенных структур по защите прав и законных интересов молодежи. Значительным шагом в этом направлении стало создание общественных консультативно-совещательных структур молодежи, к которым относятся различные формы молодежного парламентаризма, активно развивающегося в нашей стране. Возможно осуществление следующего варианта внедрения молодёжного парламентаризма в РФ.
Вариант внедрения молодёжного парламентаризма в РФ
Государственный орган
Молодёжный государственный орган, который, по моему мнению, должен действовать параллельно с государственным органом
Федеральное собрание
Российской Федерации
Общественная молодёжная палата
Законодательные органы РФ (думы, советы, собрания)
Молодёжная Дума
Судебные органы РФ
Молодёжная судебная палата
Исполнительные органы РФ
Молодёжное правительство
Государственные органы субъектов РФ
Молодёжные советы при субъектах РФ
Реализация молодежного парламентаризма позволит дальнейшему формированию Российского правового государства, совершенствованию действующего законодательства в сфере молодёжной политики.
За молодёжью - будущее страны! Доверьте нам, мы не подведём!
Литература
-
Конституция РФ, Москва, 1996
-
О развитии молодёжного парламентаризма в субъектах РФ. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. № 92, стр. 1
-
О развитии молодёжного парламентаризма в субъектах РФ. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. № 92, стр. 2
-
Об основных направлениях молодёжной политики в Ставропольском крае. Материал к единому дню информирования населения края. Ставрополь, 2005
-
Европейская Хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований (1992).М.: Институт молодежи, 1999, с.18
-
Ж. Коммунист.-1988. -№9 (преамбула)
-
Арцев М.Н. Образовательная программа как программа развития образовательного учреждения, ж. «Завуч», 2004 г., №5, стр.29.
-
Конькова Е.Ю Гуманное воспитание: быть или не быть? ж. «Классный руководитель», 2001г.,№3, стр.114.
-
Лыхина Е.А. «Дорога, которую мы выбираем» ж. «Классный руководитель», 2003г., №3, стр.116-123
Приложение №1
Приложение № 2
Ранги популярности качеств среди
учеников 8 класса.
(диаграмма №1)
.
Приложение № 3
Ранги популярности качеств среди
учеников 10 класса
(диаграмма №2)
Приложение № 4
Ранги популярности качеств среди
учеников 11 класса.
(диаграмма №3)
Качества
Ранги популярности
Ранги значимости
8 класс
10 класс
11 класс
8
класс
10
класс
11 класс
1.Гуманизм
4
1
6
5
3
3
2.Честность
6
6
8
5
6
10
3.Патриотизм
3
2
2
1
3
2
4.Ум
4
4
5
3
2
2
5.Трудолюбие
3
2
3
4
2
2
6.Вежливость
4
3
5
3
1
3
7.Скромность
3
3
2
2
0
1
8.Ответственность
6
2
8
4
0
5
9.Товарищество
3
3
4
3
1
2
10.Правдивость
2
4
4
1
0
3
11.Физ. развитость
5
5
4
1
3
0
12.Дисциплинированность
2
0
2
2
0
0
13.Богатство
1
1
1
0
0
1
14.Общительность
8
7
6
1
3
2
15.Отсутствие вредных привычек
5
4
4
3
2
5
16.Пунктуальность
4
2
2
0
0
0
17.Дружелюбие
7
5
10
3
6
5
18.Красота
6
5
10
2
3
0
19.Современность в моде
10
8
7
3
5
1
Приложение № 5
Развитие молодёжного парламентаризма в Российской Федерации
Климёнова Марина Анатольевна
МОУ СОШ №11 с. Кендже-Кулак
Анализируя проблемы молодёжи села Кендже-Кулак Туркменского района Ставропольского края в контексте с проблемами российской молодёжи, я обратила внимание на несовершенство действующего законодательства в сфере молодёжной политики. Оказалось, что современные молодёжные организации часто просто номинальны в своём существовании.
На федеральном уровне действует только целевая программа «Молодёжь России», не подтверждённая наличием законов, Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. № 92 «О развитии молодёжного парламентаризма в субъектах РФ», содержащее только рекомендации.
В результате бесед с представителями местных органов власти выяснил, что процент участия молодёжи в управлении на данном уровне был близок к нулю, но с нового календарного года представители молодого поколения заняли определённое место в данных структурах (местная сельская администрация - 2 человека (20%), районная администрация - …..(30%)).
Развитие современной молодежи приходится на период преобразований во всех сферах жизнедеятельности российского общества, нового государственного строительства. «Реформы могут быть успешными только при активном участии в них молодого поколения. Важно, чтобы в настоящее время молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с государством, участию в решении различных проблем, существующих в современном обществе».
Возможно осуществление следующего варианта внедрения молодёжного парламентаризма в РФ.
Вариант внедрения молодёжного парламентаризма в РФ.
Государственный орган
Молодёжный государственный орган, который, по моему мнению, должен действовать параллельно с государственным органом
Федеральное собрание
Российской Федерации
Общественная молодёжная палата
Законодательные органы РФ (думы, советы, собрания)
Молодёжная Дума
Судебные органы РФ
Молодёжная судебная палата
Исполнительные органы РФ
Молодёжное правительство
Государственные органы субъектов РФ
Молодёжные советы при субъектах РФ
Создание молодежного парламента является одним из методов работы государственных органов, общественных объединений, а не целью, и не конечным продуктом.
И только человек является центром событий, происходящих в истории страны! Только он в состоянии провести идеальные реформы и установить идеальную жизнь.