Как подготовить обучающихся к написанию обществоведческого эссе

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия элективного курса «Подготовка к ЕГЭ»

«Обществоведческое эссе: специфика задания, примеры и комментарии».


Автор и составитель :

Учитель обществознания

Августовская Елена Борисовна


Цель урока: Рассмотреть основные требования к написанию обществоведческого эссе через использование приёмов развития дивергентного мышления.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Знать структуру обществоведческого эссе через основные критерии его оценивания.

  • Уметь формулировать главную мысль и проблемный вопрос цитат (ы), используемых в практике ЕГЭ по обществознанию.

  • Уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного)

Развивающие:

  • Формирование умения аргументированно представлять субъектную позицию учащегося;

  • Закрепление навыка работы в малой формальной группе;

  • Формирование навыка вербального и невербального навыка передачи информации;

  • Закрепление навыка ведения полилога и монологического выступления с использованием принципов логического построения и аргументации;

  • Закрепление навыка перевода иллюстративного образа в иную знаковую систему

Воспитательные:

  • Создание педагогических условий для осознанного выбора обучающимися дальнейшего личностного интеллектуального развития;

  • Воспитание эмпатии, уважительного отношения к собеседнику, признание права существования иного мнения;

  • Формирование умения адекватной оценки информационного потока.

Оборудование урока:

Раздаточный материал (листы с цитатами для групп, чистые листы для рисунка, цитата, ситуации для ).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Этап мотивации: Учитель предлагает ученикам ситуацию диалектико-логического противоречия: «Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше». Кто согласен с данным высказыванием? Есть ли среди присутствующих несогласные со смыслом данной цитаты?

  3. Вступительное слово учителя: Фактически, рассмотрением примера диалектико-логического противоречия, мы с вами определили главную цель задания высокого уровня сложности, используемого в практике ЕГЭ по обществознанию - обществоведческого эссе. Это ответ на проблемный вопрос, который заключён в высказывании. И сегодня нам предстоит рассмотреть основные элементы обществоведческого эссе и закрепить навык создания структуры эссе. На каком уроке вы уже встречались с таким понятием как «Эссе»? (ответы учащихся). Итак «Эссе» в переводе с французского означает «Очерк, проба, попытка».

  4. Теория эссе (учитель): сопровождается показом слайдов

  • В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознанию объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные.

  • Эссе по обществознанию - это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?».

  • Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация.

  • В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы.

  1. Учитель: С чего начинается работа над эссе?. (ответы учеников). Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. - ученик должен четко представлять - о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль.


  1. Работа над 1 этапом написания эссе - выбор темы и формулирование проблемы. Вашему вниманию в КИМе предлагается 5 тем эссе. Как вы думаете - почему не 1, не 2 , а 5? (ответы учеников). Если бы не было указано в КИМе, к какой образовательной области курса относится цитата, могли бы вы сами определить науку, к области которой она принадлежит? (ответы учащихся). Каким должен быть ваш первый шаг при написании эссе? Какую из предложенных тем вы бы выбрали и почему?

  2. Работа в группах: Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему - пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может "проглотить" эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Итак, возьмите жёлтые листы, на которых написана цитата («Человек- не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет». Эрих Фромм - психоаналитик и философ, обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики.

  3. Наша задача - определить проблему, которая в ней заключена. Для этого в группах подберите слово или словосочетание, которое бы отразило проблему. (работа в группах - выступление учащихся). Возможные варианты ответов: социализация, личность, социальное начало, слияние биологического и социального пр.

  4. На чистых листах создайте символический рисунок главной идеи той проблемы, которую поднимает автор в своём высказывании.

  5. Этап афиширования результата - рисунок с кратким комментарием. Общий вывод - как существо социальное - человек формируется в обществе, прио

  6. Работа над вторым этапом написания эссе - Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.

  7. Теория 2 -го этапа: Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).

2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:

а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;

б) обращение к личному опыту.

  1. Запишите обществоведческие понятия, термины, направления учёной мысли, которые могли бы быть использованы при аргументации. Ответы учащихся.

  2. Чтобы уверенно владеть обществоведческими терминами, а именно это является одним из главных условий успешного написания эссе, мы с вами попрактикуем один приём эффективного запоминания.

  3. Придумайте предложение, в котором бы использовался следующий ряд слов.:

  4. Афиширование результатов учащихся.

  5. Ещё один приём: Переведите на язык философских категорий фразу, сказанную ребёнком: «Вот когда я стану большой-большой, я буду много-много знать и как папа всё пилить, я пойду помогать бабушке, чтобы она была всегда вёселой». Возможный вариант ответа: «В процессе социализации человек приобретает новые знания, осваивает различные виды деятельности, определяется с профессиональным выбором».

Вывод: Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой.

  1. Работа над третьим этапом написания эссе - подбор фактов.

  2. Теория 3 -го этапа: При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:

Подтверждают ли они моё мнение?

Не могут ли они быть истолкованы по-другому?

Не противоречат ли они высказанному мной тезису?

Убедительны ли они?

Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «Уход» от темы.

  1. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.

  2. Чтобы не потерять логическую связь между теоретическим и эмпирическим уровнем, мы попрактикуем с вами творческий приём: Определите причины следующих событий: А) Сегодня Дима в хорошем настроении входил в школьный класс. Б) Новогодняя ёлка из бумаги у Наташи получилась аккуратной и красивой. В) Коля ни с кем не хотел сегодня общаться.

  3. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

  4. Обобщение учителя: Таким образом, мы с вами рассматривая правила написания эссе создали и его структуру. Чтобы в погоне за соблюдением правил, сохранить структуру эссе, я предлагаю вам создавать ваши эссе через логическую таблицу:

1. Цитата

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество».

(В.Г.Белинский)

2. Проблема, поднятая автором, её актуальность

Проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.

3. Смысл высказывания

Автор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Человек - живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты.
Понятие социализации, её этапы, механизмы, направления.
Агенты социализации.
Роль социального контроля в формировании личности.

5. Примеры

1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю.
2. Факты существования детей-маугли.


  1. И в завершении я предлагаю вам вернуться к диалектико-логическим противоречиям и попытаться, на основе приобретённого опыта, доказать такое противоречие: Равен ли полный стакан пустому?

  2. Проведем рассуждение. Пусть имеется стакан, наполненный водой до половины. Тогда можно сказать, что стакан, наполовину полный равен стакану, наполовину пустому. Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому. Кто докажет, что неверно?

  3. Д.З.: составить логическую карту предлагаемых эссе.

© 2010-2022