Урок по теме Разряды причастий

урок по теме "Разряды причастий" построен на основе инфомационно-коммуникационных технологий. Работа по картине с начала урока помогает ученикам войти в урок, поувствовать его значение и погрузиться в мир зимней сказки. Исследовательская работа направлена на развитие самостоятельности, выполнение лингвистического эксперимента помогает осознать важность изучаемого. На уроке используется региональный компонет, что развивает в детях чувсво уважения к родному краю, уважительного отношения к родной з...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Теленгит-Сортогойская средняя общеобразовательная школа»

Кош-Агачский район

Республика Алтай











Урок

русского языка

в 7 классе по теме

«Разряды причастий»

Ажикенова Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы












Цели урока: закрепить и систематизировать знания о действительных и

страдательных причастиях;

закрепить умение находить причастие, определять разряд и

расставлять знаки препинания при причастном обороте;

вырабатывать умение производить морфемный разбор причастия;

развитие связной речи обучающихся, умения вдумчиво прочитывать

художественный текст.

Тип урока: урок закрепления новых знаний

Форма урока: урок-исследование (ИКТ)

Средства обучения: портрет Аксакова С.Т, текст «Очерк зимнего дня», репродукция картина Ч.Гуркина «Хан-Алтай», иллюстрации к очерку Аксакова С.Т.

Ход урока

Слово учителя

Целями нашего урока сегодня будут закрепление и обобщение знаний по теме «Причастие», закрепим разряды причастий, знаки препинания при причастном обороте. Пожелаю вам плодотворной работы.

Домашним заданием было для вас чтение «Очерка зимнего дня» С.Т. Аксакова,

Увидеть картины, которые представил автор в данном произведении, и понять авторский замысел.

Чтение очерка подготовленным учеником. (тексты на партах, слайд)

Работа по тексту.

-Из-за чего так зима запомнилась автору, что он её вспоминает спустя 45 лет, что в ней такого замечательного?

-Что вы в ней видите такого удивительного?

Каким стилем написан текст, каким типом речи?

-Какие непонятные слова встретились в тексте? (объяснение значение данных слов)

-Почему в произведении присутствует слово очерк?

Словарь-очерк-произведение, основанное на документальных фактах. (запись)

2.Исследовательская работа

Задание: Найдите в тексте предложения с причастными оборотами и выпишите их.

Объясните постановку знаков препинаний.

Запись в тетрадях (слайд)

Вода, взброшенная вверх, возвращалась оледенелыми брызгами и сосульками, а снегу было очень мало, всего на вершок, и неприкрытая земля промерзла на три четверти аршина.

Воздух был тонок, жгуч, пронзителен, и много хворало народу от жестоких простуд и воспалений; солнце вставало и ложилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, сопровождаемый крестообразными лучами; ветер совсем упал, и целые вороха хлеба оставались не веянными, так что и деваться с ними было некуда.

Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпаемый снежными хлопьями.

Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые, сначала порхая и кружась, опускались на землю.

-Подчеркните причастные обороты как члены предложения. Укажите определяемое слово .

-Укажите обособленные и необособленные причастные обороты.

-Есть ли в тексте краткие причастия?

3.Лингвистический эксперимент.

-Поменяйте местами причастный оборот и определяемое слово. Что изменилось в постановке знаков препинания?

-Найдите сложное предложение и придаточную часть замените причастным оборотом.

4.Тренировочные упражнения.

Выпишите причастия в два столбика: действительные и страдательные, определите время, обозначьте суффиксы.

Порхающие снежинки взброшенная вода

Падающий снег неприкрытая земля

Опускающихся снежинок отворена дверь

Пылающей соломы сжатая она

-Произведите морфемный разбор причастий, объясните правописание суффиксов.

Назовите глаголы, от которых образованы данные причастия.

Порхающий-порхать

Падающий-падать

Опускающихся-опускаться

-Можно ли утверждать, что причастия образуются от всех глаголов?

-Какова роль причастий в описании? В каких текстах больше встречается причастий?

5.Работа с картиной Ч. Гуркина «Хан-Алтай». Творческая работа. (слайд)

-Всмотритесь в картину алтайского художника. Что на ней старался запечатлеть художник? В чем величие этой картины?

-Составьте 3-4 предложения по картине с использованием причастий, действительных и страдательных. Подчеркните причастный оборот как член предложения.

6.Проверка домашнего задания

Дети подготовили рисунки к тексту С.Т Аксакова. Каждый озвучивает рисунок и к нему 2-3 предложения зачитывает, определяет разряд причастия.

Наиболее удачные работы отмечаются учителем.

7.Обобщение Домашнее задание.

-Какие навыки вы приобрели на уроке?

-Что для вас было особенно интересным?

Домашнее задание. Составить очерк на одну из тем с использованием причастий и причастных оборотов.

-«Однажды мне довелось увидеть»

-«Я никогда не забуду»

-Можно по собственной теме.


© 2010-2022