Методическое пособие для студентов ОЗО по курсу основы философии

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

19

Методическое пособие по дисциплине "Основы философии" для студентов очной, заочной формы обучения

Аннотация

Учебная дисциплина «Основы философии» направлена на освоение студентами основ философии как самостоятельной формы знания. Пособие может быть полезно преподавателям, студентам, всем, интересующимся проблемами философии и культуры.

Содержание курса заключается в создании у студентов представления о способах философского осмысления действительности, проблем человека, общества, культуры и т. д.

Учебная дисциплина «Основы философии» направлена на формирование общекультурных компетенций, таких как

ОК-1

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

ОК-2

Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-7

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, умение намечать пути и выбрать средства развития достоинств и устранить недостатки.

ОК-9

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

Цель изучения дисциплины «Основы философии» раскрыть предмет и метод философии помочь разобраться в основных этапах формирования философских идей и теорий, вариантах постановки и решения проблем человека, общества.

Задачи изучения дисциплины:

а) воспитание у студентов гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту, к высокой нравственной, эстетической и политической культуре

б) помочь осмыслить с философских позиций глубину преобразований во всех сферах общества;

в) сформировать у студентов культуру рационального мышления: умение свободно оперировать понятиями, обосновывать или подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи, выявлять и анализировать противоречия;

г) привить любовь к философским размышлениям, помочь человеку в его жизненном самоопределении, в придании своему бытию подлинного смысла;

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

Иметь представление:

• О предмете и методах философии

• О различных направлениях в концепциях философских учений

• О многомерности феномена человека и человеческого бытия

• О глобальных проблемах современности

Знать:

• Основные вехи развития мировой философской мысли

• Нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе




ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемый студент! Составитель данного пособия постарались как можно полнее отразить в нем требования нового госстандарта. Безусловно, небольшое количество часов, отводимых на аудиторное изучение курса философии, делает невозможным охват всех предлагаемых тем и вопросов на занятиях.

Прежде всего, обратите внимание: осмысление действительности - основная задача философии. Поэтому, в отличие от других дисциплин, изучаемый материал следует не зазубривать, а понимать. При изучении философии только наличие понимания обусловливает возможность запоминания материала и способность изложения как своей, так и чужой точки зрения.

Из вышесказанного следует, подготовка к занятиям по философии не требует ознакомления со всем объемом рекомендуемой литературы. Для качественного усвоения материала по какой-либо теме, порой, достаточно вдумчиво прочесть одну хорошую работу, в которой раскрыта рассматриваемая проблематика, не предвзято представлены различные точки зрения на тот или иной вопрос. В противном случае Вы можете запутаться в огромном философском материале, который требует для своего понимания больших интеллектуальных усилий, время и специальной подготовки. Здесь уместно привести слова Гераклита Эфесского: "Многознание уму не научает".

Перефразируя слова другого мыслителя - М.Хайдеггера, можно сказать, что как о часах мы вспоминаем, когда нам нужно узнать время, так и философские проблемы и вытекающие из них философские вопросы возникают из-за необходимости человеческого духа решить, как жить правильно, свободно и осмысленно. В силу чрезвычайной сложности поставленной проблемы, мы не можем однозначно ответить на все возникающие вопросы. Поэтому напрасно искать в произведениях мыслителей готовые решения. Ведь ценность философии состоит не только в том, что за время своего существования она показала ошибочность многих ответов, дала различные решения на поставленные вопросы, но и в том, что незавершенностью своих ответов пробуждала и пробуждает человека к поиску истины. Таким образом, философия показывает нам всю необычайность, сложность, неоднозначность нашего существования и ставит перед нами задачу свободного самоопределения на основе разума и приобретенного опыта.

Поэтому, при изучении любой темы, надо помнить о следующих вопросах, помогающих ориентироваться в многообразии философских проблем: зачем нужна философия? какой смысл она имеет? почему возникла та или иная философская проблема? как связано ее решение у того или иного философа с жизнью человека и общества? Необходимо помнить слова Н.О.Лосского: "Решение всякого философского вопроса дается с точки зрения мирового целого". Это означает, что философия в отличие от частных наук (математики, физики, биологии и др.) изучает не часть реальности, не отдельные стороны, свойства и отношения, присущие различным предметам и явлениям мира, а реальность во всех ее частях и моментах без исключения. Она изучает всеобщие свойства мира и наиболее общие моменты отношения человека к миру. В связи с этим, следует учесть, что первые занятия как бы закладывают фундамент Вашего последующего понимания философии.

При подготовке к занятиям и самостоятельном изучении философии следует соблюдать систематичность и последовательность в работе. Необходимо сначала внимательно ознакомится с темой занятия. Затем, найти в учебном пособии, конспекте лекций соответствующие разделы и прочитать их. Осваивать изучаемый материал следует по частям. Для этого Вы должны разбить его на небольшие, но законченные части (в учебном пособии им обычно соответствуют параграфы или разделы). Встречающиеся в тексте незнакомые слова следует не только пытаться понять из контекста, но и проверить их значение по философскому словарю. Советуем Вам завести собственный словарик, в который Вы будете записывать новые, незнакомые философские термины.

За время своего существования философия выработала особую культуру философствования, свой язык, традицию подачи устных и письменных текстов. Не освоив ее, Вы вряд ли научитесь грамотно размышлять, будете высоко оценены преподавателем или приняты в кругу философов-профессионалов.

Для достижения успеха в изучении новой для Вас дисциплины следует, во-первых, знать значение употребляемых терминов, категорий (например, субъект, объект, познание, онтология, сущность, экзистенция, человек и т. п.). Ведь мы мыслим, прежде всего, с помощью понятий. Во-вторых, аргументация Вашей устной и письменной речи должна быть последовательной и логичной. Для этого при изучении материала необходимо уловить как логику, так и метод рассуждений того или иного автора. Последнее практически не возможно, если Вы будете читать лишь учебные пособия. Поэтому, после того как Вы уяснили суть рассматриваемой проблемы на основе адаптированных учебных пособий, необходимо приступать к изучению дополнительной литературы. Определите круг монографий, статей, имеющих отношение к тому или иному вопросу. Ознакомившись с литературой, нужно составить конспект прочитанного. Затем, самостоятельно ответить на поставленные вопросы. При этом постарайтесь уяснить последовательность смысловых частей и выработайте план изложения.

После изучения какой-либо темы или ее отдельных разделов необходимо полученные знания привести в систему, связать воедино весь проработанный материал. Если Вы не уяснили предыдущий материал, то изучение последующего может быть затруднено. Так, понимание сознания у тех или иных мыслителей базируется на понимании бытия, поэтому не усвоив тему: "Философия бытия" нельзя хорошо усвоить тему: "Сознание" и т. д. Непонимание логики развития, преемственности в философии, ее единства в многообразии приведет к тому, что философский процесс предстанет в Вашем сознании в виде произвольного собрания различных мнений. Вы можете запутаться в изучаемом материале, а Ваш ответ будет отличаться противоречивостью и эклектикой.

В целом, изучая философию, приложите усилия на то, чтобы:

1) увидеть различие взглядов, концепций; 2) выявить основание, на котором строится та или иная концепция или система; 3) раскрыть внутренний смысл выдвигаемых идей; 4) определить насколько доказательна та или иная концепция или система; 5) представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; 6) провести сравнение различных философских концепций по той или иной проблеме; 7) отметить практическую ценность данных философских положений; 8) аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему.

Надеемся, что наши рекомендации помогут Вам избежать ошибок в учебном процессе и облегчат знакомство со сложным, но увлекательным миром философии/




Тема 1. Введение. Общая характеристика философии

План:

  1. Предмет философии. Философское вопрошание, специфика постановки вопросов. Философия как мировоззрение, наука, искусство. Понятие рефлексии. Место и роль философии в культуре.

  2. Зарождение философии; мифология, религия, философия. Специфика философии в сравнении с наукой, религией, искусством. Мировоззренческая и методологическая функции философии.

Основные понятия

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности.

Ценность - термин, используемый для указания на гуманистический смысл и социокультурное значение определенных явлений действительности.

Ценностные ориентации - важнейшие элементов духовной структуры личности, отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Идеи - идеальные сущности, находящиеся вне конкретных вещей (Платон). Это отношение к тому, что лежит за пределами личного опыта - к запредельности. Иначе говоря, это форма постижения в мысли высших ценностей, форма проектирования человека, его целей.

Диалектика - это учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности и при каких условиях они переходят друг в друга.

Философия- это теоретическое мировоззрение, т.е. умозрение вечных идей и высших ценностей, познание смысла и приобщение к смыслу.

Сущее - совокупность многообразных проявлений бытия; многообразие действительного, то, что есть; оно не идентично данному, т.к. охватывает также и неданное.

Антропоцентризм - философское мировоззренческие принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного, деятельного существа.

Литература.

1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: Учебник. Изд. 3-е, переработанное и дополненное -М.: Проспект, 2000.

2. Основы современной философии: Уч. для вузов. - СПб: Лань, 1997.

3. Основы философии: Уч. пос. для вузов. -М.: Владос, 1997.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. -М., 2000.

5. Философия: Учебник для вузов. -Р/Д.: Феникс, 1995 (и последующие годы).

6. Философия: Учебник. 2 изд., испр. и доп. -М.: Юристь, 1998.

Тема 2. История развития философии, основные направления, школы философии

План:

  1. Цивилизационные особенности становления философии. Условия возникновения философии в древней Греции. Специфика восточной и западной философии.

  2. Общая характеристика восточной философии: Индия и Китай. Основные черты: мифологизм, мистицизм и т.д. Восточные религиозно-философские учения: буддизм, даосизм, конфуцианство, джайнизм и т.д.

Литература.

1. Введение в философию. - М., Высшая школа, 1989, - Ч.1.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., Высшая школа, 1988

3. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М., Высшая школа, 1991.

4. История философии в кратком изложении. -М: Высшая школа, 1991.

Основные понятия

Небо - верховное божество и высшее олицетворение разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Претендуя на родство с Небом, китайские правители стали именовать свою страну Поднебесной (тянь-ся), а себя сыновьями Неба (тянь-цзы). Для них отождествление себя с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир.

Концепция инь-ян - деление всего сущего на два начала, женское и мужское. Мужское начало ян ассоциировалось с солнцем и со всем светлым, ярким и сильным. Женское начало инь было связано с луной, со всем темным и мрачным. Оба начала тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействуют.

Концепция усин - взаимодействие и взаимопроникновение пяти основных элементов, первосубстанций ( огонь - вода - земля - металл - дерево).

Благородный муж (цзюнь-цзы) - социальный идеал Конфуция, эталон для подражания. Должен обладать таким качествами как гуманность (жэнь), чувство долга ( и ), верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний ( ли). Благородный муж - честный, бесстрашный, понимающий, внимательный в речах и осторожный в делах.

Культ предков и нормы «сяо» - быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно - человек грамотный и образованный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Почитанию родителей китайские философы придавали глубокий смысл символа социального порядка. Сяо - это основа гуманности.

Дао ( путь) - всеобщий Закон и Абсолют. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постояное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало имя и форму всему сущему. Дао проявляется через свою эманацию

Литература

1. Введение в философию. - М., Высшая школа, 1989, - Ч.1.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., Высшая школа, 1988

3. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М., Высшая школа, 1991.

4. Азия. Диалог цивилизаций. СПб. 1996.

5. Категории буддийской культуры. СПб, 2000.

6. Радхакришнан С. Индийская философия, т.1, М. 1956,

7. Розенберг О. О. Проблемы буддийской философии. Пг. 1918

8. Философские вопросы буддизма. Нов-к. 1984.

Тема 3.История развития философии: Античная.

План:

  1. Философия Античности: натурфилософия, основная проблематика. Античный атомизм и материализм. Проблема бытия. Софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

  2. Изменение философской проблематики, обращение к проблемам этики. Человек как мера всех вещей. Скептицизм и релятивизм. Теория идей Платона. Материя и форма в философии Аристотеля.

Основные понятия

Мифология - фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве.

Натурфилософия - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Субстанция - это некоторая постоянная основа явлений, без которых их мыслить невозможно. Понятие субстанции в строгом смысле этого слова сформировалось в философии Нового времени (у Декарта и Спинозы), греки же, пытаясь выразить идею субстанции, пользовались менее общими понятиями (терминами вещественных элементов).

Литература.

1. Философия: уч. для вузов. -Р/Д: Феникс. 1995 (и др. годы).

2. Введение в философию. - М.: Высшая школа, 1989. -Ч.1.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. /МГУ-М., 1976.

4. Богомолов А.С. Античная философия/ МГУ-М., 1984.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии/МГУ-М., 1981.

6. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. -М.:Наука, 1977.

7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. - М.: Наука, 1982.

8. Кессиди Ф.Х. Сократ. - М.: Мысль, 1976.

9. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. -М.:Наука, 1979.

10.Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении /МГУ-М.,1989.

11. Канке В.А. Философия: Учебник. -М.: 2000.

12. История философии в кратком изложении. -М: Высшая школа, 1991.

13. Асмус В.Ф. Античная философия. /МГУ-М., 1976.

14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии /МГУ-М., 1981.

Тема 4. Средневековая философия

План:

  1. Теоцентризм. Основные идеи христианства имеющие философское значение: монотеизм, креационизм…

  2. "Открытие" нового измерения человека.

Основные понятия.

Теоцентризм - основная черта философии средневековья, согласно которой реальностью, определяющей все сущее является не природа и не человек, а Бог.

Патристика - (от: падре - отец) учение отцов церкви по толкованию, обоснованию христианства: Августин Блаженный, Тертуллман и др. Форма философии раннего средневековья.

Апологетика (от: апология- защита учения) - обоснование и защита христианского учения, тоже одна из форм философии раннего средневековья.

Схоластика (греч. Школа) - средневековая форма философии и ее преподавания, когда философия выступала «служанкой» богословия в католических университетах.

Пантеизм (греч. - пан - все, теизм - божественный) - тождество природы и Бога, который растворен в мире, в любых вещах. Здесь имеются элементы материализма, частичный отход от ортодоксального теизма. Субстанция - объективная реальность, всеобщая неустранимая основа всех вещей, причина самой себя.

Литература.

1. История философии в кратком изложении. Пер. с чешского Богута И.И. - М., 1991.

2. История современной зарубежной философии. -СПб, 1997.

3. Дж. Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. -СПб, 1994.

4. Курбатов В.И. история философии. -Р/Д, 1997.

5. Переведенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии (античность, средневековье, эпоха Возрождения). -М., 1999.

6. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современости. -М., Гранд, 1998.

7. Философы и философия. Жизнь. Судьба. Учение. - Остожье, 1998.

8. Новейший философский словарь. -Минск, 1999.

9. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. М., 2001.

10. Философия. Учебник для вузов. - Р/Д.: 1995.

Тема 5 Философия Нового времени.

План:

  1. Классический рационализм и генезис научного знания. Гуманистическая секуляризация. Гносеологизм философии. Декарт - проблема метода. Субъект - объектная картина мира.

  2. Немецкая классическая философия: критическая рефлексия. Философская система Гегеля, тождество бытия и мышления. Идеалы классической рациональности в философии и науке.

Основные понятия.

Рационализм - учение в теории познания, согласно которому источником познания признается только разум, роль чувственного познания принижается или умаляется.

Сенсуализм - учение, признающее ощущение единственным источником познания.

Дуализм - философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.

Эмпиризм - метод и методология познания, основанный на опытном исследовании. Сравни: рациональное, теоретическое исследование как методы познания.

Апостериори и априори (от лат. апост. - из последующего и апр. - из предшествующего), апостериори - знание, получаемое из опыта, априори - знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Трансцендентальный (от лат. - переступать) - в схоластической философии означает такие аспекты бытия, которые выходят за сферу конечного, эмпирического мира и именуются трансценденталиями (единое, истинное, благое). В философии Канта термин употреблен в гносеологическом смысле и означает априорные (доопытные) условия познания; трансцендентальное противоположно эмпирическому.

Трансцендентное (от лат. - переступать) - понятийное обозначение всего того, что выходит за пределы нашего опыта, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В гносеологическом смысле трансцендентное обозначает, что мы познаем не то, что содержится в сознании в опыте, а то, что находится вне нас. Противоположность -имманентное.

«Вещь в себе» философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе, в отличие от того, какими они являются «для нас» в нашем познании.

Литература

1. Философия: Уч. для вузов. -Р/Д: Феникс, 1995 (и др. годы).

2. Философия: Уч. - М.: Русское слово, 1996.

3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. -М., 1973.

4. Гулыга А. В. Кант. -М., 1981.

5. Нарский И.С. Кант. -М., 1986.

6. Гулыга А.В. Гегель. -М., 1970.

7. Мотрошилов Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». -М., 1984.

8. Овсяников М.Ф. Гегель. - М., 1971.

9. Ойзерман Т.И. Историко-философское учение Гегеля. -М., 1982.

Тема 6. Неклассическая философия 19 - 20 веков.

План:

  1. Маркс, Ницше, Раскрытие новых аспектов феномена человека.

  2. Фрейд. Социальность, либидо, воля.

Основные понятия

Постклассическая философия - условной название послегегелевского этапа развития западноевропейской философии XIX - начала XX в.

Сциентизм- представление об исключительной роли науки в решении проблем общества, считающее науку главным фактором социального и культурного процесса.

Отчуждение - социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, подчас господствующую над ним и враждебную ему.

Иррационализм - течение в философии, противоположное рационализму, утверждающее алогичный, иррациональный характер бытия и ограничивающее или отрицающее возможности разума в процессе познания.

Эссенциализм - другое наименование классической философии, акцентирующее ее ориентацию на поиск сущности, объективируемой в таких понятиях как бытие, субстанция, бог, душа и т.п.

Фрейдизм - направление современной философии, стремящееся применять учение Фрейда для объяснения явлений культуры, творчества и общества.

Психоанализ - метод лечения психических заболеваний, разработанный З.Фрейдом, а также теория, объясняющая роль бессознательного в жизни человека.

Бессознательное - совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Либидо - половое влечение, сексуальная энергия, понятие психоанализа З.Фрейда

Сублимация - перенос сексуальной энергии на другой объект.

Литература.

1. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ессе Ното. - Мн., 1997. - С. 261,467-468.

2. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. / Пер. с нем. Под ред. К.Сваскян. - М., 1990. - 820 с., 829 с.

3. Ницше Ф., З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.П.Сартр. Сумерки богов. - М., 1989. - 398 с.

4. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура.- М.: 1992.

5. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. - Новосибирск, 1988. - С. 92-93.

6. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 132.

7. Вышеславцев Б.Н. Соч. М., 1995. С. 61, 54-55.

8. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. -М., 1967. - С, 29.

Тема 7. Онтология.

План:

  1. Онтология как учение о бытии. Онтологические категории: бытие и ничто, сущность и существование, единое и многое; вещь, свойства, отношения. Категория бытия в истории философии. Смысл проблемы бытия. Многообразие явлений и проблема единства мира поиск первоосновы сущего.

  2. Основные формы бытия. Реальность субъективная и объективная. Бытие как единство субъективной и объективной реальности. Проблема субстанции. Монизм. Дуализм. Плюрализм. Материализм и идеализм - альтернативные способы понимания мира.

Основные понятия

Онтология - философское учение о бытии.

Бытие - предельно общее понятие, обозначающее все сущее, мир в целом.

Сущее - то, что есть;

Сущность - внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета.

Существование - реальное бытие; то, что сообщает вещам, процессам, действиям и т.д. их реальность.

Реальность - совокупность состояний в прошлом, настоящем и будущем.

все существующее, т.е. материальный мир и его идеальные продукты;

противостоящие явлениям сознания.

Субстанция - самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Литература.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. 2ч. - М.: Политиздат, 1989 (ч.2).

3. Доброхотов А.Л. Категория бытия, в классической западноевропейской философии. -М., 1986.

4. Канке В.А. Философия. -М. 1997.

5. Мамле Ю.В. Судьбы бытия //ВД. - 1993 - №10

Тема 8. Гносеология. Философия познания

План:

  1. Гносеология. Проблема познания в истории философии. Типология гносеологических учений: эмпиризм и рационализм.

  2. Многообразие форм знания и познавательной деятельности. Структура знания: единство чувственного и рационального познания. Понятие, суждение, умозаключение. Дедукция и индукция. Становление субьектно-обьектного видения мира. Истина и ее критерии. Три концепции истины. Практика.

Основные понятия

Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Истина - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

Знание - удостоверенный практикой действительности результат познания.

Наука - 1) система знаний о мире; особая форма общественного сознания, отражающая природу, социум, внутренний мир человека в понятиях, законах, теориях.

2) специфический тип духовного производства, деятельность по выработке, систематизации и проверке знаний.

Литература

1. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. -М., 1991.

2. Введение в философию. Т.2. -М., Политиздат, 1989.

3. Канке В.А. Философия. -М., 1997.

4. Радугин А.А. Философия -М.: «Центр», 1997.

5. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. -М., 1984.

6. Философия. Под ред. В. И. Кохановского. -Р/Д.: «Феникс», 1995.

Тема 9. Человек как предмет философии.

План:

  1. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека. Человек и бог. Философская перспектива личности: вечное и временное. Человек и космос.

  2. Человек и история. Человек в системе социальных связей. Общество и его структура.

Основные понятия

Человек - субъект развития материальной и духовной культуры на Земле (представитель вида homo sapiens), связан с другими формами жизни, обладает членораздельной речью, сознанием и мышлением. Понятие человек является основным в таких философских направлениях как экзистенциализм и философская антропология

Знание - удостоверенное практикой отражение действительности.

Рассудок - житейское расчетливое мышление, отличающееся чувственной конкретностью и ориентированное на практическую пользу.

Разум - высшая ступень логического понимания, теоретическое сознание, оперирующее широкими обобщениями.

Мудрость - это личностная характеристика, предполагающая способность применять знания в жизни и вести себя благоразумно, с достоинством и предусмотрительностью.

Мышление - это организованный поисковый процесс, отличительной особенностью которого является постановка и решение проблем

Литература.

1. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

2. Коробейникова Л.А. Метаморфозы техногенной культуры. Томск, 1997.

3. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь, М., 1999.

4. Человек как объект философского исследования: Античность. Средние века. Хрестоматия. М., 1993.

5. Мир России - Евразия. -М.: Высшая школа. -1995.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

7. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.

8. Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание //Вопросы философии. -1968. -№8.

9. Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М., 1988.

10. Рашковский Е.Б., Вл. Соловьев о судьбах и смысле философии//Вопросы философии. -1988. -№8.

Тема 10. Философская антропология

План:

  1. Природа человека. Человек как биологический и социальный индивид. Понятие о биологической и культурной эволюции. Человек творец и творение культуры.

  2. Биологическое и социальное начало личности, структура личности. Подсознание, сознание, сверхсознание. Проблема бессознательного З. Фрейд и П. Сорокин. Цензура и воля. Свобода и ответственность личности- экзистенциализм.

Основные понятия

.Антропоцентризм - характеристика философского учения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания

Антропогенез (греч. anthropos - человек и genesis - происхождение) - процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

Антропологизм (греч. anthropos - человек и logos - учение, слово) - в материализме взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам. Направлен против идеализма и против дуалистического разрыва души и тела.

Антропоморфизм (греч. anthropos - человек и morphe) - перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т.п.). Антропоморфизм связан с анимизмом, тотемизмом и присущ большинству современных религий.

Сознание - это форма внутренней активности субъекта и его ориентации в мире и в самом себе, когда он отражает мир и когда его действия строятся, исходя из объективного смысла решаемой жизненной задачи или предполагаемых личных и общественных последствий.

Самосознание - это слово обозначает различные, хотя и тесно связанные между собой явления: самоконтролирующую функцию сознания, а также самопознание, самоисследование.

Субстрат (лат. sub - под и stratum - кладка, постройка, сооружение) - основа единства, однородности различных предметов и различных свойств отдельного, единичного предмета, вещи и их совокупности.

Сущность - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Понятие "сущность" важно для всякой философской системы.

Литература.

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.

2. Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание //Вопросы философии. -1968. -№8.

3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М., 1988.

4. Рашковский Е.Б., Вл. Соловьев о судьбах и смысле философии//Вопросы философии. -1988. -№8.

5. Канке В.А. Философия. - М.: «ЛОГОС», 1997.

6. Вернадский В.И. Биосфера. -М.: 1967.

7. Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество. - М., 1983.

8. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. -М.: Наука, 1987.

9. Кемеров В.Е. введение в социальную философию. Уч. пособие для гуманитарных вузов. -М.: Аспект пресс, 1996.

10. Основы философии: Уч. пособие для вузов. -М.: Владос, 1997.

11. Социальная философия: Уч. пособие для вузов. -М.: Культура и спорт, Юнити, 1995.

Тема 11. Наука и её роль

  1. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности. Программа позитивизма.

  2. Познавательные, этические и эстетические ценности. Сциентизм и антисциентизм. Наука и этика. Знания и ответственность. Научные, религиозные и философские картины мира.

Основные понятия

Наука - особая область деятельности общества по добыче, организации, проверке, систематизации и социальной легитимизации знаний, претендующих на истинность и системное представление окружающей человека объективной реальности.

Знание - продукт сознания человека, выражающаяся в виде идей, мыслей, ассоциаций и образов, особенностью которых является возможность осознания их содержания на достоверность и истинность посредством социальной объективизации (легитимизации) знаково-символическими средствами естественных и искусственных языков, а затем и в продуктах труда, технологиях, социальных институтах и предметах культуры.

Предмет - выделенный в мышлении и отчужденный, извне или со - стороны созерцаемый аспект физической или духовной (интеллектуальной) реальности, который, как предполагается, существует, функционирует и развивается по объективным по Законам, не зависящим от человека, хотя если и порожден им.

Объект - сторона объективно существующей материальной реальности, противостоящая человеку и данная в его ощущениях на основе которых формируется предмет изучения науки.

Рефлексия - социальный феномен, обозначающий самоосмысление и самопознание различными субъектными образованиями собственного содержания предварительно отчужденного, с целью управления процессом саморазвития. В специфическом изложении это способность человека думать о том, о чем он думает.

Рациональность - способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, правил и ценностей, результатом которых является достижение истинных, объективных, т.е. от человека независимых представлений об окружающей его действительности, а соотвественно-максимальных выгод при минимальных сопутствующих затратах времени, энергии, финансов, здоровья и материалов.

Парадигма - совокупность норм, правил и ценностей для постановки и решения исследовательских задач, в разделах отдельных наук, либо в рамках научных дисциплин в целом, либо системе родственных дисциплин. Парадигма через существующие научные традиции определяет производство новых знаний.

Литература

1. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. -М., 1991.

2. Введение в философию. Т.2. -М., Политиздат, 1989.

5. Канке В.А. Философия. -М., 1997.

6. Радугин А.А. Философия -М.: «Центр», 1997.

7. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. -М., 1984.

8. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. -М., 1995. -Гл.1,2,3.

9. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. Изд. 2-е, перераб. и дополн. - М., 1996.

10. Кун Т.С. Структура научных революций /Пер. с англ. - М., 1975.

11. Поппер К. Логика и рост научного знания. -М., 1983.

12. Фейерабенд П. Избр. Труд по философии науки /Пер. с англ. - М., 1974.

13. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. -М., 1977.

14. Пригожин И. Конец определенности: Время, хаос и новые законы природы /Пер. с англ. -Ижевск, 1989.

15. Поликарпов В.С. История науки и техники. Учеб. пособие для вузов. - Р/Д, 1999.

16. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ в. -М., 1997.

Тема 12. Будущее человечества.

  1. Смысл существования человека и человечества. Планетарный характер человеческой деятельности. Глобализация ее экономические, социальные и культурные аспекты и последствия.

  2. Глобальные проблемы современности. Экологический, экономический, социальный, культурный кризисы человечества. Перспективы дальнейшего развития и существования человечества. Концепция Ноосферы, русский космизм.

Основные понятия

К глобальным проблемам в первую очередь относятся следующие:

  • предотвращение термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основе консенсуса их жизненных интересов,

  • взаимного доверия и общечеловеческой солидарности;

  • преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, устранение во всем мире экономической отсталости, ликвидация голода, нищеты и неграмотности, в которые ввергнуты сейчас многие сотни миллионов людей;

  • обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами, как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, сырье и источники энергии;

  • преодоление экологического кризиса, порождаемого катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу, сопровождающимся загрязнением окружающей природной среды - атмосферы, почвы, водных бассейнов - отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

  • прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва"), осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах, а также преодоление демографического кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости значительно ниже уровня, обеспечивающего простую смену поколений, что сопровождается резким постарением населения и угрожает этим странам депопуляцией;

  • своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и рациональное, эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

Литература

1. Степин В.С., Горохов В.Г. Рогов М.А. Философия науки и техники /Учеб. пособие. -М., 1995. -Раздел 4.

2. Сб. статей: Философия техники в ФРГ /Перев. с немец. -М., 1989.

3. Никифоров К.А. Наука. Технология: проблемы современного общества / Изд. 2-е, дополн. -У-Удэ, 1997.

4. Никифоров К.А., Хлебопрос Р.Г. Фет А.И. Природа и общество: модели катастроф. -Новосибирск, 1999.

5. Поликарпов В.С. История науки и техники /Учеб. пособие для вузов. Р/Д, 1999.

6. Маркова Л.А. Наука и религия: Проблемы границы - СПб, 2000.

7. Рациональность на перепутье. -М.: Росспэн //Кн.1. Рациональность. 1999.

8. Коробейникова Л.А. Метаморфозы техногенной культуры. -Томск, 1997.

9. Канке В.А. Философия. - М.: «ЛОГОС», 1997.

10. Вернадский В.И. Биосфера. -М.: 1967.

11. Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество. - М., 1983.

12. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. -М.: Наука, 1987.







Примерные вопросы к экзамену по философии.

1. Предмет философии. Возникновение философии: предшествующие ей формы.

2. Отличительные черты философии - сравнение с наукой и религией.

3. Основные функции философии.

4. Истоки и специфика индийской философии.

5. Истоки и специфика китайской философии.

6. Античная философия: натурфилософия (основные идеи, понимание человека, понятие субстанции).

7. Античная философия: Сократ, Платон, Аристотель (основные идеи, отличительные черты по отношению к натурфилософии).

8. Платон. Концепция идей, ее употребление.

9. Аристотель - материя и форма.

10. Средневековая философия - основные черты, специфика. Изменение философских представлений под влиянием библейских идей (идеи и их значение).

11. Средневековое представление о человеке, открытие нового измерения человека.

12. Философия Р. Декарта. Сомнение как метод, правила метода.

13. Философия И. Канта - основные идеи. Мир феноменов и мир ноуменов.

14. Философские взгляды Г. Гегеля. Концепция абсолютного духа.

15. Философия Нового времени - краткая характеристика классической философии.

16. Философские взгляды К. Маркса. Представления об обществе и человеке.

17. Философские взгляды Ф. Ницше. Воля к власти. Критика европейской морали, переоценка ценностей. Идея сверхчеловека.

18. Краткая характеристика неклассической философии 19в.

19. Философские взгляды З. Фрейда. Анализ человека и общества.

20. Философия 20 века краткая характеристика.

21. Экзистенциализм. Свобода и ответственность.

22. Структура философского знания. Основные философские дисциплины.

23. Человек как предмет философии. Понимание человека в истории философии.

24. Естественнонаучные, религиозные и философские теории происхождения человека.

25. Многомерность феномена человека.

26. Познание. Чувственное и рациональное познание, их единство.

27. Три концепции истины, их соотношение.

28. Структура научного познания (эмпирический и теоретический уровни).

79

29. Методы научного познания (аксиоматический, описательный, гипотетико-дедуктивный).

30. Глобальные проблемы современности.



© 2010-2022