• Преподавателю
  • Обществознание
  • Конспект урока по дисциплине «Основы социологии и политологии» На тему «Разве может быть выбор несвободным?» (в форме интерактивного ток-шоу)

Конспект урока по дисциплине «Основы социологии и политологии» На тему «Разве может быть выбор несвободным?» (в форме интерактивного ток-шоу)

Мероприятие построено в форме интерактивного шоу, чтобы внести элемент неожиданности и привлечь к обсуждению вопросов не только участников, но и зрителей. Музыкальные паузы и выступление агитбригады облегчают восприятие сложной политической темы, облегчают диалог участников обсуждения. Мероприятие обеспечивает массовую подготовку студентов, за счет предварительного участия в разнообразных конкурсах, что требует погружения в тему.
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по дисциплине «Основы социологии и политологии»

На тему «Разве может быть выбор несвободным?»

(в форме интерактивного ток-шоу)

  1. ВВЕДЕНИЕ

Мероприятие построено в форме интерактивного шоу, чтобы внести элемент неожиданности и привлечь к обсуждению вопросов не только участников, но и зрителей. Музыкальные паузы и выступление агитбригады облегчают восприятие сложной политической темы, облегчают диалог участников обсуждения. Мероприятие обеспечивает массовую подготовку студентов, за счет предварительного участия в разнообразных конкурсах, что требует погружения в тему.

Участники мероприятия, накануне его проведения, участвовали в конкурсах:

  1. Конкурс презентаций «Навстречу выборам»,

  2. Конкурс плакатов «Счастливый человек счастливого общества»,

  3. Конкурс эссе «Демократические выборы в моем представлении»,

  4. Олимпиада знатоков избирательного права в форме компьютерного тестирования.

Форма интерактивного шоу позволяет подвести черту, объявить результаты конкурсов, продемонстрировать наиболее интересные работы и наградить победителей.

Цели мероприятия:

  • Повышать правовую культуру студентов - будущих избирателей.

  • Дать понятие свободы выбора, как одного из принципов демократии.

  • Выявить критерии свободного выбора.

  • Осмыслить роль избирателей в избирательном процессе.

  • Активизировать творческий потенциал молодежи в вопросах реализации избирательных прав граждан.

  • Способствовать формированию активной гражданской позиции студентов.

Время проведения - 2 часа. Место проведения - актовый зал.

Оснащение: Мультимедиа проектор, компьютер, экран, презентация с фрагментами м/ф, аудиозаписью размышления о качестве избирателей, образцами конкурсных работ, с музыкальным сопровождением. Три стола для совещательных микро-кругов. Три микрофона на стойках, 3 радио - микрофона. Стенды с оформленной выставкой плакатов. Карточки для обсуждения критериев выбора (Приложение 1). Агитационные листы кандидатов. Три поля «Всегда. Иногда. Никогда». Карточки для игры (Приложение 2). «Антиманипулятивные заповеди избирателя» (Приложение 3)

Наши гости: Главный специалист Избирательной комиссии Пензенской области Представитель избирательной комиссии Ленинского района города Пенза. Кандидат в депутаты Пензенской Городской Думы. Гости выполняют миссию экспертов по вопросам избирательного права.

2. СЦЕНАРИЙ ТОК-ШОУ

Вступительная речь преподавателя. Актуализация темы

Мероприятие «Разве может быть выбор несвободным?» проводится в рамках реализации гражданско-правового направления воспитательной работы. Мероприятие проводится накануне выборов в Городскую Думу города Пенза при поддержке избирательной комиссии Пензенской области и территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Пенза.

Проблема выбора - одна из главных проблем, стоящих перед человеком на протяжении всей жизни, потому что правильный выбор улучшает жизнь, а ошибочный - вызывает разочарование. Задача мероприятия: провести логические параллели между процессами выбора человеком товара, услуги, делового партнера (где критерии выбора всем понятны) и политическим избирательным процессом (где не все пока идеально, и не все понятно). Большая часть студентов способна грамотно и заинтересованно осуществлять свой выбор в первом случае, но порой проявляют апатию по отношению ко второму, политическому выбору. В действительности же, основные пути сознательного выбора везде одинаковы, это:

  • Желание разобраться,

  • Наличие доступа к нужной информации,

  • Проверка качества (достоверности) предоставленной информации.

Человек может допустить ошибку выбора, если:

  • Не желает сам разобраться в информации,

  • Не имеет доступа к необходимой информации,

  • Полученная информация недостоверна (а это преследуется законом).

Человек должен уметь делать выбор свободно и самостоятельно, в соответствии со своими интересами и возможностями. Поступая так, он делает меньше ошибок.

Разминка. Умеем ли мы грамотно выбирать?

Ведущий 1: В жизни человеку постоянно приходится выбирать. Что купить? С кем дружить? Кем быть? За кого отдать свой голос?
Ведущий 2: Проблема выбора - одна из главных проблем, стоящих перед человеком, потому что правильный выбор улучшает жизнь, а ошибочный - вызывает разочарование.
Ведущий 1: Каждый человек должен уметь делать выбор свободно и самостоятельно, в соответствии со своими интересами и возможностями. Сейчас проверим, способны ли студенты грамотно осуществлять выбор.
Ведущий 2: Внимание на экран! (фрагмент №1 из м/ф «Простоквашино»)
Преподаватель: Да, сегодня каждый, кроме Шарика, знает, что обувь выбирают по погоде, и по размеру, а уж потом по красоте.
Задание для первого «круга»: подумайте и объясните, как грамотно выбрать оператора сотовой связи? Вручить карточку №1. (Приложение 1).
Внимание на экран! (фрагмент №2 из м/ф «Простоквашино»).
Ведущий 1: Да, и такой выбор закономерен. Конечно, каждый нормальный папа незнакомому коту предпочтет любимую маму.
Задание для второго «круга»: подумайте и объясните, как грамотно отобрать партнеров по бизнесу, кому отдать предпочтение? Вручить 2-му кругу карточку №2 с заданием.
Внимание на экран! (демонстрируется фрагмент №3 из м/ф).
В мультфильме друзья Шарика решают за него вопрос о его специализации. В жизни бывает так, что родители решают судьбу детей за них.
Задание для третьего «круга»: подумайте и объясните, как грамотно и самостоятельно выбрать профессию? Вручить карточку№3. ( Приложение 1).
Преподаватель: Вы прекрасно справились с первым заданием и показали, что вас «на мякине не проведешь»! Вы достаточно умны, чтобы сознательно сортировать нформацию, необходимую для правильного выбора платных услуг, профессии и партнеров по бизнесу.

Информированный человек, желающий сделать самостоятельный, независимый выбор, меньше подвержен манипуляциям; его сложнее обмануть. Выбирая, он совершает меньше ошибок. Помехой может быть лишь недостоверная информация (но это наказывается по закону), или нежелание самого человека разобраться. Вы - молодцы. Ваш бонус - песня.

Песня «Каждый выбирает для себя». Исполняет Храмова Юля.

Проблемное обсуждение, с практическим исследованием: «Как выбрать достойного?»

Ведущий 2: Когда я выбираю для себя, то, действительно, ни к кому претензий не имею. А кто знает, как выбрать депутата, за кого отдать свой голос на выборах? Ведь депутатов мы выбираем не для себя, а «для них самих», улучшаем незнакомому человеку жизнь... Не понимаю!
Ведущий 1: Ты рассуждаешь «аполитично». Мы выбираем депутатов не «для них самих», а для управления государством или регионом. Мы выбираем среди кандидатов в депутаты тех, кому доверяем управлять жизнью страны, кому вверяем свое будущее. Депутат - это «слуга народа»! Посмотри, каким хорошим депутатом была бы студентка Чадова Алена.
Ведущий 2: Посмотрим конкурсную презентацию Чадовой Алены «Если бы я была депутатом».
Ведущий 1: Хорошая предвыборная программа. Но если бы Алена была кандидатом в депутаты, я бы ее не выбрал. Я студент, а в будущем - строитель-предприниматель, а Алена ничего не обещает ни студентам, ни людям бизнеса. Она хочет помогать детям, родителям, старикам, инвалидам, бедным. Ее программа не для меня.

Ведущий 2: Помогать нуждающимся людям - благородно. Ты же не будешь всю жизнь студентом. Выбирая кандидата, думай о будущем.

Ведущий 1: Представление о будущем, так же, как и представление о счастье у всех людей разное. Давайте посмотрим, что об этом говорится в конкурсной презентации Корниловой Маши «Что такое счастье?»

Преподаватель: Действительно, чтобы у всех был шанс на счастье, «тот, кто будет управлять всеми, должен избираться среди всех». Наша встреча проходит в канун очередных выборов депутатов в Городскую Думу города Пенза. Поэтому одна из наших задач - продвинуться хоть на шаг в направлении понимания, как выбрать достойного, за кого отдать свой голос.

Задание для всех «Средства предвыборной агитации»

Назовите критерии выбора кандидата в депутаты. (Отвечают) Что может повлиять на выбор избирателей? Что может помешать сделать правильный выбор? Посмотрите на экран и назовите среди перечисленных, только законные средства агитации:

(Пропаганда, запугивание, реклама, агитация, пример соседа, гипноз, насилие (принуждение), демонстрация, ложная информация, периодические печатные издания, сверхчастый кадр, телепередачи, радиопередачи, шантаж, публичные дебаты кандидатов, подкуп, митинг, совет родителей, воздействие химических препаратов, собрание, распространение печатных и аудиовизуальных агитационных материалов).

Незаконные средства агитации исчезают с экрана.

Преподаватель: Скажите, а вы встречали незаконные методы воздействия на избирателей? Последствием применения незаконных методов воздействия на избирателей может быть то, что достойные, профессиональные политики откажутся от участия в выборах, а недостойные, но наглые, беспринципные придут к власти.

Работа микро-групп по изучению и анализу агитационных листков

Внимание, приступаем к следующему заданию в микро-группах.

Как вы сами только что отметили, одним из законных средств агитации является агитационный листок. На ваших столах лежат такие листки настоящей предвыборной кампании. Предлагаем их так же для ознакомления экспертам. (Раздать агитационные листочки)

Преподаватель: Прочитайте листки предвыборной агитации. Обратите особое внимание на вопросы: Кто кандидат? Что он предлагает и зачем? На какие средства он собирается это выполнить? Отберите те фрагменты текста, которые вызывают интерес, доверие (сомнение).

Зрители в это время могут познакомиться с работами участников конкурса плакатов «Счастливый человек счастливого общества». (Выводятся на экран, в муз. сопровождении).

Преподаватель: Посмотрим, что у вас получилось. Студенты первого круга изучали листовку Митева Владимира Николаевича, кандидата в Пензенскую Городскую Думу. Чья листовка вызывает наибольшее доверие? Какая - наименьшее доверие? Почему?

(Возможные варианты ответа: Митеев В. Н. сообщает, что имеет музыкальный талант, окончил музучилище, затем - консерваторию, работал директором Дома культуры, подготовил коллективы лауреатов всесоюзных конкурсов. Это характеризует специалиста в области культуры и музыкального искусства. А нам предлагают его выбрать, как главу строительной кампании и антикризисного управляющего. Этот скачок в профессиональной специализации вызывает непонимание и недоверие. Кроме того, он, стал пензенским жителем совсем недавно).

Аналогично отчитываются студенты второй и третьей группы

Преподаватель: Является ли, знакомство с текстом агитационного листка достаточным основанием для осуществления сознательного выбора? Какую еще информацию о кандидате вы хотели бы знать? (Отвечают студенты).

Слово предоставляется экспертам (кандидатам в депутаты и членам избирательной комиссии): Прокомментируйте ответы студентов, дополните и исправьте, если это необходимо. Объясните, как же правильно выбрать среди многочисленных многообещающих кандидатов, за кого отдать свой голос на выборах? Почему мы должны среди прочих выбрать именно вас?

Выступление агитбригады «Консультант - smile»

Ведущий 1: Вы хорошо потрудились, и в награду для вас выступит команда «Консультант - smile», занявшая 2 место на городском конкурсе «Молодежь и выборы». Встречайте!

Проблемное обсуждение качества избирателей

Ведущий 2: Да, выбор у нашего героя (о герое СТЭМа) был очень непростой. Не хотел бы я, чтобы 1-го марта на моем избирательном участке оказались подобные кандидаты.

Ведущий 1: …Некоторые люди постоянно чем-то недовольны! То им программа не нравится, то кандидаты не устраивают. А сами-то они соответствуют ли статусу сознательного избирателя демократического государства? Вот послушайте, что говорит о качестве избирателей русский философ А.И.Ильин (Звучит аудиозапись, текст выходит на экран): «Не всякий народ и не всегда способен выделить к власти лучших при помощи выборов. Вопрос надо поставить так. Какой народ и когда, при каком размере государства, при каком уровне нравственности, правосознания, образования, имущественного благосостояния и при какой системе выборов - действительно решит эту задачу успешно?»

Преподаватель: Мы позволили себе критиковать кандидатов в депутаты, но забыли еще об одном важном участнике избирательного процесса, об избирателе, без сознательного участия которого, избирательный процесс теряет смысл. Какими качествами должен обладать человек в статусе избирателя в правовом демократическом государстве?

Игра «Всегда, иногда, никогда»: подумайте, какие виды деятельности, по вашему мнению, обязательны, а какие недопустимы для человека в статусе избирателя. Каждая микро-группа должна распределить карточки с вариантами поведения избирателя (Приложение 2), по полю, состоящему из 4х секторов: «Всегда», «Иногда», «Никогда». На выполнение задания отводится 3 минуты. К обсуждению присоединяются зрители.

Преподаватель: Спасибо всем участникам. Слово предоставляется экспертам. Прокомментируйте ответы студентов, дополните и исправьте, если это необходимо.

Награждение победителей конкурсов

Ведущий 2: «Легко выбирать, когда выбора нет. Трудно выбирать, когда выбор есть». Общество столетия боролось за право участвовать в выборах представителей власти. А, получив избирательное право, потеряло к нему интерес.

Ведущий 1: Отказываясь участвовать в выборах, человек все равно делает свой выбор: в пользу «плохих руководителей, которых потом сам будет критиковать». Принимая участие в выборах, люди надеются на лучшее будущее, на свое личное участие в сотворении счастливого общества.

Преподаватель: А начинается это участие в творении счастливого общества просто с интереса, с желания разобраться и понять. В январе студенты колледжа участвовали конкурсах под общим названием «Молодежь и выборы». Слово для награждения победителей конкурсов предоставляется членам жюри.

Подведение итогов мероприятия. Эстафета смыслов

Преподаватель: С момента совершеннолетия право выбирать - конституционные право, а вместе с тем и гражданская обязанность. Помните о том, что «плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами, не участвующими в голосовании». Никто не может заставить человека сделать выбор против его воли. Но он сам может допустить ошибку выбора, если: не желает сам разобраться в информации, не имеет доступа к необходимой информации, полученная информация недостоверна (а это преследуется законом). Каждый человек должен уметь делать выбор свободно и самостоятельно, в соответствии со своими интересами и возможностями. В заключении предлагаю «Эстафету смыслов» на тему «Свободное участие в выборах - «за» и «против». Все желающие подходят к микрофону и произносят за 30 сек., какие выводы сделали для себя в ходе мероприятия.

Всем спасибо за проявленную активность. Надеюсь, что и в политической жизни страны вы будете столь же активны и позитивны. Зрителям и участникам раздаются карточки-бонусы «Антиманипулятивные заповеди избирателя» (Приложение 3).


Приложение 1. Карточки с вопросами для разминки

Карточка для задания №1

  1. Как правильно выбрать?

  2. Назовите критерии выбора.

  3. Что может повлиять на ваш выбор?

  4. Что мешает сделать правильный выбор?

Приложение 2. Варианты карточек для игры «Всегда, иногда, никогда»

Общаться с кандидатами. Интересоваться политикой. Вмешиваться в деятельность избирательных комиссий. Заниматься частным бизнесом. Быть профессиональным строителем. Быть монахом. Быть студентом. Соблюдать Конституцию и законы РФ. Быть образованным на уровне основного общего образования. Иметь высшее образование. Отслужить в армии. Иметь регистрацию на территории избирательного участка. Иметь судимость 10-летней давности. Быть признанным судом недееспособным. Быть осужденным. Находиться в следственном изоляторе. Голосовать по паспорту. Голосовать по водительскому удостоверению. Исполнять роль наблюдателя по собственной инициативе. Быть наблюдателем по поручению кандидата в депутаты. Быть гражданином РФ. Быть гражданином США. Быть гражданином Казахстана. Не иметь определенного места жительства. Быть 14-летним обладателем новенького паспорта. Быть кандидатом в депутаты. В 18 лет быть кандидатом в президенты. Избирать, находясь в день выборов за границей. Голосовать до выборов. Быть пациентом туберкулезного диспансера

Приложение 3. Карточка-бонус «Антиманипулятивные заповеди избирателя»

  1. Идя на избирательный участок, не забудьте прихватить с собой свою голову.

  2. Внимательно вчитайтесь в избирательный бюллетень (если забыли очки, сбегайте за ними). Не торопитесь. Время подумать еще есть.

  3. Если «агитаторы» предлагают вам деньги, бесплатную выпивку или иные подарки - это тревожный сигнал. Помните: бесплатный сыр бывает только в мышеловке!

  4. Зри в корень! Не отвлекайтесь на громкие фразы и красивые обещания политиков. Подумайте, что реально может сделать этот человек для страны в целом и для вас лично.

  5. Помните, если вы пожалеете время и силы на то, чтобы сделать осознанный выбор, вас не пожалеет потом никто. Ваш голос - это кусочек власти, пусть небольшой. Но от того, как вы им распорядитесь, зависит не только ваше будущее.

  6. Не голосуйте «против всех». Это значит, что политическим манипуляторам удалось нейтрализовать вас. Ищите достойных!

  7. Не окажитесь «пропагусем» Докажите манипуляторам, что для вас их пропаганда - как с гуся вода! У вас есть свое мнение!

  8. Живите своим умом!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". -М.: Изд-во , 1995.

  2. Федеральный закон РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации". М., 1995.

  3. Федеральный закон РФ "О выборах Президента Российской Федерации". М., 1995.

  4. Избирательный закон: материалы к обсуждению. - М., 1993.

  5. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество/ Л.Н. Богоболюбов.- М., 1993. -Ч. 2.

  6. Данилов, А.А. Политические партии Российской Федерации на современном этапе/ А.А. Данилов, С.А. Засорин.- М., 1992.



© 2010-2022