Конспект урока по обществознанию 10 класс Правонарушение

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «СШ№12» г.Новый Уренгой, урок по обществознанию в 10 классе, Бахтиярова Ксения Васильевна

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, РАЗДЕЛ «ПРАВО»


  1. Тема: Правонарушение.


  1. Класс: 10а.


  1. Тип урока: урок усвоения новых знаний.


  1. Цели урока:

-метапредметная: формировать навыки планирования своей работы, умение анализа с целью выделения признаков; корректировки своей деятельности на уроке;

- предметная: сформировать представление обучающихся о понятиях «правонарушение», «проступок», «преступление», «юридическая ответственность»;

- личностная: развивать качества законопослушной личности, воспитывать уважение к закону, правам окружающих людей, применять полученные знания на практике.

  1. Понятийный ряд: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность.

  2. Межпредметные связи:

- филология,

- история.

  1. Учебное оборудование:

- Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др. М.: Просвещение, 2011.

  • комплект интерактивного оборудования с электронной системой голосования,

  • отрывок кинофильма по теме,

  • презентация PowerPoint "Правоотношение и правонарушение",

  • раздаточный материал для изучения новой темы для каждой группы: рабочие листы, Конституция РФ, Административный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.

Ход урока


  1. Приветствие. Ребята, здравствуйте! Мотивация к учебной деятельности.

Я предлагаю вам просмотреть отрывок из фильма «Выкрутасы» режиссера Левана Габриадзе и определить тему (проблему) над которой будем работать?

Тема нашего урока: Правонарушение (слайд).

  1. Постановка цели и задач урока:

Какие же виды правонарушения совершили герои этого фильма? Какие понятия нам потребуются, чтобы ответить на эти вопросы?

План урока: (слайд)

  1. Правонарушение: понятие и виды.

  2. Юридическая ответственность.

  1. Актуализация знаний:

  1. Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают различного рода общественные отношения. Характер этих отношений определяют правила, нормы права, которыми люди руководствуются в своем поведении.

Приведите примеры общественных отношений, которые регулируются нормами права, т.е. правоотношений.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

V. Первичное усвоение новых знаний.

1. Рассмотрим пример, с которым мы очень часто сталкиваемся:

Вы совершаете покупки. Пришли в магазин, чтобы купить определенный товар, предположим - хлеб. В данной ситуации участвуют 2 стороны: покупатель и продавец.

  • Назовите свои права и обязанности, как покупателя: заплатить деньги по стоимости товара, получить товар.

  • Назовите права и обязанности продавца: выдать качественный товар, получить деньги, сдать правильно сдачу.

В данных правоотношениях есть тот, кто участвует в отношении - субъект, и по поводу чего происходит - объект.

Определите субъект, объект в данной ситуации

Предположим, субъект, не выполнит своих обязанностей (например, продали вам черствый хлеб), будет ли это характеризоваться, как противоправное поведение и почему? Права потребителя.

(слайд) Таким образом, Правонарушение - это противоправное общественно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Исходя из определения, назовите признаки правонарушения (деяние,…)

Правонарушением не могут быть чувства, мысли людей.


  1. Рассмотрим примеры правонарушений. Перед вами лежат рабочие листы к уроку.

В задании №1 разделите данные правонарушения на группы. Признак классификации определите самостоятельно:


Примеры:

Повреждение дерева

Убийство человека

Ограбление прохожего

Террорист попытался угнать самолет

Рабочий совершил прогул

Девушка похитила чужого ребенка

Ложное сообщение об акте терроризма

Переход дороги на красный свет светофора

По какому признаку можно разделить на группы? (по тяжести правонарушения). По данному признаку выделяют 2 группы правонарушений:

Преступление - это виновное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Проступок - это виновное, общественное опасное, противоправное деяние, характеризующееся меньшей степенью опасности для общества.

В чем заключается основной признак преступления в отличие от проступка? (запрещенное УК РФ под угрозой наказания).

В задании №2 вам предложены ситуации, в которых описаны проступки. Ваша задача на преобразовать ситуацию, которую можно было бы назвать преступлением. Задание №2 (рабочий лист).


  1. Но…..Не зря мудрецы говорили: «Каково деяние, такого воздаяние». Как вы понимаете это высказывание? Назовите средства для борьбы с правонарушениями?

Одним из средств борьбы с правонарушениями служит юридическая ответственность.

(слайд) Юридическая ответственность - реализация установленных в нормах права санкций, предусматривающих неблагоприятное последствие для правонарушителя.

- Как понимаете данную формулировку?

(Слайд) Назовите признаки юридической ответственности:

Юридическая ответственность

Возлагается только от имени государства

Предполагает применение мер государственного принуждения

Возлагается только за правонарушения



- Можно ли по этим признакам привлечь к ответственности ученика, нарушающего дисциплину на уроке?


  1. Первичная проверка понимания.

- Вернемся к началу урока. Теперь мы можем ответить на вопрос: Какие же виды правонарушений героев мы увидели в отрывке фильма «Выкрутасы»?

- Можно ли их привлечь к ответственности.

- Назовите возраст, с которого наступает эта ответственность.

  1. Первичное закрепление.

Тестирование с применением системы электронного голосования.

Как вы усвоили новые понятия на уроке, я предлагаю проверить с помощью тестирования. Возьмите в руки пульты.

  1. Урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого связаны взаимными правами и обязанностями, это

А) правоотношение

Б) преступление

В) проступок

Г) правонарушение

2. Под противоправным общественно вредным, виновным деяниям, за которое предусмотрена юридическая ответственность, понимаем

А) правоотношение

Б) преступление

В) проступок

Г) правонарушение

3. Общественно опасное, виновное деяние, (наносящее вред обществу) предусмотренное УК РФ, это

А) правоотношение

Б) преступление

В) проступок

Г) правонарушение

4. Виновное противоправное деяние, характеризуется меньшей степенью опасности для общества, это

А) правоотношение

Б) преступление

В) проступок

Г) правонарушение

5. Реализация установленных в нормах права санкций, предусматривающих неблагоприятное последствие для правонарушителя, это

А)юридическая ответственность

Б) правонарушение

В) проступок

Г) преступление.

Оценивание (слайд) данного этапа.

Какие понятия оказались наиболее сложными?


  1. Рефлексия. Оценивание деятельности учащихся на уроке.

Подводя итоги урока, определите:

Знания, приобретенные на уроке (я узнал, приобрел… )

Умения, применять полученные знания на практике (я научился…)

Как применять полученные знания на практике?

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  1. §27.

  2. Индивидуальное задание: создать компьютерную презентацию «…»

  3. Творческое задание написать эссе на тему: «Каково деяние, таково воздаяние».

Критерии для эссе:

К1. Раскрыть смысл высказывания.

К2. Не менее трех аргументов своей позиции.

К3. Суждения и аргументы раскрывается с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.



© 2010-2022