Рабочая программа по обществознанию, 11 класс

Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта (полного) общего образования, Примерной программы среднего ( полного) общего образования по обществознанию.«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социол...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей программе

по «Обществознанию»

для 11 класса

Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта (полного) общего образования, Примерной программы среднего ( полного) общего образования по обществознанию.

«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Основные цели курса:

- способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

- передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;

- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

- развить у школьника словесно - логическое и образное мышление;

- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.

- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;

Приоритетными задачами для учебного предмета Обществознание являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Личностными результатами изучения обществознания являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.

Предметные результаты изучения обществознания:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Требования к подготовке обучающихся.

В результате изучения обществознания ученик должен: знать / понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей

среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Место предмета в учебном плане МОУ СОШ № 5.

В школе на изучение Обществознания в 11 классе выделяется 68 часов (2 урока в неделю, 34 учебные недели).

Разделы курса:

  1. Человек и экономика.

  2. Проблемы социально-политической и духовной жизни.

  3. Человек и закон.

Основное содержание курса

Глава I. Человек и экономик. Экономика: наука и хозяйство . Экономический рост и развитие . Рыночные отношения в экономике. Фирмы в экономике . Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство . Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Человек в системе экономических отношений

Глава II. Проблемы социально-политической и духовной жизни. Свобода в деятельности человека 1. Общественное сознание . Политическое сознание . Политическое поведение . Политическая элита и политическое лидерство . Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи . Религиозные объединения и организации в Российской Федерации 202

Глава III. Человек и закон. Современные подходы к пониманию права. Гражданин Российской Федерации . Экологическое право . Гражданское право . Семейное право . Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс . Процессуальное право: уголовный процесс. Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство . Международная защита прав человека. Взгляд в будущее.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания на данном уровне ученик должен

Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных

объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,

общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов

общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и вывода;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Критерии оценивания устного и письменного ответа по обществознанию:

Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).





Раздел. Тема. Урок.

к-во

час

сроки

Дом. задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23-24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39-40

41

42

43

44

45

45

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59-60

61-62

63-64

65-68

Глава I. Человек и экономика.

Экономика: наука и хозяйство.

Измерители экономической деятельности.

Экономический рост и развитие.

Экономический цикл.

Рыночные отношения в экономике.

Современный рынок.

Фирмы в экономике.

Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Правовые основы предпринимательской деятельности.

Как открыть свое дело.

Слагаемые успеха в бизнесе.

Основы маркетинга.

Экономика и государство.

Нужна ли рынку помощь государства.

Финансы в экономике.

Инфляция: виды, причины, последствия.

Занятость.

Р/К Безработица в РФ и Ставропольском крае.

Мировая экономика.

Глобальные проблемы экономики.

Человек в системе экономических отношений.

Рациональное поведение производителя.

Урок обобщение по теме: «Человек и экономика». Тесты ЕГЭ.

Глава II. Проблемы социально-политической и духовной жизни.

Свобода в деятельности человека.

Свобода и ответственность.

Общественное сознание.

Общественная психология и идеология.

Политическое сознание.

Политическая психология.

Политическое поведение.

Политический терроризм.

Политическая элита.

Политическое лидерство.

Р/К Демографическая ситуация в современной России и Ставропольском крае.

Проблемы неполной семьи.

Р/К Религиозные объединения и организации РФ и Ставропольском крае.

Проблема поддержания межрелигиозного мира.

Урок обобщение по теме: «Проблемы социально-политической и духовной жизни». Тесты ЕГЭ.

Глава III. Человек и закон.

Современные подходы к пониманию права.

Законотворческий процесс в РФ.

Гражданин РФ.

Права и обязанности гражданина РФ

Экологическое право.

Экологические правонарушения.

Гражданское право.

Защита гражданских прав.

Семейное право.

Права и обязанности детей и родителей

Р/К Правовое регулирование занятости и трудоустройства в РФ и Ставропольском крае.

Р/К Социальная защита и социальное обеспечение в РФ и Ставропольском крае.

Процессуальное право: гражданский процесс.

Процессуальное право: арбитражный процесс.

Процессуальное право: уголовный процесс.

Судебное производство.

Процессуальное право: административная юрисдикция.

Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека.

Урок обобщение по теме: «Человек и закон». Тесты ЕГЭ.

Взгляд в будущее.

Повторение и подготовка к ЕГЭ

24

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

16

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

28

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

4

П.1(1,2)

П.1(3)

П.2(1-4)

П.2(5)

П.3(1-3)

П.3(4-5)

П.4(1-3)

П.4(4)

П.5(1-2)

П.5(3)

П.6(1-2)

П.6(3)

П.7(1-4)

П.7(5)

П.8(1-2)

П.8(3)

П.9(1-2)

П.9(3)

П.10(1-3)

П.10(4)

П.11(1)

П.11(2),повт.

П.1-11

Повт. П.1-11

П.12(1-2)

П.12(3-4)

П.13(1-2)

П.13(3-4)

П.14(1-4)

П.14(5-6)

П.15(1)

П.15(2-3)

П.16(1)

П.16(2-4)

П.17(3)

П.17(1-2)

П.18(1-2)

П.18(3), повт.

П. 12-18

Повт. П.12-18

П.19(1-3)

П.19(4)

П.20(1)

П.20(2-4)

П.21(1-2)

П.21(3)

П.22(1-3)

П.22(4-6)

П.23(1-3)

П.23(4-5)

П.24(1-2)

П.24(3-4)

П.25(1-3)

П.25(4-5)

П.26(1-3)

П.26(4-5)

П.27(1)

П.27(2-3)

П.28,повт.

П.19-28

Повт.П.19-28

П.29





© 2010-2022