- Преподавателю
- Обществознание
- Урок на тему Конституция РФ
Урок на тему Конституция РФ
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Биркалова Т.Н. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок
в 9а классе
Обществознание
Тема «Конституция России»
Цель урока: способствовать формированию у учащихся убежденности в демократическом характере Основного закона РФ, показать значение конституции как документа, определяющего принципы устройства общества.
Задачи:
Образовательные
-
Познакомить учащихся со структурой Конституции РФ, определить ее цели и задачи.
-
Научить классифицировать конституционные права и обязанности граждан.
Развивающие
-
Развить умения участвовать в политической жизни страны.
-
Развить представления о целях конституции в демократическом государстве.
-
Продолжить развитие творческого мышления.
Воспитательные
-
Воспитание правовой культуры.
-
Формирование понимания, почему каждый гражданин должен уважать конституцию
своего отечества.
-
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: Текст Конституции РФ на партах у учащихся, Презентация «Конституция РФ», компьютер и проектор.
Тип урока: урок сообщения и освоения новых знаний.
Используемые технологии:
-
информационно-коммуникационные;
-
здоровьесберегающие;
-
компетентностно-ориентированные.
Формы организации учебного процесса:
-
индивидуальная;
-
фронтальная;
-
игровая
Ход урока
Этапы урока и содержание
Комментарии
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Учителем формулируются цели и задачи урока.
2. Проверка домашнего задания.
Урок начинается проверки домашнего задания теме «Гражданское общество и государство». Ребятам предлагалось составить кроссворд по терминам, полученным на прошлом уроке.
(Государство, гражданин, общество, долг, равнодушие, гражданство, закон, мужество, обыватель, совесть).
Отвечают на фронтальные вопросы:
1.В чём состоит различие понятий «общество» и «гражданское общество»?
2. Каковы основные признаки гражданского общества?
3. В чём заключается роль, которую выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства?
4. Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства?
5. Почему гражданское общество в развитых странах сформировалось лишь в последние два столетия?
Один из кроссвордов, составленный учеником
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Наш урок посвящён теме «Конституция РФ». Мы познакомимся с главным законом государства.
Идет показ презентации и учитель беседует с учащимися по ходу презентации.
- Что такое конституция?
- Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров.
- В эпоху буржуазных революций Конституции представляли собой единые правовые акты высшей юридической силы. Первые из них - Конституция США, Франции, Польши. Мы, говоря о Конституции, имеем в виду основной закон страны, принятый 12 декабря 1993 г.
(возможны ответы учащихся)
- В современном правоведении под Конституцией понимается основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, являющийся ядром политической системы, возглавляющий всю систему правовых актов, имеющий прямое действие.
- Как была принята Конституция РФ? Найдите, пожалуйста, ответ в документе. (Учащиеся предлагают вариант - референдум.)
Учитель: Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагаю игру.
Игра «Договор»
У каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «власть» либо «народ». В течение 2 - 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах - необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто - предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат.
Учитель: Примерно так создавалась и Конституция - был достигнут некий договор между властью и народом. Переходим к структуре документа.
По своей структуре Конституция состоит из преамбулы, 2-х глав, поправок. В законе закрепляются права и обязанности всех субъектов правовых отношений в государстве, в том числе - права и обязанности граждан; одно из них - право на свободное передвижение. Воспользуемся им виртуально, чтобы выяснить структуру закона.
Игра «Самолет»
Учитель: Представим, что самолет - это наше государство. Каждая группа получает «ярлык» с названием главы Конституции РФ и схему «Участники полета». Необходимо найти соответствие «ярлыка» определенному элементу схемы, а затем объяснить свой выбор (см. Приложение 1).
(Работа над схемой в течение 3 - 5 минут).
Учащиеся по очереди зачитывают ответы.
Учитель: Таким образом, мы видим, что все участники полета связаны друг с другом определенными правилами. Каждый из вас может примерить на себя любую из ролей. Самое главное - полет предполагает знание определенных правил поведения на борту, а для этого необходимо знать закон.
Учащиеся зачитывают выписанные из текста «Конституции РФ» права и обязанности.
Работа по здоровьесбережению
4. Закрепление.
Учитель: ребята, давайте подведём итоги нашего урока и ответим на вопросы:
-
Когда была принята Конституция РФ?
-
Почему конституцию принято называть законом высшей юридической силы?
-
Почему каждый гражданин должен уважать конституцию своего отечества?
-
Назовите структуру нашей Конституции
-
На какой ценностной основе строится наша конституция?
-
Какова главная цель Конституции нашего государства?
-
Назовите главные задачи нашей Конституции.
-
Перечислите конституционные права и обязанности
Ребята отвечают на вопросы и делают выводы. Конституция - это основной закон государства
5. Домашнее задание: п. 33 учебного пособия «Обществознание»; Работа в «Рабочей тетради» стр. 30-31, задания 1-9.
Приложение 1
-
Схема «Участники полета»
-
Корпус самолета - современный авиалайнер, надежный, удобный, комфортабельный.
-
Пассажиры - имеют право на безопасный перелет, на здоровые и удобные условия полета. Должны подчиняться требованиям экипажа, стюардесс, не мешать другим пассажирам.
-
Командир корабля - непосредственный исполнитель полета, несет всю ответственность за безопасность и точное выполнение полетного задания.
-
Бортрадист - поддерживает связь с землей, с диспетчерской службой.
-
Второй пилот - выполняет приказы и распоряжения командира корабля, отчитывается перед ним о своих действиях.
-
Бортпроводники - выполняют работы по обслуживанию пассажиров, помогают им занять места при посадке в самолет, обеспечивают всем необходимым на время полета, контролируют исполнение правил поведения на борту пассажирами.
-
Штурман - следит за картой и маршрутом полета.
-
Бортинженер - контролирует техническое состояние самолета.
2. «Ярлыки» с названием глав
-
Глава 1. Основы конституционного строя.
-
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
-
Глава 3. Федеративное устройство.
-
Глава 4. Президент РФ.
-
Глава 5. Федеральное собрание.
-
Глава 6. Правительство РФ.
-
Глава 7. Судебная власть.
-
Глава 8. Местное самоуправление.
-
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции