Контроль по теме Сфера духовной культуры

Это самостоятельная работа по теме "Духовная сфера общества", которая содержит задания разного уровня сложности. Рекомендована в 8 и 9 классах. Плюс есть работа с текстом в форме ОГЭ. Данный контроль позволяет выявить степень усвояемости данной темы. Кроме того, данная разработка нацеливает обучающегося на задания в форме ОГЭ.
Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тест «Сфера духовной культуры» Вариант 1.

Часть А.

1.Быть личностью значит:

А) быть как все, Б) иметь яркую внешность, В)следить за модой, Г) проявлять качества, важные для общества.

2. Понятие моральный выбор не характеризует:

А) общественное мнение, Б) государственные законы, В) совесть, Г) мнение окружающих.

3. Что является высшим проявлением гражданственности:

А)национализм, Б) гуманизм, В) патриотизм, Г) нравственность.

4. Какое из понятий не соответствует понятию «добро»?

А) гуманизм, Б) нравственность, В) ревность, Г) любовь.

5. Система непреложных основ вероучения:

А) догматы, Б) учение, В) правило, Г) молитва.

6. Верны ли суждения о моральном долге:

1. Для выполнения морального долга человеку нужно действовать осознанно, добровольно.

2. Для выполнения морального долга нужно иметь мужество преодолеть себя.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

7. Верны ли суждения о самообразовании:

1. Основной источник самообразования - чтение, изучение литературы.

2.Самообразование заканчивается с завершением самообучения.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

8. Верны ли суждения о культуре:

1.Первоначально понятие «культура» было связано с ремеслом.

2.Культура создаётся природой.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

9. Верны ли суждения о науке:

1.Наука зародилась одновременно с появлением религии.

2.Современная наука выходит за рамки отдельных стран.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

10.Верны ли суждения о религии:

1.Религия регулирует поведение людей в обществе.

2.Религия даёт самое точное представление о мире.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

Часть В.

1.Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «внешняя культура».Укажите термин, не связанный с этим понятием:

А)скульптура, Б)церковь, В) способности, Г) орудия труда, Д) картина.

2.Взаимодействующими звеньями конкурентоспособности в современном мире являются:

А)страны, Б)религия, В) искусство, Г)спорт, Д) образование, Е) личность.

3.Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

1) мораль

2) религия

3) совесть

А)способность личности самостоятельно формулировать собственные обязанности и реализовать нравственный контроль.

Б) вера в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия

В) особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям

Часть С.

С древнейших времён философы, занимавшиеся вопросами этики, отмечали, что мораль легко проповедовать, но очень трудно обосновать. Вот, к примеру, один из «вечных» вопросов, на которые философы ищут ответ: «Что заставляет человека поступать высоконравственно, совершать моральные поступки?

Сравните следующие позиции:

А. Нравственное поведение человека объясняется практической целесообразностью, житейским расчетом: человек поступает высоконравственно тогда, когда понимает, что это ему выгодно.

Б. Житейская расчётливость - это уже не мораль, потому что в ней нет духовной основы, только практический расчёт. Нравственные же поступки ценны сами по себе, без всякой выгоды и расчёта. Например, честным надо быть не ради личной выгоды, а ради самой честности, человеческой порядочности. Иначе говоря, моральное поведение само по себе есть ценность, добро, благо.

Оцените приведённые выше позиции. Какой позиции придерживаетесь вы лично? Объясните почему.

Работа с текстом:

Основная функция науки - выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Можно сказать, что наука есть познание истины, обособившееся в самостоятельную форму культуры. Наука предстает как технология добычи истинного знания.

Поэтому можно сказать, что цель научной деятельности - получение нового знания. Но наука нужна обществу, в конечном счете, потому, что добываемые наукой знания приносит пользу, помогают решить возникающие перед людьми задачи.

Наука основывается на знаниях, которые передаются от поколения к поколения. Поэтому важной составляющей науки является система образования. Цель образования - передача нового знания новым поколениям людей, то есть молодежи. Если нет первого, то не будет и второго. И в этом смысле наука важнее образования. Но в большинстве европейских стран два процесса - получение знаний и распространение знания - стараются не разрывать. Поэтому западные университеты выполняют обе функции, как научную, так и педагогическую. Университетский профессор там является одновременно и исследователем, и ученым, и педагогом. В Украине сложилась иная традиция. Здесь науку делают одни люди, а образование - другие. Большой наукой занимается Академия наук, а образованием занимается Министерство среднего и высшего образования.

Под наукой в наше время понимается:

-во-первых, особая совокупность знаний;

-во-вторых, особый вид деятельности;

-в-третьих, особая отрасль общественного труда.

Рассмотрим особенности современной науки в этих трех аспектах.

^ Научное знание и его особенности заключаются в следующем.

1.Рациональности всех положений и выводов. Все положения науки должны быть доступны пониманию разумом, а не верой.

2.Объективности, безличности. Истина не зависит от убеждений и предубеждений.

3.Воспроизводимости и повторяемости результата любым исследователем в аналогичных исследованных условиях.

4.Логической строгости, точности, однозначности.

5.Логической взаимосвязи различных элементов научного знания. Наука - логически упорядоченная система.

Особенности научной деятельности заключаются в следующем.

1.Главный вид - исследовательская деятельность. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследования и т.п.

2.Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, обоснования и доказательства и т.п.

3.Этика научной деятельности. Самостоятельность исследования, ссылки на используемые труды и т.п.

Наука как отрасль общественного труда включат в себя следующее.

1.Различные учреждения и организации (институты, академии, лаборатории)

2.Систему научных коммуникаций - научных изданий, конференций, патентных служб и т.п.

3.Дифференциацию профессий и специальностей.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Составьте план, для этого озаглавьте каждую смысловую часть текста.

2. Определите смысл и цель научной деятельности.

3.Объясните, почему наука непосредственно связана с системой образования? Приведите 2 аргумента (примера)

4.Объясните, в чем состоят особенности научной деятельности?

5.Согласны ли вы с мыслью, что роль науки в современном обществе постоянно возрастает? Приведите 2 аргумента.



Тест «Сфера духовной культуры» Вариант 2.

Часть А.

1.Что является высшей моральной ценностью?

А)любовь к ближнему, к человеку; Б)философские законы; В) религиозные заповеди; Г) занятия, накопленные человечеством.

2.Кокое из понятий не соответствует понятию «зло»?

А) аморальность, Б)деградация личности, В)безнравственность, Г) гуманизм

3.Понятие конкурентоспособности образования включает в себя:

А) увеличение количества изучаемых предметов в школе, Б) открытие большого числа высших учебных заведений, В) соответствие качества образования современным требованиям, Г) внедрение американских стандартов образования.

4.Отрицание существования Бога, духов, различных сверхъестественных сил:

А) сектанство, Б)конфуцианство, В) монотеизм, Г) атеизм.

5.Использование только доказанных фактов, законов и теорий, особого языка характерно:

А)для религии, Б) для науки, В) для морали, Г) для искусства.

6. Верны ли суждения о морали?

1.Мораль регулирует поведение человека с позиции добра и зла.

2.Мораль регулирует деятельность людей через различные организации.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

7. Верны ли суждения о нравственности:

1.Философы считают, что нравственность бывает доброй и злой.

2.Нравственность - это забота человека не только о себе, но и о других людях

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

8. Верны ли суждения о духовной сфере жизни:

1. Духовная сфера жизни включает в себя мораль, право, религию.

2. Приобщаться к духовной сфере жизни можно различными способами.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

9. Верны ли суждения о свободе:

1.Свобода- это возможность делать выбор в сложном положении.

2.Свобода- это возможность поступать в соответствии со своими желаниями.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

10. Верны ли суждения о добре и зле:

1.Всегда быть добрым легко. 2.Зло часто прикрывается маской добра.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

Часть В.

1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «христианство». Укажите термин, не связанный с этим понятием:

А) католичество, Б) старообрядчество, В) православие, Г) язычество, Д) протестантство.

2.Что из перечисленного соответствует требованиям информационного общества к современному человеку:

А) проявлять инициативу, Б)уметь доказывать свою конкурентоспособность, В) постоянно стремиться обновлять и применять свои знания, Г)выполнять любые требования начальства, Д)требовать повышения зарплаты, Е) уметь пользоваться гражданскими правами.

3.Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

1) моральный долг

2) моральный выбор

3) «золотое правило морали»

А) решение, которое оценивает общественное мнение

Б) не делай другому того, чего себе не желаешь

В) сознательное предъявление требований к самому себе

Часть С.

В одной из школ возник спор старшеклассников о том, во имя чего следует хорошо учиться - рад и знаний или ради хорошей оценки в журнале. Вот что они говорили.

Сергей: «Мне лично всё равно, что я получу по математике, истории или любому другому предмету. Мои оценки важны только для моих родителей. Конечно, мне не хочется портить с ними отношения. Приходится добиваться "четвёрок" и "пятёрок"».

Таня: «При чём здесь родители? Просто самой приятно получать хорошие оценки. Гордость какую-то ощущаешь, уважаешь сама себя».

Алексей: «А мои родители вообще в мой дневник не смотрят. Я ведь не для них, а для себя учусь. Мне ведь дальше своим умом жить, со своими знаниями. А оценки и случайными могут быть - мало ли какое настроение сегодня у учителя!»Обсудите высказанные мнения, сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения на каждое из них; определите, кого вы могли бы поддержать в этом споре, и обоснуйте свой выбор.


© 2010-2022