Методическая разработка тематических заданий на уроках обществознания по теме Социальная сфера 8 класс

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тест по теме «Социальная сфера»

  1. вариант

1. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по политическому признаку?

1) горожане; 2) офицеры;
3) христиане; 4) социал-демократы.

2. Перед тем как отпустить сына на день рождения к товарищу, родители рассказали ему о правилах поведения в гостях. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример:

1) эмоциональную ; 2) воспитательную;
3) репродуктивную; 4) досуговую.

3 Верны ли следующие суждения о межнациональном сотрудничестве?

А. К условиям успешного межнационального сотрудничества относят уважение прав этнического меньшинства.

Б. Межнациональное сотрудничество в современном мире развивается преимущественно в экономической сфере.

1) Верно только А; 2) Верно только Б;

3) Верны оба суждения; 4) Оба суждения неверны

4. Родители заботятся о материальных условиях жизни ребёнка: качественном и своевременном питании, хорошей одежде и игрушках. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример?

1) эмоциональную поддержку членов семьи;

2) первичную социализацию детей;

3) обретение детьми правоспособности;

4) организацию хозяйственно-бытовой сферы

5. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение всегда влечёт негативные последствия.

Б. К наиболее опасным формам отклоняющегося поведения относят преступные деяния, алкоголизм, наркоманию.

1) Верно только А; 2) Верно только Б;

3) Верны оба суждения; 4) Оба суждения неверны.

6. И семья, и коллектив сотрудников фирмы являются:

1) этническими общностями; 2) социальными слоями;

3) малыми группами; 4) факторами производства.

7. Наталья Юрьевна работает учителем. Помимо уроков она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. В деятельности Натальи Юрьевны проявляется:

1) социальная мобильность; 2) социальная структура;

3) социальный конфликт; 4) социальная роль.

8. Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей - это:

1) власть; 2) престиж;

3) социализация; 4) адаптация.

9. Федор и Макар узнали. Что Вера пригласила на свой день рождения всех одноклассников кроме них. Фёдор прекратил общение с Верой, а Марк попытался через друзей узнать у Веры о причинах её поступка. Сравните два способа поведения в межличностном конфликте - уход от конфликтной ситуации и привлечение посредников. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) осознание противоречие интересов;

2) поиск пути выхода из конфликта;

3) выход без уступок и отстаивания своих интересов;

4) участие третьей стороны.

Черты сходства

Черты различия


10. Совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное положение в данном обществе, называют:

1) социальной ролью; 2) социальной мобильностью;
3) социальным статусом; 4) социализацией.

11. В качестве одного из видов конфликтов выделяют «конфликт принадлежности», когда одновременно человек входит в две группы с противоположными интересами. Какая ситуация иллюстрирует этот вид конфликта?

1) супруги К. не смогли договориться о том, как провести вечер;

2) подруги поссорились во время подготовки к экзамену;

3) писатель Р. отверг требования издательства;

4) волейболист Д. играет против команды своего родного города.

12. Какую социальную роль исполняют и подростки, и взрослые?

1) опекун; 2) пациент;
3) учащийся школы; 4) попечитель.

13. Что характеризует семью демократического типа:

1) В семье четко разделены обязанности: муж зарабатывает деньги, жена - домохозяйка;

2) Дети не имеют права спорить с родителями, отстаивая свою точку зрения;

3) Решающая роль в принятии решений принадлежит мужу;

4) В принятии семейных решений все члены семьи имеют свой голос.

14. Учитель обществознания рассказал о социальной структуре общества. Сравните такие структуры, как класс и сословие. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) принадлежность к общности, как правило, передается по наследству;

2) принадлежность к общности, как правило, определяет образ жизни;

3) принадлежность к общности отражает социальное неравенство;

4) общность имеет юридически закреплённые права и обязанности.

Черты сходства

Черты различия


15. Какая социальная группа выделена по этносоциальному признаку?

1) якуты; 2) военные;

3) тюменцы; 4) женщины.


Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания


Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.

Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.

Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования - это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.

(По материалам интернет издания)


1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие два отличия современной школы от других форм обучения названы в тексте? Используя текст и знания курса, объясните смысл фразы: «Школа выполняет «заказ» общества».

3. Используя текст, назовите любые четыре принципа современной образовательной политики РФ. Объясните один из них.

4. В своих выступлениях Президент РФ неоднократно подчёркивал, что доступность качественного образования - залог процветания нашей страны. Приведите два объяснения (аргумента) в поддержку этой идеи.








Тест по теме «Социальная сфера»

  1. вариант

1. Какая социальная группа выделена по территориальному (поселенческому) признаку?

1) ростовчане; 2) пенсионеры;
3) женщины; 4) программисты.

2. Какая социальная роль характерна для старшеклассника?

1) потребитель; 2) избиратель;
3) работник; 4) военнослужащий по призыву.

3 Верны ли следующие суждения о семье и семейных отношениях?

А. Члены семьи связаны моральной и правовой ответственностью.

Б. Семья осуществляет функцию социального контроля.

1) Верно только А; 2) Верно только Б;

3) Верны оба суждения; 4) Оба суждения неверны

4. Что характеризует семью, в отличие от других малых групп?

1) совместная деятельность; 2) наличие общих вкусов;

3) совместное проведение досуга; 4) организация совместного быта.

5. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальные конфликты помогают каждому из участников раскрыть свои цели и ожидания.

Б. Разрешение социального конфликта нередко предполагает переход к взаимовыгодному сотрудничеству сторон.

1) Верно только А; 2) Верно только Б;

3) Верны оба суждения; 4) Оба суждения неверны

6. Выберете верное суждение об отклоняющемся поведении:

1) следование моде является примером отклоняющегося поведения;

2) отклоняющееся поведение всегда имеет негативный характер;

3) проявления отклоняющего поведения разнообразны;

4) любой вид отклоняющегося поведения связан с противоправными действиями субъекта.

7. Владельцы частного предприятия решили сократить число работников. Работники объявили забастовку. Этот факт отражает конфликт:

1) межличностный; 2) идеологический;

3) политический; 4) экономический.

8. Внутреннее устройство общества, отражающее многообразие социальных общностей и групп называют:

1) социальной структурой; 2) социальным неравенством;

3) социальной мобильностью; 4) социальным статусом.

9. Люда живёт с мамой, папой и бабушкой; она учится в 4-м классе. Сравните две малые группы, упомянутые в задании - семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) наличие групповых ценностей и норм;

2) непосредственные личные контакты;

3) кровнородственная связь;

4) общий быт

Черты сходства

Черты различия


10. Владимир Александрович - врач скорой помощи - ехал в электричке. Когда с одним из пассажиров электрички случился сердечный приступ, Владимир Александрович оказал ему первую медицинскую помощь. В действиях Владимира Александровича проявилась (-ся):

1) социальная роль; 2) социальная политика;
3) социальная структура; 4) социальный конфликт.

11. Для семьи любого типа характерно:

1) совместное проживание нескольких поколений родственников;

2) четкое разделение мужских и женских обязанностей;

3) возложение домашних обязанностей на женщину;

4) влияние на формирование личности ребёнка.

12. Какую социальную роль исполняют и подростки, и взрослые?

1) опекун; 2) член семьи;
3) учащийся школы; 4) попечитель.

13. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ

А) татары; 1) религиозный

Б) москвичи; 2) территориальный

В) таджики; 3) этносоциальный

Г) мусульмане;

Д) буддисты.

А

Б

В

Г

Д


14. Рассказывая на уроке особенности малых групп, учитель остановился на характеристике семьи и молодёжной тусовке. Сравните две разновидности малой социальной группы, упомянутые в условии задания, - семью и молодёжную тусовку. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) наличие системы неформальных ролей;

2) особая мода, стиль поведения, свой язык;

3) совместное проведение досуга;

4) общность быта.

Черты сходства

Черты различия


15. В общественном мнении сложилась высокая оценка одних видов деятельности и низкая других. В этом проявляется:

1) личный авторитет; 2) разделение труда;

3) социальный заказ; 4) социальный престиж.


Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания


В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться….

В споре сразу обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и…самоуважение.

Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, - это пустой человек, и спор его пустой.

Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик?

Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника - человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-то неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы. И ещё: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.

Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не может возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоёвывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже не маловажно), уточнить свои позиции в споре.

В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приёмам спора и придерживаться следующих правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («Вы стоите на этой точке зрения, потому что она Вам выгодна», «Вы так говорите, потому что вы сам такой»); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.

На последнем своём утверждении я хочу остановиться особо.

Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.

(Д.С. Лихачёв)


1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие три основных этапа ведения пора можно выделить на основе приведённого фрагмента текста.

3. Какие приёмы спора автор считает недозволенными? Укажите три приёма и объясните, в чём состоит «недозволенность» любого из них.

4. Школьники обсуждали, заслуживает ли уважение человек, уступающий противнику в споре. Одни считали, что заслуживает; другие - что нет; третьи сказали, что это зависит от ситуации. Объясните каждое из мнений.








Тест по теме «Социальная сфера»

  1. вариант

1. Сравнительно небольшие общности, включающие в себя отдельные кланы и роду, относятся к:

1) ростовчане; 2) пенсионеры;
3) женщины; 4) программисты.

2. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?

1) петербуржцы; 2) подростки;
3) преподаватели физики; 4) наёмные работники.

3 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к изменению структуры общества

Б. Одной из форм социального конфликта является забастовка.

1) Верно только А; 2) Верно только Б;

3) Верны оба суждения; 4) Оба суждения неверны

4. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняющегося поведения?

1) общение в социальной сети; 2) совершение преступления;

3) издание сборника стихов; 4) работу по трудовому договору.

5. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение обязательно предполагает нарушение правовых норм.

Б. Любое отклоняющееся поведение разрушительно влияет на семью и общество.

1) Верно только А; 2) Верно только Б;

3) Верны оба суждения; 4) Оба суждения неверны

6. Какой пример иллюстрирует экономическую функцию семьи?

1) отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях;

2) на семейном совете было принято решение приобрести автомобиль;

3) в выходной день отец и сын отправились на прогулку в городской парк;

4) бабушка помогает внуку выполнять домашнее задание по математике.

7. Ожидаемое поведение личности, связанное с её положением в обществе и типичное для данной общественной группы называют:

1) социальной ролью; 2) социальным престижем;
3) социальной структурой; 4) социальным конфликтом.

8. Для определения социальной структуры общества значимым признаком является(-ются):

1) физические данные; 2) индивидуально-психологические особенности; 3) уровень доходов; 4) черты характера.

9. Учитель на уроке рассказывал о межличностных конфликтах и способах их конструктивного разрешения. Сравните два способа решения конфликта: соперничество и компромисс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) участники частично отказываются от своих интересов;

2) одни участники стремятся к доминированию над другими участниками конфликта;

3) определённый способ поведения участников межличностного конфликта;

4) участники ищут пути решения межличностного конфликта.

Черты сходства

Черты различия


10. Семья Смирновых состоит из супругов и их двоих детей. Эта семья:

1) нуклеарная; 2) неполная;
3) партнерская; 4) традиционная.

11. Какую социальную роль может исполнять подросток:

1) опекун младшего брата;

2) покупатель в магазине;

3) депутат муниципального собрания;

4) водитель автотранспортного средства.

12. Что является примером социального неравенства?

1) различие людей по способностям и дарованиям;

2) конкурсный прием в ВУЗЫ с учетом уровня подготовки абитуриентов;
3) деление партий на правящие и оппозиционные;

4) имущественное расслоение общества.

13. Установите соответствие между примерами социальных круп и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ВИДЫ

А) русские; 1) малая

Б) соседи в салоне самолета; 2) большая

В) предприниматели;

Г) туристическая группа;

Д) экипаж космического корабля.

А

Б

В

Г

Д


14. Маша живёт с родителями, бабушкой и братом. Она учится в 3-м классе. Сравните две малые группы, упомянутые в условии задания, - семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) общий быт;

2) наличие особых норм поведения;

3) личные контакты членов группы;

4) отношения родства.

Черты сходства

Черты различия


15. К позитивным проявлениям отклоняющегося поведения относится (-ятся):

1) браконьерство;

2) алкоголизм;

3) гениальность;

4) азартные игры.


Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания


В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться….

В споре сразу обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и…самоуважение.

Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, - это пустой человек, и спор его пустой.

Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик?

Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника - человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-то неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы. И ещё: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.

Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не может возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоёвывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже не маловажно), уточнить свои позиции в споре.

В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приёмам спора и придерживаться следующих правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («Вы стоите на этой точке зрения, потому что она Вам выгодна», «Вы так говорите, потому что вы сам такой»); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.

На последнем своём утверждении я хочу остановиться особо.

Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.

(Д.С. Лихачёв)


1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие три основных этапа ведения пора можно выделить на основе приведённого фрагмента текста.

3. Какие приёмы спора автор считает недозволенными? Укажите три приёма и объясните, в чём состоит «недозволенность» любого из них.

4. Школьники обсуждали, заслуживает ли уважение человек, уступающий противнику в споре. Одни считали, что заслуживает; другие - что нет; третьи сказали, что это зависит от ситуации. Объясните каждое из мнений.



© 2010-2022