Урок «Конституции Российской Федерации – 20 лет»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»









Урок

«Конституции Российской Федерации -

20 лет»











Подготовила и провела

учитель истории и обществознания

Чемеева А.М.



Косолапово,

2013

Цель:- формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.

Задачи:

1) Образовательные

Познакомить учащихся с основными видами прав человека, провозглашенных в Декларации прав человека и конституции РФ;

2)Воспитывать правовую культуру учащихся, научить ребят, что нужно жить со знанием своих прав и свобод, но помнить при этом, что у других людей такие же права;

3)Развивать мыслительную деятельность учащихся, анализировать ситуацию.

Ход урока:

Вступительное поздравительное слово учителя

Для миллиона россиян сегодня большой праздник - День знаний. Для тысяч учителей сегодня праздник - День знаний. Для миллионов родителей сегодня долгожданный праздник - День знаний, начало учебного года. Дорогие ребята! Я рада встречи с Вами.

Промчались летние деньки,

За парты вам пора,

Опять вы все - ученики,

Учеба - не игра!

Организационный момент

Вы готовы поработать? (Да!)

Вы готовы отвечать? (Да!)

Вы готовы, если надо,

Что-то вспомнить и узнать? (Да!)

Ну а главное - готовы

Вы сегодня рассуждать? (Да!)

Сообщение темы урока. Формулировка цели.

Сегодня, ребята, мы поговорим на очень важную тему, которая касается всех нас вместе и каждого из вас в отдельности. Наш урок посвящен Конституции - основному закону государства. 12 декабря Россия отмечает День Конституции (Слайд 1). Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому не безразличны судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.

Внимание! Всем встать! Звучит Гимн России!

- Как называется наша Родина?

Учащиеся: Наша Родина называется - Россия.

- Как называют людей, живущих в России?

Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.

- Почему к Москве у нас особое отношение?

Учащиеся: Москва - это столица нашей Родины. (Слайд 2)

- Какие символы России, нашего государства вы знаете?

Основные символы государства - это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (Слайд 3). Символы государства - это знаки отличия страны от других стран. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.

Герб.

Двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны. Урок «Конституции Российской Федерации – 20 лет»

Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла - это герб Москвы - Святой Георгий Победоносец. Это символ борьбы добра со злом.

На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти - исполнительной, законодательной короны и судебной.

Флаг.

Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета.Урок «Конституции Российской Федерации – 20 лет»

- Какова история его создания?

История российского флага насчитывает более трех столетий. Появление трехцветного полотнища связано со строительством в России мощного военного флота. По указу царя Алексея Михайловича в 1668 году в подмосковном селе Дединове построили первый русский воинский корабль с гордым названием «Орел». Строителями были голландцы. В документах тех лет указано, что на флаги к корабельному строению были выданы ткани красного, белого и синего цветов. Но не корабль «Орел», ни его флаги не сохранились, поэтому неизвестно, как располагались цвета на полотнищах флагов. Но вот царь Петр I в 1693 году отправился в Архангельск, чтобы посетить Соловецкий монастырь. Впервые в жизни Петр увидел настоящие корабли разных стран. Он пробыл в Архангельске все лето, совершил плавание по морю. А уезжая, пожаловал архангельскому архиепископу струг (деревянное речное судно). К тому стругу был сшит флаг из горизонтально расположенных полос белой, синей и красной материи, и уже с 1700 года бело-сине-красные флаги были подняты на всех русских кораблях.

Значительно позже, в 19 веке, при царе Александре II была попытка изменить цвета государственного флага. Закон установил, что расположение цветов должно быть таково: верхняя полоса - черная, средняя - желтая (или золотая), а нижняя серебряная (белая).

Так в России наравне с бело-сине-красным флагом использовали черно-желто-белый флаг. Однако в 1883 году уже новый царь Александр III настоял на том, чтобы русский флаг состоял из 3-х цветов: белого - верхний, синего - средний, красного - нижний.

- Кто из вас знает, что означают цвета флага?

1 полоса - белого цвета - символизирует чистоту, мир, правду, благородство.

2 полоса - синего цвета - символизирует небо, верность, веру.

3 полоса - красного цвета - символизирует смелость, доброту, честность, огонь, кровь.

Именно этот флаг становится Государственным флагом России.

В 1994 году был издан Указ, подписанный Президентом Российской Федерации.

В нем 22 августа объявляется национальным праздником - Днем Государственного флага Российской Федерации.

Гимн.

Гимн - это торжественная песнь, исполняемая в особых, наиболее важных случаях, посвященная своей Родине. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину.

Да, Россия - это наша родина. Но слово Россия - это краткое имя её. А как же звучит полное имя?

- Российская Федерация.

А что значит слово «федерация»?

- Федерация - это договор, союз.

Хорошо, союз кого?

- многих народов, которых называют россияне.

Да, вместе с русским на землях Российской Федерации живут и другие народы: более 180 национальностей и народностей (татары, башкиры, удмурты, якуты, марийцы, ингуши, черкесы и многие другие).

Знакомство учащихся с Конституцией. Права и обязанности граждан.

Как же столько народов, людей может уживаться вместе? Дружно сосуществовать?

- договариваться, устанавливать правила поведения, законы.

Совершенно верно. Такие правила, законы существуют и они записаны в особой книге, которая называется Конституция. 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.

А кто знает, что такое Конституция? (Слайд 4)

- Это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.

- В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. (Слайд 5). В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

- Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно. (Слайд 6)

- В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (Слайд 7).

- Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. (Слайд 8)

- Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

- В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация - Россия…» А что значит слово «федерация»?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».

- Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения - русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию - добровольный союз равноправных народов нашей страны. (Слайд 9)

- Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. (Слайд 10). Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

Учитель: «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». (Слайд 11). Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством, может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. (слайд 12)

- Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: (Слайд 13). Президент России - это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил - Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России - это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».

- Кто является президентом в России в настоящее время?

- Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства?

Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть. (слайд 14)

Учитель: Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается, как и президент, всенародно на 4 года. В её состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в её состав, если ему 21 год. (слайд 15)

Учитель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете. Чем она занимается?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России. (слайд 16)

Учитель: Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?

Заслушиваются ответы детей.

Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие? (слайд 17)

Учитель: Право - это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность - это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. (слайд 18)

Учитель: В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. (слайды 19, 20)

Права и свободы граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Право на защиту своей чести и доброго имени

Обязанность защищать Родину

Право личную неприкосновенность

Обязанность соблюдать законы

Право на жилище и его неприкосновенность.

Обязанность платить налоги

Право на свободное передвижение

Свобода совести, свобода вероисповеданий

Свобода мысли и слова

Право избирать и быть избранным

Право на труд

Право на отдых

Право на получение социальной помощи

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на образование

Право на получение юридической помощи

Свобода информации

Свобода творчества

Учитель: Сегодня вы - дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание - это не только право, но и обязанность. (слайд 21) У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много в сегодня в мире, да и нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка!

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Проверка усвоенных знаний

Игра «Кто нарушил право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1. Кто нарушил право на свободу и держал Иванушку в плену? (Гуси-лебеди) (Слайд 21)

2. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка») (Слайд 22)

3. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева) (Слайд 23)

4. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц») (Слайд 24)

5. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном аппарате? (Емеля) (Слайд 25)

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека - говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

- Россия - наша страна?

- Да!

- Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

- Да!

- Можно ли человека обращать в рабство?

- Нет!

- Можно ли относиться к человеку жестоко?

- Нет!

- Защищён ли человек законом?

- Да!

- Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

- Да!

- Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

- Нет!

- Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

- Да!

- Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

- Да!

- Может ли человек владеть имуществом?

- Да!

- Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

- Да!

- Можно ли запретить свободный выбор труда?

- Нет!

- Защищает ли закон материнство и младенчество?

- Да!

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы - будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.

Внимание! Всем встать! Звучит Гимн России!

Рефлексия. Итог урока.

Кто считает, что он не зря провёл время на классном часе. Объясните, почему?

Вот и молодцы! На этом наш урок заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. Находясь в этих стенах скажите, какое ваше главное право? (Бесплатно учиться.) А какая ваша главная обязанность? (Хорошо учиться.)


© 2010-2022