- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект урока «Абсентеизм: причины и пути решения проблемы»
Конспект урока «Абсентеизм: причины и пути решения проблемы»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Федорова О.К. |
Дата | 15.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Абсентеизм: причины и пути решения проблемы
Фёдорова Оксана Константиновна
учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №52» г. Кемерово
Количество часов, отведенных на реализацию и класс- 1 час в курсе «Обществознания», 10 класс
Цель урока - формирование активной гражданской позиции и ответственности за свой выбор, за судьбу страны и демократии в целом.
Задачи: приобщать учащихся к систематической самостоятельной и коллективной работе творческого характера; способствовать развитию навыков публичного выступления, умения отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях; формировать чувство личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор.
Творческое домашнее задание:
1 группа получила задание снять видеофрагмент «Выборы и их необходимость»;
2 группа - провести социологический опрос в Интернете;
3 группа - проанализировать активность участия граждан Кемеровской области в выборах президента РФ (2012г) и депутатов ГД РФ (2011г);
4 группа - снять видеоролик «Ты сам отвечаешь за всё».
Ход урока:
1.Организационный момент (1 минута)
2. Целеполагание (4 минуты)
Учитель:Притча о Конфуции и плачущей женщине (Приложение 1).
Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная веками демократия. Но вместе с тем мы неумело пользуемся ее плодами. За право выбирать люди боролись в течение двух последних столетий. Мы всегда стоим перед выбором: как поступить, что сделать? Сегодня по федеральному закону №225 от 5.12.06 г. отменен «порог явки избирателей» на избирательные участки. Трудно сделать выбор, когда речь идет о собственной судьбе, еще сложнее, когда от вашего выбора зависит судьба государства. Вы будущие избиратели, а значит, будете решать, каким путем оно будет развиваться в дальнейшем.
Учитель: У вас на столах лежат карточки, на которых написано "Выборы нужны ...". Выберите приемлемый для вас вариант завершения предложения.
"." - уверен(а) в необходимости выборов;
"?" - плохо понимаю тему, имею недостаточно знаний для определения своей позиции по этому вопросу;
".. .,но..."-считаю, что выборы нужны, но есть трудности или препятствия для объективного участия в выборах.
Результаты выполненного задания (количество выбранных знаков) вывешиваются на доске. К ним учитель ещё вернётся в конце урока.
3. Публичная защита творческого домашнего задания (10 минут)
А) 1 группа представляет видеофрагмент «Выборы и их необходимость», анализирует результаты интервьюирования жителей Кедровки:
1. Когда состоятся выборы мэра города Кемерово?
2. Планируете ли Вы участвовать в выборах?
3. Избирательное право - это обязанность или демократическое достижение?
Б) 2 группа анализирует результаты социологического опроса в сети ИНТЕРНЕТ (Приложение 2)
В) 3 группа представляет результаты работы по теме «Активность участия граждан Кемеровской области в выборах президента РФ (2012г) и депутатов ГД РФ (2011г)
4.Постановка проблемы (2 мин)
Учитель: Почему граждане не всегда участвуют в выборах? (Ответы детей).
Давайте проанализируем причины и последствия отказа избирателей от участия в выборах для личности, общества и государства.
5. Работа в группах над проблемой: (презентация). (12 минут)
Абсентеизм - одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест против существующей формы правления, политического режима, проявления безразличия к осуществлению своих прав и обязанностей.
Работа проводится в два этапа:
I. Обсуждение причин абсентеизма: 1 и 2 группы обсуждают и письменно фиксируют свое видение проблемы, затем результаты группируются на доске, и в рамках коллективного обсуждения делаются общие выводы.
Предполагаемые ответы:
-
Отсутствие интереса к политической жизни. Пассивность, равнодушие.
-
Отсутствие доверия к политикам.
-
Неверие в проведение честных и справедливых выборов.
-
Политическая неграмотность людей в стране. Низкая политическая и правовая культура.
II. Обсуждение последствий абсентеизма (результаты работы 3 и 4 группы)
Предполагаемые ответы:
-
Экономический ущерб при организации повторных выборов.
-
Фальсификация избирательных бюллетеней.
-
К власти придут политические деятели, не выражающие преобладающего настроения в обществе.
6.Поиск решения проблемы: как поднять активность избирателей на выборах? (6 минут)
Учитель (презентация): Проблема абсентеизма - это не только российская проблема. Разные страны по-разному пытаются решить ее.
Например, в ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф.
В других странах поднимают возрастной ценз, считая молодежь неспособной к принятию важных решений. Одинаковый возраст указывается и для избирателей и для кандидатов: в Швейцарии, например, 20 лет, в Великобритании и Ирландии - 21 год, в Дании - 23 года.
Пассивное избирательное право еще более ограничено, чем активное. Например, в высшие палаты законодательных органов могут быть избраны люди, достигшие 30 лет - в США, Индии, Японии; 35 лет - в Бразилии, на Цейлоне и во Франции; 40 лет - в Бельгии, Ливии и Турции.
Депутаты Госдумы от «Справедливой России» подготовили изменения в избирательное законодательство. Депутат от «Справедливой России» отметил в интервью: «Необходимо сделать обязательным участие граждан России в выборах. За уклонение от исполнения гражданского долга думцы хотят штрафовать на сумму до 3 тысяч рублей. Эта мера позволит резко повысить число голосующих».
Учитель: Как вы думаете, поможет ли ужесточение избирательного права решить проблему неявки избирателей на голосование? (Ответы детей).
Чтобы решить проблему, нужно разобраться с причинами, которые ее вызывают (возвращаемся к причинам, записанным на интерактивной доске.)
7.Задание группам: возможное решение проблемы (6 минут)
Возможный вариант работы:
алгоритм, предложенный Цицероном: кто - что - где - чем - зачем - как - когда.
1 группа: Отсутствие интереса к политической жизни.
2 группа: Низкая политическая и правовая культура.
3 группа: Отсутствие доверия к политикам.
4 группа: Неверие в возможность проведения честных и справедливых выборов.
Индивидуализация деятельности. Что я лично сделаю?
Видеоролик «Ты сам отвечаешь за всё». Представление творческого домашнего задания 4 группы. (2 мин)
8. Подведение итогов работы. (3 минуты)
Учитель: В начале урока вы, работая с карточками, делали выбор правильного, на ваш взгляд, варианта. Сделайте еще раз предложенное вам задание.
9. Рефлексия: (3 минуты)
-
Изменился ли ваш выбор? Если да, то почему?
-
Был ли урок полезен, почему?
10. Домашнее задание (2 минуты). Написать эссе на тему «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» Д. Нейтан.
Список литературы
-
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. Текст. - М.: Маркетинг, 2010. - 39 [1] с. -ISBN 5-94462-025-0.
-
Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: base.garant.ru/12150851/
-
Боголюбов, Л.В. Обществознание. Профильный уровень [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.В. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова.- М. : Просвещение, 2010.- 416 с.
-
Воскресенский, Н.В. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения [Текст] : метод. пособие / Н.В. Воскресенский, С.И. Шехтер.- М. Просвещение, 2009.- 43 с.
-
Ковалёва, Е.А. В Кузбассе завершилось голосование [Электронный ресурс]: gazeta.a42.ru/lenta/show/v-kuzbasse-zavershilos-golosovanie.html
Приложение 1
Притча о Конфуции и плачущей женщине
Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.
-Почему же ты не покидаешь этой местности? - удивился мудрец.
- В других областях князья угнетают свой народ.
-Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.
Приложение 2
Тест "Я - избиратель"
Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ:
1.Если Ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:
а) Сделаю, что просит;
б) Не знаю, как поступить;
в) Не сделаю.
2. Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то: а) Продам;
б) Не знаю, как поступить;
в) Не продам.
3. Если в день выборов президента у Вас появится шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:
а) Не проголосую;
б) Не знаю, как поступить;
в) Проголосую.
4. Если Вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дачу (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:
а) Промолчу;
б) Не знаю, как поступить;
в) Буду просить проголосовать.
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:
а) Проголосую за него;
б) Не знаю, как поступить;
в) Проголосую за другого кандидата.
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:
а) Проголосую за него;
б) Не знаю, как поступить;
в) Проголосую за другого кандидата.
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от "инородцев, из-за которых все неприятности", то:
а) Проголосую за него;
б) Не знаю, как поступить;
в) Проголосую за другого кандидата.
8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ со 100-процентной гарантией успеха, то:
а) Проголосую за него;
б) Не знаю, как поступить;
в) Проголосую за другого кандидата.