Методика подготовки к ЕГЭ (история, обществознание)

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика подготовки к ЕГЭ

(История и обществознание)

Особенностью тестирования по истории и обществознанию является то, что эти предметы не только не относятся к числу обязательных при сдаче ЕГЭ дисциплин, но являются доволь­но редко востребованными. Учащиеся, которые проходят тестирование истории и обществознанию на ЕГЭ, в основном те, кто планирует продолжить свое образова­ние в этих областях в высшей школе. Естественно, что это накладывает опре­деленный отпечаток на уровень трудности предлагаемого на ЕГЭ теста. Этот тест ориентирован на учащихся, интересы которых в областях истории и обществознания оказались хорошо сформированными. Такое положение свидетельствует о том, что в настоя­щий момент подготовке учащихся по этим предметам в средней школе уделяется недо­статочное внимание. Наше общество в целом еще не осознало значение этих дис­циплин для своего нормального развития. В то же время важность этих дисцип­лин невозможно переоценить: об уровне образования человека во многом можно судить по тому, насколько хорошо он ориентируется во внешней среде, что невоз­можно без владения основами обществоведческих знаний, насколько он оказывается способным применить эти знания в своей повседневной жизни.

Современный уровень подготовки учащихся средних школ по истории и обществознанию доволь­но часто оказывается предметом обсуждения среди специалистов. При этом в об­ществе отсутствует полноценная информация, которая позволяла бы объективно судить о реальном положении дел, своевременно отслеживая появляющиеся тен­денции. Школьная оценка, а также существовавшая до последнего времени систе­ма выпускных и вступительных экзаменов не давала объективной картины.

Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории и обществознанию - это попытка создания нового независимого контроля, обеспечивающего получение объективных и достоверных данных об уровне подготовки выпускников. В условиях проведения ЕГЭ учитель больше не попадает в ситуацию, когда, выставляя отметку учащему­ся в аттестат, он ставит ее и самому себе, своей деятельности. Теперь главная задача преподавателя - на са­мом высоком уровне подготовить ученика, а не поставить ему (и соответственно себе самому) сколь угодно высокую отметку.

Почему же введение единого экзамена было встречено негативно? Конечно, в какой-то мере это связано с известной консервативностью системы об­разования. Любые изменения в ней затрагивают интересы самых широких обще­ственных слоев. Однако это не единственное объяснение. Многие - и в первую оче­редь сами учащиеся и их родители - увидели в ЕГЭ угрозу для своего будущего. Ведь результаты единого экзамена не только свидетельствуют об уровне подготов­ки учащихся, они являются основанием для аттестации и зачисления в высшее учеб­ное заведение. Другими словами, от успешной сдачи единого экзамена слишком многое зависит.

Кроме того, все - и учителя, и учащиеся, и родители - оказались недостаточно информированы о том, какой же уровень подготовки необходим для успешной сда­чи ЕГЭ по обществознанию, и насколько обеспечивают его существующие в средней шко­ле образовательные стандарты. Школьников и родителей пугает то, что вплоть до самого прохождения экзамена никто не может сказать им, насколько хорошо вы­пускники к нему готовы. Породили новые трудности и выбранные формы проведе­ния единого экзамена. Сегодня он представляет собой дидактический тест, выпол­нение которого может вызвать существенные затруднения даже у очень хорошо подготовленного ученика. Это связано не только с целым рядом психологических проблем, обычных для экзамена вообще, но и с тем, что многие учащиеся в нашей школе слабо знакомы с тестированием. Они не обладают необходимой тестовой куль­турой, которая помогла бы получить высокий результат.

Таким образом, проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся, сдающие еди­ный государственный экзамен, можно условно разделить на три основные группы:

  • Отсутствие необходимого уровня предметной подготовки.

  • Отсутствие необходимого уровня тестовой культуры.

  • Эмоциональные моменты, не позволяющие демонстрировать сформированные навыки в непривычных условиях.



Тесты. Что это такое?

Когда учителя или ученики говорят о тестах, то чаще всего они имеют в виду некий набор заданий с выбором ответов, из которых нужно быстро найти верный. Такое представление, конечно, не отражает всего имеющегося разнообразия педа­гогических тестов.

Что же необходимо знать ученику и учителю о тестах, чтобы научиться успеш­но их выполнять?

К настоящему времени в педагогике разработаны разнообразные типы тестов, различающихся как по форме и видам используемых заданий, так и по целям, которые они преследуют. С успехом применяются, например, устные, письменные, компьютерные, проектные формы тестирования. Задания в тестах могут предусматривать либо выбор ответа из предложенных вариантов (они называются элек­тивными), либо свободно конструируемые ответы (инвентивные задания). Внутри заданий с выбором ответов тоже существуют отличия. Так, наибольшее распро­странение в нашей школе получили задания, в которых среди представленных для выбора вариантов ответов верным является только один, а остальные неверны. Уча­щийся должен указать этот единственно верный ответ. Однако часто более эффек­тивными оказываются задания, в которых нужно выбрать сразу несколько из пред­ложенных вариантов. Задания могут иметь возрастающий характер сложности, а могут быть одинаковыми по сложности (это свойство критериально-ориентирован­ных тестов). Существуют также тесты констатирующего характера (их цель - определить степень подготовленности учащегося) и диагностирующие тесты, кото­рые помогают установить причину недостаточной подготовленности.

Важным свойством педагогических тестов является то, что они имеют дело с результатами работы учащегося, и только с ними.

Так, например, если мы хотим измерить такой сложный параметр, как понима­ние какой-либо темы, мы должны определить, в каких видах работы учащийся может его показать. Поэтому первичным материалом любого теста должен быть перечень основных видов работы, которые будут в нем проверены. Устанавливая связь между работой, проверяемой в тесте, и теми сложными субстанциями, изме­рение которых составляет цель тестирования, мы строим модель, адекватность ко­торой может определяться либо экспертным путем, либо экспериментально.

Достоинством такого подхода является то, что в этом случае ясно, об измерении чего идет речь. Иначе надо ли вообще измерять те навыки учащегося, которые ни­когда и ни при каких условиях не проявятся ни в какой его деятельности?

Таким образом, педагогический тест - это измерительное средство, пред­назначенное для оценки результатов работы учащегося, определяемых сфор­мированным у него уровнем учебной подготовки.

Условия тестирования

Приведенное определение теста, являясь весьма общим, в то же время накла­дывает очень жесткие ограничения на материал, который претендует называться тестом. Представление о тесте только как о некоем наборе заданий является аб­солютно неверным. Достаточно, например, изменить время, отведенное на выпол­нение этого набора, чтобы изменился результат. Результат может измениться и в зависимости от того, как комментируется тестирование лицами, которые его про­водят. Таким образом, не только содержание (набор) заданий, но и условия тести­рования определяют результаты испытуемых. Для установления различий между учащимися, необходимо, чтобы они выполняли тест в одинаковых условиях. Поэтому к тесту прилагаются специ­альные инструкции, которые могут быть и подробными (полный сценарий прове­дения тестирования), и краткими, апеллирующими к опыту тех, кто проводит тес­тирование.

Оценка результатов тестирования

Итоговый балл теста тесно связан с одним важным понятием, широко ис­пользуемым в педагогической практике, - с оценкой результатов учащегося.

В школьной практике отметка, как правило, имеет характер суждений о ре­зультате (плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично)

Для вынесения суждения результаты измерений (итоговый балл тестирования) дол­жны быть соотнесены с некоторым критерием. Причем, если мы имеем в виду объек­тивную и единообразную оценку, то для результатов всех учащихся, выполняв­ших данный тест, критерии оценки должны быть одинаковыми и выраженными в значениях стандартизированной шкалы. В связи с этим критерий, по которому целесообразно проводить оценку полученных итоговых результатов учащихся, очень часто вклю­чают в пакет документов, представляющих тест. Критерии могут базироваться на обобщении мнений экспертов или на статистических данных о результатах выпол­нения теста некой репрезентативной группой учащихся.

Итак, тест необходимо ассоциировать с технологическим пакетом, включаю­щим следующий набор средств:

  1. набор заданий плюс все необходимые инструкции по их выполнению (стимулируют работу учащихся);

  2. формы фиксации результатов выполнения заданий (позволяют фор­мализовать результаты работы учащихся);

  3. набор инструкций по процедуре проведения тестирования и фиксиро­ванию первичной информации (в некоторых особо сложных случаях - сценарий проведения тестирования) (определяет условия процедуры тестирова­ния);

  4. алгоритм перевода первичной информации в первичный балл (позволя­ет однозначно ставить в соответствие формализованным результатам ра­боты учащихся число);

  5. алгоритм перевода полученного первичного балла в итоговый балл, представленный в принятой для этого теста стандартизированной шкале;

  6. правила интерпретации полученной числовой информации (критерии оценивания итоговых баллов тестирования).




Общие рекомендации для учащихся, принимающих участие в тестировании

Наилучший способ подготовки к любому педагогическому тесту, в какой бы фор­ме он ни проводился, это упорный труд на протяжении всего процесса обучения. Когда сделано все возможное для достижения должного уровня подготовки в дан­ной предметной области, можно разрабатывать стратегию поведения во время тес­тирования. Необходимость ее неоспорима, т. к. при использовании качественных тестов нельзя показать высокие результаты, если уровень подготовки тестируемо­го учащегося невысок, но всегда есть опасность не показать высокие резуль­таты, даже если уровень подготовки очень высок. Есть множество примеров, когда показавшие невысокие, а иногда даже очень низкие результаты при тести­ровании в дальнейшем проявляли себя весьма успешно. Известен даже так назы­ваемый «синдромом первого курса», когда студенты младших курсов показывают на экзаменах результаты гораздо ниже тех, которые они демонстрируют в течение семестра. Как правило, он довольно быстро проходит, студенты растут и овладева­ют искусством сдачи экзаменов.

Стратегия сдачи экзамена, также как и стратегия прохождения тестирования, может быть очень индивидуальной (для некоторых это целый ритуал, соблюдение которого, по мнению его автора, гарантирует успех). Однако существуют общие пра­вила, которые могут быть полезны всем, кто планирует участие в тестировании.





Правило 1


Накануне тестирования постарайтесь не переутомляться, лучше дать себе отдых: вряд ли вы сумеете сколько-нибудь существенно повысить свой уровень подготовки за один день. Наоборот, гораздо больше шансов в этом случае запутаться и получить психологическую установку на неудачу. Раз вы решили принять участие в тести­ровании, то лучше решить для себя, что вы к нему готовы. Единственное, что действительно стоит повторить накануне, так это типы и формы зада­ний, с которыми вы можете встретиться на тестировании, и правила за­полнения всех бланков ответов. Прочитайте еще раз инструкции по офор­млению вашей работы на ЕГЭ. Это сбережет ваше время на тесте и исключит досадные технические ошибки. Нужно надеяться, что повторение этого материала снимет напряжение и даст положительный психологический эффект - ощущение того, что все идет по плану, что вы способны полностью контролировать ситуацию.

Вечером соберите вещи, которые необходимо завтра взять с собой. Не забудьте документ, удостоверяющий личность. Лягте спать пораньше. Не используйте ника­ких успокаивающих медикаментозных средств, лучше прогуляйтесь перед сном.

Правило 2


Утром в день тестирования желательно встать на час раньше, чем обычно, что­бы собраться, не торопясь и не опоздать на экзамен. Примите, если это возможно, контрастный душ. Обязательно позавтракайте, но не очень плотно. Хорошо, если по дороге на экзамен вы сможете хотя бы часть пути пройти пешком. Постарайтесь по дороге не думать о предстоящем экзамене, сосредоточьтесь на каких-нибудь при­ятных мыслях. В начале экзамена внимательно слушайте все указания организа­торов и точно им следуйте. Перед тем, как приступить непосредственно к выполне­нию теста, на одну минуту закройте глаза, представьте себе, что вы находитесь на берегу моря или озера, попробуйте представить себе прибой или пение птиц, постарайтесь добиться того, чтобы ваше сердце билось ровно и спокойно. Скажите себе: я все смогу, я справлюсь, и у меня все будет хорошо. Теперь откройте глаза и приступайте к работе.

Прежде всего, прочитайте инструкцию к первой группе заданий в тесте. Если она отличается от ранее вам известной, постарайтесь определить отличия. Посмот­рите, сколько заданий данного типа вам нужно будет выполнить. Обратите внима­ние на бланк. Найдите на нем место, где нужно фиксировать ответы на задания этого типа. В тесте ЕГЭ первые задания относятся к группе А. Выполняйте их в том порядке, как они представлены в тесте. Однако не тратьте на ознакомительный этап слишком много времени.


Правило 3


Читайте очень внимательно условие каждого задания. Постарайтесь понять, о чем конкретно вас спрашивают, что нужно выполнить именно в данном задании. Очень часто учащиеся не понимают вопроса, они подменяют вопрос конкретного задания тем, с которым чаще встречались в процессе обучения. Необходимо не про­сто вспоминать алгоритмы решения похожих по содержанию задач, но точно опре­делить, что дано в условии, а что нужно найти.

Эти трудности легче всего проиллюстрировать на следующем примере. На тесте по математике в некотором задании с выбором ответов просят найти ко­рень уравнения. Уравнение представлено многочленом 4-й степени, не своди­мым к квадратному уравнению (учащиеся, знакомые только со стандартной программой, не знают алгоритма решения этого уравнения). В качестве вари­антов ответов даны возможные корни приведенного уравнения. Необходимо указать, какой ответ верен. Опыт показывает, что в некоторых случаях до 50% учащихся оказываются неспособными выполнить это простейшее задание пра­вильно. Они терпят неудачу, потому что не знают алгоритма решения. Между тем достаточно просто подставить заданные числа в уравнение и найти те из них, которые ему удовлетворяют. Это задание не ставило задачу проверить умение решать уравнение определенного типа, оно проверяло осмысление по­нятия «корень уравнения» и владение вычислительными навыками. Большин­ство учащихся, не сумевших его выполнить, как показало затем проведенное исследование, просто не поняли вопроса, они подменили его другим вопросом, с которым чаще встречались в учебном процессе. Не стесняйтесь пользоваться подсказками, содержащимися в тексте задания, чтобы найти верный ответ. Иногда логический анализ вариантов ответа может по­мочь найти правильный, даже не прибегая к знаниям из проверяемой предметной области.

Правило 4


Не теряйте время на заданиях, вызвавших у вас затруднения. Если вы не знае­те, как выполнить данное задание, переходите к следующему. Вы сможете вер­нуться к нему после того, как выполните все остальные. Постарайтесь обязательно дойти до конца теста еще до окончания отведенного времени. Большинство тестов позволяют получить довольно высокий результат при выполнении 80-90% зада­ний. Ваша задача - выполнить как можно больше заданий из числа тех, которые вы умеете выполнять, а не научиться выполнять те, которых раньше делать не уме­ли. Не забудьте на отдельном листке помечать номера тех заданий, которые вы отложили при первом просмотре, а также тех, в правильности ответов на которые не уверены. Этот список поможет быстро найти все задания, к которым нужно вернуться, не пропустив ни одного из них, что случается очень часто. Если затрудне­ния преодолеть все-таки не удается, вы должны будете решить, что лучше - совсем не выполнить задание или, если речь идет о задании с выбором ответов, указать ответ, в котором вы не вполне уверены, но тогда, возможно, ошибиться. На едином экзамене неверно выполненное и пропущенное задание на результат влияют одина­ково. Поэтому лучше все-таки указать ответ, ведь вы можете и угадать (особенно в том случае, если можно отвергнуть часть заведомо неверных ответов: вероятность того, что выбранный вами ответ окажется верным, наверняка возрастет).

Правило 5


Держите заданный темп, не забывайте, что отведенное на тест время строго ограничено. Обратите внимание на то, что наиболее времяемкие задания (груп­пы С) расположены в самом конце теста. Не разрешайте себе отвлекаться на посто­ронние мысли или действия. Не предавайтесь размышлениям о том, зачем вам задали тот или иной вопрос, не думайте о том, что с вами будет, если вы плохо выполните тест. Не пытайтесь оценивать корректность формулировки вопроса или других содержащихся в тесте материалов. Будьте сосредоточенными и вниматель­ными. Не расстраивайтесь, если вы обнаружили, что на какое-то задание был дан неверный ответ, - просто внесите в соответствующее место на бланке новый ответ. Не стремитесь сдать ваш тест до окончания отведенного на экзамен времени, рабо­тайте до конца тестирования. Если вы быстро выполнили все задания, еще раз про­верьте решения, обратив особое внимание на правильность оформления результа­тов заданий группы С.


Правило 6

Работайте самостоятельно, не пытайтесь проконсультироваться с соседом. Во-первых, списывание, как правило, чревато дополнительными ошибками. Во-вто­рых, если вас уличат в списывании на едином экзамене, ваш результат окажется хуже, чем если вы допустите какое угодно количество ошибок или даже выполните все задания теста неверно (последнее в общем случае маловероятно). Самостоя­тельная и независимая работа при тестировании является необходимым условием для достижения хороших результатов.

Никогда не подсказывайте, даже если вы уверены в том, что знаете, как нужно выполнить задание. Это может обойтись дорого и вам, и тому, кому вы подсказываете.



Правило 7


Строго соблюдайте все требования, связанные с представлением первичных дан­ных. Заполняйте выданные вам бланки регистрации и ответов в строгом соответ­ствии с полученными на экзамене инструкциями. Убедитесь перед заполнением, что вы их поняли верно. Пренебрежение этими правилами в условиях, когда ввод данных осуществляется считывающим устройством, может уничтожить ваши луч­шие результаты. Ваш успех в немалой степени зависит от того, насколько внима­тельно вы умеете читать.




Методика

подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Курс «Обществознание» для старшей школы аккумулирует современные представления об обществе, природе и личности. Он включает в свой состав темы проблемного содержания, что способствует пониманию учащимися сложности и противоречивости общественного развития, стимулирует формирование у них умений критического мышления и приучает к самостоятельной аналитической деятельности. Изучение тем проблемного содержания является условием развития у учащихся креативного мышления и умения аргументировано рассуждать.

Особенностью методического построения заданий по обществознанию является его комплексность, предполагающая использование культурологического, философского, антропологического, социологического, политологического, юридического знания. Особое внимание отводится методам культурологии, которые позволяют рассматривать групповые, общественные и общечеловеческие ценности через призму культуры.

Задания предусматривают проверку пройденных в основной школе вопросов (деятельность человека, мировоззрение, человек и личность, взаимодействие природы и общества и т.п.) на более высоком познавательном уровне, с учетом различных точек зрения. Этому способствует соответствующая постановка вопросов. Например, говорится не просто об истине, а о критериях истины и указываются теории, их обосновывающие (классическая, марксистская, позитивистская, неопозитивистская теории, теория прагматизма); не о личности, а о теориях личности - психоаналитической, гуманистической; не просто о семье, а о современной семье; не просто об обществе, а о разнообразии взглядов на понятие «общество» и т. д.

Особо стоит отметить ориентированность на практическую применимость знаний: темы и вопросы демонстрационных вариантов выбраны с учетом жизненных реалий учащихся, что побуждает их мыслить и выбирать верные решения.

Далее приводится положения обязательного минимума с указанием тем курса, раскрывающих их содержание.

Блок «Общество как сложная динамическая система». Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология.

Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации. Он целиком приведен в темах 3-7.

Блок «Человек как творец и творение культуры». (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур1. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.) Он раскрывается в темах 1 и 9.

Блок «Человек в системе общественных отношений». (Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство.) Он раскрывается в темах 2, 5 и 7.

Блок «Правовое регулирование общественных отношений». (Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.

Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.

Итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена, проводимая в течение шести лет, позволила получить объективные данные, отражающие общие черты обществоведческой подготовки выпускников средней школы, уровень их обществоведческих знаний и учебных умений. Анализ результатов ЕГЭ дает возможность определить некоторые направления совершенствования методики преподавания предмета.

Назначение ЕГЭ в том, чтобы оценить уровень общеобразовательной подготовки по предмету с целью итоговой аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и их зачисления в высшие и средние специальные учебные заведения. Экзамен по обществознанию - это один из экзаменов, которые выпускники школ сдают по выбору.

Из года в год ЕГЭ по обществознанию расширяется как территориально, так и по количеству включающихся в него выпускников. В 2006 году в экзамене участвовали 85 592 выпускника из 52 регионов (в 2005 году - 65358 выпускников из 40 регионов). Для сравнения: в 2004 году экзамен по обществознанию проводился в 27 регионах Российской Федерации, в нем участвовало 60392 выпускника. В 2003 году экзамен проводился в 17 регионах, в нем участвовало 33633 выпускника, в 2002 г. - в 4-х регионах экзамен сдавало 3384 выпускника. По числу участников экзамена обществознание продолжает находиться в числе массовых предметов, уступая среди предметов по выбору, как и в 2005 году, только физике.


Описание модели экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ

Содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ, как и в прошедшие годы, определялось на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19.05.1998 г. № 1236) и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56). Особенностью КИМ 2007-2008 годов стал отбор объектов проверки из тех элементов содержания курса, которые зафиксированы как в указанных выше нормативных документах, так и в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).

Все содержательные линии обществоведческого курса были представлены в контрольных измерительных материалах 2006-2007 годов в шести тематических разделах: «Общество. Духовная жизнь общества»; «Человек. Познавательная деятельность»; «Экономическая сфера жизни общества»; «Социальные отношения»; «Политика»; «Право». В первой и второй частях экзаменационной работы каждый из разделов был представлен равным количеством заданий. В третьей части в каждом варианте были представлены выборочно четыре из шести указанных разделов.

Экзаменационная работа 2008 года состоит из 44 заданий. По сравнению с 2003-2005 годами её первая часть (задания с выбором ответа) сократилась до 30 заданий. Среди них было представлено по 5 заданий на каждый из тематических разделов. Вторая часть (задания с кратким ответом) в 2008 году увеличилась до 6 заданий - задания на заполнение схемы, вставить пропущенное слово в фразе, установление соответствия, определение фактического и оценочного характера высказывания и работа с текстом (по 1 заданию на тематический раздел). Третья часть (задания с развернутым ответом) не изменилась. В нее были включены 8 заданий, в том числе составное задание на анализ источника и альтернативное задание, дающее возможность экзаменуемому осуществить выбор одной из шести альтернатив, представляющих одну из шести базовых наук курса (философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение).

В экзаменационную работу включены новые модели заданий. К ним относятся:

1) задания, содержащие запрос на недостающую для ответа информацию;

2) задания на преобразование условно-графической или статистической информации в словесно-описательную (в том числе задания с диаграммами и гистограммами);

3) задания на использование обществоведческих терминов (понятий) в заданном контексте;

4) задания на различение в социальной информации фактов и мнений;

5) задания на соотнесение видовых и родовых понятий.

В целом с помощью заданий ЕГЭ проверялась сформированность следующего ряда учебных умений, которые отвечают требованиям к выпускникам:

  1. распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

  2. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

  3. соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;

  4. оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  5. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);

  6. распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

  7. устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

  8. применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

  9. различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  10. называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

  11. перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.п.;

  12. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

  13. применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

  14. осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  15. формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.



Основные результаты

ЕГЭ по обществознанию в 2008 году


Результаты экзамена отражают тенденцию успешного выполнения экзаменационной работы при постоянном увеличении требований к экзаменуемым.

В 2007 году интервал отметки «3» (20-33 первичных баллов) лежал в пределах выполнения экзаменуемыми от 60 до 100% заданий базового уровня. В 2007 году в связи с изменениями структуры работы и системы оценивания примерно те же цифры в баллах отражают принципиально иную ситуацию. Отметка «3» ставилась за выполнение не менее 79% заданий базового уровня. Нижняя граница отметки «4» (34 первичных балла в 2006 году) предполагала выполнение помимо 100% заданий базового уровня двух заданий повышенного уровня с кратким ответом или одного задания повышенного уровня с развернутым свободным ответом. В 2007 году этого уже было недостаточно. Для отметки «4» (минимально - 33 балла) требовалось помимо заданий базового уровня набрать еще 9 баллов за задания повышенного уровня сложности. Нижняя граница отметки «5» в 2006 и 2007 году предполагала выполнение 100% заданий базового и повышенного уровня первых двух частей работы, а также получение пяти баллов за выполнение заданий из третьей части работы (как минимум одного задания, за выполнение которого дается два балла, и одного задания, за выполнение которого дается три балла). По сравнению с 2006 г. годом можно отметить усиление требований к уровню и качеству знаний выпускников на удовлетворительную, хорошую и отличную отметку.

Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию позволяет сделать ряд общих выводов.

1. Знания, проверяемые КИМ, в основном усвоены по всем содержательным линиям. Высокий результат по отдельным элементам содержания обеспечивается, в частности, неоднократным возвращением к соответствующим темам в курсах основной и старшей школы, а также связями с другими школьными курсами, близостью проверяемого материала к жизненным реалиям и социальному опыту выпускников.

2. Направленность ЕГЭ по обществознанию на проверку и оценку не только знаний, но и сформированности умений позволяет отметить усиление прикладной (практической) составляющей подготовки выпускников школы. В целом возрос уровень выполнения выпускниками заданий на обращение к социальным реалиям и заданий по работе с источниками социальной информации.

3. Затруднения в определенной мере связаны со сложностью теоретического содержания некоторых тем, многообразием научных подходов к их изложению, недостаточно полным отражением контролируемых элементов содержания в отдельных учебниках по обществознанию, дефицитом времени на их изучение, дроблением материала между 10 и 11 классами, между курсами истории и обществознания, отсутствием должной межпредметной интеграции в изучении ряда вопросов. Наибольшую трудность представляет выполнение заданий, проверяющих усвоение знаний на высоком уровне теоретического обобщения.

4. Изменения, внесенные в структуру и содержание работы (в том числе новые задания с диаграммами и гистограммами, с кратким ответом В2, В5, В6, на применение понятий С1, двухбалльное оценивание заданий В3-В6), повлияли на более адекватное определение уровня обществоведческой подготовки различных выпускников и их более выраженную дифференциацию по качеству знаний и умений.

7. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы показал, что выпускники с неудовлетворительным уровнем подготовки в целом не освоили ни одного из умений, проверяемых КИМ. В отдельных случаях они демонстрируют умение распознавать некоторые определения, отдельные признаки и проявления определенных социальных объектов.

8. Анализ проверки заданий показывает, что сложности вызывают выполнения заданий по экономике.

9. Особую трудность вызывает написание сочинение-эссе.

Выпускники, получившие удовлетворительную отметку, освоили умение распознавать признаки отдельных понятий, характерные черты некоторых социальных объектов, элементы их описания, сравнивать единичные социальные объекты содержательных линий «Человек», «Социальные отношения», «Право», соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее.

Выпускники с хорошим уровнем подготовки проявили также умения распознавать признаки понятий, характерные черты социальных объектов, элементы их описания; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма); различать в социальной информации факты и мнения; находить в оригинальном источнике информацию, данную в явном виде, и интерпретировать ее с опорой на предложенный текст.

Выпускники, получившие на экзамене отличные отметки, продемонстрировали, кроме указанных выше, умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия.

Лишь отдельные наиболее подготовленные выпускники продемонстрировали самые сложные интеллектуальные умения, связанные с применением знаний о характерных чертах, признаках понятий, явлений и социальных объектов определенного класса, с раскрытием на примерах важнейших теоретических положений и понятий социально-гуманитарных наук; решением познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; комплексным поиском, систематизацией и интерпретацией социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); выражением и аргументацией собственной позиции по определенным проблемам.






Рекомендации

по совершенствованию методики

преподавания обществознания

с учетом результатов ЕГЭ 2009 года


Итоги экзамена позволяют предложить ряд рекомендаций по совершенствованию преподавания обществоведческого курса.

Прежде всего, необходимо обеспечить более осознанное усвоение учащимися обществоведческих знаний. Этому будет способствовать усиленная проработка базовых обществоведческих категорий и понятий высокого уровня обобщения («общество», «системность», «деятельность», «экономические системы» и т.п.). Целесообразно при этом использовать не только текст учебников, но и активно привлекать учебно-методический комплект, опираться на внутрикурсовые и межпредметные связи, знания по биологии, истории, географии, литературе, мировой художественной культуре и другим учебным дисциплинам.

В процессе преподавания обществоведческого курса важно преодолевать устойчивые обыденные, житейские представления о социальных объектах, нередко противоречащих положениям науки. Помимо этого, учителю важно основательно прорабатывать и систематически контролировать развитие общеучебных и предметных умений учащихся. С этой целью следует усилить внимание к заданиям, требующим применения знаний, к обществоведческим познавательным задачам и заданиям практико-ориентированного характера, повысив их роль в учебном процессе.

Полезно ввести классификацию по степени общности понятий, изучаемых в курсе - от наиболее общих, родовых (их признаки, как правило, устанавливаются путем теоретического характера и носят достаточно абстрактный характер) к понятиям меньшей степени общности, чаще всего выступающим частью широких понятий, а от них - к понятиям, отражающим довольно узкий круг явлений, с набором четких отличительных признаков. Школьникам целесообразно предложить самостоятельно соотнести с той или иной группой основные понятия курса, например такие: «демографическая группа», «моральная норма», «общество», «налог», «восточная цивилизация», «культура», «политический институт», «традиция».

Полезно работать с так называемыми гнездами понятий. Например, взяв за основу понятие «рыночная экономика», предложить школьникам указать: 1) более широкое понятие, которое будет включать рассматриваемое («экономика», «экономическая сфера»), рядоположенные, совпадающие по объему и определенности признаков («командная экономика», «традиционная экономическая система»), 3) более частные, входящие в состав понятия «рыночная экономика» («конкуренция», «закон стоимости» и др.), 4) конкретные («бюджетный дефицит», «налоговая ставка» и др.).

При работе с определениями понятий важно обращать внимание на его отнесение к родовому понятию, т.е. выделение того, что охватывает целый класс понятий, включая данное, а также на специфические признаки, которые выделяют данное понятие. Здесь полезными могут оказаться задания ЕГЭ прошлых лет. Ученики могут поупражняться на примере заданий с выбором ответа как в определении отличительного признака понятия, так и в его установлении по указанному признаку.

Особого внимания заслуживает работа с многосмысловыми понятиями, которых немало в обществоведческом курсе (к примеру, государство - это и система органов власти, и страна как политико-географическое образование; закон - и объективно существующая связь предметов и явлений, и постановление высших органов государственной власти; общество и т.п.). Установить, какой именно смысл подразумевается в каждом конкретном случае, можно, если, во-первых, известны все основные значения данного понятия, во-вторых, правильно осмыслен контекст, в которых оно используется.

Полезным для учащихся окажется и ознакомление их с разновидностями суждений. На отдельных примерах уместно рассмотреть простые и сложные суждения. Особое внимание целесообразно уделить соотношению суждений: в паре противоречивых суждений, если одно верно, то второе обязательно ошибочно; в эквивалентных суждениях в разной форме выражена одна и та же мысль, поэтому оба они либо истинны, либо ложны.

Для лучшего усвоения основных характеристик парных суждений можно предложить школьникам задания следующих типов: подберите совместимое и несовместимое высказывания к суждению; подберите эквивалентные и неэквивалентные суждения к высказыванию.

В конце изучения крупных разделов курса целесообразно проводить работу по систематизации комплекса изученных основных понятий.

Задача формирования общеучебных и предметных умений лежит в русле основных целей обществоведческой подготовки, соответствует принципам компетентностного подхода, требованиям стандарта по формированию ведущих способов деятельности.

Экзамен этого года показал, что большинство выпускников не овладели рядом важных умений на достаточном уровне. Сюда можно отнести умения осуществлять выбор необходимых позиций из приведенного списка, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, приводить примеры определенных общественных явлений.

Сложности связаны и с самой процедурой раскрытия. Часто эта операция подменяется иллюстрированием, при которой просто перечисляются отдельные факты, проявления, имеющие отношение к рассматриваемому положению. Однако раскрытие предполагает установление связи конкретного контекста и содержательного обобщения.

Формировать это сложное умение необходимо поэтапно. На первом этапе целесообразно демонстрировать образцы такого рода интеллектуальной деятельности, показывая, как конкретное воплощает черты, характеристики общего (к примеру, в появлении транснациональных корпораций отражается тенденция к глобализации, в семье воплощены признаки социального института и т.п.). Затем учащимся можно предлагать задания, в которых указано не только раскрываемое положение, но и те факты, примеры, которые следует использовать (допустим: раскройте на примере расширения платного образования в вузах связь экономики и культуры). И, наконец, на завершающем этапе используются задания того типа, что применяются на экзамене (раскройте на примерах различные проявления воздействия политики на культуру).







Примерные варианты написания творческого задания сочинения-эссе.

Тема: «Человек - венец природы».

На протяжении многих тысячелетий, еще со времен первых цивилизаций, человечество ведет спор о том, кем же является человек - венцом природы или все-таки ее ошибкой? Миллионы лет назад человекообразная обезьяна завладела огнем и сумела создать, хоть и примитивные, орудия труда. Это способствовало тому, что человек выделился из животного мира. Впоследствии появилась членораздельная речь, начали складываться родо-племенные отношения. Человек начал общаться и взаимодействовать с другим человеком. Из некогда животного стада появилось человеческое общество, как совокупность форм объединения людей и способов взаимодействия их друг с другом. Этот процесс развития человека и общества называется антропосоциогенезом.

Итак, постепенно человек все больше и больше обосабливался от природы, начиная ее покорять, скотоводством, охотой и земледелием. Но главное, он начал создавать свою «вторую природу» - культуру. Это очень важный факт, который, по моему мнению, доказывает, что человек - венец природы. Разве какое-нибудь животное может нарисовать картину, написать «Войну и мир», построить огромные каменные сооружения высотой в сотни метров, запустить ракету в космос? Ответ очевиден - нет!

Все, что создано человеком, материальное и нематериальное - все является культурой.

Культура - это наиважнейшее достижение человеческого общества. Также очень важно, что человек обладает сознанием, ощущает себя существующим в этом мире. Мыслит, чувствует, переживает. На все это не способно животное, Оно обладает только природными инстинктами.

У человека есть разум, он мыслит, творит. С помощью этого люди изобретают, конструируют. Строят ГЭС, подчиняя себе силу и мощь огромных рек, различные заводы и комбинаты. Но иногда прогрессивная деятельность человечества наносит непоправимый вред окружающей среде. Грязное производство отравляет воздух, реки, землю, делая боль природе. Она на это отвечает наводнениями, ураганами, землетрясениями.

Но я думаю, что все это останется в прошлом, так как появляются все более безопасные производства, не наносящие вред природе. И человек снова будет жить в любви и согласии с матерью-природой, которая и дала ему жизнь.

Вопрос о том, что человек - это венец природы, очень сложен. И пока живы люди споры вокруг него не исчезнут.

Я согласен с этим высказыванием, так как считаю, что человек достиг огромных результатов, как в духовной, так и в материальной деятельности. И он стоит на пороге все новых и новых открытий и достижений. Впрочем, человеку еще есть куда стремиться и самосовершенствоваться, постепенно изживая в себе все, что осталось у него от животного. Стать воистину созидателем и благодарным сыном Земли.

Попытаться разгадать самого себя, ведь человек - это главная загадка самой природы.

Мне хотелось бы закончить словами великого восточного поэта Омара Хайяма:

Человек, словно в зеркале мир, -

Многолик,

Он - ничтожен и он же - безмерно

Велик!

.







Политология.

Н.КАЗИНС: «При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность».

На протяжении всей истории человечества формировались различные типы политических режимов, т.е. системы способов и методов осуществления государственной власти.

В современной политологии выделяются три основных типа, а в качестве главного критерия классификации их используется такой признак, как свобода.

При тоталитарном режиме, свобода ограничена в большей степени, так как государство ведет тотальный контроль за всеми сферами жизни общества, господствует единая идеология, на нет сведен политический плюрализм. При таком режиме свободу имеет только само государство, выступающее как мощный аппарат контроля и принуждения. Такой была наша страна в 1930 - 1940 - е годы, когда миллионами репрессировались граждане, без суда и следствия, и вся власть находилась в руках «вождя» И.В.Сталина.

Авторитарный режим характеризуется централизацией всей государственной власти в руках бюрократической, административной элиты, оппозиция существует, но подвергается жесткому давлению, существует идеологический контроль в СМИ, экономический плюрализм, т.е. развитие различных форм собственности и предпринимательства.

Ярким примером авторитаризма в сегодняшнем мире является правление Уго Чавеса в Венесуэле, Махмуда Ахмадинижада в Иране.

Наиболее полно принцип свободы и равенства реализуется в демократическом государстве. При этом политическом режиме высшей ценностью провозглашаются права и свободы каждого человека, существует принцип разделения властей, граждане участвуют в выборах главы государства и законодательной власти. Источником и носителем власти является народ.

Демократия составляет способ развития человеческой цивилизации, отражая и реализуя ее вечное стремление к идеалу справедливости.

В современном мире все развитые страны являются демократическими. 12 декабря 1993 года Россия вошла в число этих стран, приняв на референдуме Конституцию Российской Федерации.

Я считаю, что демократию в России неправильно понимают многие граждане. Все, с 1993 года, почему-то стали думать, что теперь «все можно»! Демократию стали понимать как вседозволенность, неограниченную свободу. За эти почти 15 лет «свободы» культурное и морально - нравственное состояние нашего общества резко ухудшилось. Неправильное понимание и применение свободы развратило души многих людей. Но, как говорил Бернард Шоу: «Свобода предполагает ответственность…».

Я считаю, что всем важно понять, что демократия - это не только права и свободы, но и ответственность перед законом, не просто возможность иметь гарантированные права, но и обязанность не нарушать права другого. Общество без демократии вообще немыслимо, так как иначе это будет не общество, а мир животных, где справедливость основана только на приоритете силы одного над другим.

Я согласен с Н.Казинсом, что демократия и свобода, предполагает ответственность, но только в том обществе, в котором высокая политическая культура.

И как сказал Бернард Шоу: «Свобода предполагает ответственность, поэтому многие ее боятся».







Тема: «Обычай ведет за собой того, кто хочет, закон тащит за собой того, кто не хочет»

Все мы живем в обществе, где соблюдаются как обычаи, так и законы. Обычаи складывались на протяжении жизни нескольких поколений, это общепринятые правила поведения. Данные нормы складывались естественным образом, выражая интересы подавляющего большинства членов родового общества и охранялись от нарушений самим обществом и внутренним убеждением людей в невозможности иных вариантов поведения. Не требовалось и специального аппарата для поддержания данных норм и принуждения к их реализации, т.к. использовались они в большинстве случаев добровольно. Правильность и целесообразность данных правил поведения были проверены опытом предыдущих поколений людей. Например, мужчины - кормильцы, защитники; женщины - хранительницы очага, матери; старейшины - уважаемые люди, хранители традиций.

Государство как новая организация признало не все обычаи, а только те, что отвечали интересам общества на определенном этапе развития. Появилась необходимость их систематизации и публикации. Ярким примером являются законы Драконта в Греции, Русская правда в Древней Руси. Законы стали общеобязательными правилами поведения, установленные государством, имеющие письменную форму, охраняемые силой государственного принуждения.

«Закон тащит за собой того, кто не хочет» - ярким примером является положение в современной российской армии. Некоторые юноши не чувствуют себя защитниками Родины, не хотят выполнять эту обязанность, за нарушение наступает уголовная ответственность.

Я согласен с латинским изречением, так как это подтверждается всем ходом исторического развития. Хочется закончить свое рассуждение словами Жубера: «Лучшие законы рождаются из обычаев».

Тема: «В человеке есть такое слияние самого человека и экономической среды, что невозможно отделить экономическую жизнь от жизни моральной» Ж. Жорес

Вопрос о том, какова роль экономической среды в формировании моральных качеств человека, волнуют не одно поколение. Мораль является сугубо человеческим качеством, не свойственным животным. Фундаментальными моральными качествами человека можно назвать согласие, терпимость взаимопонимание, солидарность, милосердие. Мы считаем, что автор прав, т.к. человеку приходится вступать в компромисс с самим собой, натыкаться на парадоксы и противоречия, которые человек не всегда в состоянии решить.

Содержание нравственных идей обусловлено особенностями духовного и социально-экономического развития. Человек постоянно стремится к тому, чтобы его жизненные условия были более комфортабельными.

Зачастую индивид следует моральным принципам лишь тогда, когда его экономическое положение стабильно. Но стоит стабильности пошатнуться и многие, для улучшения материального благополучия готовы отступиться от нравственные принципов. Можно привести немало примеров из истории. Так, экономический кризис 1929 г. породил высокий скачок преступности во всем мире. Стремясь прокормить свою семью, многие соглашались заработать преступным путем. Экономические реформы в России 90-х годов привели к резкой дифференциации общества. Отбросив моральны принципы, забыв заповедь «не укради», вступив в компромиссный сговор с собственной совестью, олигархи занялись приватизацией государственной собственности, продвигаясь к экономическому благополучию по «трупам» людей, задыхавшихся от безденежья и безнадежности существования.

Но, к счастью, не перевелись на Руси и люди другого типа, сумевшие повысить собственное благосостояние, оставаясь при этом Людьми. Таким примером может служить М.В. Ломоносов, который из простого мальчика-помора превратился в мужа науки и просвещения.

Мораль удерживает в гармонии два противоположных начала - темное и светлое, низменное и возвышенное. Разумное и чувственное. Мы согласны с тем, что экономическая среда в значительной степени влияет на жизнь моральную.
Только от человека зависит, на каком полюсе он окажется. Люди должны помнить золотое библейское правило морали: «Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними».














Рекомендации

по учебной литературе для подготовки к экзамену.

Подготовку к экзамену можно осуществлять по учебникам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, используемым в школах в последние два года.

В связи с неодинаковой представленностью и раскрытием в отдельных учебниках содержательных элементов обществоведческого курса, зафиксированных в документах, определяющих содержание экзаменационной работы, рекомендуется использовать помимо основного один-два дополнительных учебника (учебных пособия) из Федерального перечня:

  1. Человек и общество. Обществознание / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Ч. 1. 10 кл. - Просвещение, 2000-2005.

  2. Человек и общество. Обществознание / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Ч. 2. 11 кл. - Просвещение, 2000-2005.

  3. Никитин А.Ф. Обществознание. 10 кл. - Дрофа, 2005.

  4. Никитин А.Ф. Обществознание. 11 кл. - Дрофа, 2005.

  5. Никитин А.Ф. и др. Обществознание. 10-11 кл. - Просвещение, 2003-2005.

  6. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - Русское слово, 2001-2005.

  7. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 кл. - Русское слово, 2001-2005.

В целях повышения уровня обществоведческой подготовки выпускников рекомендуется более активно использовать в процессе преподавания курса учебные пособия, входящие в состав УМК: хрестоматии, дидактические материалы, практикумы для учащихся, сборники задач, упражнений, заданий для тематической и итоговой проверки.

Для подготовки к экзамену рекомендуем использовать также следующие издания:

1) Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание /Е.Л.Рутковская, Л.Н.Боголюбов и др.; Редактор-составитель Е.Л.Рутковская. - М.: Интеллект-Центр, 2005.

2) Единый государственный экзамен 2004-2005: Обществознание: Репетитор/Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Брандт М.Ю., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Котова О.А., Лискова Т.Е. - М.: Просвещение, Эксмо, 2005.

3) Единый государственный экзамен 2005: Обществознание: Сборник заданий /Е.Л.Рутковская, Н.И.Городецкая, Т.Е.Лискова и др. - М.: Просвещение, Эксмо, 2005.

4) Единый государственный экзамен: Обществознание: Методика подготовки /Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. и др. - М.: Просвещение, Эксмо, 2005.

5) Единый государственный экзамен 2005: Обществознание: Тренировочные задания /Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Котова О.А. и др. - М.: Просвещение, Эксмо, 2005.

6) ЕГЭ-2006. Обществознание. Тренировочные задания /Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Котова О.А. и др. - М.: Просвещение, Эксмо, 2006.

7) Единый государственный экзамен: обществознание: задания для подготовки / [А.Ю.Лазебникова, Л.Н.Боголюбов, М.Ю.Брандт и др.]. - М.: Просвещение, 2006.

8) Единый государственный экзамен: обществознание: контрол. измерит. материалы: 2005-2006 / под общ. ред. Е.Л.Рутковской; М-во образования и науки Рос.Федерации, Федерал.служба по надзору в сфере образования и науки

1

© 2010-2022