- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию, 11 класс
Рабочая программа по обществознанию, 11 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Куркина А.П. |
Дата | 30.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка к рабочей программе
по «Обществознанию»
для 11 класса
Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта (полного) общего образования, Примерной программы среднего ( полного) общего образования по обществознанию.
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Основные цели курса:
- способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- развить у школьника словесно - логическое и образное мышление;
- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
Приоритетными задачами для учебного предмета Обществознание являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Личностными результатами изучения обществознания являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметные результаты изучения обществознания:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Требования к подготовке обучающихся.
В результате изучения обществознания ученик должен: знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Место предмета в учебном плане МОУ СОШ № 5.
В школе на изучение Обществознания в 11 классе выделяется 68 часов (2 урока в неделю, 34 учебные недели).
Разделы курса:
-
Человек и экономика.
-
Проблемы социально-политической и духовной жизни.
-
Человек и закон.
Основное содержание курса
Глава I. Человек и экономик. Экономика: наука и хозяйство . Экономический рост и развитие . Рыночные отношения в экономике. Фирмы в экономике . Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство . Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Человек в системе экономических отношений
Глава II. Проблемы социально-политической и духовной жизни. Свобода в деятельности человека 1. Общественное сознание . Политическое сознание . Политическое поведение . Политическая элита и политическое лидерство . Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи . Религиозные объединения и организации в Российской Федерации 202
Глава III. Человек и закон. Современные подходы к пониманию права. Гражданин Российской Федерации . Экологическое право . Гражданское право . Семейное право . Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс . Процессуальное право: уголовный процесс. Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство . Международная защита прав человека. Взгляд в будущее.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания на данном уровне ученик должен
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и вывода;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Критерии оценивания устного и письменного ответа по обществознанию:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
№
Раздел. Тема. Урок.
к-во
час
сроки
Дом. задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23-24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39-40
41
42
43
44
45
45
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59-60
61-62
63-64
65-68
Глава I. Человек и экономика.
Экономика: наука и хозяйство.
Измерители экономической деятельности.
Экономический рост и развитие.
Экономический цикл.
Рыночные отношения в экономике.
Современный рынок.
Фирмы в экономике.
Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Правовые основы предпринимательской деятельности.
Как открыть свое дело.
Слагаемые успеха в бизнесе.
Основы маркетинга.
Экономика и государство.
Нужна ли рынку помощь государства.
Финансы в экономике.
Инфляция: виды, причины, последствия.
Занятость.
Р/К Безработица в РФ и Ставропольском крае.
Мировая экономика.
Глобальные проблемы экономики.
Человек в системе экономических отношений.
Рациональное поведение производителя.
Урок обобщение по теме: «Человек и экономика». Тесты ЕГЭ.
Глава II. Проблемы социально-политической и духовной жизни.
Свобода в деятельности человека.
Свобода и ответственность.
Общественное сознание.
Общественная психология и идеология.
Политическое сознание.
Политическая психология.
Политическое поведение.
Политический терроризм.
Политическая элита.
Политическое лидерство.
Р/К Демографическая ситуация в современной России и Ставропольском крае.
Проблемы неполной семьи.
Р/К Религиозные объединения и организации РФ и Ставропольском крае.
Проблема поддержания межрелигиозного мира.
Урок обобщение по теме: «Проблемы социально-политической и духовной жизни». Тесты ЕГЭ.
Глава III. Человек и закон.
Современные подходы к пониманию права.
Законотворческий процесс в РФ.
Гражданин РФ.
Права и обязанности гражданина РФ
Экологическое право.
Экологические правонарушения.
Гражданское право.
Защита гражданских прав.
Семейное право.
Права и обязанности детей и родителей
Р/К Правовое регулирование занятости и трудоустройства в РФ и Ставропольском крае.
Р/К Социальная защита и социальное обеспечение в РФ и Ставропольском крае.
Процессуальное право: гражданский процесс.
Процессуальное право: арбитражный процесс.
Процессуальное право: уголовный процесс.
Судебное производство.
Процессуальное право: административная юрисдикция.
Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека.
Урок обобщение по теме: «Человек и закон». Тесты ЕГЭ.
Взгляд в будущее.
Повторение и подготовка к ЕГЭ
24
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
28
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
4
П.1(1,2)
П.1(3)
П.2(1-4)
П.2(5)
П.3(1-3)
П.3(4-5)
П.4(1-3)
П.4(4)
П.5(1-2)
П.5(3)
П.6(1-2)
П.6(3)
П.7(1-4)
П.7(5)
П.8(1-2)
П.8(3)
П.9(1-2)
П.9(3)
П.10(1-3)
П.10(4)
П.11(1)
П.11(2),повт.
П.1-11
Повт. П.1-11
П.12(1-2)
П.12(3-4)
П.13(1-2)
П.13(3-4)
П.14(1-4)
П.14(5-6)
П.15(1)
П.15(2-3)
П.16(1)
П.16(2-4)
П.17(3)
П.17(1-2)
П.18(1-2)
П.18(3), повт.
П. 12-18
Повт. П.12-18
П.19(1-3)
П.19(4)
П.20(1)
П.20(2-4)
П.21(1-2)
П.21(3)
П.22(1-3)
П.22(4-6)
П.23(1-3)
П.23(4-5)
П.24(1-2)
П.24(3-4)
П.25(1-3)
П.25(4-5)
П.26(1-3)
П.26(4-5)
П.27(1)
П.27(2-3)
П.28,повт.
П.19-28
Повт.П.19-28
П.29