Интерактивные методы обучения как средство формирования гражданских компетентностей учащихся

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование интерактивных методов на уроках истории и обществознание.


Содержание


Введение …………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические аспекты формирования гражданских компетентностей методами интерактивного обучения

1.1 Понятие «гражданская компетентность»…………………………….

1.2 Интерактивные методы обучения…………………………………….

1.3 Формирование гражданских компетентностей интерактивным методами обучения ………………………………………………………..

Глава 2. Опыт проведения уроков и внеклассной работы по формированию гражданских компетентностей с использованием интерактивных методов обучения

2.1 Уроки истории и обществоведения по формированию гражданских компетентностей …………………………………………………………

2.2 Дебаты как средство формирования гражданских компетентностей школьников ………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………




Введение


В настоящее время в России идет процесс становления гражданского общества. Прежде всего, это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования и к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.

Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Образование должно способствовать укреплению демократического правового государства, становлению гражданского общества в России.

Основа гражданского общества - гражданин, полноправный, самодеятельный и цивилизованный индивид. Его наличие есть необходимое условие реализации всего комплекса составляющих гражданского общества. Особую роль в воспитании гражданина играет гражданское образование.

Посмотрим, что включает в себя гражданское образование на современном этапе. «Гражданское образование - это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования» (Инструктивно-методическое письмо «О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений РФ» №13-51-08/13 от 15.01.2003.).

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

На современном этапе образования, перед социально-гуманитарными предметами стоит задача формирования компетенций, включающих в себя фундаментальные и практические знания о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей; о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности, ценностные ориентиры деятельности; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды деятельности.

В ее реализации главную роль играют такие предметы как история и обществознание, позволяющие учащимся:

-овладеть системой учебной деятельности, призванной развить аналитические навыки школьников, умения использовать характерные для исторической науки методы познания, в результате чего происходит формирование исторического мышления;

- освоить разнообразные методы поиска и анализа информации, навыки свободной ориентации в современном информационном пространстве;

- развить коммуникативную культуру, став толерантным, способным к пониманию и признанию других мнений и точек зрения;

- определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;

- овладеть системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством.

При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяют интерактивные методы обучения.

Цель исследования: изучить применение интерактивных методов обучения в формирования гражданских компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания.

Объект - гражданская компетентность;

Предмет - формирование гражданских компетентностей с использованием интерактивных методов обучения.

Задачи:

1. Изучить педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

2. Рассмотреть понятие «гражданская компетентность»;

3. Показать интерактивные методы обучения;

4. Рассмотреть интерактивные методы обучения как средства формирования гражданских компетентностей учащихся на уроках истории и обществознании.

Гипотеза исследования - если применять такие средства интерактивного обучения как групповое обучение, проблемное обучение, «Развитие критического мышления через чтение и письмо», обучение с использованием информационно - коммуникационных технологий и др. то гражданская компетентность учащихся повыситься.

Методы исследования: наблюдение, анализ, эксперимент, тестирование.

База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение " Средняя общеобразовательная школа № 37 г. Орска", 8-10 классы.

Практическая ценность работы заключается в том, что данная работа призвана оказать помощь, как опытному педагогу, так и начинающему в формировании гражданских компетентностей учащихся через применение интерактивных методов. Эти данные могут использовать также работники дополнительного образования.

Структура исследования:

На первом этапе обосновывалась актуальность темы, определялись проблемы, цели и задачи, объект, предмет, гипотеза и методы исследования.

В первой главе исследования «Теоретические аспекты формирования гражданских компетентностей методами интерактивного обучения» рассматривались понятия: «гражданская компетентность», «интерактивные методы обучения», изучалось способы формирование гражданских компетентностей интерактивным методами обучения.

Во второй части рассматривался опыт работы по формированию гражданских компетентностей на уроках истории и обществоведения, во внеклассной работе.

На заключительном этапе были изложены основные выводы исследования, намечены пути и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.




Глава 1. Теоретические аспекты формирования гражданских компетентностей методами интерактивного обучения

1.1 Понятие «гражданская компетентность»

В новообразованных демократических или демократизирующихся государствах, где люди только начинают постигать искусство самоуправления, вопрос гражданской компетентности приобретает особую важность.

Здесь встают два вопроса:

  • Каковы критерии, которым должен отвечать гражданин, чтобы его можно было назвать компетентным?

  • Можно ли сказать, что в демократических странах или одной какой-то стране достаточно большое количество граждан, которые соответствуют данным стандартам?

Если внимательно посмотреть на первый вопрос, то можно предположить, что граждане должны стремиться к благу для некой более крупной группировки, частью которой они являются. Совершенно ясно, что лишь немногие граждане соответствуют данному требованию, а в большинстве демократических стран нет ничего подобного. Поэтому данная модель идеальна и далека от реальности.

Современный человек выступает гражданином во многих аспектах, начиная от родного города и кончая всем человечеством.

Более узкая точка зрения на вопрос предполагает, что гражданин должен действовать, руководствуясь своими собственными интересами. Здесь требования, предъявляемые к гражданам скромны, и есть довольно низкий политический барьер:

Гражданам гораздо яснее, что выгодно для них самих

Мотивы для действий в своих интересах намного выше

Обеспечение своих собственных интересов любой ценой в силу природного эгоизма.

До середины XX века сведения о политическом поведении граждан были отрывочны и скорее основывались на личных впечатлениях. На сегодняшний день ясно, что ни один из подходов, призванный проанализировать гражданскую компетентность, не отражает поведение среднего гражданина демократических обществ. Это утверждение основывается на различного рода опросах, мониторингах и т.д.

Лишь незначительное меньшинство граждан всерьёз интересуется политикой. Это, несмотря на то, что в распоряжении современного гражданина находятся огромные информационные потоки.

Большинство населения демократических стран - это граждане по совместительству, то есть политика для них не составляет смысла жизни. Даже, если предположить, что нормальный гражданин есть человек, который обладает минимально достаточным знанием о том, что соответствует его собственным интересам и о том, какой политический выбор позволят ему обеспечить эти интересы лучше других, то сторонников демократии ожидает пренеприятнейший факт: на практике большинство граждан не отвечают даже этим, заниженным стандартам адекватного гражданина.

Поэтому и в развитых демократических странах существует проблема развития демократии и реального повышения компетентности граждан.

Что такое гражданская компетентность? Как пишет Х. Мюнклер: «Различаются, с одной стороны, статус гражданина, а с другой - определенные "качества и квалификационные характеристики обладателей этого статуса, их партиципационная способность и партиципационная готовность, их интерес к преумножению не только личного, частного, но и общественного достояния, т.е. их ориентация на общественное благо или их чувство солидарности, свидетельствующие об их готовности к поступкам, действиям, усилиям, для которых либо вообще не ожидается никакой материальной компенсации, либо таковая является, лишь незначительной [7]

Эти гражданские качества и способности, которые и называются гражданской компетентностью, нельзя считать изначально данными; они зависят от конкретных предпосылок, которые должны быть обеспечены политической системой, если она озабочена своим самосохранением…" [7] Понятие гражданина определяется двояко.

С одной стороны, существуют четкие юридические формулы определения гражданства и правил его приобретения, которые устанавливают, кто и при каких условиях может считаться гражданином. Эти правила ориентируются либо на территориальный принцип, либо на принцип родства, что соответственно называется ius soli (территория) или ius sanguinus (кровное родство, происхождение).

Процессы глобализации, динамика перемещения капитала и трудовых ресурсов привели к стремительному росту миграционных потоков, которые обусловлены также и политической нестабильностью или кризисами во многих регионах мира. Эти проблемы обострили за последнее время дискуссию о правилах предоставления гражданства, в результате чего были выдвинуты аргументы, которые обосновывают как возможность упрощения соответствующих норм и процедур, так и необходимость их ужесточения.

С другой стороны, возникает вопрос об особых качествах или квалификационных признаках, которыми должен обладать гражданин, чтобы действительно иметь право на это звание.

В отличие от проблемы гражданского статуса проблема гражданской компетентности вряд ли вообще поддается описанию в строгих юридических формулировках, а поэтому она и не служит предметом для столь острой политической борьбы, как это происходит с проблемой статуса. Подобное положение существенно изменилось бы, если бы оказалось возможным дать строгое определение гражданской компетентности, благодаря чему установление некомпетентности влекло бы за собою лишение гражданства или ограничение гражданских прав.

Пока такого не происходит, проблема гражданской компетентности останется предметом обсуждения лишь в политологии и моральной философии.

Иногда гражданская компетентность рассматривается как совокупность квалифицирующих предпосылок как для того, чтобы реализовывать права, так и для того, чтобы исполнять обязанности, которые обусловлены статусом гражданства. Компетенция такого рода имеет три аспекта: когнитивный, процедуральный и габитуальный. (Hubertus Buchstein)

Когнитивная компетентность

Под когнитивной компетентностью понимается определенный уровень знаний, а также определенный уровень готовности и способности к овладению этими знаниями, который может считаться необходимым для того, чтобы обеспечить партиципацию. Имеется в виду знание об институциональном устройстве политической системы, о функциональных взаимосвязях внутри этой системы, а также ее взаимодействиях внешнеполитического и внешнеэкономического характера; не в последнюю очередь, речь идет и о готовности усвоить информацию, об определенных технических и естественно-научных проблемах, необходимую для принятия решения об использовании новых технологий или об отказе от них в тех случаях, когда подобные решения выносятся на политический уровень.

Процедуральная компетентность

Под процедуральной компетентностью подразумеваются те знания и способности, которые необходимы для того, чтобы потенциальный политический фактор действительно сумел бы реализовать существующие в рамках данного институционального порядка возможности влияния и партиципации.

Наряду со знаниями о составе и объеме полномочий, которыми обладают институты политической системы, о соответствующих правовых процедурах необходимы также определенные способности к тактическому и стратегическому взаимодействию, чтобы политическим или правовым образом выступить со своими целями или предпочтениями.

Габитуальная компетентность

Габитуальная компетентность подразумевает наличие способности (навыков) и внутренних установок, необходимых для того, чтобы знание об устройстве политической системы и о реально существующих путях для решения возникающих проблем дополнялось соответствующей практической активностью. Когнитивная и процедуральная компетентность нуждается еще и в габитуальном императиве, чтобы знание обернулось стремлением к конкретным действиям.

Габитуальная компетентность приобретает тем большее значение, чем меньше поставленные цели отвечают узко личным интересам, меркантильным частным расчетам отдельных действующих лиц, не говоря уж о тех случаях, когда речь идет об ограничении собственных выгод или даже об отказе от них. Габитуальная компетентность важна при продуцировании так называемых коллективных благ, т.е. тех ресурсов, которыми пользуется каждый, независимо от собственного вклада в их преумножение. (Габитуальная компетентность - "гражданственность")

Таким образом, гражданская компетентность включает в себя определенные качества как интеллектуального, так и морального характера.

Наличие и воспроизводство гражданской компетентности зависит не только от возможностей доступа к сфере политических решений, не только от обозримости и понятности политических, социальных, экономических процессов, но и от культивирования "не политической", приватной сферы, где вызревает та самобытная индивидуальность, которая необходима всякому, кто претендует на компетентное участие в политической жизни.

Угрозой для гражданина служит не только его редукция до состояния объекта попечительствования со стороны властвующих элит, но и его безостаточное поглощение публичностью, общественностью, которая не оставляет места для интимности, приватности, даже тайны, принципиально сокрытой от посторонних взглядов. Можно предположить, что это недоступное для общественности публики пространство служит важным источником, питающим если не когнитивную и процедуральную, то уж во всяком случае, габитуальную компетентность.

Здесь не следует делать различий между политиком и "простым" гражданином. Следуя Аристотелю, можно сказать, что компетентный гражданин имеет одновременно две ипостаси: он - тот, кто правит, и одновременно - тот, кем правят.

Этому единству двух ипостасей грозят не только попытки элит более и ли менее легитимным образом сделать объектом своего попечительства основную массу граждан, но и наоборот - стремление этой массы граждан обеспечить полный контроль за элитой путем абсолютной прозрачности и публичности.

Гражданская компетентность, особенно в ее когнитивных и габитуальных аспектах, формируется, прежде всего, на уровне локального самоуправления, причем следствием партиципации на этом уровне является превращение частного лица, стремящегося к максимизации собственной выгоды, в гражданина.

При этом именно реальная партиципация, т.е. необходимость употребить собственное влияние и взять на себя определенную ответственность, может побудить гражданина к изменению своих политических взглядов и позиций.

Очень часто понятие " компетентность" и понятие "компетенция" употребляют как тождественные понятия. Но это не совсем правильно. Большой словарь иностранных слов /сост.А.Ю.Москвин/ определяет компетентность как способность данного лица производить определенный вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-либо вопросу, а компетенцию - как знания, опыт, осведомленность в какой - либо области /14/

Решающая роль по формированию гражданских компетентностей принадлежит учебным заведениям.

1.2 Интерактивные методы обучение

Российские ученые и педагоги-практики предлагают различные методы обучения, с целью формирования гражданских компетентностей.

Традиционно в педагогике метод обучения определяется как способ деятельности, осуществление которой ведет к достижению конкретных дидактических целей учебного занятия (создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений, обобщения и систематизации знаний и умений; создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность; создать условия для проверки уровня обученности, определить методику коррекции учебной деятельности учащихся).

А. А. Остапенко предлагает классификацию общедидактических методов по уровню познавательной самостоятельной школьников, в которой выделяют две группы.[11]

Первая - репродуктивные: объяснительно-иллюстративные и собственно-репродуктивные;

вторая - продуктивные: проблемное изложение, частично-поисковые (эвристические), исследовательские.

Учитывая концепцию Ю.А. Бабанского, классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом: изучения и первичного закрепления нового учебного материала; комплексного применения знаний; комбинированное; обобщения и систематизации знаний и умений; актуализации знаний и умений; контроля и коррекции знаний и умений [1].

К интерактивным методам обучения относятся групповое обучение, проблемное обучение, «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и обучение с использованием информационно- коммуникационных технологий. Рассмотрим их подробнее.

Групповое обучение

Такая форма познавательной активности школьников как работа в группах эффективна в процессе организации любого типа урока и создает благоприятные условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, усвоения и обобщения их, воспитания учащихся и эффективна при использовании на уроках всех типов.

К благоприятным условиям следует отнести: продуктивность работы, т.к. коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее; способность к диалогу, помощи и сотрудничеству; сплоченность; преобладание хорошего настроения; признание права иметь свое мнение каждому ученику. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого. Работа группы, ее внутренне самоуправление позволяет развивать самооценку учеников.

Существенно меняется роль учителя, использующего метод группового обучения. Учитель становится координатором, консультантом, советчиком. Во время выполнения заданий учитель наблюдает за работой команд, подходя поочередно к каждой группе, задает наводящие вопросы, требует прояснить отдельные моменты, рекомендует четче формулировать выводы. Но, ни в коем случае, подойдя, к группе, нельзя подсказывать, диктовать, следует лишь направлять ее поиск.

На уроках повторительно-обобщающего характера, когда перед ребятами ставится задача, направленная на рефлексию, развитие творческого потенциала, обычно класс разбивается на 4 группы, получающие четыре вида заданий:

-на основе материалов учебника составить тесты разных видов (альтернативный, на соответствие, исключение лишнего);

-на основе материала учебника сформулировать по два вопроса репродуктивного характера, т.е. на восстановление информации; расширяющих знания, т.е. таких, которые связаны с темой, но ответа на них в учебнике нет;

- придумать задания («угадай слово», составить задачу на основе материала учебника);

- сформулировать вопросу к материалу учебника, начинающиеся слов «Что…», «Когда…», «Где…», «Почему …», «Как…», «Какой…» (возможны иные варианты вопросов). Таким образом, все ученики, работая с одним и тем же текстом, получили совершенно разные задания. Ученики других групп получают возможность ответить на эти вопросу и получить отметку.

Использование метода группового обучения на уроках обществознания весьма эффективно, если используется пусть небольшой социальный опыт самих учащихся.

Для успешной работы в группе необходимо постоянно обращать внимание школьников на то, какие качества и умения важны для того, чтобы совместно выполнять задания, а именно: умение слушать друг друга, умение доверять друг другу, умение учить друг друга, умения разрешать споры, умение руководить работой, умение приходить к согласию, умение работать в команде.

Проблемное обучение

Использование методов проблемного обучения обеспечивает:

1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения;

2) овладение методами познания и научного мышления;

3) овладение опытом, особенностями, процедурами творческой деятельности.

Суть метода проблемного изложения состоит в том, что учитель вводит в проблему, при этом совместно с учащимися находят пути ее решения в доступных учащимся противоречиях. Элементы проблемности могут применяться на всех видах учебных занятий.

Для использования данного метода необходимо освоить технологию разработки проблемных вопросов и задач. Берется важное историческое или обществоведческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся; осуществляется поиск альтернативного ему положения, содержащего противоречие (учебное, реальное, кажущееся) в соответствии с первым; на основе обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос.

Учащиеся довольно быстро осваивают такого рода задания, так как уроки проходят интересно, интенсивно, у учащихся вырабатывается потребность анализировать, спорить, доказывать свою точку зрения.

Для разрешения проблемных задач и вопросов может быть использован такой прием, как «мозговой штурм». Ученики могут высказывать любые мнения, точки зрения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации. Организация такой деятельности должна основываться на определенных правилах: на обдумывание решений конкретной проблемы выделяется маленький промежуток времени, не более 2 минут; предлагаемые способы разрешения ситуации нельзя критиковать, оценивать; отбираются и анализируются наиболее подходящие решения. Данный прием, познавательную самостоятельную активность делает максимальной.

Метод «Развития критического мышления через чтение и письмо»

Этот метод базируется на трех стадиях «вызов - осмысление - рефлексия». На стадии вызова в сознании учеников актуализируются имеющиеся знания и представления о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая форма работы, деятельность школьников активизируется, формируется познавательный интерес. На стадии осмысления ученики вступают в контекст с новой информацией, систематизирует сведения, соотносятся их с собственными знаниями. На стадии размышления происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Синквейн, являясь простейшей стихотворной формой, тренирует способность искать и находить адекватные, точные и лаконичные слова, для выражения своей мысли, позволяет в художественной форме воспроизвести содержание занятия. Кластер дает возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика. Уроки с использованием приемов данной технологии проходят живо и интересно.

Обучение с использованием информационно - коммуникационных технологий.

Формировать у учащихся гражданскую компетентность позволяет использование на учебных занятиях электронных учебников, электронных энциклопедий, медиатеки цифровых образовательных ресурсов, авторские мультимедийные учебные пособия. Такие элементы социального опыта как практические умения, нормы поведения в типовых ситуациях передаются через демонстрацию образцов и упражнения электронных интерактивных тренажеров. Наглядность демонстрации, четкость комментариев и инструкций обеспечивают усвоение образцов поведения. Используя новые электронные средства обучения у учителя, отпадает необходимость быть единственным источником знаний, он выступает инициатором проблемных вопросов, организатором самостоятельной работы учащихся и обсуждения ее результатов, консультантом, помогающим преодолеть текущие затруднения при работе с новыми средствами обучения.

Соглашаясь с мнением И.В.Шалыгиной, высказанным в работе «Современный мультимедийный урок: дидактические ориентиры в море технологий», можно утверждать, что сегодняшний мультимедийный урок - это все-таки традиционный урок с использованием электронных дидактических средств обучения и компьютеров и компьютерных сетей (технического обеспечения учебного процесса).Новые электронные средства обучения выполняют традиционные дидактические функции, обогащая возможности традиционных средств обучения.

Объяснение нового материала, сопровождаемое демонстрационным видеоматериалом, - основной источник информации для учеников. При этом использование электронной энциклопедии или электронного учебника в контексте рассказа учителя включает зрительное восприятие учеников в процесс усвоения материала, что очень важно для создания у них точного и целостного представления об изучаемом явлении. Основные дидактические возможности аудиозаписи - формирование звукового образа, источник информации. Особенно эффективны аудиозаписи при работе с персоналиями. Интерактивная карта выполняет основную дидактическую функцию - формирование наглядных представлений, источник информации, позволяющий получить самую разнообразную информацию о ходах исторических битв, военных походах и сражениях и т.д.

Мультимедиалекция - источник информации, формирование наглядных представлений, повышение информационной плотности занятий за счет ускоренной подачи информации, обеспечение необходимой эмоциональной насыщенности учебного материала. Мультимедиалекции, интерактивные карты, схемы, таблица, аудио и видеозаписи, интерактивный тренажер дают возможность использовать активные методы обучения и делают изучение курса истории и обществознания занимательным и увлекательным, активизируя познавательную деятельность учащихся на учебном занятии.

Использование интерактивных методов обучения в системе работы учителя позволяет решать задачи формирования гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.

1.3 Формирование гражданских компетентностей интерактивным

методами обучения

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Достижение этой цели возможно через компетентностный подход, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Таким образом, гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.

В самом общем виде компетентность складывается из 3-х основных структурных компонентов.

Когнитивный блок связан со знаниями и способами их получения.

Деятельностный компонент определяется процессом становления умений на основе полученных знаний и способами реализации этих умений.

Аксиологическая составляющая представляет собой мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации ею своих компетентностей.

Есть основания полагать данную структуру общей и для гражданской компетентности. Рассмотрим эти компоненты применительно к понятию гражданской компетентности.

Когнитивный блок (знания) охватывает исследовательскую учебную компетентность. Он предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание школьников путем передачи им определенной системы знаний. В этом блоке можно выделить ряд предметов, которые позволяют сформировать гражданскую компетентность. К ним относятся история, социальные дисциплины (обществознание, право), география, краеведение. Гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, государстве, политической системе, выборах и т.д.). Ключевыми понятиями являются следующие: человек, личность, цивилизация, культура, гражданин, гражданское общество, правовое государство, конституция, права и свободы, др. Особенностью гражданской компетентности является обобщающий характер знаний, что делает возможным их применение к конкретным жизненным ситуациям. При компетентностном подходе особенно важно, чтобы процесс получения знаний не был сведен к простой передаче фактической информации. Учащиеся должны стать активными участниками этого процесса.

Деятельностный компонент включает в себя компетентность социального выбора, компетентность социального действия, коммуникативную компетентность. Этот компонент предполагает, что гражданин владеет определенными умениями и навыками (критически мыслить, исполнять гражданские обязанности, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, владеть гражданскими знаниями и демократическими процедурами, уметь пользоваться своими правами и защищать их).

Аксиологическая составляющая: гражданин обладает ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни, имеет свою жизненную позицию. Формирование гражданской компетентности не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей (основополагающих ценностей российской и мировой культуры), включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию. Традиционными ценностями являются патриотизм, служение Отечеству, гуманизм, приоритет духовно-нравственных ценностей по отношению к материально-прагматическим, права человека, толерантность и др.

Гражданская компетентность также может быть раскрыта через ряд других ключевых компетентностей и методов. В том числе с использованием интерактивных методов обучения.

Уроки истории и обществознания имеют большие возможности для их формирования.

  • Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. Изучение общественных дисциплин предполагает работу с историческими источниками, обращение к различным точкам зрения по отдельным событиям, развивает умения анализа, обобщения информации.

  • Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. Формирование этой компетентности возможно на уроках, где используются активные формы деятельности учащихся. (Например, уроки - ролевые игры, конференции, дискуссии, семинары, тренинги и др.)

  • Компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения. Данная компетентность позволяет определить конкретные действия, способствует успешной адаптации к жизненным ситуациям. Она формируется на уроках-игра, при использовании проектных методик и др.

  • Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем. В данном случае приобретаются такие необходимые навыки общения, как умение слушать собеседника, вести диалог, отстаивать свою точку зрения и др.Их формируют дискуссии. тренинговые занятия и др.

  • Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Вышеназванные компоненты позволяют говорить о гражданской компетентности как синтезирующей компетентности, базирующейся на целом ряде ключевых компетентностей. Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер.

Остановимся на некоторых вариантах уроков общественных дисциплин, на которых применяются интерактивные методы обучения. Вариант урока истории по теме:

«Заседание в III Государственной думе» (Ролевая игра). 9 класс, 2 часа.

Цели и задачи урока:

Способствовать формированию гражданской компетентности.

Формировать умения анализировать источники и учебный текст, аргументировать свою точку зрения.

Формировать понимание вероятности и мотивов существования иных взглядов и подходов к изучаемым фактам, выработать на основе изученного материала свою личностную позицию.

Подготовка к уроку:

Повторить тему «Политические партии в России н.XX века», «Первая русская революция 1905-1907 гг.»; изучить материал по теме урока и распределить роли:

Ведущий - А.И.Гучков -

Премьер-министр - П.А. Столыпин -

Представители партий:

Конституционные демократы (кадеты) (4-6 человек) -

Социалисты-демократы (большевики) (4-6 человек) -

Социалисты- демократы (меньшевики) ( 4-6 человек) -

Социалисты- революционеры ( 4-6 человек)-

Октябристы ( 4-6 человек) -

Задание: познакомиться с материалами в соответствии со своей ролью, подготовить выступления и вопросы.

Оборудование: парты расставлены по кругу; группы занимают места по партиям (заранее делаются таблички с названием партий); на доске: фотографии отдельных участников заседания (по возможности: П.А. Столыпин, А.И. Гучков и др.); можно использовать картину И.Е.Репина. Торжественное заседание Государственного совета.

Ход урока: Ведущий характеризует историческую ситуацию; знакомит участников с составом думы, объясняет правила работы и порядок обсуждения.

Повестка обсуждения:

  1. Политическое устройство России.

  2. Рабочий вопрос.

  3. Национальный вопрос.

  4. Аграрный вопрос.

Ведущий по каждому вопросу представляет слово политическим партиям (например, свои предложения по первому вопросу выдвигают кадеты), далее идет обсуждение, задаются вопросы, уточняются основные программные положения. Каждый вопрос ставится на голосование.

После высказанных предложений по аграрному вопросу каждой партией, слово дается П.А. Столыпину. П.А. Столыпин выступает с речью по преобразованиям в деревне, показывает основные положения аграрной реформы.

Затем идет обсуждение реформы и подводится итог.

В конце работы ребятам ставится задача восстановить историческую действительность, предлагается исправить допущенные в ходе обсуждения ошибки.

На этом уроке применялся проблемный метод, учитель вводит в проблему, при этом совместно с учащимися находят пути ее решения в доступных учащимся противоречиях. Берется важное историческое положение (факт, событие, идея), в данном случае политические партии России 20 века и была сформулирована проблемная задача. Затем она обсуждается и выносится итог.

Приложение к уроку:

Литература для 9 класса

  1. Н.В.Загладин,С.Т.Минаков,С.И.Козленко,Ю.А.Петров.История Отечества.ХХ век.9класс.М."Русское слово",2005

  2. А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XX век. 9 класс. М. «Просвещение», 200.

  3. 3.А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь по Истории России. XX

  4. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. Россия в XX веке. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 200

  5. Л.Н. Жарова, И.А. Мишина. История Отечества 1900-1940. Учебная книга для старших классов средних учебных заведений. М, «Просвещение», 1992.

  6. Журнал «Родина», № , Речь Столыпина в III Государственной Думе

  7. А. Головатенко. Аграрный вопрос в России. Конец XIX-н.XXвека. Материалы к урокам истории в старших классах. М., 1997

Вариант урока по обществознанию:

«Роли супругов в семье» 8 класс, 2 часа.

Цель урока: закрепить знания учащихся о семье как социальном институте и малой группе; продолжить формирование культуры отношений между людьми; научить выявлять основные проблемы и тенденции развития семьи в современном обществе

Основные понятия: семья, брак, виды семьи, виды брака, права и обязанности супругов, права детей в семье.

Оборудование: классификация семейных ролей (плакат на доску, 3 экземпляра на столы для команд), копилка семейных игр и развлечений, карточки, чистые листы.

Ход урока:

Понятия, функции и виды семьи.

Учащиеся класса разделены на группы.

Вводное слово учителя о семье, ее типах. Семья в разное время и у разных народов имела свои особенности. Существуют такие типы семьи, как

  • традиционная, полная

  • неполная

  • гарем

  • однополые семьи

  • гражданский брак

  • гостевой брак - муж и жена живут в различных городах или странах, дети живут с одним из родителей.

Давайте подумаем, может быть, традиционная семья себя изжила? Есть ведь люди, которые предпочитают не заводить семью вообще.

Путем простого открытого голосования мы выясним, какой тип семьи предпочтительнее для вас. (Учитель перечисляет типы семьи, дети голосуют).

У каждого есть свое представление о роли мужчины и женщины в семье. Поделитесь своими знаниями.

Задание 1. За пять минут обсудить в группах и записать на листочках, какие роли выполняют в семье супруги, для чего создаются семьи, какие функции, обязанности выполняются в семье, без разделения на мужские и женские.

По окончании обсуждения учащимся предлагается сравнить свой вариант с классификацией семейных ролей, предлагаемой учеными Р.Левисом и Дж. Спирменом, внести дополнения (неназванные роли).

Задание 2. Заслушать подборку русских народных пословиц о семье, соотнести каждую пословицу с ролевыми функциями.

Задание 3. Обсудить в группах и ответить на вопрос: Какие роли выполняют в семье жены, какие - мужья? Какие роли супруги выполняют (или могут выполнять) вместе? Результаты обсуждения включите в таблицу в виде различных символов.

По окончании работы результаты выносятся на плакат и комментируются представителями каждой группы.

Выполнение любой из семейных ролей требует определенных умений и даже заготовок. Создавать их лучше заранее, что позволит избежать части проблем и конфликтов в семье. Например, будущим женам неплохо бы уметь приготовить хотя бы простейшие блюда, а мужьям - ремонтировать сантехнику или утюг. Сейчас можно сделать подобные заготовки, воспользовавшись помощью одноклассников. Вам будут предложены карточки с названием семейных ролей. Ваша задача - войти в данную роль и выполнить задание:

Карточка 1. Роль организатора развлечений.

В семейной жизни бывают не только будни, но и праздники.

Задание: Составьте список игр и семейных развлечений по командам.

(Все игры собираются в «Копилку семейных игр и развлечений», которую может вести один из учащихся).

Карточка 2. Организатор семейной субкультуры.

В каждой семье складываются свои культурные ценности, свои интересы и увлечения. Кто-то любит книги, кто-то рыбалку и т.д.

Задание: Выберите увлечение, которое, на ваш взгляд может увлечь всю семью и придумайте ему рекламу.

Карточка 3. Ответственный за поддержание родственных связей.

Задание: Поздравьте маму жены (мужа) с 8 марта.

(Можно заранее подготовить материал о цветочном этикете.)

Карточка 4. Роль семейного психотерапевта.

В жизни часто возникают конфликты на работе, в семье.

Надо ли нести профессиональные проблемы в семью и их обсуждать? Если надо, то в какой обстановке?

Карточка 5 . Роль семейного психотерапевта.

В жизни часто возникают конфликты на работе, в семье.

Муж и жена поссорились. Кто первый разрешит проблему? В какой обстановке?

Карточка 6 . Роль семейного психотерапевта.

В жизни часто возникают конфликты на работе, в семье.

Конфликты с ребенком. Кто должен разрешать мама или папа?

Рабочие материалы к уроку:

Классификация семейных ролей Р. Левиса и Дж. Спирмена

Женщина

Ж - м

М - Ж

М - ж

Мужчина

1.Ответственный за материальное обеспечение семьи


2. Хозяин - хозяйка


3. Ответственный за поддержание родственных связей


4.Организатор семейной субкультуры


5. Роль организатора развлечений


6. Роль семейного психотерапевта


7. Роль любовного партнера


8. Роль ответственного за уход за младенцем


9. Роль воспитателя


Пословицы и поговорки о семье.

  • Не деньги нас наживали, а мы деньги.

  • Не дари златом, подари лаской.

  • Муж да жена - одна душа.

  • С милым мужем и зима - не стужа.

  • С малыми детками - горе, а с большими - вдвое.

  • Жены стыдиться - детей не видать.

  • Муж и жена - одно дело, одно тело и один дух.

  • Не та хозяйка, что красно говорит, а та, что хорошо щи готовит.

  • Не гляди в лицо, а загляни в сердце.

  • Малые детки тяжелы на коленях, а большие - на сердце.

  • Муж - за гудок, жена за песенки.

Кто в семье хозяин?

( Социологический опрос по распределению обязанностей в семье)

Кто чаще выполняет данные обязанности?

мужчина и женщина на равных

мужчина

женщина

Покупка продуктов.


Заготовка продуктов впрок.

Приготовление пищи.

Генеральная уборка.

Ежедневная уборка квартиры.

Малая стирка.

Большая стирка.

Ремонт бытовых приборов.

Сопровождение детей в детские учреждения и домой.

Посещение родительских собраний в школе.

Помощь детям при выполнении домашних заданий

Игры с детьми.

Контроль за соблюдением детьми режима дня.

Мытье посуды.

Гладить белье.

Выносить мусор.

Познакомить класс с результатами опроса.

Домашнее задание:Учебник А.И.КравченкоОбществознание.8 класс.М." Русское слово", 2005, параграф 24, вопросы и задания в конце параграфов.

В данном случае использование такого метода интерактивного обучения как групповая работа.

Вариант урока обществознания по теме:

«Образование как фактор социализации»

(Ролевая игра «Телепрограмма « Большая перемена») 9 класс, 2часа.

При подготовке к уроку необходимо разделить класс на группы и дать им опережающее задание:

  • посмотреть телепередачу «Большая перемена» (канала Россия в субботу 8.45);

  • прочитать § 22;

  • представить материалы учебника в виде рубрик программы (Задание выполняется по группам). Можно предложить следующие рубрики программы: «Из истории вопроса», «Беседа с министром образования о государственных гарантиях», «Выскажи мнение».

Распределить роли в группах и продумать ситуации (Одна из групп составляет вопросы викторины по теме)

Цель урока: способствовать углублению знаний о функциях и системе образования, проследить взаимосвязь образования и формирования личности, способствовать формированию гражданской компетентности.

Ведущий программы объявляет тему «Образование» и предлагает составить определение образования, опираясь на ключевые слова: процесс, человек, общество, государство, образовательные уровни.

Каждый член группы участвует в какой - либо из рубрик программы:

Из истории вопроса - Учащиеся выступают с сообщениями о возникновение школы и истории высшего образования.

Беседа с министром образования о государственных гарантиях -Учащиеся представляют интервью, слушатели могут задать свой вопрос министру.

Выскажи мнение - Представляются результаты опроса общественного мнения по проблеме платного образования и ЕГЭ: заранее распределить роли, определить позиции.

В конце программы можно провести викторину по теме.

Домашнее задание: Учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. Обществознание. 9 класс. М., "Русское слово", 2006. § 22, с.180. Что в современной школе необходимо изменить для повышения качества образования? Кто и как это должен делать?

Использование методов интерактивного обучения является одним из условий формирования гражданской компетентности подростка, т.к. они создают условия для освоения учениками роли гражданина, овладения навыками гражданского поведения.

Но гражданскую компетентность можно формировать не только на уроках истории или обществоведения, но и во внеклассной работе.

В школе №37 г. Орска в 2004 году автором данной работы была разработана Программа развития школы как Школы гражданского становления.

2.2 Дебаты как средство формирования гражданских компетентностей школьников

С 2006 года в школе №37 г. Орска реализуется программа "Дебаты" Карла Поппера. Руководителем программы является автор данной работы. Программа создана Институтом Открытого Общества для того, чтобы оказать содействие в привитии хороших навыков общения, терпимости к различиям во взглядах и уважения к ним, развитии критического мышления и пробуждении интереса к текущим событиям. Программа Карла Поппера помогает воспитывать поколение ясно выражающихся и социально зрелых граждан. Дебаты- это интеллектуальная игра, в которой две команды. Обсуждая заданную тему, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Технология "Дебаты" представляет собой не только увлекательную игру, но и эффективное средство развития ее участников, формируя у них качества, способствующие успешной деятельности в условиях современного общества. Международная программа " Дебаты" была основана в 1993 году. В настоящее время она широко распространена в университетах и школах в Западной Европе, США, Японии, Юго-Восточной Азии. В Международную Ассоциацию Парламентских (Университетских) дебатов входят более 100 стран, в Международную Ассоциацию Школьных Дебатов- около 50 стран. В 1998 году зарегистрирована Международная Образовательная Ассоциация " Дебаты" , членом которой является и Россия. С 1995 года проводятся Международные летние лагеря " Дебаты", на которые приглашаются школьники, студенты,тренеры, учителя из разных стран. Главные цели таких лагерей- образование и общение. 7 Международный летний лагерь проходил в 2001 году в г. Санкт-Петербурге. В России программа "Дебаты" развивается при поддержке Института Открытое Общество с 1994 года.В настоящее время в дебаты вовлечены студенты и школьники более 40 городов России. Особенностью программы" Дебаты" является активное использование дебатов в образовательном процессе, прежде всего в учебной и внеучебной деятельности.

Цели программы "Дебаты" :

-способствовать становлению гражданского общества

-способствоавть развитию критического мышления , толерантности и уважительного отношения к различным взглядам, партнерского общения и умения работать в команде

Принципы дебатов:

-обучение

-честность

-уважение

Команда школы №37 - молодая, дебатирует только в рамках школы, выйти на федеральный уровень - наша задача.

Дебатирование как интерактивное средство формирования гражданских компетентностей полезно во многих отношениях. Люди, работающие во многих областях: в бизнесе, политике, науке, используют приемы дебатирования при принятии и отстаивании своих решений. Сами того не осознавая, мы постоянно испытываем себя в неформальных дебатах. Учащиеся, овладевающие этим и искусством, учатся критически мыслить, исследовать различные вопросы и убеждать аудиторию. Независимо от того, участвуют они в дебатах для развлечения , или для развития полезных навыков, они открывают перед вами много новых возможностей.

Пытаясь убедить свою маму, чтобы она разрешила прийти домой поздно, или споря с другом по поводу оценки того или иного фильма, наши дети уже дебатируют. Фактически дебаты возникают всегда, когда люди придерживаются противоположных точек зрения на тот или иной вопрос.

Дебаты, которые имеют место в повседневной жизни, являются неформальными.

Обучение дебатам основано на деятельностном, активном участии самих учащихся в процессе обучения. Все мы хорошо знаем, что совершение чего-то на деле доставляет больше удовольствия, и мы лучше усваиваем что-то, если делаем это сами, а не просто слушаем объяснения того, как это надо делать. Методика обучения, сфокусированная на ученике, позволяет последнему активно участвовать в своем собственном процессе научения , а учителя выступают при этом в роли консультантом и советников. Лекциям, тестам множественного выбора и заучиванию фактов отводится соответствующее время, но не они определяют творческие и интуитивные способности ребенка. Интегрируя ученика в учебный процесс, мы добиваемся большего, именно тогда учение становится удовольствием, возникают новые идеи, очерчиваются новые перспективы и подходы.

Для учителей это означает новый подход к учащимся. При таком подходе снижается роль учителя как" мудреца на сцене", а в классе царят многообразие и энергия. Такое обучение дает учащимся активно думать и взаимодействовать друг с другом и с учителем; это , конечно, усиливает шум и открытость обстановки в классе, но результаты стоят того.

Один из основных приемов, которому мы должны учить детей в процессе обучения дебатам, это- мозговая атака. Она активно используется группами и организациями, находящимися в поисках наилучшего приемлемого решения проблемы в тех или иных обстоятельствах. Группы педагогов , сообщества и политики- все они используют данный прием как средство изучения проблемы или вопроса. В дебатах мозговая атака используется для развития темы, аргументов, контр-аргументов, и самое главное- развития исследовательской стратегии доказательства кейса( набор главных аргументов) дебатирующими.

Мозговая атака располагает к обсуждению любых идей без какой либо цензуры. Это игра ума и идей. Иногда самые нелепые идеи могут привести к способу разрешения проблемы.

Правила проведения мозговой атаки:

-принимайте все идеи; не критикуйте и не отбрасывайте ни одну из них

-не останавливайтесь на 2-3-х идеях, имейте их как минимум 10-15

-развивайте новые идеи на основе уже предложенных

-внимательно отнеситесь ко всем предложенным идеям, которые следует записывать по мере их поступления

-обсуждайте высказанные идеи всей группой до тех пор, пока не примите решение по данной проблеме.

Дебатные команды в школе были созданы в 2006 году из учащихся 9-11 классов. Проведены дебаты на темы: "Мужчины превосходят женщин по своему существу", " Курение в школе не может быть оправдано", " Учителя и ученики должны иметь равное право голоса в школьных делах", " Вич-инфицированные - полноправные члены общества" и др. Им предшествовала большая кропотливая работа по созданию команд, по их обучению правилам подготовки к дебатам и непосредственного дебатирования. После выбора темы, которая должна быть интересна всем участникам и изначально содержать противоречие, команды проводили исследовательскую работу по ее изучению ( искали литературу, проводили опросы и др.) После проведения дебатов все участники, включая зрителей, анализировали их ход, выступление команд. Большой интерес вызывали дебаты между учениками и педагогами. Т.к. наша школа является опорной в городе по гражданскому воспитанию, мы несколько раз показывали формат дебатов на городских мероприятиях. Дебаты проходят в зале интерактивных занятий, где есть брифинг-стол, за которым размещаются участники, трибуна для спикеров, место для судей и тайм-кипера.

Дебатирующие стороны знакомы с этикой поведения в программе " Дебаты":

на стене зала помещены слова Вольтера: " Мне глубоко враждебно Ваше мнение, но за Ваше право высказать его я готов пожертвовать собственной жизнью";

-честное объяснение своей позиции по теме дебатов

-честная демонстрация понимания позиции другой команды

-взаимное уважение и благоприятное поведение

честные усилия обеих сторон в выполнении своих обязанностей

-представление информации в аккуратной форме

-объяснение судьей своего решения, указание причин принятия решения

- использование правдивой, неискаженной информации

- сдерживание своих эмоции даже тогда, когда хочется их не сдерживать

- критиковать идеи, а не своих оппонентов;

Участники программы " Дебаты"- одни из самых активных представителей ученических органов самоуправления в школе.

Т.О. реализация программы " Дебаты" способствует формированию гражданских компетентностей учащихся, повышает их социальную активность, учит делать целесообразный выбор, решать стоящие перед ними проблемы, формирует толерантность, без чего невозможно выполнить миссию современной школы по воспитанию демократической гражданственности у подрастающего поколения.



Заключение

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни страны.

Гражданская компетентность - один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Достижение этой цели возможно через интерактивные методы обучения.

Формирование гражданских компетентностей через интерактивные методы обучения возможно не только на уроках истории или обществоведения, но и во внеклассной работе, в том числе через реализацию программы " Дебаты".

Целью нашей работы было изучить применение интерактивных методов обучения в формирования гражданских компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания. С этой целью мы изучили педагогическую и методическую литературу по теме исследования; рассмотрели понятие «гражданская компетентность»; показали интерактивные методы обучения; рассмотрели интерактивные методы обучения как средства формирования гражданской компетенции учащихся.

Изучая опыт работы по применению интерактивных методов обучения на уроках и во внеурочное время, мы выявили, что если применять такие средства интерактивного обучения как групповая работа, проблемное обучение, использование информационных технологий, дискуссионные методы то гражданская компетентность учащихся повыситься.


Литература

1.Бабанский, Ю. К. Педагогика /Ю. К. Бабанский - М.: Просвещение, 1990. - 324 с.

2.Большой словарь иностранных слов /сост.А.Ю.Москвин/. -М.:

Центрполиграф, 2006.-299с.)

\3.Гражданское образование: Материалы международного проекта.- СПб.: издательство РГПУ имени А. И. Герцена, 2000. - 89 с.

4.Гражданское образование: формирование активной позиции гражданина. - М. : Сфера , 2001. - 134 с.

5.Движение ширится и развивается /по материалам Всероссийской научно-практической конференции " Гражданское образование: ценности и приоритеты"//Граждановедение. -2006.- №48.- с.1

6.Жихаревич, М.Е. Ценностный аспект гражданского образования // Философия XX века: школы и концепции. СПб. : Питер, 2000. - 154 с.

7.Зорина, Т. Проект по гражданской компетентности в школе / Т. Зорина // Качество. Инновации. Образование - 2004. - № 2. - С. 2-5.

8.Мюнклер, Х Гражданская компетентность / Херфрид Мюнклер // Свободная мысль. - 2002. - № 1. - С. 12-18.

9.О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003. - №6. - С. 12-17.

10.Орлов, В. И. Метод и способ в дидактике. / В. И. Орлов //Специалист. - 2001. - №8 . - С.29-32.

11.Орлов, В.И. Система методов обучения / В. И. Орлов // Специалист - 2002 - №7 - С. 32-38

12.Остапенко, А.А. Дидактические средства: попытка классификации. / А. А. Остапенко // Педагогические технологии. - 2005. - №1 . - С.3-21.

13.Педагогика: учеб. пособ. для студ. пед.вузов / под ред. П. И. Пидкасистого - М.: Рос. Пед. Агентство, 1995 - 345 с.

14.Система правового образования в школе. Концепции. Учебные программы / под ред. Н.И. Элиасберг. - СПб. : Питер, 1995. - 211 с.

© 2010-2022